Как сделать контур в фотошопе. Перевод в контуры

22.04.2019

Line Art Tutorial Recommended for Intermediate Level Photoshop Users

Сразу хочу успокоить вас и сообщить, что для успешного применения описываемой техники совсем не обязательно уметь рисовать. В основном это – трассировка. Создание хорошего контурного рисунка c помощью данной техники занимает часы… и, если вы рас- считываете, что работа заключается в быстром применении нескольких фильтров, то этот урок – не для вас.

Для успешного выполнения урока вам необходимо уметь работать с инструментом Pen (перо).

Все описываемые действия выполнены в Photoshop CS3, поэтому, при рабте в других версиях диалоговые окна программы могут выглядеть несколько иначе.

1) Подготовка слоев

Откройте фотографию в Photoshop и переименуйте слой Background в «original». Если ваша фотография достаточно темная, сначала осветлите ее, чтобы черные контуры, кото- рые мы будем наносить поверх изображения, можно было бы различить на его фоне.

Отрегулируйте яркость (Brightness) изображения, используя команду Adjustments>Brightness/Contrast из меню Image.

Сдублируйте (Ctrl+J) исходный слой, назвав новый слой «top».

Создайте еще два новых слоя (меню Layer>New>Layer или Ctrl+Shift+N), разместив их под слоем top.

Залейте один из новых слоев (расположенный над слоем oroginal) белым, переимено- вав его на background, а второй оставьте прозрачным, задав для него имя line art.

Сделайте невидимыми слои background и top, щелкнув по соответствующим значкам с изображением глаза в палитре слоев. Ваша палитра слоев должна теперь выглядеть так:

2) Настройка инструмента Brush (кисть)

При создании контуров вам потребуется менять толщину штриха (line weight), для придания вашему рисунку «глубины» в соответствии с правилами пер- спективы – чем «ближе» расположена линия, тем толще она должна быть. Кроме того, параллельные линии при удалении от наблюдателя сближаются, а контуры – становятся тоньше. В несколько утриро- ванном виде эти правила можно проиллюстрировать рисунком, приведенным справа:

Области, находящиеся в тени, так же изображают с более толстыми контурами, чем освещенные объекты.

Все это вы можете изучить, рассматривая контур- ные рисунки и комиксы.

Еще одна техника контурного рисунка заключает- ся в том, что используются лишь линии с двумя ви- дами контуров – более толстыми прорисовываются внешние контуры объекта, а тонкими – внутренние.

Перейдем теперь непосредственно к настройке кис- ти (Paint Brush) и настроим ее так, чтобы штрихи, наносимые ею сужались от начала к концу.

Щелкните инстумент кисть, затем выберите вклад- ку Brushes (кисти) в правой верхней части экрана:

Конкретные настройки для вашей кисти будут меняться в зависимости от типа рисуемых контуров и, особенно, от диаметра кисти. Ниже представлен один из вариантов:

Теперь перейдем в раздел Shape Dinamics (динамическое изменение формы):

1. Задайте для параметра Control режим Fade (затухание)

2. Задайте желаемое значение затухания

3. Задайте Minimum Diametr (Минимальный диаметр)

(На скриншоте показаны значения Fade=250, Minimum Diameter=27%, но вы можете по- добрать другую комбинацию этих параметров, которая понравится вам больше – поэкспе- риментируйте с двумя этими значениями)

Выберите в качестве foreground colour (цвет переднего плана) – черный (быстро сделать это можно, нажав клавишу D – цвета по умолчанию)

3) Создание контуров (Paths)

Начнем с центра изображения, которым в данном случае является лицо. Поскольку в качестве примера была взята фотография Scarlett Johansson, начнем с губ.

Только имейте в виду, что линия в точке, с которой начато построение контура, будет иметь наибольшую толщину, постепенно сужаясь к концу контура.

Убедитесь, что для инструмента Pen (перо) задан режим Create New Work Paths (Paths в Photoshop CS):

Создайте контур вокруг внешней части верхней губы, отрегулировав при необходимос- ти положение точек и расположение кривых участков инструментом Direct Selection Tool.

Когда вид контура вас удовлетворит, щелкните правой кнопкой мыши, не снимая выде- ления с конутура, и выберите в раскрывшемся меню пункт Stroke Path (обводка контура).

Щелкнув по пиктограмме глаза в палитре слоев, «верните» видимость слою background. Затем удалите вспомогательный контур (path), щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав пункт delete path. Теперь ничто не мешает вам рассмотреть созданную линию. Если вы удовлетворены результатом, снова отключите видимость слоя background и переходите к созданию следующего контура. Если нет – вернитесь с помощью палитры History на ста- дию корректировки вспомогательного контура, нарисованного инструментом Pen и отре- гулируйте его:

Кроме того, полученную линию можно подправить с помощью инструмента Eraser (ластик):

Для создания линий, тонких с обоих концов и утолщающихся к центру (как у внешнего контура нижней губы на рисунке) в настройках кисти (раздел Shape Dynamics) для пара- метра Control измените режим Fade на Pen Pressure со значением Minimum Diameter=1%:

Для таких линий при обводке их с помощью команды Stroke Path включайте режим Simulate Pressure (имитировать нажим).

Периодически включайте видимость слоя background, чтобы оценить результаты на чистом белом фоне.

Для создания очень толстых линий, таких, как контуры бровей, мы рисуем замкнутый (то есть, не имеющий разрывов) вспомогательный контур (path), и, при создании линии выби- раем не обводку вспомогательного контура (Stroke Path), а его заливку (Fill Path):

Для создания геометрических фигур – овалов, кругов, квадратов и т.п. – используйте со- ответствующие инструменты Ellipse Tool, Rectangle Tool.

Можно превратить в вектор растровое изображение , то есть превратить его в SVG-элемент контур.

В настоящее время для векторизации в inkscape использует код программы Potrace Питера Селинджера (). Возможно в будущем будут добавлены и другие программы, но даже на данном этапе имеющихся возможностей вполне достаточно.

Обратите внимание на то, что целью векторизации (перевода растра в контуры) не является создание точной копии исходного изображения или готового рисунка. Ни одному существующему алгоритму это пока не под силу. Все, что может сделать алгоритм векторизации - это превратить растровое изображение, например, фотографию в набор контуров , которые вы можете использовать в своих работах.

Как правило, чем темнее пиксели в изображениях, тем больше работы для алгоритма векторизации. Чем больше работает векторизатор, тем больше ему потребуется ресурсов компьютера и тем дольше ему придется работать. Поэтому рекомендуется начать с более светлых версий изображения, постепенно затемняя их до получения оптимального уровня детализации контура и пропорций.

Для того чтобы сделать из растрового изображения векторные контуры загрузите или импортируйте растровое изображение. Выберите объект растровое изображение, которые будете переводить в контуры и в главном меню выберите команду "Контуры" - "Векторизовать растр...", либо используйте комбинацию клавиш Shift+Alt+B .

Вы увидите три фильтра. Первый из них "сокращение яркости". Этот фильтр просто использует сумму красного, зелёного и синего компонентов пикселя (иначе говоря, оттенки серого) в качестве индикатора, и решает, воспринимать ли его, как чёрный или как белый. Значение порога яркости может быть задано в диапазоне от 0,0 (чёрный) до 1,0 (белый). Чем выше значение, тем меньше пикселей будет воспринято как "белые" и тем больше черного станет на изображении.


Вариант второй - "Определение краев". Этот фильтр использует алгоритм определения краев, придуманный Дж. Канни (J. Canny). Этот алгоритм векторизации представляет собой способ быстрого поиска изоклин (изоклина - линия, на всём протяжении которой наклон, определяемый уравнением, сохраняет постоянное значение) и подобных контрастов. Этот фильтр создает картинку, меньше похожую на оригинал, чем результат первого фильтра, но предоставляет информацию о кривых, которая при использовании других фильтров была бы проигнорирована. Значение порога здесь (от 0,0 до 1,0) регулирует порог яркости между смежными пикселями, в зависимости от которого смежные пиксели будут или не будут становиться частью контрастного края и, соответственно, попадать в контур. Фактически, этот параметр определяет темноту или толщину края.


Третий вариант "Квантование цветов". Результатом работы этого фильтра является изображение, которое заметно отличается от результата работы двух предыдущих фильтров, но при этом тоже может оказаться полезным. Вместо того чтобы показывать изоклины яркости или контраста, этот фильтр ищет края, где меняется цвет, даже если смежные пиксели имеют одинаковую яркость и контраст. Параметр этого фильтра (количество цветов) определяет количество цветов на выходе, как если бы растровое изображение было цветным. После этого фильтр определяет чёрный это пиксель или белый в зависимости от чётности индекса цвета.


Обращаем внимание начинающих пользователей, что результат работы векторизатора хоть и расположен поверх исходного растрового рисунка, но представляет собой отдельный объект контуров. Этот объект сразу является выделенным и можно переместить его мышкой или стрелочками клавиатуры, что бы убедиться в его самостоятельности. Узлы объекта можно редактировать с помощью инструмента управления узлами (подробнее см. в разделе инструкция inkscape). Стоит попробовать все три фильтра и внимательно рассмотреть различия в результатах обработки разных изображений. Все изображения индивидуальны. Обязательно найдётся такой рисунок, на котором один фильтр работает лучше, а другие хуже.

После векторизации рекомендуется воспользоваться функцией упрощения контуров, чтобы уменьшить количество узлов. Эта функция находится в главном меню "Контуры" - "Упростить" или комбинация клавиш Ctrl+L . C уменьшением узлов результат работы после векторизации более лёгким для редактирования.

На рисунке ниже слева показан результат последнего фильтра с отображением узлов контура сразу после векторизации. Справа тот же объект но после упрощения контуров. Этот рисунок показывает результат упрощения достаточно наглядно.


Возможно, что изображение станет немного грубее, но зато теперь его значительно проще редактировать. Еще раз обратите внимание на то, что векторизация дает не точную векторную копию, а набор кривых, с которыми можно работать дальше.

В этой статье мы рассмотрим, как можно создать контур для текста или объекта на изображении в Фотошопе. Сделать это совсем не сложно и времени займет немного. Сейчас Вы в этом убедитесь.

Как сделать контур текста в Фотошопе

Начнем мы с того, что сделаем контур для текста в Фотошопе . У Вас может быть изображение, на котором написан текст, или можете создать текст сами, выбрав подходящий размер и шрифт.

Я написала следующий текст, с помощью инструмента «Horizontal Type Tool» , и выбрала для него настройки, какие подчеркнуты на рисунке ниже.

Теперь нужно выделить наш текст. Про различные способы выделения , Вы можете прочесть, перейдя по ссылке. Поскольку текст однотонный и достаточно контрастный, по отношению к фону, я буду использовать инструмент «Magic Wand Tool» (Волшебная палочка).

В настройках инструмента выбираем значение «Tolerance» (Допуск) – выделяет область с похожими по цвету пикселями, и убираем галочку напротив «Contiguous» (Смежные пиксели). Убрав галочку, можно будет выделить сразу все пиксели похожего цвета на всем изображении, даже если области с похожим цветом расположены в различных местах.

Кликаем Волшебной палочкой по тексту. В результате, он будет выделен. Если бы мы оставили галочку напротив «Contiguous» (Смежные пиксели), то выделилась бы только одна буква, по которой мы кликнули, и пришлось бы кликать по каждой букве, чтобы выделить ее.

Теперь давайте обведем текст. Наведите курсор на выделенную область и кликните по ней правой кнопкой мыши. Выберите из контекстного меню «Make Work Path» (Образовать рабочий контур).

В следующем окне задайте значение допуска «Tolerance» и нажмите «ОК» .

Текст будет обведен тонкой линией. Чтобы ее увидеть, на панели слоев скройте слой, на котором написан текст – уберите глазик напротив него.

Делаем обратно слой с текстом видимым. Теперь нужно создать новый слой. Для этого на панели слоев кликните на кнопочку «Create a new layer» (Создать новый слой).

Оставляем выделенным созданный слой «Layer 1» .

Сделать контур в Фотошопе можно, используя различные инструменты: «Brush Tool» (Кисть), «Eraser Tool» (Ластик), «Smudge Tool» (Палец) и прочие. Но перед тем как его сделать, нужно настроить необходимые параметры для инструмента.

Мы будем создавать контур, используя «Brush Tool» (Кисть). Поэтому, выбираем ее на панели инструментов, и задаем желаемые параметры. Я выбрала жесткую кисть с размером 7 салатового цвета.

После этого, на панели инструментов выберите «Path Selection Tool» (Выделение контура).

Кликните мышкой внутри выделенного контура и выберите из меню «Stroke Path» (Выполнить обводку контура).

В следующем окне из выпадающего списка выбираем инструмент, которым будем делать контур. Выбирайте тот инструмент, который Вы настраивали на предыдущем шаге. У меня это «Brush Tool» (Кисть). Нажмите «ОК» .

Контур текста будет обведен. В примере, кистью салатового цвета.

Чтобы удалить тонкую серую линию, которой изначально был обведен текст, нажмите «Backspace» . На рисунке через светлый контур просвечивается темная полоска – это уберет ее.

На этом все – мы сделали контур для текста в Фотошопе.

Вы можете сохранить изображение на прозрачном фоне , и потом добавить его на любое другое, без белого фона. Прочтите статью, перейдя по ссылке.

Для данного примера это делается так: разблокируйте слой «Background» , удалите слои «Background» и «сайт» , сохраните изображение в формате *.png или *.gif .

Как сделать контур для изображения

Теперь рассмотрим, как сделать контур для объекта на изображении . Создадим контур для этой розы.

Вы можете создать контур чего угодно: человека, здания, животного.

Открываем изображение или фото в Фотошопе. Теперь нужно выделить объект. Я буду использовать инструмент «Quick Selection Tool» (Быстрое выделение).

Выбираем его и кликаем мышкой по розе. Если ошибочно выделится ненужная часть изображения, зажмите «Alt» и кликните по ней мышкой, чтобы вычесть данную область из выделения.

Когда выделите нужный объект, нажмите по нему правой кнопкой мыши и выберите из меню «Make Work Path» (Образовать рабочий контур). Наша роза будет обведена тонкой серой линией.

На палитре слоев создаем новый слой и оставляем его выделенным.

Теперь перейдите к настройке инструмента, с помощью которого будете делать контур. У меня будет «Brush Tool» (Кисть) седьмого размера черного цвета.

Выбираем на панели инструментов «Path Selection Tool» (Выделение контура). Кликаем мышкой внутри выделенного контура и выбираем из меню «Stroke Path» (Выполнить обводку контура).

В следующем окне выберите тот инструмент, который настраивали.

Если отключить видимость основного слоя, получится следующее. Удалить тонкую серую линию контура можно клавишей «Backspace» .

Теперь тонкой кистью давайте прорисуем контура внутри изображения. Включаем видимость слоя с розой.

Рисовать будем на том слое, где выделен контур, поэтому активным должен быть «Layer 1» .

Я выбрала черный цвет для кисти, размер – 4 и обвела все линии внутри розы.

ШАГ 1. СКАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Первым делом нужен рисунок, с которым вы будете работать. Чтобы отсканировать изображение прямо в Photoshop, пройдите в меню Файл – Импорт (File – Import) и выберите из списка имя вашего сканера.

В зависимости от модели сканера, это окно будет, скорее всего, выглядеть у всех по-разному. Но базовые принципы везде одинаковы. Изображение нужно отсканировать в большом разрешении – 300 точек на дюйм (dpi). Если у вашего аппарата есть такая опция, можно также выделить определенную область для сканирования. Я именно так и сделала.

После сканирования, возможно, понадобится внести кое-какие корректировки в эскиз, чтобы сделать его более четким. Пройдите в меню Изображение – Коррекция – Уровни (Image – Adjustments – Levels). В окне Уровней (Levels) будет много разных опций, которые можно применить к рисунку, но нас сейчас интересуют только три слайдера под черной гистограммой. Передвигая черный и белый слайдеры к центру, можно корректировать светлые и темные участки изображения. Манипулируйте ими до тех пор, пока не получите более-менее четкий рисунок.

Для моего эскиза было достаточно «подергать» лишь черный слайдер, чтобы получить желаемый эффект.

Так как впоследствии придется обводить рисунок черным контуром, нужно подкорректировать эскиз таким образом, чтобы можно было легко отделить его от карандашных линий.

Пройдите в меню Изображение – Коррекция – Баланс Цвета (Image – Adjustments – Color Balance). Убедитесь, что выбрана кнопка Midtones (средние тона), и передвиньте Желтый (Yellow) слайдер до самой крайней справа точки. Ваш рисунок приобретет синеватый оттенок.

ШАГ 2А – КОНТУРИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ РУКИ

Для создания контурного рисунка я использую два метода. Вы можете выбрать один из них. Первый метод заключается в очищении карандашного эскиза и использовании его в качестве контурного рисунка.

Этот рисунок придется повторно распечатать, чтобы обвести его, однако, велики шансы, что отсканированное после этого изображение, будет чуть меньшего размера. Поэтому после прорисовки эскиза, нужно увеличить его. Чем больше будет контурный рисунок, тем легче будет спрятать любые ошибки в будущем.

Пройдите в меню Изображение – Размер изображения (Image – Image size). Убедитесь, что в качестве меры измерения длинны выбраны дюймы (inches), также убедитесь, что галочкой отмечен пункт Сохранить Пропорции (Constrain Proportions), иначе ваше изображение будет искажено. Теперь нужно подогнать изображение по ширине и/или высоте, чтобы оно вписалось в стандартные параметры печатной бумаги. Для меня самый простой способ сделать это – установить наибольшее разрешение 10 дюймов (inches). Например, высота моего рисунка больше, чем ширина, поэтому я делаю высоту 10 дюймов (inches). Второй показатель сформируется автоматически, т.к. вы отметили пункт Сохранить пропорции (Constrain Proportions). Это очень полезная опция.

Теперь распечатайте свой рисунок на обычной принтерной бумаге.

Положите поверх этого рисунка кальку, закрепите ее скотчем. Лучше пусть это будет бумажный скотч, потому что потом его нужно будет удалить. Аккуратно закрепите кальку поверх рисунка. Используя очень тонкий карандаш (или, как мне нравится, механический карандаш 0,7мм) или даже ручку, если вам так хочется (но учтите, что чернила могут легко размазаться по кальке), обрисуйте рисунок.

Работайте слева направо (если вы правша; если же вы левша, то работайте в противоположном направлении) и следите за тем, чтобы случайно не положить свободную руку на только что нанесенный рисунок. Работайте аккуратно, иначе контур получится размытым.

Также, если вам нравится этот метод и у вас есть немного лишних средств, можете приобрести пергамент. Он, конечно, стоит дороже, но думаю, и результат получится более качественным.

После обводки рисунка аккуратно удалите кальку и снова отсканируйте. Не забудьте выбрать разрешение 300 точек (dpi).

Теперь нужно будет повторить процесс коррекции уровней, чтобы сделать линии четче и темнее.

Чтобы подготовить рисунок для раскрашивания, нужно совершить определенные действия, чтобы сделать эти линии пригодными.

Во-первых, в окне Слои (Layer) кликните дважды по слою с фоном, на котором и есть ваш контурный рисунок. Так заблокированный слой станет редактируемым. Переименуйте этот слой на «Линии» (Links) или «Чернила» (Inks) или как вам захочется, лишь бы вам было понятно и удобно в использовании.

Затем кликните по кнопке, выделенной красным маркером на рисунке ниже, чтобы создать новый слой.

Убедитесь, что вы выбрали этот новый слой, а не слой с контуром. Пройдите в меню Слой – Новый – Фон из слоя (Layer – New – Background from Layer). Так мы установим этот пустой новый слой как фон.

И последнее, вернитесь на слой с контуром. Кликните по стрелке, выделенной красным кругом, чтобы открыть меню с режимами слоев. Выберите из списка режим Умножение (Multiply). Этот режим превратит слой в нечто похожее на кальку или прозрачную бумагу. Это позволит краскам проглядывать через белые области вокруг линий. Если вам понравился этот метод, можете сохранить свой эскиз в.psd-файле, пропустить шаг 2Б и перейти сразу к шагу 3.

ШАГ 2Б – КОНТУРИРОВАНИЕ В ILLUSTRATOR-е

Минусы контурирования в цифре заключаются в том, что вы получаете меньше контроля над процессом, и результат может получиться слишком резким и ненатуральным. Плюсы этого метода в том, что можно добиться более четких линий, можно легко и быстро корректировать и удалять линии, а также легко вносить дополнительные изменения, такие как, например, изменение цвета линий.

Возьмите свой оригинальный эскиз (со всеми видоизменениями до пункта 2А) и сохраните его как.psd-файл в Photoshop-е. Затем откройте Illustrator и создайте в нем новый документ с RGB цветами. Также, установите для холста достаточно большой размер. Я обычно выбираю 8х10 дюймов (inches).

Теперь перейдите в меню Файл – Поместить (File – Place) и найдите.pds-файл с вашим эскизом.

Вы, наверняка, заметите, что ваш рисунок будет маловат для такого большого холста. Ваш эскиз должен быть настолько большим при контурировании, насколько это возможно, поэтому возьмите Стрелку (Arrow) и растяните рисунок, потянув за круглые метки в уголках изображения (не забудьте при этом удерживать клавишу Shift, чтобы не исказить рисунок), пока эскиз не будет такого же размера, как полотно. Ничего страшного, если какие-то участки изображения вышли за пределы холста. Но следите за тем, чтобы рисунок, который вы будете обводить, был строго в рамках листа.

Теперь создайте новый слой. Меню слоев здесь такое же, как и в Photoshop-е. Кнопка создания нового слоя обведена красной линией. Назовите этот слой Чернила (Inks) или дайте другое подходящее название. Также не забудьте заблокировать слой с эскизом, чтобы случайно не начать рисовать на нем. Просто кликните по пустому квадратику слева от слоя, там появится маленькая иконка замочка, что будет значить, что слой заблокирован.

К сожалению, большинство стандартных кистей, которые имеются в illustrator-е, мало подходят для такого рода контурирования, поэтому нам придется отредактировать одну из имеющихся. Для начала найдите инструмент Кисть (Paintbrush tool) (выделено в красный круг слева на рисунке). Затем откройте окно с кистями (Brushes), это где-то рядом с окном Слоев (Layers). Выберите первую круглую маленькую кисть, которую там найдете, затем кликните по стрелочке в верхнем правом углу и выберите Опции Кисти (Brush Options). На рисунке ниже вы видите те опции, которые я выбрала для своей кисти. Если хотите, можете выбрать другую кисть и применить к ней эти же настройки, и сохранить для другого раза. Я назвала свой новый инструмент «Чернильной кистью» (Inking Brush). В конце, убедитесь, что контроль мазка кисти (черный квадрат с серым центром в нижнем правом углу на рисунке) переключен на черный, а цвет заливки выбран прозрачный (белый квадрат с красной линией, проходящей по диагонали этого квадрата). Чтобы поменять один из квадратов на прозрачный, просто выберите нужный квадрат и кликните по иконке прозрачности (выделено красным кругом в самом нижнем правом углу).

Должна сказать, что, если у вас нет Illustrator-а, то в Photoshop-е есть похожая кисть. Единственное отличие заключается в том, что Photoshop использует пиксели, а illustrator – векторы, так что придется чуть больше потрудиться, чтобы получить плавные линии. Также, иногда бывает сложно в будущем подчистить неровности. Было время, когда я сама использовала для контурирования Photoshop, поэтому и он сгодится, если других вариантов нет.

Теперь можно перейти непосредственно к контурированию, но здесь есть и подводные камни, о которых вам стоит узнать заранее. Во-первых, следите за тем, чтобы вы не сходили с Чернильного слоя (Inks Layer), и за тем, чтобы слой с эскизом оставался заблокированным. Теперь возьмите кисть и начните обводить линии контура. Каждый нанесенный мазок будет работать как отдельная редактируемая линия. Это очень удобно, потому что, впоследствии, вы сможете корректировать любые из этих линий. Вы также должны заметить, как по мере рисования ваши линии будут автоматически разглаживаться.

Тем не менее, учитывая, что это векторные пути, а не пиксельные линии, здесь есть несколько раздражающих факторов, о которых вам стоит знать. Когда вы рисуете линию, а затем еще одну, продолжающую первую, она не всегда создается отдельным путем, а может либо протянуть ваш первый путь, либо, наоборот, наслоиться на него. Посмотрите, что произойдет, если нанести линию по направлению, указанному красной стрелкой на рисунке.

Система автоматически скорректировала первый путь, и он теперь продолжает новую линию. Это, конечно, раздражает, но решить эту проблему можно. Первое, что можно сделать, это после каждого нанесенного мазка нажимать меню Выделить – Убрать выделение (Select – Deselect). Таким образом, вы будете наносить новые линии, не влияя на старые.

Есть и другой способ избавления от этой проблемы – просто рисуйте по направлению к уже нанесенной линии. Начните с того места, которое не контактирует с линией, которую вы выделили. Это может стать очень удобным трюком.

Вы можете манипулировать путями (линиями) как с помощью кисти, так и с помощью курсора. Курсором можно, например, выделить путь и изменить его размер или угол наклона, подергивая за уголки выделения.

С помощью кисти можно корректировать линии. Здесь я нанесла линию чуть короче, чем мне хотелось бы. Это очень легко исправить. Просто выделите этот путь (делается это путем клика курсором по линии) и продолжите линию, как показано на рисунке.

Не обращайте внимания на пересекающиеся лини, как на рисунке ниже, обведенные красным кругом. Если вы используете Illustrator, то лишни линии можно легко и просто стереть позже.

Чтобы стереть часть линии, выделите необходимый путь, затем найдите на панели инструментов Ластик (Eraser) (он обведен красным кругом на рисунке ниже).

Используя Ластик (Eraser) пройдитесь по той части пути, которую хотите удалить. На рисунке ниже красной стрелкой показан участок, который я хочу удалить на своем рисунке.

И лишнее просто исчезает… как по волшебству!

Хотя и у этого трюка есть свои минусы. Иногда вокруг области, где вы применили Ластик (Eraser) могут появиться «искажения». Если исправить эти зоны слишком сложно, оставьте все как есть. Их можно будет потом аккуратненько поправить в Photoshop-е.

Когда вы закончите, результат должен быть примерно таким (рисунок ниже):

Почти все готово для раскрашивания. Выберите слой с эскизом и кликните по иконке с мусорным ящиком, чтобы удалить его, оставив только контурный рисунок, как на рисунке ниже:

Сохраните свой рисунок в формате AI, убедитесь, что в графе, где говорится о совместимости с PDF, стоит галочка, а также в пункте «Применить сжатие» (Use compression). Теперь закройте Illustrator и вернитесь в Photoshop, чтобы открыть этот AI-файл. Повторно сохраните этот файл в формате PSD. И сделаем еще пару изменений, прежде чем приступить к раскрашиванию.

Ваш рисунок будет выглядеть примерно как на рисунке ниже. Шахматная сетка показывает прозрачные области. Нужно для этого изображения создать фон. Для этого создайте новый слой, установите его фоновым, нажав Слой – Новый – Слой из фона (Layer – New – Layer from Background).

Теперь кликните дважды по названию слоя, где находится ваш рисунок (это слой под названием Layer 1 в окне со слоями), и переименуйте его на что-нибудь типа Линии (Lines).

ШАГ 3 – КРОППИНГ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКТИРОВКА ЛИНИЙ, ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА

Мне совсем не нравилось, как рисунок получился в нижней части, к тому же, некоторые линии просто «съезжали» со страницы, поэтому нужно исправить это путем срезания лишнего. Инструмент обрезки (Crop tool) обведен красным кругом на панели инструментов. Выделите прямоугольником ту область, которую хотите сохранить. Мне не нужна нижняя часть рисунка, поэтому я оставляю ее за пределами выделения.

Можно менять форму выделения как вам захочется, пока вы не приняли эти изменения (это делается путем нажатия зеленой галочки в верхней части экрана).

Теперь пришло время разобраться с теми линиями, которые вы не убрали в Illustrator-е. используйте Ластик (Eraser tool) (выделен красным кругом на панели инструментов) маленького размера, чтобы аккуратно убрать все лишнее. Я обвела те области, которые мне нужно либо совсем убрать, либо чуть-чуть укоротить (например, кончики некоторых волосков нужно немного заострить).

Два рисунка ниже демонстрируют примеры ДО и ПОСЛЕ подчистки.

Далее нужно немного изменить размеры изображения. Мне совсем не нравится нехватка пространства между персонажем и краями холста. Пройдите в меню Изображение – Размер холста (Image – Canvas size) и введите новые параметры размера. На маленькой таблице якоря (Anchor) видно, в какую сторону будет растягивать изображение. Белый кубик – это ваше изображение, стрелки показывают дополнительные области прибавления к холсту. Так как я обрезаю свое изображение по нижней части, нужно убедиться, что там не будет добавлено никакой новой области. Дополнительное пространство мне нужно добавить только сверху и по бокам. Для этого я кликаю по нижнему кубику по середине, чтобы закрепить полотно.

Становится качественная работа с контурами. Сам абрис является линией, определяющей форму объекта. Один из самых полезных, удобных и функциональных инструментов Корела, о котором мы поговорим подробнее.

Как в CorelDraw сделать контур изображения. Настройка цвета, шага и других опций

Для создания нужен объект, который уже открыт в редакторе. Затем переходим во вкладку «Эффекты», здесь нам нужно выбрать «Контур».

Это меню можно открыть и воспользовавшись сочетанием «Ctrl + F9» .

Выбрав один из предложенных вариантов можно определить расположение по отношению к объекту.

Здесь можно определить шаг и смещение, указав в соответствующих полях нужные значения. Переходим к разделу «Цвет», нажав на среднюю пиктограмму вверху окна настроек.

Можно здесь задать варианты оттенка, обводки, с указанием подходящих цветов в выпадающих списках. Здесь может задаваться последовательность по изменению оттенка заливки , её можно выбрать, нажав на нужные нам пиктограммы.

Чтобы задать вариант ускорения перехода, следует перейти в раздел меню «Ускорение». Для перехода к нему следует нажать соответствующую кнопку вверху окна настроек.

После того как будут установлены всё соответствующие параметры, остаётся лишь воспользоваться кнопкой «Применить».

После этого создание завершено. Обязательно следует также отметить - возможно изменение всех параметров, используя команды на панели атрибутов.

Как убрать контур в CorelDraw

Действия здесь довольно просты. Достаточно будет сделать соответствующий контур просто бесцветным, или же установить для него цвет внутренней заливки. Мы выше уже рассматривали, как можно редактировать цвет. Для этого просто выделяем необходимый контур, а справа внизу находится кнопка, открывающая его свойства. Здесь и можно задавать подходящие параметры для обесцвечивания.

Как в Кореле обвести картинку по контуру

Кроме основного средства «Перо», наборы инструментов по обводке предоставляют пользователям дополнительные возможности для работы. В частности, следует отметить панель инструментов, панель атрибутов и другие инструменты.

Как отмечают опытные иллюстраторы, в этом отношении самый мощный инструмент обводки - как раз работа с диалоговым окном Outline Pen. Хотя во многих случаях вполне достаточно панели «Контур».

Мы рассмотрели основные возможности по созданию, удалению и обводке. В остальном же Корел предлагает ряд дополнительных параметров по редактированию - остаётся лишь определиться со своими приоритетами и находить свободное время для творческих экспериментов и проявления своего авторского видения идеального дизайна.