Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.
Как найти окончание
Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.
Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:
Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.
Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.
Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.
Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.
Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.
Как найти основу слова
Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.
Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.
Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.
Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.
Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол
, лошадь
. Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола
, лошади
.
Сравним:
Внимание:
В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .
Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол
, лошадь
окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра
, сверху
, слева
.
Окончание — изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.
Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.
Окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.
От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.
луг()
— луг(а)
,
трав(а)
— трав(ы)
,
смел()
— смел(ы)
;
бел(ый) — бел(ое) — бел(ая) , думающ(ий) — думающ(ая) , сидел() — сидел(а) ;
Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.
Окончание не входит в основу слова , так как имеет только грамматическое значение.
Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:
Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:
Выполните
(повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- —
повелительного наклонения) вторую задачу после того, как выполните
(настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
вы-лет-и-(те)
(повелит. наклонение) — вы-лет(ите)
;
вы-леч-и-(те)
(второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите)
и т.д.
В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:
выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете ) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).
Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:
Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию :
хлеб(а) — хлебные злаки и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.
Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:
В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову по смыслу, с помощью порядка слов и интонации: быстро бежать, бежать наверх .
Неизменяемые части речи | Примеры |
---|---|
деепричастия | видя, слыша, собирая, умываясь |
наречия | наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж |
несклоняемые существительные (обычно заимствованные): | какао, колье, кашпо |
несклоняемые прилагательные: | хаки, бордо,беж |
прилагательные в сравнительной степени: | сильнее, выше |
притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: | его, её, их |
междометия и звукоподражания: | ура, ах! |
Служебные части речи: | |
союзы | хоть |
около | |
пусть |
Внимание! Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.
Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:
Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э
Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:
стол(), конь() — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.
При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.
Нулевые окончания имеют: | Примеры |
---|---|
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах: |
лес() — лес(а), лес(у); |
существительные женского рода 3-го склонения в именительном падеже ед.ч.: |
мышь() — мыш(и); |
существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов: |
туч() — туч(а) — туч(и), |
краткие прилагательные и причастия мужского рода ед.ч.: |
красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а), |
притяжательные прилагательные в И.п. м.р ед.ч. |
лис-ий() — лись(я) -лись[й"(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так) |
глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении: |
пел(), пел() бы — пел(а), |
у глаголов повелительного наклонения ед.ч.: |
учи(), смотри(), пиши(); |
числительные в именительном и винительном падежах: |
десять() — десят(и), десять(ю) |
Внимание! Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!
В сложных словах возможно выделение двух окончаний:
Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о -лет() , красн-о -кож(ий) .
с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:
лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий() , где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и — из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’] , а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.
Какие бывают окончания слов? Как определить окончание? Правила?
Все ИЗМЕНЯЕМЫЕ слова имеют окончание. Вот это главный момент в определении окончания, то есть мы не будем искать окончание в неизменяемых словах: наречии, деепричастии, несклоняемых существительных и прилагательных, простой сравнительной степени прилагательных и наречий, некоторых сложных словах (завкафедрой).
В каждой части речи свои окончания. Чтобы правильно выделить окончания в существительном, прилагательном, причастии, местоимении и числительном, вспомним, как изменяются они по падежам. Стол-- стол-а, стол-у; красн-ый -- красн-ого, красн-ому; твой-- тво-его, тво-ему; сделанный-- сделанн-ого, сделанн-ому, пять -- пят-и, пять-ю;
В формах глагола свои личные окончания, которые зависят от спряжения глагола, первого или второго. Брать-- бер-у, бер-шь; купить -- купл-ю, куп-ишь.
А есть еще разноспрягаемые и особоспрягаемы глаголы (есть, дать).
Не забудем и о нулевом окончании слов-- материально не выраженной морфеме в ряде падежей существительных, в формах глаголов.
К примеру, все существительные 2 склонения мужского рода и 3 склонения женского рода, а также некоторые существительное в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание: конь, мякиш, малыш, обруч, вещь, степь, фасоль; нет туч, галош, кож, блюдец, затмений, скамей.
Чтобы выделить окончание слова, нужно знание морфологии русского языка.
Окончания бывают, например, падежные.
Возьмем слово ледник единственного числа и ледники множественного числа и просклоняем их по падежам.
Им.п. ледник/ледники,
р.п. ледника/ледников,
д.п. леднику/ледникам,
в.п. ледник/ледники,
т.п. ледником/ледниками,
п.п. леднике/ледниках.
То есть мы видим в существительном окончание -ом-, то с уверенностью можем сказать о том, что это творительный падеж.
Окончание в слове может быть нулевым, например в словах: компас, рукав, барометр. Чаще всего это слова мужского рода.
У глаголов например, чтобы определить окончание нужно поставить слово в другое лицо и число.
Например слово беречь:
я берегу,
ты бережешь,
он бережет,
они берегут.
Все что меняется на конце слова будет окончанием.
Окончания бывают как материально выраженными:
колокольчик-ом,
букашк-а,
солнечн-ая,
зеленеющ-ий,
булочн-ая,
кроватк-а,
выпрыгнул-а,
так и не материально выраженными, такое окончание называют нулевым (при изменении слова оно появляется):
конь (но кон-ем, кон-я и т.д.),
сирень (но сирен-и и т.д.).
Для того, чтобы правильно выделить в слове окончание, слово нужно изменить, при условии, что это изменяемая часть речи (существительное, имя прилагательное и др.) Та часть слова, которая изменяется, и будет окончанием:
малина, окончание А, т.к. эта часть меняется при склонении слова:
малин-ой,
Неизменяемые части речи, например, наречия, окончаний не имеют.
Также не имеют окончаний неизменяемые, несклоняемые, существительные, например, пальто, кино и др.
Одна из особенностей русского языка – наличие окончаний в словах. Окончание - это часть слова, стоящая после корня и суффиксов. Изменение окончаний для логической связки слов в предложении соответствует правилам русского языка, нормы которого отвечают на вопрос о том, как определить окончание. На коротком примере предложения из трех слов при изменении окончания в двух из них четко виден изменившийся смысл: настоящее время стало прошедшим, единственное число – множественным: "Я читаю книгу" – "Я читала книги". Изменились окончания глагола и существительного, изменив само предложение.
Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы - класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.
Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес - леса; адрес - адреса; тополь - тополя.
Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).
Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.