Как изображен островским мир дельцов в бесприданнице. Сочинения. Действующие лица и их краткая характеристика

03.10.2020

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

У них арифметика вместо души.
А. Н. Островский

Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России.

Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец нового времени с громадным состоянием”. Василий Данилыч Вожеватов – “представитель богатой торговой фирмы”.

Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”. Вот они герои нового времени.

Фразу “у них арифметика вместо души” произносит в пьесе Сергей Сергеич Паратов. Так он характеризует иностранцев, которые служат у него на судне. “У них душа коротка”, – говорит он с уверенностью в собственном превосходстве. Да, Паратов любит и умеет жить красиво. Он остроумен, азартен, умеет ценить красоту.

Но еще больше умеет прицениться: “Найду выгоду, так все продам, что угодно, – признается он Кнурову. – У меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски”. Как ни жаль ему расстаться со своей свободой, со своей веселой жизнью, но золотые прииски, без сомнения, ценнее и выгоднее. Кнуров и Вожеватов одобряют сделку: ведь не жениться же в самом деле на бесприданнице Ларисе!

Разве что повеселиться с ней напоследок!

Вожеватов тоже с гордостью говорит о том, что не замечает в себе того, “что любовью-то называют”. Зато хорошо знает, что “всякому товару цена есть”, и лишнего не передаст. Хоть и “дорогой бриллиант” Лариса Дмитриевна, но состояние она купцу Вожеватову не прибавит. Проиграв Кнурову возможность “прокатиться” в Париж с Ларисой, Вожеватов доволен: “Я не в убытке: расходов меньше”.

Даже слов утешения не нашлось в его душе для подруги детства. “Честное купеческое слово”, данное Кнурову в бесчестной сделке, важнее сочувствия, сострадания. Да и откуда взяться таким чувствам, если “у них арифметика вместо души”.

Почти полтора века живут на сцене герои Островского. Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова в наше время так же узнаваемы, как и на заре товарно-денежных отношений. Они носят новомодные европейские костюмы, ездят в современных автомобилях, собираются на выставку в Париж.

И все считают, считают…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества. В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины, воспевались ее лучшие черты:верность, искренность, красота, ум, благородство, нежность и бескорыстная любовь. Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”. Смыслом жизни главной героини является любовь. Лариса красивая, умная, нежная, разносторонне одаренная девушка […]...
  2. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: “блестящий барин из судохозяев” Сергей Сергеич Паратов и “небогатый чиновник” Юлий Капитоныч […]...
  3. Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из “Грозы”. Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает […]...
  4. Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет. Лариса Дмитриевна – ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров – крупный делец, пожилой человек с огромным состоянием. Василий Данилыч Вожеватов – один из представителей богатой торговой фирмы. Юлий Капитоныч Карандышев – небогатый чиновник. Сергей Сергеевич Паратов – блестящий барин из судохозяев. Действие происходит в городе Бряхимове, […]...
  5. Пьеса ” Бесприданница ” написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса – мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – […]...
  6. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”, красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в финале пьесы оказывается обычным охотником за приданым богатых купчих. Черты Паратова, которые так восхищают Ларису, на самом деле пустой обман. За блестящей внешностью героя скрывается отсутствие искренних эмоций и ясности […]...
  7. Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств. “Бесприданница” схожа по смыслу с драмой “Гроза”. В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от […]...
  8. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, […]...
  9. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Это чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и ценить красоту, прекрасное. Героиня ищет настоящей […]...
  10. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи. В образах […]...
  11. 1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета. 2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой. 3. Представители делового мира в пьесе. 4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев. В пьесе “Бесприданница” А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: […]...
  12. Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький “Бесприданница” – одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохновенное утверждение необходимости чистых отношений между людьми. Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж […]...
  13. Неслучайно Островский наградил фамилией Вожеватов одного из значимых героев пьесы “Бесприданница”. Слово “вожеватый” было раньше общепонятным, так называли людей богатых, состоятельных. Василий Данилыч Вожеватов – молодой человек, одетый по-европейски и являющийся представителем богатой торговой фирмы. Это типичный представитель купеческого сословия девятнадцатого века. Он расчетлив и практичен, деньги играют в его жизни главную роль. Отношение Вожеватова […]...
  14. Островский написал драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы “Гроза” и “Горячее сердце”. Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице” – все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. […]...
  15. 1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского – […]...
  16. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение “блестящим барином” Паратовым, который вскружил […]...
  17. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что благодаря браку с Ларисой он может повысить свой социальный статус. Карандышев является мелким чиновником, которого никто не замечает и не уважает. Юлий Капитонович уверен, что находясь рядом с такой женщиной […]...
  18. Любовь Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы “Бесприданница” Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как “Жестокий романс”. Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года, но не имели большого успеха. И только после смерти автора произведение получило всеобщее признание. События происходят в вымышленном городе на Волге под названием Бряхимов. Касаются […]...
  19. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, развитие его художественного таланта. Каждый персонаж “Бесприданницы” раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных […]...
  20. Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы – Карандышев. Совсем, конечно, разные люди – Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться “блестящим барином” – таким же, как Паратов: “В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…” – и т. д. Карандышев также стремится играть […]...
  21. “Бесприданница” А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в “Бесприданнице” – символическое, многозначное понятие. “Я любви искала и не нашла” – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в […]...
  22. 1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой. 2. Жених и возлюбленный. 3. Трагедия Ларисы, как влюбленной женщины. Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского “Бесприданница” – Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой. Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный […]...
  23. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы – результат того, […]...
  24. Поэма Гоголя “Мертвые души” была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях и появились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из самых ярких и интересных героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, […]...
  25. Поэма Гоголя “Мертвые души” была напи- сана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталис- тические отношения. В этих условиях и по- явились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из са- мых ярких и интересных героев поэмы. С од- […]...
  26. В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в […]...
  27. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса ” Бесприданница […]...
  28. В ЧЕМ ПРИЧИНА ЖИЗНЕННОЙ ДРАМЫ ГЕРОИНИ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “БЕСПРИДАННИЦА”? Интерес к национально-самобытному в современной русской жизни, характерный для Островского 50-х – начала 60-х годов XIX века, привел драматурга к созданию социально-бытовой трагедии, в центре которой находится народный характер исключительной яркости, цельности и силы. Конфликт этой пьесы имеет эпохально-исторический смысл. “Бесприданница” – драма буржуазной […]...
  29. Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
  30. Пьеса “Бесприданница” была написана в 60-70-е гг. 19 века. Это был период расцвета творческих сил А. Н. Островского. Никогда прежде талант драматурга не раскрывался так многогранно. В это время Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60-70-ых гг 19 в., точнее, изображение моральной стороны представителей этого […]...
  31. В этой пьесе купцы практически ничем не напоминают тех, с которыми мы встречались в “Грозе”. Это дельцы нового времени, приобретшие внешний лоск просвещенности. Они являются владельцами торговых фирм, а не лавок, носят европейские костюмы вместо купеческих поддевок, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями из парижских газет. Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, […]...
  32. Мир драматургии А. Н. Островского разнообразен и интересен. Со сцены на нас смотрят купцы, помещики, чиновники, студенты, актеры и многие другие герои. Они создают своеобразный мир, в котором люди “жили, трудились, копили, наживали, разорялись, влюблялись, обманывали, надеялись… “. Н. Добролюбов писал, что Островский создавал “пьесы жизни”. И таковыми они являлись потому, что сюжеты взяты из […]...
  33. Паратов Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы “Бесприданница”, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, […]...
  34. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” — это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи […]...
  35. Действие I Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют “для моциону”, а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из […]...
  36. История создания. Драме “Бесприданница” – своему сороковому произведению – Островский отдал более четырех лет работы, отделывая ее самым доскональным образом. Написанная в 1879 году “Бесприданница” обозначила новую ступень творческой эволюции художника. В Пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике. По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая […]...
  37. Я вещь, а не человек! А. Н. Островский Главный конфликт пьесы “Бесприданница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает […]...
  38. “Бесприданница” – это психологическая драма великого русского писателя Александра Островского, которая не может оставить равнодушным ни одно человеческое сердце. Автор показывает нам жизнь обычного провинциального городка, что на Волге. К сожалению, здесь все моральные ценности измеряются только деньгами. В центре событий – Ольгина свадьба, которую мать решила выдать замуж за богатого нелюбимого. Все веселятся, цыгане […]...
  39. “Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников. В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: дворяне, даже самые богатые, постепенно разоряются, купцы превращаются в хозяев жизни с миллионным состоянием, их […]...
  40. Лариса Огудалова, главная героиня пьесы – молодая девушка, живущая со своей матерью, овдовевшей дворянкой. Лариса чувственная, мягкая и спокойная девушка, ей чужды планы матери выдать его за состоятельного и приличного человека. Девушка ждет настоящей, искренней любви и находит ее к бывшему помещику, судовладельцу Сергею Сергеевичу Паратову. В “светском” окружении матери Ларисы наибольшую ценность имею деньги, […]...
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

    «Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте». Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами...

    Такой фамилией А. Н. Островский наградил одного из героев пьесы "Бесприданница" неслучайно. Слово это прежде было общепонятным. "Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата" - так характеризует сват невесту в стихотворении Некрасова...

    Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди...

  1. Новое!

    В своей пьесе «Бесприданница» Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой...

  2. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А.Н. Островский. «Гроза» Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают...

    Драма Островского "Бесприданница" построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков.Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же...

Постепенно интонации критических отзывов о «Грозе» изменились. Первым положительным откликом на новую пьесу Островского была статья А. Гиероглифова, который оценил драму как народную, осветившую наиболее типические явления русской жизни. «Народность, – писал он, – чувствуется в каждом слове, в каждой сцене, в каждой личности драмы». Особенно он отметил протестующее начало в Катерине, а главной чертой ее назвал «свежесть и силу инстинктов и чувств». В лице Катерины он увидел «светлый луч на темном небе».

Критик «Русской газеты» М. Дарачан, опираясь на статью Добролюбова «Темное царство», так определил идею «Грозы»: «Ненависть к самодурству, горький протест свободного духа против отсутствия в нас уважения к собственному достоинству, к своей личности, негодование к рабству нашего духа…» Особенно многозначительно, по мнению критика, вышло в драме «сознание причины зла, к которому уже приходят забитые натуры темного царства». Полемизируя с Пальховским, Дарачан утверждал высокую художественность новой пьесы Островского как драмы.

Как огромную победу драматурга встретил журнал «Современник» «Грозу». Она была названа выдающимся народным произведением русской литературы, а ее главная героиня самым поэтическим созданием Островского. «А отыскать поэзию в том быту, в котором родилась Катя, – нелегкое дело», – писал Новый поэт (И. Панаев). В статье было отмечено, кроме большого таланта драматурга, его глубокое знание народного быта и любовь к русскому человеку.

П. И. Мельников-Печерский (журнал «Северная пчела») раскрыл связь обычаев «темного царства» диких и кабановых с принципами «Домостроя», отметил, что в «Грозе» «протест против самодурства слышен из уст каждой жертвы… Но всего сильнее протест Кулигина».

По мнению критика М. Достоевского, «Гроза» – одно из лучших произведений Островского; в драме даны «новые стороны русской жизни», слышны «новые мотивы», галерея созданных драматургом русских женщин украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место». Однако М. Достоевский утверждал, что Катерина не несет в себе начала активности и протеста: «она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляют весь ее трагизм». Катерина – жертва «собственной чистоты и своих верований», она «погибла бы и без деспотизма».

Вслед за первыми публикациями появились большие критические статьи о драме «Гроза» Ап. А. Григорьева «После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» (1860), Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860) и спустя четыре года статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Полемика вокруг «Грозы» продолжалась.

А. Н. Островский и русский национальный театр

Анализ первых пьес драматурга позволил Н. А. Добролюбову признать в нем необычайный талант и отметить, что пьесы Островского – это «не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр драмы – «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в его статье «Темное царство», способствовал еще более тесному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов и Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В его драмах предстали все слои русского общества и сама жизнь России, начиная с 50-х годов и кончая 80-ми годами XIX века. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставленные в них, были актуальны для современности.

Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-художника. Его драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень.

Островский был уверен в том, что труд драматурга по созданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд» (В. Лакшин).

За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. Г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом деле – видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным…» Репертуар русской сцены в 40-е годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес («Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще всего переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др.

Создание русского национального, народного театра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. Гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Театр Островского – это не только количество пьес (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это новое качество драматургии, создание для сцены «своего особого мира».

Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-х годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и рангов, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева царства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть – деньги, и духовно богатые, обладающие «горячим сердцем», способные на глубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу – имущественные, семейные, служебные, компаньонские, приятельские, враждебные, любовные, – как в самой жизни» (Е. Холодов).

Островский начал с того, что открыл для литературы и театра «страну до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» – страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение русского национального театра?

2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского?

3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такого воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы?

4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, его поступки и на основании их сделайте свое заключение о герое (по желанию можно взять других героев – Кнурова или Паратова).

5. «Вы будете лишний», – говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигуры – Ларисы и Робинзона, поставить их рядом?

6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке?

7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис – тот же Тихон, только образованный?

8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза».

Темы сочинений

2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини (по «Грозе» А. Н. Островского).

3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского.

5. «Сильные мира сего» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.

Темы докладов и рефератов

1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского).