Как быстро выучить текст наизусть. Приемы и методики заучивания текстов, в т.ч. на иностранном языке. Эффективные методы быстрого запоминания текста Как выучить прозу русский язык

20.12.2023

Для того, чтобы выучить текст , кому-то достаточно один раз просмотреть текст, кому-то - вдумчиво прочитать несколько раз, а кто-то безуспешно бьется над заучиванием пары предложений. Предлагаем вам несколько фишек, которые, даже нетренированному человеку понять, как быстро выучить текст наизусть . Думаю, стоит напомнить, что предварительно следует исключить все отвлекающие факторы и обеспечить себе полную тишину во время заучивания.
Если вы хотите учить текст и одновременно сидеть в соц. сетях, то вряд ли у вас получиться сделать это быстро.

1. Ознакомьтесь с заданным материалом! Уловите основной смысл. Смысл - это своего рода стержень. С одного прочтение почти каждый человек может в общих чертах рассказать о чем текст.
Если брать сравнение с деревом - то общий смысл текста это ствол.

2. Далее после того, как смысл понят необходимо перечитать текст обращая внимания на детали происходящего, выстраивая образы и ассоциации в голове. К примеру, если в текст между делом говориться, что дело происходило в солнечную погоду, вспомните, как светит солнце, нарисуйте у себя в голове своеобразную картинку. Именно ассоциации и образы позволяют сделать процесс заучивания текста живые.
Тем временем наше дерево, уже обросло веточками. Помимо того, что вы уже помните смысл, вы обратили внимание и запомнили значимые детали.

3. После это медленно прочтите текст, обращая внимание на слова. Пытайтесь запомнить речевые обороты, фразы. Делать это надо спокойно и сосредоточено. В силу того, что у вас уже сформирован каркас текста вам осталось только вставить на нужные места определенные слова.
У нашего дерева появляются листочки.

4. Перепишите текст от руки, одновременно проговаривая его вслух. Не ленитесь и не исключайте этот шаг, он подключает еще один вид памяти. Так называемый механический.
Так наше дерево окрепнет и станет более живым и здоровым.

5. Пришло время воспроизводить заученный текст вслух.
Учите по написанному вами от руки тексту (из п.4). Прочтите первое предложение/первую строку, повторите вслух без подглядывания. Старайтесь добиться точного повторения. Затем прочтите и повторите первое и второе предложения/строки. Каждый раз добавляйте по предложению/строке.
Бывает, что какая-то часть текста не хочет поддаваться запоминанию. Обычно это происходит на стыке абзацев. Ничего страшного - оговорки допустимы. Основная задача передать смысл, потом детали и только потом слова!
Вот наше дерево и дало плоды в виде быстро заученного наизусть текста.
Мы осматриваем наше дерево с корней до крон. Осматриваем ствол, ветки и листья и уверенно идем собирать плоды:) .

Но не забывайте, что лучше всего начинать учить текст за два дня до сдачи. Выделите для этого время после пробуждения и двадцать минут перед сном в каждый из дней заучивания. Лучше восприятие текста происходит с утра, а переосмысление выученного происходит ночью, таким образом, текст отлично усвоится.

На этом статью о том, как быстро выучить текст наизусть мы заканчиваем. Надеюсь наши советы окажутся для вас полезными. Если у вас появились какие то вопросы, смело пишите их в комментариях.

Заметка: Для выпускников ВУЗов возможно будет полезно - рецензия на диплом, образец (http://www.itmo.ru/recenzija_na_diplomnuju_rabotu.html).

Память — важный аспект нашей жизни. С ее помощью мы можем держать в уме информацию, которую получаем в течение жизни.

Данные, которые обрабатывает наш мозг, поступают к нам непосредственно через органы чувств, перерабатываются, фильтруются, и лишь потом мы запоминаем нужную информацию.

Запоминать можно все от слов песен до большого количества текста.

Способы запоминания текста могут быть разными: от простого заучивания до применения методик, которые помогают выучить текст.

Психологи выделяют такие виды памяти:

  • зрительную;
  • моторную;
  • слуховую.

В зависимости от того, какая из этих видов у вас лучше развита, и подбираются способы заучивания текстов.

Как запомнить большой текст

Точно сказать, как лучше запомнить текст невозможно, так как их множество, и все они имеют разную степень сложности и виды (научные статьи, стихи и художественные тексты).

Также очень важным фактором для запоминания является время запоминания.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

  1. Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли. Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
  2. На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе. Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
  3. Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
  4. В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

На Викиум вы можете тренировать память с помощью специальных упражнений

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Особенности запоминания текста на родном языке

Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:

  • записываем, что учим;
  • графический метод;
  • деление текста на части;
  • постоянное напоминание.

При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.

Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.

Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.

Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.

Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.

Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов

  1. Выделяем ключевые слова и выражения.
  2. Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
  3. Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
  4. Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
  5. Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
  6. Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.

Специфика запоминания текста на английском языке

Процесс запоминания иностранных текстов намного сложнее и требует больше времени. Для того чтобы быстро запомнить текст на английском, можно записать его на аудиоплеер и прослушивать его, занимаясь обычными делами, при поездках в городском транспорте.

При этом важно не просто слушать материал, но и вдумываться, анализировать и выделять важные моменты. Также текст быстрей запомнится, если вы будете описывать сюжет при помощи рисунков и пояснений к тексту.

Важным фактором является время суток, когда вы запоминаете материал. Оптимальным временем для запоминания является четыре часа до засыпания и четыре часа после подъема.

Запоминать тексты без понимания их смысла намного труднее и дольше. Материал на английском следует пересказывать своими словами, а не воспроизводить слово в слово. Старайтесь запоминать частями, вникать в суть и проводить параллели содержания и вашей жизни.

Развиваем память

Чтобы иметь возможность запоминать большое количество информации мы должны тренировать мозг. Вы должны вырабатывать в себе способности к запоминанию.

Упражнений для памяти существует много. Вы сами можете выбрать, какое из них вам подойдет.

  • Каждое утро после того, как проснулись, можете посчитать от 100 до 0, причем старайтесь делать это как можно быстрее. Постарайтесь исключить из вашей повседневной жизни калькулятор. Считайте в уме при покупках в магазинах, займитесь математическими тренировками памяти. Производите разные операции над числами, это придаст пластичность вашему мозгу и позволит увеличить объем памяти.
  • Прекрасно развивать память поможет упражнение «60 названий за 60 секунд». Для этого стоит называть каждую секунду по слову, например 60 столиц мира или названия растений. Сначала у вас не получится в таком темпе, но вы не отчаивайтесь, проговаривайте и вспоминайте. С каждым днем у вас все лучше будет получаться. Тренируйтесь и спустя неделю вы почувствуете результат.
  • Самым простым методом развития памяти является простое запоминание текстов. Сначала вы должны запоминать маленькие объемы, постепенно переходя на большие. Главное процесс заучивания не прекращать, а делать это систематически.
  • Улучшить способность запоминания текстов позволит методика изучения иностранных слов. На протяжении первой недели вы должны запомнить по 10 слов каждый день. Вы можете учить их парами, записывая слова на бумажке, где указываете слово и его перевод. Потом вы постепенно увеличиваете количество слов за день, например на второй неделе 20 слов в день, на третей 30 слов.

Главное для быстрого запоминания текстов: постоянно тренируйте память, старайтесь выполнять нестандартные задания, например, если вы правша, тогда чистите зубы левой. Это позволит вашему мозгу развивать новые нейронные связи и сделает его более пластичным к запоминанию.

Слова на 10% лучше откладываются в памяти, если при заучивании вы их выкрикиваете или просто громко произносите.

Для одновременного запоминания двух или больше текстов, которые не связаны темой, старайтесь при их запоминании менять обстановку. Один материал учите в комнате, а другой на улице или в другой комнате. Это позволит мозгу не перемешать информацию.

После того, как материал зазубрен, следует как можно дольше поспать, что позволит вам помнить информацию намного дольше по времени. Очень часто рекомендуют учить тексты перед сном, что способствует лучшему усвоению.

Занимайтесь спортом, это улучшает кровообращение в мозге и память.

Умение держать в памяти ключевые детали будущего выступления — полезный навык для любого человека. Чтобы заучивать материал быстро, нужно исключить все внешние раздражители и создать рабочую обстановку. Для эффективного заучивания лучше пользоваться несколськими каналами восприятия и придерживаться такого алгоритма:

  • Прочитайте весь текст несколько раз, вникните в его смысл.
  • Используйте ассоциации (запоминайте картинку, нарисованную воображением во время чтения или прослушивания).
  • Разделите материал на логические части и составьте план.
  • Выпишите к пунктам опорные слова или цитаты.
  • Перескажите каждую часть отдельно, затем соедините рассказ.

Если нужно выучить текст дословно:

  • По возможности прослушайте аудио-версию с опорой на печатный вариант.
  • Перепишите каждый абзац текста несколько раз.
  • Закрасьте корректором окончания предложений и по памяти впишите недостающие слова. Воспроизведите материал устно или письменно.

Если текст запоминает ребенок, нужно сделать процесс максимально увлекательным, используя игровые приемы:

  • Замените часть слов картинками и воссоздайте рассказ. Постепенно закрашивайте все новые слова и рисуйте на их месте картинки, каждый раз заново пересказывая материал.
  • Сделайте копию текста и разрежьте на небольшие части. Теперь можно собирать его как паззл, параллельно читая получившиеся предложения. Чем ярче и смешнее шрифт — тем лучше.
  • Усложните задачу: пропустите существенный момент или добавьте лишние факты.

Чтобы быстро выучить большой текст, желательно:

  • Делить его на части и работать с каждой из них отдельно.
  • Составить план рассказа или занести основные данные в таблицу.
  • Повторять материал регулярно с небольшими перерывами.
  • Использовать несколько каналов восприятия (например, зрительный и аудиальный).

Интересная читателю информация откладывается в памяти автоматически. Текст, написанный понятным языком, — лучше поддается заучиванию. Сложный материал нужно максимально упростить и прояснить все непонятные моменты.

Метод пиктограмм

Пиктограммы — способ замены слов и предложений картинками. Для этого не обязательно быть художником. Чем проще и смешнее картинки, тем лучше. Детям важна визуализация и заинтересованность, вовлеченность в процесс. В данном случае эти аспекты наилучшим образом сочетаются.

Методика:

  • Разделите большой текст на части. С маленьким рассказом работайте целиком.
  • Разделите доску или листок на две части. Слева запишите пронумерованные предложения, каждое с новой строчки.
  • Прочитайте предложения, разберите новые слова.
  • Читайте каждое предложение отдельно, изображая его картинкой справа. Можно начать с замены отдельных слов, постепенно усложняя работу.
  • Закройте левую часть. Пересказывайте текст по картинкам неограниченное количество раз.
  • Попробуйте пересказ без опоры на картинки.

Во время знакомства с игрой — рисуйте картинки сами. Затем, постепенно, можно привлекать детей. Взрослым также подойдет этот метод, если материал изложен более или менее простым языком.

Использование записей и упражнений

Этот способ особенно подойдет визуалам (тем, кто лучше воспринимает информацию через зрение) , но пользоваться им может любой желающий. Результат будет в любом случае, просто кому-то понадобится больше времени на его достижение.

Методика:

  • Разделите текст на несколько частей. Работайте с каждой частью отдельно.
  • Прочитайте первую часть, разберите незнакомые слова и выражения.
  • Перепишите часть текста 1-2 раза.
  • Канцелярским корректором закрасьте отдельные фразы. Допишите их по памяти. Проверьте себя.
  • Перепишите текст еще раз. Закрасьте вдвое больше фрагментов. Заполните пробелы.
  • Повторяйте до тех пор, пока не сможете полностью воспроизвести абзац.
  • Соедините все части воедино, перескажите текст устно.

Эту работу можно сочетать с прослушиванием (метод, описанный выше), тогда результат будет качественным и долгим.

Метод повторений

Если времени на изучение совсем мало, а нужно быстро выучить текст на английском, можно использовать прием постоянных повторений.

Методика:

  • Написать на листах небольшие отрывки рассказа. Лучше пользоваться яркими маркерами кричащих цветов.
  • Развесить их по дому: над кухонным столом, в ванной, на зеркале в прихожей, на балконе.
  • Бывая в этих местах или просто проходя мимо, вы увидите: взгляд «зацепится» за предложения, а прочитанное отложится в памяти.

Конечно, сам по себе прием работать не будет, но как дополнение к другим способам — даст неплохой результат и ускорит запоминание.

Составление плана

Если нет задачи выучить английский текст наизусть, а можно все передать своими словами, хорошо поможет подробный план будущего рассказа. Важно понимать смысл текста и разбираться в том, о чем собираешься говорить, а задание обязательно должно соответствовать уровню владения языком.

Методика:

  • Вдумчиво прочитайте текст, выпишите незнакомые слова.
  • Разбейте материал на логические части (вступление, ключевые мысли и факты, окончание).
  • Выделите опорные пункты. Составьте развернутый план каждой части. Изложите его в форме коротких тезисов, цитат или вопросов.
  • Перескажите текст по плану несколько раз, заглядывая при необходимости в оригинал.
  • Перескажите текст, не заглядывая в оригинал, а затем — и не пользуясь планом.

Опорные пункты в виде цитат можно выделять прямо в оригинале текста, подчеркивая их карандашом. А на полях делать свои заметки.

Ассоциативная карта (mind map)

Это карта мыслей, которая позволяет структурировать даже очень сложный для восприятия материал. В произвольном стиле изображается карта прочитанного, на основе которой пересказывается материал. Такой прием будет полезен тем, кому необходимо быстро выучить текст, но не обязательно воспроизводить его дословно. Яркий план, где все разложено по полочкам, хорошо отпечатается в памяти.

Методика:

  • Выделите ключевую проблему. Напишите или нарисуйте ее, обведите в круг.
  • Второстепенные мысли изображайте в виде ответвлений в любую сторону. Кто-то рисует вправо и влево, кто-то сверху вниз. Ограничений нет.

Получится развернутый план в удобном формате, опираясь на который легко пересказать материал своими словами. Тем, кто любит рисовать, можно заменять предложения картинками. Это сделает процесс интереснее и даже поможет лучше заучить информацию.

Как выучить текст на английском и запомнить его надолго

Изучение родного языка происходит естественным способом. Мы запоминаем то, что слышим в детстве, постепенно накапливая знания и расширяя словарный запас. При изучении иностранного языка подход меняется и приходится осознанно запоминать слова, словосочетания и тексты. Рассмотрим несколько методов, которые можно дорабатывать и комбинировать между собой.

Прослушивание аудиозаписи текста

Прием заключается в одновременном прослушивании и чтении текста и очень эффективен. Дело в том, что задействуются сразу два канала восприятия: зрительный и слуховой, а значит информация усваивается лучше. В современных учебниках английского практически каждый текст можно прослушать. Если задан отрывок из произведения, поможет аудиокнига.

Методика:

  • Прочитайте текст и выпишите все незнакомые слова и фразы.
  • Прослушайте рассказ частями и одновременно следите глазами по тексту.
  • Делайте паузу после каждого предложения и повторяйте за диктором. Это поможет не только хорошо запомнить каждое из них, но и отработать произношение.
  • Слушайте аудио-версию в любое свободное время: в транспорте, во время прогулок, перед сном. Вы и не заметите, как все отложится в памяти.
  • Повторяйте прослушивание столько раз, сколько вам необходимо для запоминания.

Чем чаще слушать аудио — тем лучше. Тут все зависит от длины текста, его сложности и имеющегося времени. Метод полезен и для коррекции произношения. Если вы не уверены, как произносится то или иное слово, прослушивание качественно начитанных предложений будет очень полезно.

Если человек слышит: «Надо быстро выучить текст!», на ум ему приходят образы школы или института. Ведь когда люди получают образование, им приходится усваивать много информации полезной и не очень. Но порой выучить текст быстро нужно не только школьникам и студентам. Расскажем о методах усвоения и длительного запоминания информации.

Мало найдется людей, которые «школьные годы чудесные» вспоминали бы с придыханием, особенно это касается заучивания стихотворений А. С. Пушкина. Поэтому у взрослых аллергия на его произведения. Зубрежка – это насилие над телом и духом человека, но в эффективности ей не откажешь, но работает она не всегда и не со всеми. Чем можно заменить зубрежку?

  • Память не работает в шумной обстановке. Если над ухом ученика работает телевизор, магнитофон, а по социальным сетям добиваются общения друзья, то в таком окружении хоть что-то выучить трудно, запомнить собственное имя и то проблематично.
  • Понимание – это главное. Если до сознания не доходят слова, то каким бы классическим и замечательным текст ни был, человек его не запомнит, и силы уйдут в пустоту.
  • После того как основной пласт смысла усвоен, текст разбивается на части и каждая часть учится отдельно, потом эти «лоскуты» сшиваются воедино.
  • Следующий этап – найти слушателя и рассказать ему выученный материал.
  • Чередуйте режимы отдыха и работы, чтобы не сойти с ума и увеличить эффективность.

Человек запоминает лучше, если понимает. Но иногда метод этот не работает. Потому что девушка или парень учат названия костей человека на латыни, и тут без дедовского способа – зубрежки не обойтись.

Как выучить много текста: метод образов

Понимание не всегда помогает, и история знает случаи, когда этот метод просто не работает. Обратимся к иным способам запомнить прочитанное. Существует известный пример, когда мнемонисты запоминали последовательность карт, идущих в колоде. Как они это делали? Очень просто – они придумывали историю, которая бы связывала очередность карт в колоде.

Как быстро выучить текст?

Мнемонист – человек, способный запоминать огромное количество информации, используя специальные техники

Вернемся к костям. Допустим, человек учит строение человеческого тела на латыни в подробностях. Пусть он представит, что к врачу пришел больной, и доктор устраивает пациенту детальный осмотр. В сюжет истории попадают неслучайно те самые кости на латыни.

Как быстро выучить текст наизусть: метод шпаргалок

На воображение не всегда можно положиться. Если вспомнить народную мудрость (что написано пером, не вырубить топором), то можно использовать бумагу и ручку или клавиатуру и экран. Человек должен делать конспекты. Есть ли правила? Да, вот они.

Для начала медленно прочтите отрывок и постарайтесь полностью его понять. Потом начинайте читать текст по предложениям, прочитав каждую фразу, закрывайте глаза и старайтесь представить себе «картинку» описываемых событий. Это так называемая «техника ассоциаций», доказано, что человек легче запоминает информацию, если нарисует в своем воображении всю картину происходящего. При помощи этого способа можно как быстро выучить стихотворение в прозе, так и любой другой текст, даже технический.

Теперь разбейте текст на абзацы и начинайте читать их, одновременно представляя описываемые события. Перед тем как перейти к новому отрывку, постарайтесь по памяти воспроизводить ранее прочитанные предложения. По окончании процесса обязательно сделайте перерыв наминут. Кстати, если абзац превышает 4-5 фраз, то лучше будет разделить его на 2 части.

После перерыва еще раз прочитайте текст целиком, и постарайтесь воспроизвести его по памяти. Если результат вас не устроит, необходимо еще раз проделать упражнение написанное выше.

Еще один способ, который можно использовать, как для того чтобы быстро выучить стих в прозе, так и для запоминания различных других текстов, это рисование картинок. Попробуйте на листе схематично изображать то, о чем идет речь в предложении. Далее используйте эти рисунки как подсказки при попытке воспроизвести текст по памяти. Те предложения, которые запоминаются хуже всех остальных, можно несколько раз переписать от руки.

Техника эффективного и прочного запоминания стихов и прозы

У этой страницы есть приложение:

Как происходит процесс говорения? А очень просто - я открываю рот и оттуда вылетают слова. Я не конструирую речь по ходу дела. Я воспроизвожу фразы из своей памяти, лишь слегка редактируя их, подгоняя под конкретную ситуацию. А если моя память не содержит подходящей фразы, то я теряюсь и не нахожусь, что сказать. Впрочем, человек - существо изворотливое, он обыкновенно всеми силами старается избегать ситуаций, для которых у него нет в запасе подходящих слов. Многие из тех, кто думает, что знает русский язык в совершенстве, на самом деле просто ведут очень ограниченный образ жизни, для которого вполне достаточно весьма убогого владения языком.

Для того чтобы подходящая фраза оказалась в памяти, ее надо заранее туда поместить, то есть, попросту говоря, выучить. Известно, как учат язык маленькие дети. У всякого ребенка обязательно есть какая-нибудь любимая сказка, которую он заставляет родителей рассказывать ему много-много раз, пока он сам не будет знать ее наизусть. Потом интерес к этой сказке вдруг резко пропадает, и статус «любимой» занимает уже другая. То же самое - со стихами, с книгами, с фильмами.

Когда же ребенок вырастает, у него откуда-то появляется установка, что если он один раз прочитал какую-то книгу, то уж во второй раз читать ее незачем. После этого его прогресс существенно замедляется, и ему остается только дивиться «необыкновенной» способности маленьких детей к языкам.

Язык, по большому счету, - это всё то, что на нем сказано, написано, спето. Среди сказанного, написанного и спетого есть особенно удачные вещи, которые имеет смысл знать наизусть.

К великому сожалению, эта идея оказалась не чужда школьным методистам, и те постарались извратить и дискредитировать ее как только можно. Картина выглядит так. Учительница задает выучить, скажем, к пятнице стихотворение строчек этак в десять. В четверг вечером ребенок, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Технику заучивания наизусть ему, конечно, никто не объяснял. (Я уж не говорю про то, что никому в голову не пришло поинтересоваться, понравилось ли ему это стихотворение или нет). Как бы он ни старался, он не может за один вечер вызубрить десять строчек так, чтобы потом рассказать их у классной доски без запинок. На следующий день он получает свою законную «четверку», и на этом инцидент, что называется, исчерпан. Стихотворение можно со спокойной совестью забыть.

Спрашивается: есть разница между тем, как четырехлетний малыш учит наизусть свои любимые сказки, и тем, как восьмилетний школьник учит наизусть стихи, предписанные школьной программой? Насколько естественно и продуктивно первое, настолько же мучительно и бессмысленно второе.

Если мы хотим учить стихи легко, во множестве и на всю жизнь, то нам следует решительно отказаться от дурных школьных привычек! Главный принцип - не торопиться. Даже коротенькое стихотворение из десяти строчек невозможно хорошо выучить за один вечер. Но если я буду всего лишь прочитывать его вслух один раз в день на протяжении недели-двух, то оно запомнится как бы само собой. При этом результат практически не зависит от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть целая поэма. Поэтому учить лучше сразу большой объем текста, но не строчка за строчкой, а весь целиком. Для первоклассника это может быть, например, «Муха-Цокотуха», а для взрослого - глава из «Евгения Онегина».

В целом, примерная техника заучивания наизусть представлена ниже. С ее помощью можно учить с равным успехам как стихи, так и прозу. Упор сделан не на быстроту получения результата, а на осмысленность действий. Я излагаю эту технику в своей излюбленной манере - от первого лица, - предполагая, что каждый сможет легко адаптировать ее к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Прежде всего мне следует обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся мне поэмы (назовем так для определенности заучиваемое произведение). Это может быть профессиональная студийная запись из магазина, или же, как вариант, я могу начитать текст сам. Для удобства пользования файл лучше разбить на короткие отрывки по 3-5 минут с помощью аудиоредактора. Теперь моя задача - просто слушать эту запись при каждом подходящем случае. Например, вечером перед сном, чтобы отвлечься от дневных забот, или утром, сразу после пробуждения, чтобы окончательно проснуться.

Далее, поскольку я всё равно так или иначе учусь русскому языку, то я могу использовать выбранную поэму в качестве учебного материала. Если я вырабатываю красивый почерк, то это - идеальный текст для переписывания. Если я прохожу грамматику, то на данном тексте я могу потренироваться находить подлежащие и сказуемые, или же падежи имен существительных и т.п. Наконец, если я осваиваю компьютерный набор, то мне сам бог велел набрать поэму на компьютере.

Впрочем, в любом случае мне понадобится файл с текстом поэмы, например, в формате Microsoft Word. Я распечатываю этот текст на отдельных листочках, и теперь мне не жалко делать с ними всё, что заблагорассудится - рисовать на них чертиков, складывать и засовывать в карман, брать с собою в туалет, а иногда - заглядывать туда и читать. Пусть эти листочки будут разбросаны по всей комнате. Если какой-то из них пропадет - не беда, всегда можно распечатать новый.

Хорошо бы также обсудить поэму со своими домашними, а то и почитать им ее вслух (пока по бумажке). Можно заглянуть в Википедию и посмотреть, что там написано про автора, а еще лучше - взять в библиотеке книжку с его биографией. Может быть, по поэме поставлен фильм, или мультик, или даже написана опера? Тоже стоит ознакомиться. Вообще, учить что-либо, не создав подходящей среды, это всё равно, что учиться плавать, не залезая в воду. (В этом - один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.)

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Недели через две, после того как поэма усвоена в пассивном режиме, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (назовем его «эхо») позаимствован мною из технологии парного обучения (эта технология предполагает, что у меня есть партнер, который играет роль то моего тренера, то моего ученика). Партнер зачитывает мне одну или несколько строчек поэмы, а моя задача - повторить их за ним слово в слово, не подглядывая в текст. При этом партнер должен уметь подстроиться под мой текущий «уровень» и диктовать мне в точности такой кусочек, чтобы моя задача не была ни слишком простой, ни слишком трудной. Если же всё-таки я не сумел безошибочно повторить весь кусочек вслед за партнером, то он диктует мне его еще раз. Мы оба стараемся декламировать текст как можно более выразительно - чем больше гримас, «переигрывания» и передразнивания, тем лучше. Используя этот прием, мы прорабатываем всю поэму кусочек за кусочком от начала до конца.

Малому ребенку партнер, конечно, нужен - в виде мамы или папы, а еще лучше - в виде старшей сестры или брата. Но если я уже вышел из младшего школьного возраста, то я вполне могу обойтись без партнера, при условии что у меня есть компьютер с аудиоредактором. Я выделяю кусок звуковой дорожки, проигрываю его, воспроизвожу своим голосом, выделяю следующий кусок и так далее. Особенно трудные места можно повторить несколько раз. Это, кстати, отличная возможность потренировать дикцию и артистизм.

Этап третий: декламация с подсказками

На этом этапе мне тоже может пригодиться помощь партнера. Я выхожу на середину комнаты, принимаю театральную позу и начинаю громко декламировать поэму по памяти. Как только у меня случается заминка, партнер подсказывает мне забытое слово и одновременно помечает его в тексте маркером. После того как я дочитал поэму до конца, мы «проходим» трудные места еще раз. Партнер диктует мне строку, предшествующую той, где у меня случилась заминка, а я должен продолжить дальше.

Однако и без партнера можно легко обойтись. Я заготовляю себе шпаргалку, в которой выписаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, глядя на них, я принимаюсь громко воспроизводить полный текст. Если какая-то строчка не сохранилась в моей памяти, то я делаю соответствующую пометку в шпаргалке и, оставляя строчку несказанной, «иду» дальше. Потом пропущенные строки прорабатываю отдельно - например, с помощью упражнения «эхо» (можно также воспользоваться какими-либо мнемоническими приемами). Приспособление для быстрого изготовления такой шпаргалке находится в приложении к этой странице.

Теперь настало время вспомнить, зачем я это всё делаю. Я это делаю для того, чтобы обогатить свою память заготовками фраз на разные случаи жизни. При этом не так уж принципиально, выучил ли я 100% всех строчек поэмы или только 90%. И уж совсем неважно, запомнил ли я, в каком порядке они следуют. Поэтому если я могу воспроизвести поэму по шпаргалке с умеренным количеством запинок, то это значит, что своей цели я уже достиг (хотя в школе «пятерку» бы мне за это не поставили). Это не тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Известно, что во всяком деле бóльшая часть времени расходуется именно на доработку и «шлифовку». Поэтому рациональнее выучить еще одну поэму на 90%, чем доводить эту до уровня 100%. Важным моментом при этом является то, что поэма настолько длинна, что она в несколько раз превосходит объем моей кратковременной памяти.

Впрочем, есть, конечно, особый шарм в том, чтобы сделать дело на 100%. Тут мне может пригодиться другая шпаргалка - в которой из каждой строки выписаны только первые буквы. Техника работы с этой шпаргалкой остается прежней.

Тут я должен отметить еще два принципиальных отличия от школьной системы. (1) В школе нас приучают к тому, что ошибки - это очень плохо. За ошибки ругают и снижают оценки. (2) В то же время, учебные задания, которые получают ученики, никак не зависят от их предыдущих оценок. Отличники упражняются в том, что они уже и без того хорошо знают, а двоечники маются над упражнениями, которые им не под силу. Первым уготована скука, вторым - комплекс неполноценности.

В действительности, ошибки в учёбе неизбежны и они играют очень важную позитивную роль. Мои ошибки служат мне верным ориентиром: они говорят мне, над чем я должен упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые я делаю в шпаргалке, я имею возможность сосредоточиться именно над теми строчками, которые в настоящий момент еще не запомнились. Я учу только то, чего не знаю, и поэтому моя учеба исключительно осмысленна и эффективна. Ругать меня за ошибки и ставить мне за них какие-либо оценки было бы совершеннейшим абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Хотя школьные учителя любят говорить, что «повторенье - мать ученья», в реальности же, школьный процесс проходит под девизом «сдать и забыть». На повторенье требуется совсем не много времени, однако если им пренебречь, то можно свести на нет все предыдущие усилия.

Есть две разновидности повторения - пассивное и активное. Пассивное повторение означает, что поэма остается присутствовать в окружающей среде и я продолжаю ее изредка слушать - пусть даже вполуха и между делом. Активное повторение - это проговаривание поэмы по памяти (вслух или про себя). Для этого идеально подходит всякого рода бросовое время, как то: ожидание в очереди, поездка в транспорте, сидение на уроке в школе. Шпаргалку иметь в этом случае необязательно, но нужны блокнот и ручка, чтобы делать пометки о забытых местах. Придя домой, я должен буду освежить эти места в памяти по полному тексту поэмы.

Повторения следует делать независимо от того, на какую высоту я поднял планку - на девяносто или на сто процентов. Просто во втором случае на активном повторении должен быть сделан особенно большой акцент. Ну и, разумеется, надо вовсю пользоваться заученными фразами в повседневной жизни.

Помимо стихов имеет смысл учить также и прозу (особенно пьесы). Это делается точно таким же образом, только текст следует сперва разбить на короткие строчки, наподобие стихотворных. Примеры можно посмотреть на страницах с материалами по иностранным языкам:

К. Чуковский. Тараканище.

П. Ершов. Конек-Горбунок.

25.05.2008, отредактировано 22.06.2012

Задать вопрос или оставить комментарий

Вопросы и комментарии

Спасибо, очень помогло.

Предложенная технология, как небольшое откровение на самом деле, как то всегда это только бесило, зачем заставляют учить ЭТО наизусть, никогда в школе не рассказывали про технологию «выучения» и зачем это нужно.

Не совсем согласен с тем, что чтобы хорошо говорить нужно именно заучивать тексты, мне кажется достаточно просто читать. Хорошие речевые обороты и умные мысли в общем что-то полезное запоминается автоматически (т.е. без сильно сознательных усилий со стороны читающего).

здравствуйте мне 10 лет я хочу выучить прозу и мне надо помочь пажалуйста

И в чем заключается эта помощь?

Изучение стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу. Выбирайте простые стихи для детей и учите их с малышами маленькими частями, часто возвращаясь к уже изученному и повторяя его.

Спасибо большое за статью. Я получил эстетическое наслаждение от чтения.

Спасибо, взял на вооружение.

Спасибо большое за статью. Буду учить стихи с дочкой по Вашему методу.

учити с тих с дочкой если не хочит дайти иодухнуть 1 часик и за уроки

Я задала вопрос про английский язык а мне какую-то фигню выдали!

Качество ответа в значительной мере определяется качеством вопроса.

А заучивать, учить поэмы, пьесы, стихи с какой целью? Может быть чтобы:». и возбуждать улыбки дам огнём нежданных эпиграмм. «? Или есть более прозаичные нужды для заучивания. На мой взгляд куда важнее понять, например, почему один человек отбирает у другого его труд (сущность капитализма), либо куда важнее знать почему большая часть человечества страдает заболеваниями всякого рода, почему один человек повелевает миллионами, почему строят дома «вплотную» друг к другу, почему нужно тратиться на программу «Дальневосточный тигр», отчего человечество не может обеспечить себя продуктами питания? И таких «нужнейших» проблем много. И просто вредно изучать «опиум для народа», или заучивать теорию и практику женского бокса, да и познать биографию Немирова-Данченко проку не вижу.

Люди говорят (а многие - и пишут) заученными фразами. Так уж лучше заучивать фразы признанных мастеров слова, а не бог весть кого. Когда ребенок подрастет и найдет ответы на интереснейшие вопросы (типа тех, которые задаете Вы), он сможет рассказать об этом так, что его будут слушать.

Когда в школе задают стих ребенку ему не интересно его учить, ради оценки он его заучивает в начале урока и прочитав на 5 сразу забывает.Но в театральной студии совсем по другому произведение разбирается, осваивается и на него заучивание уходит месяц и оно надолго остается в памяти.

Фишки обучения – Как быстро выучить текст

Для того, чтобы выучить текст, кому-то достаточно один раз просмотреть текст, кому-то - вдумчиво прочитать несколько раз, а кто-то безуспешно бьется над заучиванием пары предложений. Предлагаем вам несколько фишек, которые, даже нетренированному человеку понять, как быстро выучить текст наизусть. Думаю, стоит напомнить, что предварительно следует исключить все отвлекающие факторы и обеспечить себе полную тишину во время заучивания.

Если вы хотите учить текст и одновременно сидеть в соц. сетях, то вряд ли у вас получиться сделать это быстро.

1. Ознакомьтесь с заданным материалом! Уловите основной смысл. Смысл - это своего рода стержень. С одного прочтение почти каждый человек может в общих чертах рассказать о чем текст.

Если брать сравнение с деревом - то общий смысл текста это ствол.

2. Далее после того, как смысл понят необходимо перечитать текст обращая внимания на детали происходящего, выстраивая образы и ассоциации в голове. К примеру, если в текст между делом говориться, что дело происходило в солнечную погоду, вспомните, как светит солнце, нарисуйте у себя в голове своеобразную картинку. Именно ассоциации и образы позволяют сделать процесс заучивания текста живые.

Тем временем наше дерево, уже обросло веточками. Помимо того, что вы уже помните смысл, вы обратили внимание и запомнили значимые детали.

3. После это медленно прочтите текст, обращая внимание на слова. Пытайтесь запомнить речевые обороты, фразы. Делать это надо спокойно и сосредоточено. В силу того, что у вас уже сформирован каркас текста вам осталось только вставить на нужные места определенные слова.

У нашего дерева появляются листочки.

4. Перепишите текст от руки, одновременно проговаривая его вслух. Не ленитесь и не исключайте этот шаг, он подключает еще один вид памяти. Так называемый механический.

Так наше дерево окрепнет и станет более живым и здоровым.

5. Пришло время воспроизводить заученный текст вслух.

Учите по написанному вами от руки тексту (из п.4). Прочтите первое предложение/первую строку, повторите вслух без подглядывания. Старайтесь добиться точного повторения. Затем прочтите и повторите первое и второе предложения/строки. Каждый раз добавляйте по предложению/строке.

Бывает, что какая-то часть текста не хочет поддаваться запоминанию. Обычно это происходит на стыке абзацев. Ничего страшного - оговорки допустимы. Основная задача передать смысл, потом детали и только потом слова!

Вот наше дерево и дало плоды в виде быстро заученного наизусть текста.

Мы осматриваем наше дерево с корней до крон. Осматриваем ствол, ветки и листья и уверенно идем собирать плоды 🙂 .

Но не забывайте, что лучше всего начинать учить текст за два дня до сдачи. Выделите для этого время после пробуждения и двадцать минут перед сном в каждый из дней заучивания. Лучше восприятие текста происходит с утра, а переосмысление выученного происходит ночью, таким образом, текст отлично усвоится.

На этом статью о том, как быстро выучить текст наизусть мы заканчиваем. Надеюсь наши советы окажутся для вас полезными. Если у вас появились какие то вопросы, смело пишите их в комментариях.

Категорически не согласна с таким длительным алгоритмом запоминания текста. Слишком много времени придется потратить, читать много раз, потом переписывать, опять читать. Лучше всего на абзацы по пять предложений разбивать и пересказывать, прочитал - пересказал и так раз три - четыре. Гораздо быстрее получается.

Ну мне кажется одновременно учить текст и сидеть в соцсетях это уже слишком, Так даже как ни старайся а идеально текст не выучишь. Для изучения требуется полная концентрация внимания.

Мне кажется все зависит от желания, если его нет то и алгоритм не поможет. Некоторые пункты конечно обязательно надо использовать, но в целом только собственный внутренний стимул способен помочь!

Я сама могу быстрее выучить. Прочитала предложение несколько раз, повторила и всё.

Тогда за фиг сюда пришла чтобы похвастаться а? Да?

По-моему.. слишком большой алгоритм! Я могу сделать так: прочитал текст, потом начинаю говорить то, что запомнил и при этом разрешаю себе подглядывать. Затем,когда я уже запомнил всё, рассказываю его несколько раз и всё! 15 мин и это проще и быстрее чем ваш способ.

я обычно заучиваю одно предложение, потом следующее, повторяя первое и так до конца абзаца.

Как выучить прозу быстро?

Память условно разделяют на три типа. Если у вас хорошо развита зрительная память, следует разбить текст на несколько подразделов и перечитать их несколько раз, стараясь запомнить расположение абзацев. Можно переписать текст пару раз, при хорошей зрительной памяти это самый лучший метод запоминания. Обладателям слухового типа памяти рекомендуется записать отрывок прозы на магнитофон и прослушать его несколько раз. При развитой двигательной памяти делайте зарисовки, чертите схемы, работайте с карандашом в руках, все это поможет быстрее выучить текст.

Полезно повторять заученный отрывок прозы через минут двадцать после заучивания, потом еще раз через 8 часов и на следующий день. Можно повторить текст вечером, перед тем как лечь спать и утром, когда проснетесь. Несколько раз повторенный материал усваивается быстрее.

Запоминать текст механически не следует. Мозг, защищаясь, отрицает зубрежку, уменьшая память. Лучше призвать на помощь изобретательность и воображение, превратив учение в увлекательную игру. Пусть механическое усвоение станет средством выучить интересный кусок прозы, важно хорошо понять смысл запоминаемого текста, тогда связи в памяти установятся сами собой.

В случае, если вам трудно запомнить какой-то отрывок, мысленно создайте определенную ассоциацию на предложение или ключевое слово. Неважно, какой будет ассоциация, главное, чтобы вы ее быстро запомнили и вспомнили в нужный момент.

Если в вашем доме есть кошка или собака, используйте их как ваших слушателей. Расскажите им выученный материал. Если животных в доме нет, подойдите к зеркалу и повторите текст, обращаясь к своему изображению.

Если вам надо запомнить довольно большой отрывок какого-то текста, выделите основные микротемы и разделите материал на несколько частей. Попробуйте постепенно усвоить его, составляя «планы для себя» или блок-схемы, в которых отражены основные мысли. Сделайте структурирование текста, опираясь на заголовки, подчеркнутые или выделенные предложения. Такой подход поможет вам быстро справиться с поставленной задачей.

От себя добавлю: благоприятная обстановка (чтобы ничего не отвлекало, ни музыка, ни посторонние звуки). Желание выучить и хорошее настроение. Психуя и нервничая ничего не выучишь, так что.. расслабляемся. Мне помогало в детстве пропеть стих.

Школьникам и студентам, преподавателям и аспирантам, а также людям, которые часто выступают с различными докладами, приходится сталкиваться с необходимостью заучивать определенные куски текста, написанные прозой. Конечно, стихотворный слог запомнить намного легче, чем обычный текст, однако прозу тоже можно выучить достаточно быстро.

Память условно разделяют на три типа. Если у вас хорошо развита зрительная память, следует разбить текст на несколько подразделов и перечитать их несколько раз, стараясь запомнить расположение абзацев. Можно переписать текст пару раз, при хорошей зрительной памяти это самый лучший метод запоминания. Обладателям слухового типа памяти рекомендуется записать отрывок прозы на магнитофон и прослушать его несколько раз. При развитой двигательной памяти делайте зарисовки, чертите схемы, работайте с карандашом в руках, все это поможет быстрее выучить текст.

Полезно повторять заученный отрывок прозы через минут двадцать после заучивания, потом еще раз через 8 часов и на следующий день. Можно повторить текст вечером, перед тем как лечь спать и утром, когда проснетесь. Несколько раз повторенный материал усваивается быстрее.

Запоминать текст механически не следует. Мозг, защищаясь, отрицает зубрежку, уменьшая память. Лучше призвать на помощь изобретательность и воображение, превратив учение в увлекательную игру. Пусть механическое усвоение станет средством выучить интересный кусок прозы, важно хорошо понять смысл запоминаемого текста, тогда связи в памяти установятся сами собой.

В случае, если вам трудно запомнить какой-то отрывок, мысленно создайте определенную ассоциацию на предложение или ключевое слово. Неважно, какой будет ассоциация, главное, чтобы вы ее быстро запомнили и вспомнили в нужный момент.

Если в вашем доме есть кошка или собака, используйте их как ваших слушателей. Расскажите им выученный материал. Если животных в доме нет, подойдите к зеркалу и повторите текст, обращаясь к своему изображению.

Если вам надо запомнить довольно большой отрывок какого-то текста, выделите основные микротемы и разделите материал на несколько частей. Попробуйте постепенно усвоить его, составляя «планы для себя» или блок-схемы, в которых отражены основные мысли. Сделайте структурирование текста, опираясь на заголовки, подчеркнутые или выделенные предложения. Такой подход поможет вам быстро справиться с поставленной задачей

Как быстро выучить текст наизусть: техника запоминания на основе вашего типа памяти

Как известно, возможности нашего мозга безграничны, главное, направить ваши мысли в нужное русло. Мышление, память и другие процессы не только можно, но и нужно развивать в течение всей жизни. Занимаясь их развитием, можно сформировать отличнейшую память, да и в целом подняться на новый уровень развития.

Итак, рассмотрим несколько методик и узнаем, как быстро выучить текст, а также узнаем, какие типы памяти бывают и как ее укрепить.

Каждый человек с детства уже знает, как ему проще запомнить информацию. Как давно известно и специалистам и обывателям, существует пять типов памяти, которые связаны с нашими чувствами, и у каждой свои особенности. Рассмотрим их.

1. Если вам проще наизустьзапомнить информацию в виде какого-то образа или какой-либо картинки или страницы из учебника, то скорее всего у вас развита зрительная память.

У большинства людей именно этот тип запоминания преобладает над другими. Если вы относитесь к этой категории, то советом будет открыть нужную страницу и попытаться запомнить ее полностью, посчитайте количество абзацев, тип шрифта, а после закройте глаза и постарайтесь ее визуализировать.

Нужно добиться, чтобы внутренним взором увидеть мысленную копию страницы. Затем начинаем заучивать по небольшим отрывкам, периодически подглядывая в текст и вспоминая воображаемую страницу.

Текст можно учить как по предложениям, так и целыми абзацами, а можно разделить его на смысловые отрывки с ключевыми словами.

2. Если вам легче запомнить информацию на слух, значит, вы счастливый обладатель слуховой памяти. Тогда попробуйте начитать большойотрывок либо весь текст на диктофон и периодически прослушивать его в течение дня, либо зачитывайте себе или добровольному помощнику вслух фрагменты материала и старайтесь по памяти его пересказывать.

3. Обладателям таких типов памяти, как обонятельная, вкусовая, тактильная, можно посоветовать использовать так называемую технику «якорения», то есть при изучении отрывков нюхать какое-либо эфирное масло, жевать фруктовую жвачку или перебирать в руке, например, деревянные четки или камешек. Тогда, если вам понадобится вспомнить заученное, просто примените тот предмет который был у вас в тот момент.

После заучивания стоит отвлечься и позаниматься другими делами: вымыть посуду или прогуляться. Это нужно, чтобы не перетрудить мозг однообразными действиями и дать ему время на обработку данных. Перед сном еще раз повторить материал, ведь ночью мозг не спит, а систематизирует знания.

Существуют также стандартные методики, которые помогут проще запоминать материал в дальнейшем. Например, утром, еще лежа в кровати, можно посчитать от 1 до 100. Просто, скажете вы, а если считать в обратном порядке?

Стоит также как можно меньше пользоваться калькулятором и выполнять простые математические действия в голове. Сначала это вызовет некоторые затруднения, но со временем это входит в привычку.

Пусть вам напишут список изслов, а вам после минутного запоминания требуется его воспроизвести в том же порядке. Ну и тренировке памяти также способствует написание писем или дневников. Ведь потребуется вспомнить, что вы сегодня делали днем, где были и что видели.

Общей рекомендацией для всех будет постараться приступать к изучению материалов отдохнувшими, сытыми и бодрыми, тогда будет намного проще усвоить информацию. Если необходимо выучить много текста, не приступайте к изучению, если у вас имеются неоконченные отвлекающие дела, справиться будет намного сложнее.

Также важным моментом будет понимание сути текста. Потратив некоторое время на осмысление материала, легче будет его выучить.

Возможно, вам будет полезна следующая подборка видео.