Изобретение древней индии шахматы. Самые древние шахматы и их история происхождения

11.10.2019

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. По мере распространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она в основном сформировалась к XV веку, окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры.

Индийские истоки

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 -1≈1,845X10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км 3). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8X8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры), но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Арабские преобразования

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» - может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Появившийся позже японский вариант - сёги, - считается потомком сянци, но имеет свои особенности. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9X9 клеток. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику. Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

Появление шахмат на Руси

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в 10-11 веках, из Италии, через Польшу.

Проникновение в Европу

В VIII-IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Христианская церковь против шахмат

С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1061 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

К XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Превращение шахмат в международный вид спорта

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо?льшую популярность.

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пауль Морфи (США), выигравший в 1858 году матч со счётом +7-2=2, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц, победив Иоганна Цукерторта в первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу.

Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использовать контроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре были изобретены специальные шахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот».

Шахматы в XX веке

В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

До 1948 года сохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До 1921 года чемпионом оставался Эмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по 1927 - Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 - Александр Алехин (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры, победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель и становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад).

В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию - ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматный рейтинг после Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в 2000 году и отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов.

Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода.

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием - компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баз дебютов и таблицы малофигурных окончаний ещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практики откладывания партий. Сократилось и отводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия), выигравший этот матч.

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года. В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. На конец 2009 или начало 2010 года намечено проведение очередного матча, в котором примут участие Ананд и Веселин Топалов.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат - кингчесс или боевые шахматы. Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

Весьма интересна история возникновения шахмат. Кто-то может и связывает историю возникновения шахмат с Персией (основываясь на названии в котором есть слова "шах" и "мат", что в переводе с персидского означает "царь умер"), но это совсем не так.
За тысячи лет до нашей эры жил да был царь по имени Махараджа Ранвир, который правил в древнем городе Магадхе, на берегах священной реки Ганги. Он так любил сражения, что всегда либо готовил войну, либо возвращался из похода. Но не все в его царстве разделяли это увлечение, и министры устали от его непрерывных военных кампаний. Надо было что-то придумать, чтобы избавить царя от его одержимости.
И вот, первый министр призвал к себе Анантху, брамина-затворника, знаменитого астролога и математика, и попросил его помочь. Через неделю Анантха сообщил, что нашел лекарство, которое он продемонстрирует при дворе на следующее же утро. Наутро Анантха явился с доской в черно-белую клетку и 64 фигурами и научил махараджу Ранвира игре в шахматы. В те времена, собираясь на войну, владыка брал с собой слонов, верблюдов, коней и пеших ратников. Возглавлял войско первый министр. Таким образом, игра походила на настоящую битву. Она так понравилась махарадже Ранвиру, что он пообещал дать Анантхе все, что тот пожелает.
Просьба Анантхи выглядела очень скромной: одно зерно, положенное на первую клетку, два - на вторую, четыре - на третью, и так далее, пока не будут заполнены все клетки

шахматной доски. Царь сначала подумал, что Анантха впал в маразм, пока не осознал, что с каждой клеткой количество зерен удваивается и уже к концу третьего ряда требуется 17 миллионов зерен (и 27 недель, чтобы их пересчитать). Если были бы заполнены все клетки, то очень много времени понадобилось бы, чтобы насчитать 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы, приходящихся на последнюю клетку…
Дело кончилось тем, что махараджа назначил Анантху министром финансов и больше никогда не ходил на войну, наслаждаясь игрой в шахматы.
В древней Индии существовало немало разновидностей шахмат - чаупар, чатуранга, аштападха. Эти игры упоминаются и в "Махабхарате", где рассказывается, как братья Кауравы выиграли в чаупар у Пандавов их царство и жену Драупади. Но когда Кауравы попытались раздеть Драупади, то ее честь спас Кришна, который бесконечно удлинил ее сари, так что Кауравы просто не смогли размотать его до конца. Закончилась эта история битвой на поле Курукшетры…
Исследования историков говорят, что в своем первоначальном варианте индийские шахматы были игрой для четырех человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра называлась "Шатрандж" или "Чатуранга" (в переводе с санскрита - "четыре отряда"). А согласно индийскому мистицизму, "шатранж" представляет собой Вселенную, где четыре стороны отображают не только четыре элемента: землю, воздух, огонь и воду, но и четыре времени года и четыре темперамента человека.
Игра имела вполне узнаваемый "шахматный" вид, но принципиально отличалась от современных шахмат тем, что ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных
костей. Точные правила игры, в которую играли в северо-западной Индии с начала 6-го века, неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - это трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги. Приведённые ниже правила - реконструкция, которая может не быть точной.

Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:
1. Пехота, представленная в игре линией пешек
2. Король и его советник (визирь или генерал) в центре
3. Боевые слоны в центре армии
4. Кавалерия, представленная в игре конями
5. Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)

Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго до 200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры - взять 2-х королей противника. После проникновения шахмат в Европу появилось много книг, посвященных шахматам. Вероятно, одна из наиболее ценных книг была написана в 1283 году испанским королем Альфонсо Мудрым. Эта замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Надо заметить, что названия шахматных фигур различаются в разных частях света. Например, слона в Европе называют епископом, ферзя - королевой (древнее название - министр), коня - рыцарем (древнее название - всадник). Но форма и правила перемещения фигур практически идентичны. Официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и сегодня мало отличаются от тех, что использовались еще тысячи лет назад.

Индия, как родина шахмат, подтвердила это звание тем, что Чемпионом Мира по шахматам в 2000-2002 (по версии ФИДЕ) стал гражданин Индии - Вишванатан Ананд. В 2007 он стал 15-м чемпионом мира по шахматам, а в 2010-м подтвердил это звание, которое носит до сих пор.


А шахматы в Индии и сегодня довольно остаются популярной игрой, как среди стариков, так и у детей. Хотя правила шахматной игры в Индии отличаются от международных. Например, первый ход пешки по индийским правилам - одна клетка, а по международным - две, пешка, достигнув последнего ряда доски, не становится королевой, и так далее…

История возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что игры, в которых было необходимо передвигать фишки на доске, существовали еще приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (1,845×10^ 19 зерен, вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете. Неизвестно так ли все происходило на самом деле или иначе, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия. А история эта лишний раз подчеркивает тот факт, что в шахматах количество комбинаций бесконечно, благодаря чему эта древняя интереснейшая игра никогда не исчерпает себя.

Древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался вид войска, включавший боевые колесницы (ратха) – ладьи, слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми управляет предводитель. Фигуры располагались по углам квадратной доски (аштапады) в 64 клетки, в игре принимало участие 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чтобы выиграть в партии необходимо было уничтожить все войска противников. Чатуранга существовала в Индии до начала XX века, а название ее изменилось со временем на «чатурраджа» - игра четырех королей; фигуры же стали окрашиваться в 4 цвета - зеленый, желтый, красный и черный. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), возникшая в Центральной Азии в конце V - начале VI вв. В этой вариации игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля - фарзина; в игре участие стали принимать уже лишь 2 соперника. Целью игры было поставить мат королю соперника. Таким образом «игру случая» заменила «игра разума». В VIII-IX вв. шатранг проник из Центральной Азии на Восток и Запад, ставший известным под арабским названием шатрандж. В шатрандже (IX-XV вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, однако внешний вид фигур претерпел изменения. Дело в том, что религия была против использования живых существ для обозначения шахматных фигур, поэтому арабы стали использовать в этих целях абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов. Это значительно упростило их создание, что, в свою очередь, поспособствовало дальнейшему распространению игры в массах. Развитие игры проходило довольно медленно, так только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.

Итак, использование абстрактных образов для создания шахматных фигур способствовало изменению восприятия шахмат – они перестали восприниматься как символ войны, битвы, а стали ассоциироваться с житейскими перипетиями, что отразилось в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами), открывая новую страницу в истории шахмат .

Развитие шахмат.

В период раннего средневековья (VIII-IXвв.) арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы.

Современный же облик шахматы приобрели лишь к XV веку, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах существовали собственные, порой довольно причудливые, особенности правил. К примеру, в Италии вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в те фигуры, которые уже были сняты с доски, причем ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось. В этом случае пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Так же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

История шахмат довольно богата и по мере их распространения в Европе стали появляться шахматные и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. Первая поэма о шахматах, написанная Эзрой, появилась в 1160. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный интерес при изучении истории шахмат , так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Приблизительно в 820 году арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» появились на Руси, в русском языке обретя уже известное всем нам название «шахматы», придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратили старые русские шахматы в современные. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Однако христианская церковь на протяжении всей истории шахмат занимала резко негативную позицию, приравняв их к азартным играм и пьянству. Но, несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. И уже в 1393 году Европе Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. Заметим, что в России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.

В XIV-XV вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в XV-XVI вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя. Но уже к XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году священник Руи Лопес – автор популярного дебюта «испанская партия» – издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс известный французский музыкант Франсуа-Андре Даникан Филидор, оказавший огромное влияние на развитие истории шахмат . Он серьёзно пересмотрел взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является агрессивная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил так называемый позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр, был автором всем известной «защиты Филидора». Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Современные шахматы.

В 1886 году в США состоялся первый официальный матч на первенство мира в истории шахмат . Борьба разворачивалась между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только являлся сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Стейниц как бы разложил позицию на составные элементы, выделил из них наиболее существенные, позволяющие ее объективно оценить и наметить наиболее целесообразный, наиболее эффективный план действий. Фактически он предложил принципиально новый поход к игре. Основы его стратегии заключались в постепенном накоплении мелких преимуществ, в маневрировании с целью усиления своей позиции и ослабления неприятельской.

Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции.

В начале XX века в живописи, скульптуре и музыке появилось новое течение – модернизм. И тогда же в шахматах зародилось такое направление, как "гипермодернизм" или "неоромантизм". Гипермодернисты критиковали ряд установок позиционной школы. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных.

Кроме того, гипермодернисты отказались от проповедуемой сторонниками позиционной школы игры черными на постепенное погашение инициативы белых и уравнению игры. Они стремились к встречным активным действиям, к перехвату инициативы, к контригре.

Представителю гипермодернистской шахматной школы Нимцовичу также принадлежит заслуга в разработке и практическом применении различных приемов маневрирования в середине игры – лавирования, профилактики, ограничения подвижности, блокаде и т.п.

Главное достижение гипермодернистов, оказавшее наибольшее влияние на дальнейшую историю шахмат – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций. Подчеркивая ведущую роль стратегии, позиционная школа невольно принижала роль тактики. Между тем Нимцович неоднократно подчеркивал, что комбинация должна логично вытекать из самой стратегии. Существенно и то, что в своих партиях гипермодернисты показали красоту стратегии, продемонстрировали на практике, что ее, как и тактику, оплодотворяют вдохновение, фантазия и интуиция. Тем самым они еще больше расширили представление о шахматах как об искусстве.

Однако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка (1888-1942) стал третьим чемпионом мира. За понимание позиции и техника позиционной игры его называли "шахматной машиной" и считали непобедимым. В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин (1892-1946). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше.

После окончания второй мировой войны СССР вступил в шахматную федерацию – ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене. Из восьми шахматистов, которые в послевоенные годы были увенчаны лаврами чемпиона мира по шахматам, семь гроссмейстеров представляли СССР: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Чемпионками мира среди женщин становились советские шахматистки Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе.


Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.

Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э. индийским математиком или брахманом (по другой версии), а может быть брахманом-математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень.

Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.

Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Далее шахматы стали проникать из Индии
в древний Иран (Персию) и этот процесс описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, преподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). В персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначения современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также, что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер".

Есть и еще одна теория, которая доказывает, что в начале 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга (предположительно, от санскр. чатур - четыре и анга - часть). Именно эта игра с таким названием была прямым предком шатранжа, который возник на востоке и позже попал в Европу. Именно чатуранга имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги. Приведённые ниже правила игры - реконструкция, которая может не быть точной. Кроме того, правила чатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.

Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:
1. Пехота, представленная в игре линией пешек
2. Король и его советник (визирь) или генерал в центре
3. Боевые слоны в центре армии
4. Кавалерия, представленная в игре конями
5. Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)

Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100-200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры - взять 2-х королей противника.

В Древней Индии пользовались большим признанием также "большие шахматы". На шахматной доске размером 12x12 сражалось 48 фигур. Каждый игрок имел 12 пешек, короля, птицу Аанца, крокодилов, жирафов, единорогов, львов и ладей.

Индия: ближайшие туры

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет а возможно и больше. Изобретённые в Индии в -VI веке , шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 01. История возникновения шахмат

    ✪ ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ ШАХМАТ

    ✪ Урок № 9. Чатуранга. Шатрандж. Древняя история шахмат.

    ✪ Первая партия в истории современных шахмат

    ✪ Авербах о истории шахмат. Игра пришла в Европу. 2015

    Субтитры

Индийские истоки

Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду , которая приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 − 1 = 18 446 744 073 709 551 615 ≈1,845×10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³) . Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци . От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги . Обе игры имеют во внешнем виде и механизме уникальные черты, не присущие другим шахматным играм:

  • Способ постановки фигур на доску. Фигуры ставятся не на поля, а на «пункты» - точки пересечения линий доски.
  • Размер доски. Доска состоит из 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий, то есть содержит 90 пунктов.
  • Некоторые фигуры имеют ограниченную область действия, то есть могут ходить только в пределах определённой части доски.
  • Конь и слон, «прыгающие» в шатрандже, здесь ходят в плоскости доски и не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами).
  • Добавлена новая фигура «пушка», которая может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Больше похожи на чатурангу таиландские шахматы макрук : то же поле 8×8, фигуры стоят на полях, два игрока, ферзь ходит на одно поле по диагонали, несколько изменена начальная позиция (ряд пешек выдвинут на одно поле вперёд, расположение ферзя и короля чёрных и белых несимметрично), ладья ходит как в шатрандже, слон - как в чатуранге.

Появившийся позже японский вариант - сёги , - считается потомком сянци, но имеет свои особенности, наводящие на предположение о родстве с макруком. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9×9 клеток, начальная позиция и ходы некоторых фигур близки к макруку. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было, но которое было в макруке. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

Появление шахмат на Руси

Проникновение в Европу

Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua В VIII -IX веках , при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию , Италию и Францию . Игра быстро завоевала симпатии европейцев , к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии . Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка , достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

Шахматы в искусстве

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма , которую написал ибн Эзра . В вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого . Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Художнику Николо ди Пьетро атрибутируется картина «Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию» (1413-1415). Святой Августин изображён за шахматной партией со своим другом Святым Алипием. «Шахматисты» - французский витраж XV века. Изображение допускает различные, в том числе весьма двусмысленные толкования.

Христианская церковь против шахмат

Характерна последняя фраза в вышеприведённой цитате: правило рассматривает шахматы и прочие игры наравне с пьянством и другими способами праздного времяпровождения, признаваемыми порочными.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа . В Европе в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII -XVIII века этот запрет фактически игнорировался. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных , умение играть в них было обычным среди дипломатов . В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья . При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

Превращение шахмат в международный вид спорта

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году , победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник . ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры , победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир , а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире , где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа . Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР , существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной , бежавший из СССР на Запад).

В 1993 году Гарри Каспаров , бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт , ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию - ПША , и сыграли матч под её эгидой.

Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман , которые на тот момент имели наивысший шахматный рейтинг после Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в 2000 году и отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004.

До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов.

Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода.

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием - компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue . Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баз дебютов и таблицы малофигурных окончаний ещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практики откладывания партий . Сократилось и отводимое на партию время : если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия), выигравший этот матч.

До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд , победивший в чемпионате мира 2007 года . В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил своё звание. В 2010 году проведён очередной матч , в котором приняли участие Ананд и Веселин Топалов ; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 году проведён матч , в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В 2013 году Ананд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену , досрочно победившему в матче со счётом 6½:3½.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера , в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат - кингчесс или боевые шахматы . Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

Некоторые даты из истории шахмат

  • 1119 год - Состоялась первая партия по переписке между королём Англии Генрихом I и королём Франции Людовиком VI .
  • 1173 год - Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию .
  • 1471 год - Первая работа, полностью посвящённая шахматам того времени, - Гёттингенская рукопись .
  • 1475 год - впервые упоминается шахматная фигура «дама», названная в честь испанской королевы Изабеллы . До этого существовала фигура «ферзь» с ограниченными возможностями в перемещении.