История возникновения эстрадного искусства. История стилей музыкальной эстрады Театры малых форм

04.11.2019

Если в кресле впереди меня оказывается какой-нибудь непомерно высокий муж-чина, мне начинает казаться, будто я плохо слышу. Во вся-ком случае, такая музыка перестает быть для меня эстрад-ной. Впрочем, бывает и так, что происходящее на сцене прекрасно видно, однако, несмотря на это, оно не ста-новится фактом эстрадного искусства; ведь иные артисты и режиссеры все свои усилия концентрируют на том, что-бы усладить наше ухо, мало заботясь о нашем глазе. Осо-бенно часто встречаешься с недооценкой зрелищной сто-роны эстрадного искусства в музыкальных жанрах, но сим-птомы той же самой болезни можно наблюдать и в художественном чтении и в конферансе.

— Ну вот, — скажете вы, — опять речь идет о давно известных вещах, о том, что многим эстрадным артистам не хватает сценической культуры, что их номера подчас лишены пластической выразительности и зрительно однообразны.

Действительно, все эти серьезные недостатки, еще не преодоленные искусством эстрады, часто фигурируют и в рецензиях, и в проблемных статьях, и в творческих обсуж-дениях. В какой-то мере они будут затронуты и в этой статье. Однако мне хотелось бы поставить вопрос шире. Дело тут, очевидно, не только в отсутствии мастерства как такового. Указанный недостаток коснулся даже тех жанров эстрады, которые обращены только к зрению. Акробаты, жонглеры, иллюзионисты (даже лучшие из них, большие мастера своего дела) грешат чаще всего именно тем же зрительным однообразием, недостатком пластической культуры. Все разновидности жанра сводятся, как правило, к чередованию внутри номера примерно одного круга выполняемых трюков и приемов. Складывающиеся год от года штампы (например, акробатическая мужская пара, высокий и маленький, работающие в медленном темпе, выполняя силовые движения, или меланхолический, оде-тый в смокинг жонглер с сигарой и шляпой и т. д.) лишь закрепляют, узаконивают зрелищную бедность жанров эстрады. Традиции, когда-то живые, становятся оковами для развития искусства.

Приведу в пример двух жонглеров — победителей не-давнего 3-го Всероссийского конкурса артистов эстрады. И. Кожевников, награжденный второй премией, являет со-бой только что описанный тип жонглера: котелок, сигара, трость составляют палитру номера, выполняемого безуп-речно по мастерству. Э. Шатов, обладатель первой премии, работает с цирковым снарядом — першем, На конце его узкая прозрачная трубка диаметром в теннисный мяч. Держа баланс на голове, Шатов закидывает мячики в трубку. Каждый раз перш наращивается, достигая посте-пенно почти десятиметровой высоты. С каждой новой сек-цией перша исполнение номера делается зрительно острее, выразительнее. Наконец, длина перша становится такой, что он не умещается в высоту сцены (даже такой высокой, как в Театре эстрады). Жонглер выходит на авансцену, балансируя над головами зрителей первых рядов. Мячик взлетает ввысь, почти теряется на фоне потолка и — оказывается в трубке. Номер этот помимо необыкновенной чистоты, с которой он исполняется, замечателен тем, что зрительные масшта-бы, меняющиеся раз от разу, воспринимаются сидящими в зрительном зале в целостном единстве. От этого зрелищный эффект становится необычайным. Причем это специ-фически эстрадная зрелищность. Представьте себе номер Шатова на телеэкране или в кино! Уж не говоря о том, что в снятом заранее теле- или киносюжете исключается элемент непредвиденности (из-за этого никогда эстрада и цирк не станут органичными экрану!), постоянство масшта-бов, диктуемое постоянством размеров экрана и нашего зрительского расстояния до него, лишит номер Шатова его прелести.

Искусство Шатова (в гораздо большей мере, чем, ска-жем, номер Кожевникова) проигрывает, будь оно перене-сено в сферу другого искусства. Это первое свидетельство его.настоящей эстрадности. Если же такой перенос легко осуществим без явных потерь, можно смело сказать, что произведение и его автор грешат против законов искусства эстрады. Особенно разоблачительно для музыкальных и речевых жанров эстрады радио. Многие наши эстрадные певцы и певицы лучше всего слушаются по радио, где они осво-бождены от необходимости искать пластический эквивалент исполняемой мелодии. Перед радиомикрофоном пе-вец, для которого подмостки — сущее мучение, чувствует себя прекрасно. Эстрадный по своей природе певец, на-против, испытывает на радио определенное неудобство: его сковывает не только отсутствие контакта с аудиторией, но и то, что многие нюансы исполнения, присутствующие в зрительной стороне образа, окажутся отсутствующими в звуковой. Это влечет за собой, конечно, обеднение эффекта. Помню первые записи песен Ива Монтана, при-везенные Сергеем Образцовым из Парижа. Насколько глубже, значительнее оказался сам артист, когда мы уви-дели его поющим на эстраде: к очарованию музыки и слов прибавилось обаяние актера, создающего выразительней-шую пластику человеческого образа. Станиславский любил повторять: зритель идет в театр ради подтекста, текст он может прочесть и дома. Нечто подобное можно сказать об эстраде: зритель хочет уви-деть с подмостков исполнение, текст (и даже музыку) он может усвоить, оставаясь дома. По крайней мере — слу-шая по радио. Стоит ли, например, отправляться в кон-церт, чтобы услышать Юрия Федорищева, который всеми силами старается реставрировать исполнение Полем Робсоном песни «Миссисипи»? Думаю, что в достижении своей цели Федорищев гораздо больше преуспел бы на радио. Слушая «Миссисипи» по радио, мы могли бы подивиться, как точно схвачены музыкальные интонации негритянского певца, и в то же время не имели бы возможности заме-тить полную пластическую инертность Федорищева, про-тиворечащую оригиналу.

Режиссеры программы, в которой мне довелось слы-шать Федорищева, попыталась скрасить зрительное одно-образие его пения. Во время исполнения французской песни «Ночью один» перед куплетом, в котором начинается гражданская тема — тема борьбы за мир, в зале внезап-но гаснет свет, остается лишь красный подсвет задника. В наиболее патетическом месте песни, требующем ярких актерских средств, зритель оказывается вынужденным стать только слушателем, ибо все, что он видит, — это чер-ный неподвижный силуэт на неярком красном фоне. Так режиссура, стремясь зрителыно разнообразить номер, оказывает исполнителю, да и произведению в целом, по-истине «медвежью услугу». Удивительная скудость приемов освещения, приведшая в описанном выше случае к смещению акцентов, является одной из болезней нашей эстрады. Система эффектов освещения строится либо на прямолинейно-иллюстративном принципе (тема борьбы за мир ассоциируется непре-менно с красным цветом, не иначе!), либо на принципе салонной красивости (стремление «подать» исполнителя вне всякой зависимости от художественного содержания номера, его стилистики). В результате самые интересные возможности освещения до сих пор не используются. То же самое можно сказать и о костюме: редко когда он служит усилению зрительного образа. Если в использова-нии костюма как средства подчеркнуть истоки амплуа (скажем, бархатная куртка с бантом у Н. Смирнова-Сокольского или костюм мима у Л. Енгибарова) имеют-ся хорошие традиции, то простой и в то же время помогающий раскрытию образа костюм чрезвычайно редок. Недавно мне довелось быть свидетелем того, как неудач-но подобранный костюм значительно ослабил впечатление, производимое номером. Речь идет о Капиголине Лазаренко: ярко-красное, с большими турнюрами платье сковы-вало певицу и явно не соответствовало нежной, лириче-ской песне «Вернись».

Освещение, костюм и мизансцена — это три кита, на которых держится зрелищная сторона эстрадного номера. Каждая из этих тем достойна специального разговора, на который моя статья, естественно, претендовать не может. Здесь я коснусь лишь той стороны специфической эстрад-ной мизансцены, которая не может быть адекватно вос-создана на экране телевизора и кинотеатра. Эстрада имеет свои законы пространства и времени: крупный план, ракурс, монтаж в кино (и телевидении), на-рушающие единство этих категорий, вернее целостность их, создают новое пространство и новое время, не во всем пригодные для эстрадных подмостков. Эстрада имеет дело с постоянным планом, так как расстояние от испол-нителя до каждого из зрителей варьируется незначитель-но, лишь настолько, насколько может передвигаться в глубь сцены актер. То же самое следует сказать и о монтаже: он проис-ходит на эстраде (если только происходит) внутри целого, которое постоянно присутствует на сцене. Этот монтаж может быть произведен либо освещением (прием, с успехом применяемый в спектаклях эстрадной студии МГУ), либо он происходит в сознании зрителя. Попросту гово-ря, он выделяет в своем восприятии зрительного образа какие-то части, продолжая держать в поле своего зрения целое.

Чтобы не показаться голословным, приведу пример. Спектакль «Наш дом — ваш дом» эстрадной студии МГУ. В этом коллективе ведутся очень интересные поиски выра-зительности зрелища. При этом нередко лирическая поэзия или аллегория, основанная на ассоциативности связей, ока-зывается основным элементом рассказа. Но важно заме-тить, что и поэзия, и аллегория оборачиваются в спектаклях студии формой образного, наглядного повествования (на-пример, раскрашенные геометрические фигуры в одном из номеров помогают раскрыть сатирический смысл многих важных понятий). В сцене, рассказывающей об ор-ганизации досуге молодежи («Молодежный клуб»), четыре демагога-крикуна, водрузившись, как на трибуне, на че-тырех массивных тумбах, произносят по очереди обрывки фраз, составляющих вместе удивительную абракадабру пустозвонства и бюрократизма. Внимание зрителя мгно-венно переносится с одного крикуна на другого: говоря-щий сопровождает свои слова жестом (подчас находя-щимся в сложном контрапункте со словом), остальные в это время остаются в неподвижности, Я представляю себе эту сцену снятой в фильме. Ее текст и мизансцена, казалось бы, с непреложностью предвосхищают будущий мон-таж. Каждая реплика — крупный план. Пулеметная оче-редь крупных планов, реплик, жестов. Но тут же две су-щественные потери. Во-первых, отсутствие аккомпанемен-та к каждой реплике: застывших поз остальных персона-жей. И второе — превращение всех реплик в чередование фраз без переноса нашего внимания с одного персонажа на другой. Контрапункт, который становится сильнейшим оружием авторов в этой сцене, в фильме неизбежно исче-зает.

Было бы неверно говорить, что несовпадение, контра-пункт между словом и изображением, является достоя-нием лишь эстрадного искусства. Его знают и театральная сцена и экран. Но способы достижения этого эффекта вез-де разные. И в эстраде они очень важны. Здесь контра-пункт обнажен, он показан как намеренное столкновение противоположностей, имеющее целью высечь искру смеха. Приведу в пример исполнителей, постоянно, из года в год совершенствующих свое владение этим оружием эстрады. Я имею в виду вокальный квартет «Юр» (Ю. Осинцев, Ю. Маковеенко, Ю. Бронштейн, Ю. Диктович; режиссер Борис Сичкин). В песенке «Командировочные» квартет поет, а руки артистов тем временем превращаются в командировочные удостоверения (раскрытая ладонь) и уч-режденческие штампы (сжатый кулак), ставятся печати, вы-даются деньги и т. д. Все это происходит не в виде иллю-страции текста, а параллельно ему, иногда лишь совпадая, а в основном — находясь в контрапунктическом ряду. В ре-зультате от неожиданного столкновения слов с жестами возникает новый, неожиданный смысл. Например, у еду-щих в разные направления командировочных нет дел, кро-ме игры в поезде в домино. Руки, перемешивающие костяшки, «накладывают» на текст, в котором говорится, что безрассудно тратятся на встречные командировки на-родные деньги. От этого жест рук, перемешивающих в воздухе воображаемые кости, становится весьма красно-речивым.

Последняя работа квартета — «Телевидение» — безус-ловно его самая большая творческая удача в использова-нии средств зрительной выразительности эстрады. Здесь уже участники квартета выступают в равной степени как паро-дисты, как чтецы, мимы и как драматические актеры. Кро-ме того, они демонстрируют незаурядное хореографиче-ское умение: одним словом, мы становимся свидетелями синтетического жанра, в котором слово, музыка тесно переплетены с пантомимой, пляской и т. д. Причем свобо-да сочетания и мгновенность переходов от одного сред-ства к другому столь велика, какой она может быть толь-ко в эстрадном искусстве. В течение номера перед нами проходят в пародии чуть ли не все жанры, бытующие на
телевидении. Их смена, равно как и смена средств, приме-няемых артистами, создает весьма живописное зрелище. Эстрада несомненно относится к зрелищным видам ис-кусства. Но зрелищных искусств немало: театр, кино, цирк, а теперь еще и обнаруживающее значительные эстетиче-ские потенциалы телевидение. Каковы соотношения внут-ри этой группы искусств? Думается, что эстрадный театр по-прежнему остается в рамках театрального искусства, хотя имеет немало сходства с некоторыми другими фор-мами. Естественно, что и театр (понятый в широком смысле слова) постоянно меняет свои гра-ницы, которые в чем-то становятся уже тесными для эстрады. Однако некоторые качества искусства эстра-ды, несмотря на значительную эво-люцию, остаются неизменными. К ним прежде всего следует отнести прин-цип зрительной организации формы эстрадного зрелища. И если говорить о форме, то главным в современной эстраде (вплоть до некоторых музы-кальных жанров) остается изображе-ние.

В этой статье не было возможно-сти рассмотреть все аспекты постав-ленной темы. Моя задача была скромнее: привлечь внимание к не-которым теоретическим проблемам эстрадного искусства, которые во многом определяют его положение в ряду других искусств и объясняют характер творческих поисков масте-ров нашей эстрады. Теоретические правила, как изве-стно, остаются правилами, обязатель-ными для всех лишь до того дня, когда приходит яркий художник-новатор и ломает границы, еще вче-ра казавшиеся непреодолимыми. Се-годня мы становимся свидетелями синтетических жанров искусства эст-рады: каноны прошлого не выдер-живают напора новых открытий. Важно отметить, что происходящие изменения имеют на знамени своем постоянно меняющийся, но в основе своей незыблемый принцип эстрады, как зрелища.

А. ВАРТАНОВ, кандидат искусствоведения

Журнал Советский цирк. Март 1964 г.

Глава V

«Форма - способ существования и выражения содержания... Единство содержания и формы художественного произведения означает не абсолютное тождество, а лишь определенную степень взаимного соответствия... Степень соответствия... зависит от... одаренности и мастерства художника».

Эстетика. Словарь

Концерт [от лат. concerto - состязаюсь] - публичное выступление артистов по определенной заранее составленной программе.

Театральная энциклопедия

Не отступая и в этой главе от позиции исследовать лишь то, что непосредственно касается режиссерского творчества на эстраде, нам нет нужды в полной мере раскрывать особенности творчества каждой из форм эстрадных программ. Нам важно и здесь раскрыть лишь то, что отличает работу эстрадного режиссера от театрального, когда он осуществляет постановку эстрадной программы.

Как правило, ни одна из форм эстрадных программ не имеет значения для театрального режиссера, так как практически ему не приходится сталкиваться с ними при постановке пьесы, ибо они (эти формы) принадлежат только эстрадному искусству.

Прежде чем говорить о той или другой форме эстрадной npoграммы:

концерте, представлении, нелишне определить значение...... слова «концерт» (помимо того, что это слово обозначает определенное сценическое действие, состоящее из суммы номеров, его состовляющих).

Итак, слово «концерт» [лат. concert] в переводе с латинского означает состязание, соревнование.

Действительно, в любом концерте, в том числе и в эстрадном, происходит как бы состязание, соревнование между исполнителями и номерами в их художественном творчестве: по мастерству исполнения, по успеху у зрителей и т.п. Более того, именно в концерте (состязании на глазах у зрителей) эстрадный номер получает свое художественное завершение.

Естественно, что эстрадный концерт, как и любой концерт, - не просто механический набор, а сплав разножанровых номеров в единое целое действо, в результате чего рождается новое художественное произведение, имя которому - концерт.

Именно создание концерта из порою различных по жанрам, характерам, содержанию номеров - еще одно важное отличие творчества эстрадного режиссера от театрального, который, как правило, имеет дело с произведением (пьесой) одного жанра, с единым сюжетом и развивающимся с начала до конца спектакля единым сквозным действием.

Эстрадный концерт - это действенно-динамическое зрелище, это особый образный мир, в котором превалирует развлекательное начало, облеченное в яркую, острую форму, праздничную атмосферу, дающую возможность зрителю легко воспринимать его содержание.

Конечно, успех концерта зависит от многих причин: здесь и исполнителей, и качество их номеров, и их новизна, и построение порядка номеров (композиция), и слаженность переходов от номера к номеру, и его жанр, и его виды, и т.д.

Если мы откроем 95 страницу VIII тома III издания Большой Советской Энциклопедии, то сможем прочесть: «Концерт – публичное выступление артистов по определенной программе. Виды концерта музыкальный (симфонический, камерный, фортепьянный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкий вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)» Почти то же самое мы можем прочесть и в «Театральной энциклопедии»: «Виды концертов: музыкальный (симфонический, камерный, фортепьянный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)»

Не оспаривая мнение двух авторитетных источников, отметим, что такое понятие слова «концерт» не раскрывает очень важного обстоятельства. А именно то, что все виды концертов по характеру и содержанию исполняемых в них номеров, по способу их выражения (даже если мы имеем дело со «смешанным концертом») делятся на два основных вида: филармонический и эстрадный. Мы исходим из того, что функционально и психологически филармонический и эстрадный концерты обособлены друг от друга. При том, что та и другая функции, не уходя от решения некоторых общих задач (эстетических, идейных, воспитательных), удовлетворяют различные потребности зрителя (слушателя).

Площадках концертах, чтобы выполнить месячную норму выступлений.

Ни о какой логике построения такого концерта не могло быть и речи. Вот уж где приходилось «выкручиваться» конферансье.

Может быть, последнее обстоятельство в какой-то мере сыграло роль в исчезновении сборных концертов с эстрадных подмостков: ведущие эстрадные артисты стали предпочитать сборным сольные концерты или большие эстрадные представления, так как при количественном увеличении числа рядовых концертов их творческий уровень в своем подавляющем большинстве был ниже среднего.

Еще одной немаловажной причиной исчезновения сборных концертов в наши дни был чрезвычайно низкий художественный уровень людей, считавших себя профессиональными конферансье. Подлинный конферансье, умеющие создать из номеров разных жанров эстрадное действие, в силу разных причин практически исчезли. Не малую роль в исчезновении сборных концертов сыграло и телевидение, на экранах которого постоянно мелькают эстрадные «звезды», особенно в различных рекламных клипах. Зачем платить немалые (если не сказать – огромные деньги за концерт, когда любимых артистов можно увидеть на экране телевизора).

Опрос многих потенциальных зрителей, проведенный автором работы, говорит не только о совпадении их точки зрения с мнением В. Калиша, а и о том, что мода на грандиозные зрелища, как бы ее ни насаждал шоу-бизнес, пройдет, и на эстрадные подмостки на равных с шоу вернутся сборные концерты, пусть в другом и прежде всего в зрелищном качестве, но состоящие из номеров различных жанров. Подтверждением тому: практика в наши дни западной эстрады и ряд прошедших концертов в Московском театре эстрады, сегодняшняя жизнь областных и краевых филармоний, да и то, что даже в сольных концертах его герой приглашает к участию и других по жанру исполнителей, ибо подсознательно ощущает свойственное психологическому восприятию человека - желание разнообразия впечатлений.

В последние годы на афишах, рекламирующих эстрадные концерты, мы чаще всего можем встретить такие названия, как «варьете», «кабаре», но чаще всего - «шоу». Хотя в основе каждого из названных концертов лежит набор номеров различных жанров (как и в сборном), каждый из них имеет свои довольно явные особенности.

Если рассматривать «варьете» как особую форму эстрадного концерта, то чаще всего за этим названием скрывается легкое, развлекательное действо, состоящее из выступлений певцов, танцор, музыкантов, пародистов, акробатов, фокусников и т.д.

Обычно программа варьете - это калейдоскоп номеров, часто идущих при минимальном участии в ней конферансье, не говоря о других разговорных жанрах.

Если говорить об отличии варьете от кабаре, то уже с середины 20 века грань между ними как по содержанию, так и по форме практически начала стираться. Сегодня уловить разницу между ними и весьма трудно.

Кабаре [фр. - кабачок] - это не столько сидящая за столиками публика, сколько стиль, форма и содержание эстрадного концерта во многом зависящие от атмосферы, в котором он идет.

В своей основе кабаретная программа - это тоже набор различных выступлений (номеров). Но эти программы имели ряд существенны особенностей.

Во-первых, шли они в кабачках, в кофейнях, где публика, сидя за столиками, смотрела на выступающих. Поначалу это были своего рода артистические и литературные клубы, где после двенадцати ночи собирались поэты, художники, писатели, артисты. Как правило, на маленькую сцену, расположенную посредине или сбоку зальчика, с исполнением песенок, чтением стихов поднимались те, которые пришли здесь отдохнуть, позабавиться. В какой-то мере происходящее в таких кабачках было отражением процессов, происходивших в художественной сфере.

Во-вторых, зрелище это было разнообразным и носило импровизационный характер. Исполнители стремились эмоционально расшевелить публику. Взрывы смеха, аплодисментов, возгласы «браво» были обычными для кабаретной программы атмосферой. В кабаре того времени царил азарт, соперничество, что создавало атмосферу непринужденности, радости и свободы творчества, праздничности. В кабаре как бы стиралась грань между сценой и зрительным залом.

В-третьих, обязательным условием деятельности кабаре являлась интимность обстановки, позволяющая исполнителям устанавливать тесный контакт с публикой. И хотя кабаретные программы состояли и состоят из различных шутливых и лирических песенок, сольных танцев, сатирических номеров, пародий и т.д. и т.п., главную роль в них играет конферансье, заботящийся о создании доверительной, интимной обстановки, ведущий непринужденный разговор, часто вызывающий немедленную реакцию (что очень важно в кабаретной программе)

Объем кабаретных программ значительно увеличился, стал своеобразным характерным для кабаре калейдоскопом номеров. При этом в их решении использовались приемы гротеска, эксцентрики, буффонады, иронической стилизации. Широко стали использоваться пародии, в которых высмеивались спектакли и события, происходившие в данный момент на театральных подмостках.

В России первые кабаре появились в самом начале XX века. Среди них наиболее известными были: «Летучая мышь» в Москве - поначалу кабаре актеров Московского Художественного театра, ставшее впоследствии Театром-кабаре Н.Ф. Балиева, «Кривое зеркало», «Бродячая собака», «Привал комедиантов» в Петербурге и другие. Вскоре кабаре возникли и в Одессе, в Киеве, Баку, Харькове. Обычно они располагались в подвальных и полуподвальных помещениях с маленькой сценой.

Уже в начале девяностых годов XX века многие кабаре утратили свои родовые признаки: исчезли столики, изменилось построение и содержание программ.

Театры-кабаре стали использовать театральную технику: занавес, рампу, декоративное убранство сцены.

Шоу [англ. - 1. Зрелище; 2. Показывать] - весьма распространенный особенно в наши дни вид эстрадного развлекательного зрелища с обязательным участием хотя бы одной эстрадной «звезды».

Шоу - это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, не имеющая твердого сюжетного хода, основанная на внешне эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками; построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик- холльному. С тем же мюзик-холльным изяществом хореографических номеров, с той же красочностью и пышностью, с ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим количеством разнообразных номеров, но без обязательного для мюзик-хольной программы, пусть примитивного, «пунктирного» сюжетного хода. При этом шоу-программа не исключает смелости подачи номеров. Наоборот - чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу номеров, тем ярче сценическая форма шоу.

При этом следует отметить: шоу - это не только жанровая категория. В форме шоу могут проходить и выступления популярного эстрадного артиста, и различные конкурсы, и презентации, и театрализованные аукционы и т.п.

Шоу-программа - это масштабное зрелище, сценография которого создается в реальном сценическом пространстве и во многом зависит и технических возможностей сцены, ее оборудования. Шоу не ограничивает фантазию художника-сценографа. Важно, чтобы его выдумка была технически выполнима.

И хотя сегодня довольно часто можно наблюдать, как в роли режиссера-постановщика выступает художник-сценограф, нам представляется, что данное явление - результат дефицита подлинной эстрадной режиссуры. Нам могут возразить: мол, многие художники впоследствии стали режиссерами. Например, Гордон Крег, Николай Павлович Акимов и другие. Действительно, их творческая жизнь начиналась с профессии художника. Но впоследствии их творческой профессией стала режиссура, как основа их сценической деятельности. Может быть, такой же будет и творческая судьба Б. Краснова, который называет себя «режиссером-сценографом».

Конечно, художник-сценограф до известной степени, как режиссер, ощущает драматургию в динамике, в движении. Но это означает, что тем самым он может подменить собой режиссера- постановщика. К сожалению, именно это сегодня наблюдаем в постановке различных шоу-программ. Из-за этого сценическое ищи артиста становится зависимым от оформления, а не наоборот, когда артист, содержание его программы, его выступление определяет разное решение сценографии. Зачастую приходится видеть, как решение сценической площадки, при всех современных ухищрениях игрой светом, дымами, использованием электроники и других спецэффектов - работает не на артиста, а становится помпезным фоном. Например, как мы уже говорили в предыдущей главе, это ярко проявилось в последней постановке А.Б. Пугачевой «Рождественские встречи» в 1998 году (художник Б. Краснов).

Ревю [фр. - пантомима, обозрение] поначалу возникло во Франции в первой трети XIX века (1830 г.) как сатирический театральный жанр. Так, популярное в то время «Годовое ревю» было злободневным обозрением парижской жизни. Уже тогда содержанием ревю были чередующиеся номера различных жанров. То есть, по сути, ревю несло в себе все основные признаки эстрадной программы.

Ревю (обозрение) - такая форма эстрадного действа, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, позволяющим по мере его развития все время «менять» место действия. Например, эстрадные подмостки, порою не меняя оформления (используя только детали)становится для одного номера подземным переходом, для другого скамейкой в парке, для третьего - трибуной стадиона и т.д. .Чаще всего сюжетный ход строится на возникшей для героя (героев) необходимости совершать «путешествие» или «искать» кого-то чего-то, или сюжетным ходом может быть выпуск сценического варианта газеты, как в том же эстрадном обозрении «Вечерняя Москва». В ревю каждый номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод, яркое действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, ревю (обозрение) - это эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединенных в эпизоды разных номеров.

Мюзик-холльная программа"

Обычно «Мюзик-холл» определяется двояко: первое определение - вид театров, дающих эстрадные концертные представления, второе - как своеобразная эстрадная программа, представление, содержание которого построено на чередовании разнообразных номеров, аттракционов, демонстрации виртуозной исполнительской техники, сценических трюков, сцементированных сюжетным («пунктирным») ходом и танцевальными номерами балетной, как правило, женской группы («герлс»).

С самого начала мюзик-холльные программы, в отличие от кабаре, не ставили своей целью быть злободневными. На первом плане в таких программах была не столько актуальность, сколько яркость внешней формы, исполнительский изыск.

Условия мюзик-холльных программ, их насыщенность различными постановочными эффектами, аттракционами изменили и характер поведения публики. «Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в мюзик-холле аудитория становилась, как и в театре, аудиторией зрителей».

Судьба Московского мюзик-холла была довольно сложной. То он подвергался гонениям и прекращал свое существование, то возникал снова. В начале двадцатых годов у театра не было постоянной труппы В программах выступали гастролеры, в том числе и зарубежные, которые приезжали чуть ли не в день представления. Естественно, что режиссерам редко удавалось создать единую, объединенную общим замыслом.

Но тем значительнее становились удачи, требовавшие бездну выдумки и мастерства».

Мюзик-холльная программа - это своеобразное постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение-зрелище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; обозрение-зрелище, в котором первоклассные номера и эпизоды с участием эстрадных «звезд» соединены так называемым «пунктирным»» сюжетным ходом. Весьма значительное место в мюзик-холльных программах занимают изобретательно поставленные массовые танцевальные номера «герлс» с идеальной синхронностью движений. Это программа, в которой участвует эстрадный оркестр, как правило, располагающийся на сцене. Это всегда яркие, броские костюмы исполнителей (особенно балета). Это блеск красок, игра света и теней. Это трансформация оформления. Например, по ходу программы ледяные сталактиты вдруг превращаются в цветы; или через зал летит на сцену и приземляется космический корабль (как в парижском «Альказаре»); или вдруг в центре сцены поднимается огромный стеклянный бассейн, где вместе с крокодилами плавают девушки в купальных костюмах, выполняя под водой номер спортивного синхронного плавания («Фридрихштатпалас). Это различного рода сценические эффекты. Это использование самых разнообразных современных технических средств оформления.

В искусстве эстрады есть такая форма эстрадного действа, как «теamp миниатюр».

По нашему разумению, слово «театр» подчеркивает его творческие и организационные начала, так как в данном случае слово «театр» не равноценно понятию «Театр», когда под этим словом мы понимаем творческий организм, репертуар которого строится на драматических или балетных спектаклях. С другой стороны, в театрах миниатюр в основе их программ те же эстрадные номера, отличающиеся от варьете и кабаре только масштабами номеров, их составляющих. Что же касается деления в театрах миниатюр зрителей и исполнителей (отделением зрителей от последних рампой и другими элементами сцены) и исчезновения столиков из зала, то появление рампы, столиков произошло и в поздних кабаре.

Театр миниатюр - это не только определенная форма и определенное содержание, но и особый стиль и образ мышления, образ жизни.

Вот это-то и пугало власть предержащих, которые видели в нем (особенно в 20-30-е годы) чуждое пролетариату буржуазное искусство. Такое отношение к искусству малых форм не могло не тормозить развитие эстрадного искусства.

Не в состоянии его запретить (в силу причин, которые не являются предметом нашего исследования), они его только терпели. Не могло быть и речи о том, чтобы на афишах, анонсирующих эстрадные концерты, появились слова «варьете», тем более «кабаре». Выход был найден, как выяснилось, приемлемый для всех: искусство малых форм стали называть «эстрадой», хотя до этого слово «эстрада» обозначало сценическую площадку, сценические подмостки, а театры малых форм- театрами миниатюр, которые не имели стационарной штатной труппы и но существу являлись прокатной площадкой.

Миниатюра [фр. miniature] - слово, когда-то обозначавшее только нарисованное и раскрашенное украшение в древних рукописных книгах (названы так эти рисунки были по краске, приготовлявшейся из мини), имеет и переносный смысл: что-либо в уменьшенном размере. Последнее и определяет репертуар Театра миниатюр. Здесь можно увидеть разные эстрадные представления: и короткую пьесу-шутку, и водевиль, и скетч, и хореографическую миниатюру, и пантомимическую сценку, и даже кинематограф. То есть, как принято говорить, - произведения малых форм.

Широкую известность в послевоенные годы приобрели Московский Театр миниатюр под руководством Владимира Полякова, саратовский Театр миниатюр (художественный руководитель Лев Горелик) и, конечно, самым известным долгие годы был Ленинградский театр миниатюр под художественным руководством уникального артиста Аркадия Райкина.

Но помимо видов программ, о которых мы говорим, в эстрадном искусстве есть такие формы эстрадного действа, которые отличаются от рассмотренных нами. Это - эстрадное представление, к т спектакль.

При сохранении всех основных признаков эстрадного т и эстрадной программы, и прежде всего наличия в них номером разных жанров, эти художественные произведения в известной степени синтезируют в себе и признаки театрального действия. В основе драматургии эстрадного представления, эстрадного спектакля лежит развернутый сюжетный ход с ролевой персонификацией и с судьбой героев. В них широко используются выразительные средства, присущие театру: сценическое действие, мизансцена, сценическая атмосфера и т.д.

Эстрадное представление, эстрадный спектакль не случайно выделены нами из общего понятия «эстрадный концерт». Если понятия «спектакль» не нуждается в его раскрытии (пожалуй, нет ни одной работы о театральном искусстве, где бы это понятие не было досконально исследовано), то «представление» имеет много, порой противоречивых, определений. Часто перед словом «представление» пишут или произносят слово «театрализованное», то есть по существу называют масло масляным, ибо понятие «представление» само по себе тождественно понятию «театрализация».

Поскольку это понятие («театрализация») до сегодняшнего дни толкуется по-разному, то мы считаем необходимым в этой работе раскрыть его с позиции практиков, осуществивших не одну постановку эстрадных представлений, тем более, что театрализованный концерт является предтечей эстрадного представления, в нашем понимании последнего. Понятие «театрализация» применительно к концерту означает, что при постановке такого концерта помимо всех тех эстрадных выразительных средств, о которых мы говорили, разбирая особенности сборного концерта, в театрализованном концерте используются свойственные театру, театральному действию выразительные средства. А именно: сценическое действие (как известно, основное выразительное средство театра), мизансцены (когда в присущую жанру номера статику вводится такое сочетание поз. движений исполнителей, которые в данный момент выражают сущность содержания номера и отношения между исполнителями), сценическая атмосфера (для ее создания, как и в театре, используется игровой свет, шумы, фоновая музыка и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие представления), костюм и оформление.

Наблюдая за разными эстрадными представлениями, легко можно обнаружить, что сюжетный ход в таком представлении заставляй публику не только следить за развитием сюжета, но и понимать и принимать логику построения представления, а порой воспринимать тот или другой номер (или все номера) в неожиданном свете.

Эстрадному представлению в отличие от театрализованного концерта присуща ролевая персонификация конферансье (ведущего или ведущих). То есть, он или они, наделенные определенными чертами характера и характерности (профессией, возрастом, социальным положением, привычками и т.п.), становятся активно действующим персонажем представления, ибо именно он (они) воплощает движение сюжетного хода.

В процессе осуществления представления режиссер не задумывается над тем, какие «условия игры» - театральные или эстрадные - определяют его режиссерское решение того или другого момента представления. Синтез этих «условий игры» у режиссера происходит на подсознательном уровне, и в момент репетиций режиссер не осознает, что в данный момент идет от эстрады, а что - от театра. Это умение, пусть неосознанно, опирается на два разных вида сценического искусства.

Как мы видим, даже в таком, казалось бы, близком к жанрам театрального искусства спектакле, как эстрадное представление, эстрадный спектакль существует своя специфика, свои приемы режиссерского творчества. И все же, несмотря на сложность этой эстрадной программы, по нашему разумению, подтвержденному современной практикой, будущее эстрады связано с сюжетными представлениями. Когда средствами эстрадного искусства создается спектакль, в котором все - и зрелищность, и сценические эффекты, и игра света и цвета, и сценография, а главное, подбор номеров - подчинены мысли, сюжету, конфликту, а главное - художественному образу спектакля. Достаточно вспомнить некоторые последние программы, осуществленные на сцене концертного зала «Россия».

Конечно, спектакль - наиболее сложный вид эстрадной программы, так как в нем, как писал выдающийся режиссер Федор Николаевич Каверин: «есть определенный текстовой материал, со своим сюжетом, с некоторым, хотя бы и очень небольшим количеством действующих лиц, а их характеры и судьбы (чаще всего их комедийные приключения) становятся неизбежным центром. Чисто эстрадные номера вкрапливаются отдельными моментами в ход пьесы... Развивая в действии мысль такого спектакля, режиссер встречается с совершенно специальными задачами, совсем непохожими на то, что определяет работу его в театре вообще. Ему необходимо установить тот принцип, по которому вводятся номера в такую пьесу- программу, найти и установить верные пропорции в их количестве относительно сюжета, определить их характер…. Специальной заботой в работе над таким спектаклем у режиссера являются поиски и определения стиля всего спектакля, манеры игры, которые при соседстве с условными эстрадными кусками…. требует также своего внутреннего хода и четко установленного соотношения (всё равно, согласованного или сознательно- контрастного) внутри спектакля»

Слово "эстрада" (от латинского strata) означает - настил, помост, возвышенность, площадка.

Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".

Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade - вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века.

Также существует такое определение эстрады:

Сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных выступлений артиста.

Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является -- "Его Величество номер" -- как говорил Н. Смирнов-Сокольский 1 .

Номер - маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.

В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.

На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del-arte (театр масок ) XVI- п.п.XVII века.

Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.

В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль . Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии масок".

Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные формы эстрадного творчества используются как развлекательное времяпровождение.

Это не случайно. В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальный зал). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения. В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах - в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, получили распространение кафе-концерты , первоначально представлявшие собой литературно-художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок). Развлечение не исключает собой фактора духовности, для артиста эстрады особенно важна гражданская позиция.

Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок дурному вкусу. Для того чтобы не сорваться в пропасть вульгарности и пошлости, артисту необходим истинный талант, вкус и чутьё. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению пёстрого искусства варьете . Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от фр. - обозрение). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец. Варьете имеет свои модификации:

- варьете из отдельных номеров

- варьете-спектакль

- танцевальное кабаре

- ревю

В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу .

Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки.

Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не стоит на месте.

1.1 История возникновения эстрадного искусства

Слово "эстрада" (от латинского strata) означает - настил, помост, возвышенность, площадка.

Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики".

Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от французского estrade - вид искусства, включающий малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка, пантомимы и др. В концертах - отдельные законченные номера, объединённые конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в конце XIX века.

Также существует такое определение эстрады:

Сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных выступлений артиста.

Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка, драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой эстрадного искусства является -- "Его Величество номер" -- как говорил Н. Смирнов-Сокольский 1 .

Номер - маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от персонажа.

В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.

На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del - arte (театр масок ) XVI- п.п.XVII века.

Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера.

В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль . Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850 году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии масок".

Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные формы эстрадного творчества используются как развлекательное времяпровождение.

Это не случайно. В Англии пабы (общественные публичные заведения) возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзик-холлов (музыкальный зал). Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения. В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах - в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько позднее, в первой половине XIX века, получили распространение кафе-концерты, первоначально представлявшие собой литературно-художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты, музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по всей Европе и стали называться кабаре (кабачок). Развлечение не исключает собой фактора духовности, для артиста эстрады особенно важна гражданская позиция.

Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в себе опасность заигрывания с публикой, уступок дурному вкусу. Для того чтобы не сорваться в пропасть вульгарности и пошлости, артисту необходим истинный талант, вкус и чутьё. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что привело к рождению пёстрого искусства варьете . Искусство варьете тесно связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие развития действия (основной драмы) характерны и для большого представления ревю (от фр. - обозрение). Отдельные части ревю связаны общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете. В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец. Варьете имеет свои модификации:

- варьете из отдельных номеров

- варьете-спектакль

- танцевальное кабаре

- ревю

В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу .

Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт джаза и популярной музыки.

Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о том, что его развитие не стоит на месте.

Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е...

Акустические характеристики укулеле

Рисунок 1 Укулеле -- миниатюрная четырёхструнная гавайскаягитара, появившаяся в конце 19 века на островах Гавайского архипелага, расположенного в северной части Тихого Океана. Его создателями являются Португальские иммигранты...

Проблема художественной ценности музыки

Музыка... Что она такое? В чем ее сила? Задумываться над этим люди начали очень давно. «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. ...Поэтому нужно разбираться в голосах...

Необычайно стремительные изменения условий современной жизни требуют от людей адекватных оценок и быстрых решений для более успешной реализации своего потенциала...

Процесс формирования музыкально-творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов

Молодежный возраст от 17 до 20 лет занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения...

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Очень серьезно на развитие музыкального вкуса учащихся влияют различные направления современной музыки. Это рок - музыка, техно, попса, рэп и другие направления. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве...

Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы - «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления...

Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков

Эстрада -- вид сценического искусства, подразумевающий собой, как отдельный жанр, так и синтез жанров. Он включал в себя пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии...

В нашем сознании твердо укоренилось такое понятие, как «эстрада». Это что такое? Многие связывают этот термин с поп-музыкой, хотя на самом деле путать эти понятия нельзя. Поп-музыка является одной из составляющих, а в само понятие входит достаточно много жанров.

Эстрада: что это в общем понимании?

Вообще, если следовать некоторым источникам, определить понятие эстрады очень просто. Например, та же «Википедия» утверждает, что эстрада - это некий вид сценического искусства, преимущественно развлекательного жанра, хотя на самом деле это понятие куда шире. И вот почему.

Более расширенное толкование объясняет, что эстрада - это некое возвышение исполнителя при выходе на сцену и исполнении короткого номера, включающего совершенно разные направления и сопровождающегося конферансом (представлением артиста на сцене). На сегодняшний день эстрада включает в себя несколько основных жанров:

  • песня;
  • танец (хореография);
  • цирковое искусство;
  • иллюзион;
  • клоунада;
  • разговорный жанр;
  • пародия;
  • пантомима и т.д.

Как видим, понятие эстрады довольно широкое. Однако в нашем понимании эстрада почему-то ассоциируется именно с музыкой. Так быть не должно.

Конечно, песня во все времена занимала одно из самых главных мест в жизни человека. В то самое советское время, когда и возникло понятие эстрады, первопроходцев тоже было очень много. Это Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, наконец. Все они - звезды эстрады своего времени.

Конечно же, нельзя обойти стороной и цирк. Какой заметный след в истории эстрадно-циркового искусства оставили такие звезды, как Олег Попов и Юрий Никулин, смешившие на арене не одно поколение!

В то время в разговорном жанре доминировали не говоря уже о таком мэтре, как Аркадий Райкин. Это только потом появились Петросян, Задорнов, Жванецкий и многие другие. А что говорить о театре Образцова?

Особое место занимали тогдашние Чего стоят только «Песняры», «Сябры», «Верасы», «Пламя» и т.д. Те же «Земляне» - тоже эстрада, хотя их почему-то и причисляют к рок-группам.

Зарубежная эстрада

За границей эстрадное искусство тоже не осталось без внимания, однако было подчинено зарабатыванию денег (шоу-бизнес).

Для нашего слушателя в то время эстрада - это две всемирно популярные группы - Boney M и ABBA. Иногда к этой паре относят еще и Eruption, но это сугубо детище Фрэнка Фариана (основателя Boney M), написавшего для группы самые известные хиты.

Кстати сказать, такую популярную программу, как «Шоу Бенни Хилла» тоже в равной степени можно отнести к стандартному эстрадному жанру, несмотря на то, что эта программа телевизионная. А если вспомнить фестивали в Сан-Ремо, некогда бывшие очень популярными во всем мире, сразу станет понятно, что эстрада - это не только музыка или любой другой вид сценического искусства, а самое настоящее шоу.

Интересно, что зачатки эстрадного искусства можно было встретить еще на Руси с ее скоморохами, а на Западе - с придворными шутами.

Кстати, можно добавить, что сегодня на западном телевидении можно встретить очень много пародийных передач. В Германии, например, в этом отношении лидирует телеканал RTL2. циркового искусства здесь безусловное первенство принадлежит труппе «Дю Солей», в которой выступает достаточно много наших соотечественников и артистов из других стран, исполняющих совершенно немыслимые номера и трюки, от которых просто захватывает дух.

Вместо итога

Конечно, здесь рассмотрены далеко не все аспекты, касающиеся понятия эстрады, однако и так должно быть ясно, что это понятие включает в себя очень много жанров и говорить о нем исключительно с точки зрения музыки совершенно неправильно. Здесь ведь присутствует столько направлений, что просто в голове не укладывается. И не зря же большинство учебных заведений в свое время назывались именно эстрадно-цирковыми училищами. По всей видимости, в этом есть определенный резон.

Само собой разумеется, что подробно описать все жанры не получится (для этого потребуется слишком много времени). Но и так понятно, что эстрада - это нечто больше, чем просто поп-культура. И перечислять доступные в этом понимании жанры можно очень и очень долго. С другой стороны, даже такой краткий экскурс в историю поможет понять, что на самом деле представляет собой эстрадный жанр.