История создания щелкунчика. Щелкунчик - история создания гениального балета

12.06.2019

18 декабря 2017 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоится торжественное празднование, приуроченное к 125-летнему юбилею балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», премьера которого состоялась 18 декабря 1892-го.

За годы существования выдающийся балет с его великолепными декорациями, высочайшим актерским мастерством исполнителей и уникальным музыкальным сопровождением, стал не только визитной карточкой русского балета во всем мире, но и неизменным символом праздника для россиян в преддверии Нового года.

К 125-летнему юбилею главной новогодней музыкальной сказки портал 7days.ru вспомнил ключевые моменты из ее истории.

1. В основу либретто к балету легла сокращенная детская сказка


Балеты Чайковского на мировой сцене занимают особое место, и «Щелкунчик», пожалуй, самый известный из них. Своим появлением постановка обязана знаменитому театральному и балетному деятелю Мариусу Петипа, который создал либретто к балету по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», опубликованной в немецком сборнике «Детские сказки» (1816).

В основу либретто легло сокращенное Александром Дюма-отцом переложение сказки, сделанное в 1844 году, через 28 лет после первой публикации книги. Вполне возможно, сама сказка не стала бы такой популярной, не напиши к ней музыку Петр Ильич Чайковский.

Кстати, Петипа и Чайковский до этого уже работали вместе: их предыдущий совместный проект - балет «Спящая красавица», созданный по сюжету одноименной сказки Шарля Перро и представленный публике в 1890-м, имел ошеломляющий успех.

Поэтому когда директор Императорских театров Иван Всеволожский заказал композитору оперу и балет для одного из концертов, Петипа и Чайковский вновь объединили свои силы. И не прогадали. Премьера их нового совместного творения - балета «Щелкунчик» - состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и также прошла с аншлагом.

2. Актерский состав первой постановки был звездным



Невероятную популярность балету принесла не только бесподобная музыка Чайковского, но и «звездный» состав солистов. Главную роль Щелкунчика блестяще исполнил выдающийся танцовщик и представитель знаменитой театральной династии Сергей Легат, а фею Драже сыграла итальянская балерина Антониетта Дель-Эра, прославившаяся благодаря яркому дебюту в балете Петита «Спящая красавица» (партия принцессы Авроры).

Роль принца Коклюша сыграл знаменитый артист балетной труппы императорских театров Павел Гердт, танцевальная манера которого отличалась благородством, пластичностью и мимической выразительностью, а старшего советника Дроссельмейера сыграл актер комедии и водевиля и непревзойденный мастер создания художественного образа пластикой человеческого тел (без использования слов) Тимофей Стуколкин.

Главных героев - детей Штальбаума Клару и Фрица - сыграли учащиеся балетного отделения Императорского училища Станислава Белинская и Василий Стуколкин, после премьеры признанные восходящими звездами театральной сцены.

3. С именем главной героини возникла путаница


Кстати, имя девочки в печатной версии и постановках балета звучит по-разному: в произведении Гофмана главную героиню зовут Мари (Марихен), в балете Петипа - Клара, а в некоторых советских постановках балета Чайковского она вообще стала… русской Машей. И вот почему.

Согласно оригиналу сказки, Кларой именуют любимую куклу девочки. Однако во многих представлениях различных театров кукла была или исключена из действия, или осталась безымянной. Так произошло и в самом первом «Щелкунчике»: хотя кукла присутствовала в постановке, ее имя Петипа отдал главной героине, ставшей с его легкой руки не Мари, а Кларой.

А в советских постановках, начиная с конца 1920-х, балет «русифицировался», немецкие имена по идеологическим соображениям (после Первой мировой войны 1914-1918 гг. немцы считались врагами, и многие связанные с ними вещи оказались под запретом - Прим. ред. ) в итоге были заменены на русские. Так девочка Мари получила исконно русское имя Мария, а ее брат из Фрица (в некоторых версиях «Щелкунчика») превратился в Мишу.

4. Главным российским Щелкунчиком 18 лет был Николай Цискаридзе



За 125-летнюю историю вышло множество версий выдающегося балета. На сценах Мариинского и Большого театров «Щелкунчик» ставили такие знаменитые балетмейстеры, как Лев Иванов, Александр Горский, Федор Лопухов, Василий Вайнонен, Юрий Григорович и Михаил Шемякин, а главные партии исполняли легенды отечественной театральной сцены: Петр Гусев и Ольга Мунгалова (постановка 1929 г.), Константин Сергеев и Галина Уланова (1934 г.), Алексей Ермолаев и Марина Семенова (1939 г.), Владимир Васильев и Екатерина Максимова (1966 г.).

Но, пожалуй, самым признанным и любимым российскими зрителями Щелкунчиком стал Николай Цискаридзе , который дебютировал в этой роли в 1995 году в постановке Юрия Григоровича на сцене Большого театра. Кстати, до принца тогда еще восходящая звезда балета «дорос» не сразу. Карьера артиста в этом спектакле началась с второстепенной роли Французской куклы, и только спустя несколько лет он стал главным героем.

Цискаридзе был главным российским Щелкунчиком 18 лет, он танцевал свою партию даже 31 декабря - в день своего рождения. Отмечать этот праздник на сцене в роли Щелкунчика, создавая зрителям незабываемое новогоднее настроение, стало для него доброй традицией. «Делаю подарок себе любимому. Танцевать в «Щелкунчике» для меня радость», - говорил Цискаридзе, который в последний раз исполнил любимую роль в 2013 году.

5. «Щелкунчик» появился и на киноэкране



Произведение Гофмана не только неоднократно ставилось на театральной сцене, но и экранизировалось. Наиболее известными киноверсиями новогодней сказки являются советский мультфильм 1973 года «Щелкунчик», снятый режиссером Борисом Степанцевым и довольно сильно отличающийся от оригинала, одноименная голливудская сказка-балет 1993 года с Маколеем Калкиным, а также фэнтези-фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010), главные роли в котором исполнили звезды Голливуда Эль Фэннинг и Джон Туртурро.

Любопытно, что англоязычная экранизация Кончаловского лишь отдаленно напоминает классическую сказку и была рассчитана на зарубежную аудиторию (например, детей зовут Мэри и Макс - Прим. ред. ). К слову, в российском прокате роли дублировали Алла Пугачева (Королева Крыс / фрау Эва) , Филипп Киркоров (Крысиный Король) и Юлия Высоцкая (Луиза / Снежная Фея) . Однако фильм с бюджетом в $ 90 млн в мировом прокате провалился, собрав чуть более $16 млн.

В отличие от «Щелкунчика» Кончаловского с голливудскими актерами, некоторые современные российские киноверсии балета с успехом шли в кинотеатрах. Особой популярностью у зрителей пользовалась постановка 2014 года для широкого экрана, где главные роли исполнили звезды балета нашего времени -Денис Родькин и Анна Никулина.

Впервые показанный на сцене Мариинского театра в декабре 1892 г. балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» стал традиционной новогодней сказкой, которую ставят во всём мире и которую любят и дети, и взрослые.

А между тем, это довольно сложный балет: и в плане сценического воплощения, и в плане музыки, которая тяготеет к хореографической симфонии.

П.И. Чайковский

Балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта», поставленные одновременно, считаются своего рода духовным завещанием П.И. Чайковского. В них звучит призыв к самоотверженности, верности, преданности и любви во что бы то ни стало. Стоит заметить также, что судьба балета была довольно противоречивой: огромный успех у публики - и страшная ругань критики. Возможно, именно поэтому довольно простой сюжет сказки, положенный на довольно сложную музыку, до сегодняшнего дня остаётся произведением, которое «открывают» снова и снова.

История создания балета

Идея балета принадлежала И.А. Всеволожскому.

И.А. Всеволожский

Иван Александрович Всеволожский (1835-1909) – русский театральный деятель, сценарист, художник, тайный советник, обер-гофмейстер. С 1881 г. он являлся директором императорских театров, в этой сфере провёл ряд важных организационных реформ. И хотя в упрёк ему ставят то, что в своей деятельности он ориентировался на вкусы придворно-аристократических кругов, пышности и внешней эффектности, он много сделал и для отечественной национальной музыкальной культуры: он заказал П.И. Чайковскому музыку к балетам «Спящая красавица» и «Щелкунчик», сам создавал либретто и эскизы декораций и костюмов к спектаклям, а, став директором Эрмитажа, привлёк к работе в Эрмитаже ряд молодых специалистов, которых Александр Бенуа объединил вокруг журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы». По инициативе И.А. Всеволожского на сцене Мариинского театра в Петербурге была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» , в которой по просьбе Всеволожского были дописаны новые фрагменты для шестой картины оперы. Именно он подал мысль о сюжете оперы «Пиковая дама», всячески побуждая композитора к её написанию.

И.А. Всеволожскому Чайковским посвящен балет "Спящая красавица".

«Щелкунчик» - балет в двух актах. Либретто создал М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816), но основой либретто явилась не сама сказка Гофмана, а её переложение А. Дюма-отцом.

Э.Т.А. Гофман

Либре́тто (итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») – литературная основа большого музыкального сочинения (оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла).

Сюжет балета



Пролог (вступление). В канун Рождества начинают собираться в доме доктора Штальбаума гости: взрослые и дети, среди которых и дети доктора – Мари и Фриц.

Действие I . Все дети с нетерпением ждут подарков. Последним приходит Дроссельмейер в маске, он может оживлять игрушки, но когда он снимает маску, Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.

Мари хочет поиграть с подаренными куклами, но их уже убрали. Мари огорчена. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика – куклу, которая может раскусывать орехи (щипцы для колки орехов в форме солдатика). Кукла Мари очень понравилась, хотя она и была несколько странной. Но шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.

Праздник заканчивается, гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер» и расходятся по домам. Наступает ночь. Мари обнимает Щелкунчика – и тут появляется Дроссельмейер уже в роли доброго волшебника. Взмах рукой – и в комнате все меняется: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками.

Вдруг под предводительством Мышиного короля появляются мыши. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой с ними, но армия мышей превосходит армию солдатиков.

Мари в отчаянии снимает с себя туфельку и бросает её в Мышиного короля. Он убегает вместе со своей армией. Солдатики победили! Они на плечах несут Мари к Щелкунчику. Вдруг лицо Щелкунчика начинает меняться: он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца.

И снова неожиданное превращение: Мари и куклы оказываются под звёздным небом и красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

Действие II . Но внезапно эту красоту снова нарушают мыши, атакуя их. Принц побеждает. Все танцуют и веселятся, празднуя победу над мышиным войском.

Куклы разных стран и народов благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Все вокруг танцуют.

Дроссельмейер снова волшебно всё изменяет: начинается подготовка к королевской свадьбе Мари и Принца.

Но… Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в своей комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Первая постановка балета «Щелкунчик»

Премьера балета состоялась18 декабря 1892 г . в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли учащиеся Петербургского Императорского театрального училища: Клара – Станислава Белинская, Фриц – Василий Стуколкин. Щелкунчик – Сергей Легат, фея Драже – Антониетта Дель-Эра, принц Коклюш – Павел Гердт, Дроссельмейер – Тимофей Стуколкин, племянница Марианна – Лидия Рубцова.

Балетмейстер спектакля – Л. Иванов, дирижёр – Р. Дриго, художники – М. Бочаров и К. Иванов, костюмы – И. Всеволожский и Е. Пономарев.

Жизнь балета

Среди произведений позднего периода творческого пути П.И. Чайковского балет «Щелкунчик» занимает особое место: он является новаторским не только в силу музыкального воплощения, но и в трактовке героев. И хотя традиционно сюжет балета воспринимался как детская сказка, в нём существует глубокий философский подтекст: иллюзорность грани между явью и сном, живыми существами и неживыми предметами и игрушками, соотношение мира взрослых и детей, вечная борьба благородства и мелочного зла, сокрытая за маской чудачества мудрость, всепобеждающая сила любви.

Музыка Чайковского так же, как и сюжет сказки, неисчерпаема. Эту сложность поняли лишь в XX в.

После первой постановки балета (Л. Иванова) многие крупные балетмейстеры России обращались к нему: А. Горский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Ю. Григорович, И. Бельский, И. Чернышев. Каждый из них учитывал опыт предшественников и предлагал свою оригинальную версию, соотнося с собственным пониманием музыки Чайковского свои эстетические приоритеты и запросы современности. До сих пор балет «Щелкунчик» остается притягательным для современного театра и зрителя.

Мариинский театр

С казка немецкого романтика на французский лад с русской музыкой. Придумал Эрнст Теодор Амадей Гофман, пересказал Александр Дюма - старший, переложил на язык музыки Петр Чайковский, поставил на пуанты Мариус Петипа. Вспомним 10 фактов из истории знаменитого балета вместе с Натальей Летниковой.

1. Создание балета «Щелкунчик». Идея не творца, а чиновника. Разглядел в истории о маленькой девочке и щипцах для орехов будущую балетную постановку директор Императорских театров Иван Всеволожский. Изначально «Щелкунчик» следовал в одном представлении за оперой «Иоланта» . Целая музыкальная феерия одного автора.

2. Премьера в Мариинском театре . Декабрь 1892 года. На сцене - все ученики театральной школы императорской труппы. Роли - от самых естественных для этого возраста «дети на елке» до главных. Все юные исполнители получили от Чайковского по коробке конфет, а балет прирос новой традицией - выводить на большую сцену маленьких танцовщиков.

3. Марихен, Мари, Маша… За балетный век «Щелкунчика» как только не именовали спасительницу заколдованного принца - немку по литературному происхождению! Даже Кларой - как в первоисточнике звалась кукла главной героини. Машей девочка стала на русской сцене после Первой мировой войны - из патриотических соображений.

4. Хрустальные капли симфонического оркестра. На премьере «Щелкунчика» состоялась еще одна премьера - нового для России музыкального инструмента: челесты. По виду миниатюрное фортепиано с металлическими пластинами вместо струн привез из Парижа сам Петр Ильич и держал в тайне, дабы поразить публику на премьере. Так и вышло.

5. «Тающие» звуки челесты сопровождают самый «взрослый» и техничный танец постановки. Главная из неглавных ролей в «Щелкунчике» - у Феи Драже. Даже сто лет назад Повелительница сладостей должна была крутить 16 фуэте. Впервые в этом образе на русскую сцену вышла итальянская прима Антониетта Дель-Эра.

6. Карнавал по-русски. В классическом «Щелкунчике» - около 150 различных костюмов. Цветы, игрушки, солдатики, снежинки, феи, мыши... Чтобы облачить эту маленькую балетную армию, требуется больше полусотни сотрудников сцены. Конфетти - и то исчисляют в килограммах: на эффектный танец снежинок требуется не меньше двадцати.

7. Классика ХХ века - «Щелкунчик» Юрия Григоровича в Большом. Дуэт Маши и Принца с чувствами не сценическими, а жизненными - звездная супружеская пара русского балета: Екатерина Максимова и Владимир Васильев . Щелкунчик Васильева, по мнению балетмейстера, идеальный сказочный герой. Максимова в прямом смысле слова доросла от Снежинки до Маши.

8. После революции «Щелкунчик» стал предметом экспорта. Как часть так называемой Коллекции Сергеева из 27 бесценных записей постановок Петипа. Главный режиссер балетной труппы Мариинки Николай Сергеев покинул страну и увез с собой раритеты. Партитуры хранятся в Гарвардском университете, а балет разошелся по всему миру.

9. «Щелкунчик» - настоящий долгожитель. Только на сцене Большого спектакль давали более 500 раз. Заокеанской славой новогодняя сказка обязана американскому хореографу русского происхождения Джорджу Баланчину. Принц в экранизации его постановки 1993 года - ученик баланчинской балетной школы Маколей Калкин. Тогда уже голливудская звезда.

10. Фантазия на новогоднюю тему не давала покоя фантазии постановщиков. Джордж Баланчин, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Морис Бежар, Мэтью Борн… «Щелкунчик» классический и возмутительно далекий от балета как такового. Только в США в Рождество идет около сотни спектаклей… Даже если в театре нет балетной труппы. В Новый год так хочется сказки.

18 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера «Щелкунчика». Не все балетоманы и критики по достоинству оценили тогда постановку, но со временем она так сильно полюбилась зрителям, что сегодня без нее невозможно представить новогодний репертуар самых известных театров мира. К юбилею «Щелкунчика» АиФ.ru собрал любопытные факты о балете.

1. Музыку к «Щелкунчику» Чайковский сочинял в настоящих творческих муках. С самого начала сюжет не вызывал у композитора особого восторга: он только закончил «Пиковую даму», в проекте находилась опера «Иоланта», ему было не до сказок. К тому же в процессе работы над балетом умерла его любимая сестра Александра . О ее смерти он узнал случайно, из газет, поскольку родные пытались скрыть этот факт и отсрочить сильнейший удар для композитора. Существует мнение, что трагическая музыка во втором акте балета — это не что иное, как воспоминания Петра Ильича о родном человеке, которые он перенес в ноты.

2. Считается, что балет поставил Мариус Петипа , на самом деле балетмейстер лишь написал некий план действий для Чайковского, чтобы ему легче было сочинять музыку, а всю основную работу проделал его коллега Лев Иванов.

Артисты балета Императорского Мариинского театра в первой постановке балета «Щелкунчик». Фото: Public Domain

3 . В самом начале «Щелкунчик» шел в один вечер с «Иолантой». Идея показать зрителям двухактный балет и одноактную оперу принадлежала директору императорских театров Ивану Всеволожскому , который и заказал оба этих произведения Чайковскому.

4 . После революции хореография Иванова в «Щелкунчике» была утеряна. Однако, благодаря педагогу и режиссеру Николаю Сергееву, — не до конца. Он занимался записью танца по системе В. И. Степанова . На тот момент это был единственный доступный способ передачи знаний другому поколению танцовщиков, хотя далеко не все коллеги Сергеева с уважением относились к его труду. В 1918 году хореограф эмигрировал в Европу и захватил с собой все имеющиеся записи, что помогло ему возродить за границей не только «Щелкунчика», но и многие другие постановки Мариинского театра.


Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра, 1892 г. Фото: РИА Новости

5 .В Большом театре Щелкунчик впервые был показан в 1919 году в редакции Александра Горского . Но сценическая жизнь постановки была недолгой. Аналогичная судьба ожидала редакцию Фёдора Лопухова , которую он реализовывал в Ленинграде. Руководство театра назвало ее «художественным произволом». Зато версия «Щелкунчика» Василия Вайнонена пользовалась успехом и шла на сцене Большого театра больше тридцати лет.

6 . Начиная с 1966 года на сцене главного театра страны идет «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича. Много лет тому назад хореограф специально ставил балет под двух главных исполнителей: Екатерину Максимову и Владимира Васильева . В «Щелкунчике» Григоровича используются лишь мотивы сценария Иванова. Кроме того, финал балета идет вразрез с некогда главным правилом Императорского театра, которое гласит, что все спектакли должны заканчиваться хорошо. У Юрия Николаевича Мари в конце понимает, что свадьба с принцем и их счастливая жизнь были всего лишь сном. Его постановку многие называют не просто сказкой, а сказкой с философским смыслом.


7 . Только в США идет около 150 вариантов «Щелкунчика». Одни хореографы пытаются возродить первоначальную версию балета благодаря архивам, другие создают свои интерпретации. Николай Цискаридзе , который танцевал принца в классических и альтернативных постановках, а также видел многие из них, как-то сказал по этому поводу следующее: «Я видел тысячи версий этого спектакля, иногда такие чудовищные, что я вам даже описать не могу. На сцене происходил такой абсурд, но музыка Чайковского спасает все!»

8 . Традиционно именно в «Щелкунчике» могут попробовать свои силы начинающие танцовщики. Например, в Мариинском театре проходят два варианта балета: в одном участвуют учащиеся и студенты Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, в другом — уже состоявшиеся артисты.

9 . Партию Щелкунчика-принца исполняли многие известные артисты балета. Одним из них был Николай Цискаридзе. Бывший премьер Большого театра много лет выходил на сцену 31 декабря, отмечая таким образом не только Новый год, но и свой собственный день рождения.


10. Увидеть «Щелкунчик» 31 декабря мечтают многие. Еще в 60-е попасть на новогодний спектакль было практически невозможно. Ситуацию усугубляли перекупщики, которые продавали билеты в 3-4 раза дороже их номинальной стоимости. В наше время почти ничего не поменялось. Однако в этом году дирекцией Большого театра были введены особые правила покупки билетов, которые помогли многим зрителям осуществить свою заветную мечту и увидеть балет по приемлемой стоимости.

Еженедельник АиФ/Культура/18.12.2017

«Щелку́нчик» - балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Либретто к балету создано Мариусом Петипа (1816 год).

Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году: Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик - С. Г. Легат, фея Драже - А.Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин, племянница Марианна - Лидия Рубцова; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы - Всеволожский и Пономарев.

Хореограф: Мариус Петипа

Последующие редакции: Л.И.Иванов, А.А. Горский, Ф.В. Лопухов, В.И. Вайнонен, Ю.Н.Григорович

В разных редакцих есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а Клара - это ее любимая кукла.

В постановках в СССР с середины 1930-х годов, в связи с общей идеологической установкой сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей.

Премьера балета "Щелкунчик" состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург). С тех пор балет пережил рекордное количество постановок, как классических, так и новаторских.

Вашему вниманию предлагается постановка 1994 года.

"Щелкунчик" П. И. Чайковского - классика балетного искусства, неизменно привлекающая зрителей всех возрастов. Очень интересна история создания балета. В конце 19 века директор императорских театров И. А. Всеволожский задумал создать представление, в котором будут объединены опера "Иоланта" и балет "Щелкунчик". Эта постановка, задуманная как пышное, роскошное представление-феерия, должна была стать главным событием сезона. Таким образом, Чайковский получил заказ на музыку к "Иоланте" и "Щелкунчику". Однако работа над балетом затягивалась, поскольку композитор не сразу нашел подход к музыкальной интерпретации сказки Гофмана. В основу балета был положен сценарий Петипа. Произведение Чайковского получило восторженную оценку критики, однако некоторые современники композитора сомневались в возможности постановки балета. Музыка "Щелкунчика" сложнее других произведений Чайковского, написанных для балета. Композитора недаром называли реформатором балетной музыки, привнесшего в нее динамику, сквозное развитие образов и музыкальных тем.

К услугам Иванова был сценарий, составленный Петипа по сказке Т. А. Гофмана, и музыка, казалось бы, послушная сценарию, на деле же постоянно подымавшаяся над его заданиями.В сценарии вновь сталкивались силы добра и зла, как и в "Спящей красавице", но здесь борьба протекала более статично. Девочка Клара получала на рождество подарки, и больше всего ей нравился Щелкунчик, разгрызающий деревянными челюстями орехи. Ночью Кларе снилось, что на игрушек пошли войной мыши и оборону игрушек возглавил Щелкунчик. Клара бросала башмачок в короля мышей. Благодарный Щелкунчик вел ее в царство игрушек и сластей. Во втором акте героиня спектакля становилась зрительницей всевозможных чудес, а центральное адажио исполняли балерина-фея Драже и ее партнер-принц Коклюш. Детство с его доверчивым и причудливым восприятием мира являлось единственной темой сценария. Чайковский преступил узкое задание. Безгранично раздвигая права балетной музыки, он дал симфоническую картину, где радости и горести детства были только зачином музыкальной темы. Дальше тема уходила в большой поэтический и философский мир, превосходя и "Спящую красавицу" с ее заранее подсказанным безмятежным финалом . В "Щелкунчике" человеческая душа выходила из детства в область дерзаний, порой окрашенных предчувствием трагедии. Кульминацией темы являлось центральное адажио.Музыка "Щелкунчика" требовала от постановщика равных ей поэтических обобщений в танце. Лев Иванов, для которого вершиной до сих пор был "Очарованный лес" Дриго, столкнулся с непосильной, казалось бы, задачей. Он и не осилил ее целиком, прежде всего потому, что был обязан выполнить условия сценария, да и не помышлял о том, чтобы от них отступить. Он искренне почитал эстетику Петипа непреложной и поставил "Щелкунчика" так, как то предусматривал сценарий. В первом акте игры детей и гроссфатер взрослых, танцы заводных кукол, война мышей и лягушек-все было изобретательно, изящно и вызывало чуть юмористическое отношение к происходящему. Второй акт являл собой дивертисмент сластей. Костюмы исполнителей изображали карамель, ячменный сахар, нугу, мятные лепешки, печенье и т. п. Испанский танец назывался "шоколад", арабский-"кофе", китайский-"чай". В вальсе кондитерские персонажи рассыпались и складывались в калейдоскопические узоры, подготовляя pas de deux феи Драже и принца Коклюша. Адажио напоминало танец Авроры с четырьмя принцами, как его воплотил Петипа: основным хореографическим мотивом также был аттитюд в разных ракурсах и поворотах.

Но как бы ни была гармонична пластика феи Драже, она не передавала вдохновенной глубины музыки,- музыка неизмеримо возвышалась над сценарными задачами второго акта и вообще далеко превосходила смысловые возможности pas de deux в балетном спектакле XIX века. Только в одной танцевальной сцене, выключенной из сюжета, но углубляющей музыкально-симфоническое действие, Иванов достиг подлинно новаторских результатов. Это был вальс снежных хлопьев в конце первого акта; там выступало около шестидесяти танцовщиц . Как писал критик А. Л. Волынский, вальс был "разработан балетмейстером с такою графическою правильностью, с такою гармоническою цельностью, что глазу легко воспринять его во всех деталях". В нем виделись "мелькания морозной пыли, штрихи и узоры снежных кристаллов, вензеля и арабески морозной пластики". Основным движением являлся мягкий pas de basque, в котором кордебалет составлял фигуры параллельных и пересекающихся линий, большие и малые круги, звезды, кресты. Вальс создавал образ волшебного сна зимней природы.

Все сказочно развивало тему колыбельной песенки, которой Клара убаюкивала Щелкунчика. Просветленные голоса детского хора за сценой как бы взмывали над плавным танцем, давая ощутить простор зимней ночи.

Велики заслуги Иванова в симфонизации русского балета, в усилении выразительности классического танца. Особенно ярко это проявилось при работе над балетами П. Й. Чайковского - «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

С 1885 второй балетмейстер Мариинского театра, помощник М. И. Петипа. В 1887 поставил в традициях романтизма балеты «Очарованный лес» Дриго и «Гарлемский тюльпан» Шеля. Исключительная музыкальность позволила И. создать выдающиеся образцы симфонической разработки танца -характерного (половецкие пляски в опере «Князь Игорь» Бородина, 1890) и классического (танец снежных хлопьев - «Щелкунчик», 1892, сцены на озере - «Лебединое озеро», 1895, Чайковского). Поэтическое содержание образов воплощалось балетмейстером в совершенную хореографическую форму. Деятельность И. - вершина академического стиля русского балета. Лев Иванов-великий лирик балетной сцены XIX века.

И. вводил новые пластические характеристики, свободный рисунок рук, медленный, как бы плывущий ход, размытость контуров классической формы.

Старый балетный театр сосредоточил действенное начало хореографического спектакля лишь в его мимической стороне; в танце же, в характере самих движений оно проявлялось редко. Таким образом и возникла вопиющая стилистическая разноголосица мимической и танцевальной сторон балета.

В прежние времена танец зачастую никак не связывался с внутренним состоянием героя. Герой мог отчаянно тосковать, но в вариации делал все те же бравурные, эффектные движения, вплоть до большого пируэта, в котором нет и тени печали. Таких вариаций в старых балетах было множество. Но если у балетмейстера или у балетоманов спрашивали: "С чего это герой так веселится, когда у него такие неприятности?" - они, как правило, отвечали: "Как вы не понимаете, ведь это же балет!" Выходило, что балету иначе как нелепым, бессмысленным и быть невозможно.

Характер героя и его внутреннее состояние не часто проявлялись в самих движениях .Даже маститый Петипа далеко не всегда стремился к этому. Зато Льву Иванову это было органически свойственно. Потому его и следует считать родоначальником современного русского искусства балетмейстера, хотя и связанного еще с французской и итальянской постановочной традицией.

Несмотря на то что режиссерско-балетмейстерский план «Щелкунчика» был разработан Петипа и это, конечно же, сковывало творческие возможности Иванова, он, тем не менее, смог применить здесь и свои глубокие музыкальные знания, и новые балетмейстерские приемы, суть которых состояла в том, чтобы средствами танца, гармонией вполне определенных поз и движений выразить основную мысль музыки, показать развитие музыкальной драматургии.

Особенно удались балетмейстеру характерные танцы последнего акта и третья картина 1-го акта - «Снежинки», которую Иванов поставил самостоятельно , без указаний Петипа.

Шедевром симфонического балета стало «Лебединое озеро» где Иванов поставил 2-й н 4-й акты и репетировал 1-й и 3-й, поставленные Петипа. Полное слияние музыки и танца способствовало созданию глубоких поэтических образов действующих лиц спектакля - и главных, и кордебалета, который по воле гениального композитора и балетмейстера превратился в трепетную лебединую стаю.

Премьера «Лебединого озера» 15 января 1895 года в Mapиинском театре показала, что русский балет поднялся на новую ступень в своем развитии. Программная симфоническая музыка определяла развитие балетного действия; музыкальные характеристики образов заставляли искать особые рисунки танца, который стал танцем-действием. От исполнителей требовалось проникновение в образ, осмысление каждого своего движения - в симфоническом балете не оставалось места бездумному «танцеванию».

Белый лебедь П. И. Чайковского и Льва Иванова стал эмблемой русского балета. Художественные достижения Иванова открывали новые пути развития перед русской школой классического танца, перед балетмейстерами будущего XX века.

«Азбука» классического танца сформировалась во времена Петипа, но приемы и способы «словосочетаний», формообразований на основе этой «азбуки», живые, подвижные и гибкие, продолжали развиваться, отвечая требованиям жизни. К концу XIX века танцевальная речь немало изменилась и в практике самого Петипа, который не без внутреннего сопротивления влил в кантиленную пластику русской школы стремительность виртуозных итальянских приемов. Еще серьезнее и значительнее были сдвиги в «Лебедином озере» Л. И. Иванова .Продиктованные задачей психологизации хореографического образа, они вели кперестановке акцентов в композиции узаконенных движений; например, в поисках образности раздвигались границы port de bras - то есть изменялись движения рук, подчиненные «лебяжьей» пластике танца солистки и кордебалета.

Балетмейстер Лев Иванов, придумал «Танец маленьких лебедей».

Лев Иванов - одна из виднейших фигур в русском балетном искусстве. Танцовщик, композитор, дирижер, он в конце концов нашел себя как балетмейстер и к 1900-м гг.стал одним из крупнейших реформаторов русского - да и мирового - балета. Ученик Петипа, он пошел дальше своего учителя, переосмысливая, а порой нарушая прежние каноны классического танца во имя нового его содержания.

Важной побудительной причиной сдвигов послужила музыка «Лебединого озера».

Обращение Чайковского к балетной музыке явилось новым этапом в истории русского балетного театра. Музыка в балете стала драматически содержательной, симфонически развитой, тонко и мастерски инструментованной. Из простого аккомпанемента танцам она превратилась в их основу, давая балетмейстерам богатейший творческий импульс. Именно когда Петипа обратился к творчеству Чайковского и Глазунова, он сумел «симфонизировать» балет. Музыка стимулировала новаторство форм танца в постановке Льва Иванова. И если в балетах Петипа утверждались высшие достижения классического танца XIX века, то «Лебединое озеро» Иванова предвещало сложные и противоречивые судьбы этого танца в XX веке. Хореограф, который до тех пор диктовал свои условия композитору, превращался в истолкователя музыки. Здесь открывался и соблазнительный, но в крайностях своих произвольный путь обращения хореографов к музыке, не предназначенной для балетного спектакля.

Лев Иванович Иванов (1834-1901) начинал учиться танцу в Московской балетной школе, потом был переведен в Петербургское театральное училище. Классический танец он изучал у лучших педагогов того времени: А. И. Пименова, П. Фредерика, Э. Гредлю, Ж. Петипа. Начало его деятельности в петербургской труппе не было успешным, хотя в свой дебют он удачно станцевал Колена в «Тщетной предосторожности»

Обладая исключительными танцевальными способностями и музыкальностью, Иванов стремился достичь полного слияния музыки и танца в балете - вот над чем он работал долгие годы.

Протанцевав в петербургском театре, под конец уже на положении первого танцовщика, до начала 70-х годов, Л. Иванов не ушел из театра, хотя и получил пенсию, а остался в труппе педагогом-репетитором, балетмейстером.

В 1882 году его назначают режиссером балета, а в 1885 году - вторым балетмейстером. Его первые самостоятельные постановки - «Очарованный лес», «Шалости амура», «Гарлемский тюльпан». Все они были сделаны хорошим профессионалом, но не отличались оригинальностью хореографических композиций, как не были интересны и по своему содержанию. Однако Иванов по-прежнему готовил себя к большой работе, изучая симфоническую музыку, теорию.

В 1890 году ему было поручено поставить «Половецкие пляски» в опере Бородина «Князь Игорь». Имея целью сделать танцевальные сцены максимально выразительными, Иванов смело сочетал движения классического и народно-характерного танцев. Эффект был необыкновенный.Пластическое воплощение партитуры Бородинашло у Иванова от музыки к хореографическим формам. Для Иванова музыка являлась основой. действенной опорой спектакля . Это совпадало с русскими танцевальными традициями. Постановки «Половецких плясок» стала заметным явлением и сразу же вошла в фонд русской балетной классики.

Иванов многое сделал для развития характерного народного танца и достиг в этом совершенства: 11 октября 1900 годав балете Ц. Пуни «Конек-Горбунок, или Царь-девица» он впервые поставил чардаш. Пластика народного танца зримо воплотилась во Второй венгерской рапсодии Ф. Листа, в ней ярко обозначены черты симфонизированного характерного танца. И Л.Иванов, для которого симфоническая музыка была образной основой танца, поставил рапсодию в рамках традиционной театральности, передавая в танце характер и дух венгерского народа.

Лев Иванов - многолетний соратник и сотрудник Петипа, он был человеком «тихой славы». На заре карьеры исполнял главные мужские партии в ранних балетах Петипа. Позже учил будущих артистов, возобновлял и репетировал чужие спектакли, обладал феноменальными памятью и музыкальностью. Петипа привлекал русского коллегу к постановочной работе, когда по каким-то причинам желал самоустраниться, либо если одному было трудно справиться с масштабной работой.Иванов всю жизнь находился в тени и не роптал. Его звездный час наступил (и миновал) в «Лебедином озере». Более чуткий к образной сути музыки Чайковского, Иванов создал истинный шедевр – «лебединые сцены» – проникновенно-лирические танцевальные сюиты, наполненные по-русски распевными пластическими интонациями . «Лебединые» сцены по праву считаются непревзойденными по поэтичности, музыкальности и красоте композиции.