История гармони. Какие бывают гармони Тальянка гармонь саратовская или вятская

21.07.2021

Очень трудно установить точное время появления на свет гармони и ее мастера – изобретателя. На сегодняшний день не существует на этот счет не одного мнения.

Давно уже считается, что автор изобретения музыкального инструмента Христиан Фридрик Бушман из Германии. В 1821 году им была изобретена губная гармошка, а спустя один год он изобрел и ручную гармонику. Однако имеются и другие данные. Сами немцы предполагают, что гармонь изобрел русский человек, который придумал новый способ извлечения звуков с помощью металлического язычка, который колеблется под действием потока воздуха. На эту проблему существуют и другие взгляды.

Изобретателей гармоники очень много, но памятник нужно поставить тому человеку, кому удалось изобрести гармошечную планку, а именно тому, кто додумался до того, как извлечь под давлением звуки из вставленного металлического язычка в миниатюрную металлическую рамку. И кто же это?

Только в нашей стране существует такой музыкальный инструмент, как гармонь. На Западе, и в других странах его называют – гармоника и объединяет в себе она такие разновидности как бандонеон, аккордеон, концертино и другие.

Русская гармонь – это тот музыкальный инструмент, который отражает духовный мир русского человека, а значит, и родиться она могла, как национальный инструмент, только у нас, в России. И не так важно, кто именно приложил руку к изобретению этого музыкального инструмента. Русский человек настолько богат на фантазию, настолько талантлив и многогранен, что только в России могли появиться на свет сотни, даже тысячи модификаций и разновидностей одного, по сути, изобретения, музыкального инструмента под названием гармонь.

И наконец, свершилось, в результате долгой работы с историческими архивами, профессору Миреки удалось выяснить тот факт, что первая гармонь появилась в Санкт — Петербурге, благодаря чешскому органному мастеру Франтишека Киршника. Он изготовил, располагая стационарной мастерской, свой экспериментальный музыкальный инструмент – первую гармонь. Продемонстрировал он ее впервые в 1783 году в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед музыкальной взыскательной публикой.

Так же, стал известен и тот факт, что в 1830 годы Иван Сизов организовал массовое производство гармони в городе Тула, и это уже были музыкальные инструменты новой конструкции.

Гармоника распространилась по всем Губерниями стремительными темпами. Она стала принадлежностью не только зажиточной части населения, но и использовалась и крестьянами, и середняками и бедняками.

Со временем гармонь стала выпускать в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливали под особенности танцевальной и музыкальной культуры, к национальным обрядам и обычаям. И сейчас, в наши дни гармонь пользуется большим успехом. Под ее звуки пляшут на свадьбах, водят хороводы на Ивана Купала, одним словом, радуются и горюют.

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Никто на этот вопрос точно ответить не может, "науке это не известно". Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции, и даже в Англии.
Изобретателей гармошки очень много. Памятник же надо поставить тому человеку, кто изобрел гармошечную планку, а именно - додумался извлекать под давлением воздуха звуки из вставленного в миниатюрную металлическую рамку металлического язычка. Кто он был - немец или русский, француз или англичанин - тайна "покрытая мраком".
Академик А.М.Миреку доказывал ее русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец- чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой-- инструмент продемонстрировал питерцам в 1783 году. Своему детищу он дал чешское имя

Гармоника. Но теперь это название,как и "гармошка”, стало в русском языке разговорным.Официальное название этого инструмента - гармонь.
Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими "игрушечными” по тем временам размерами.

Все таки как же гармошка появилась на Руси? Эта история похожа на сказку.
Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием гармошки.
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную - 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу... Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!».
По другим источникам зарождение производства русских гармоник приходится на 30-е годы 18 века в Туле с широкой специализацией по отдельным деталям и операциям. За свою почти двухвековую историю долговечные и звучные, отличающиеся высокими художественными достоинствами, тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. Дальнейшее развитие этому процессу положила привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.
Гармонное производство открылось в одноэтажном доме в Чулковской слободе. Бывшее гармонное подсобное хозяйство вскоре переросло в «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» - первую в России. Ее владельцем являлся Т.П. Воронцов. Музыкальные инструменты на ней изготавливались вначале по образцам, завезенным главным образом из австрийской столицы. В 1848 году ведомость «Вольно-оружейничей гармонной фабрики» отмечала, что на предприятии машин нет, а делаются вещи рабочими людьми, коих находится: мастеров -10, учеников-3, все вольнонаемные, из русских. Наемные рабочие производили инструменты трех видов: большие, средние и малые, ценой от 15 до 25 копеек за штуку - в зависимости от размеров. В год выпускалось до 6 тысяч гармоник. Впоследствии производство достигло 10 тысяч музыкальных инструментов. Продавались они в Москву. После смерти в 1854 году Тимофея Пименовича гармонная фабрика перешла во владение его сыну Гавриилу. Самоварная фабрика досталась другому сыну - Акиму. Впоследствии братья поменялись фабриками. Третий сын - Иван был московским купцом первой гильдии. В 1920 году бывшая гармонная фабрика А.А. Воронцова отошла в ведение патронного завода. В фабричных зданиях разместились детские сады. Жилой двухэтажный дом, построенный для семьи Алексеем Акимовичем на ул. Рождественской (ныне ул. К. Маркса, 128) был передан под общежитие. Он единственный сохранился из всех построек, правда, в измененном виде. Его первый этаж по самые окна ушел в землю, а великолепный декор во многих местах оказался сильно поврежден. Воронцовский дом уже не выделяется своей красотой и величественным видом на фоне соседей, как в былые времена.
В конце прошлого века на краю улицы Штыковой в Чулково появилась новая гармонная фабрика. Ее открыл в 1880 году Леонтий Алексеевич Чулков, живший вместе с шестью сыновьями на соседней улице Замочной. Она была небольшой, но по техническому оснащению с ней в нашем городе не могло сравниться, ни одно предприятие. На выставке гармоней, состоявшейся в Туле в 1888 году, изделия этой мастерской настолько поразили великого князя Михаила Михайловича, что он распорядился тот час в его присутствии наградить Леонтия Алексеевича золотой медалью. В 1907 году его сын -Геннадий Леонтьевич Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которой при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, что делало звучание басов более насыщенным. На это свое изобретение он получил патентное свидетельство. До настоящего времени механика Г.Л. Чулкова применяется во всех венских гармониках, что является особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла.
Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых ,

которая в основном специализировалась на выпуске двух - и трехрядных венских гармоник, в чем достигла значительных успехов. Они сначала работали на оружейном заводе, а по вечерам и в воскресные дни, чтобы получить дополнительный приработок, занимались изготовлением гармоник. Первое время кустари делали простые пятиклапанки. Их гармоники отличались хорошим звуком и красивой отделкой, поэтому сбывались легко. На киселевскую фабрику Н.И. Белобородов привез венскую гармонь, где она с его помощью была переделана в двухрядную с русским строем и стала способна играть русские мелодии. В 1883 году братья организовали мастерские по изготовлению гармоник в своем доме. В 1886 году на их продукцию обратил внимание владелец московского магазина на улице Тверской Петр Павлович Ватутин. Он приехал в Тулу и заключил с братьями сделку на поставку киселевских гармоник на большую сумму. Его заказ позволил тулякам развернуть производство своих голосистых певуней. На деньги, скопленные матерью за счет мелкой торговли, авансы московского торговца братья в 1890 году построили на улице Веневской двухэтажный дом, где располагалась гармонная фабрика. Она находилась в большом деревянном доме, который украшала затейливая резьба. Но особый шик ему придавали ажурные парапетные решетки и непривычные для туляков цветочные вазоны. На гармонной фабрике трудились наемные рабочие, но привлекались также кустари, занимавшиеся на дому изготовлением отдельных деталей. На нее сманивались лучшие тульские мастера. Здесь работали Дмитрий Лялин, Алексей Пастухов, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай и Дмитрий Грязновы и многие другие местные умельцы. Все они были вынуждены отказаться от кустарного труда из-за того, что их собственные мастерские не выдерживали конкуренции с отлично налаженным производством. Им поручалось выполнять наиболее сложные операции, трудиться над сборкой отдельных узлов. Киселевская фабрика в основном специализировалась на выпуске пользовавшихся особенно большим спросом двух и трехрядных венских гармоник русского строя -сокращенно «венок», и добилась значительных успехов. Скопив средств, братья в начале ХХ века расширили ассортимент язычковых музыкальных инструментов. Их фабрика занимала ведущее положение по производству гармоник и баянов в России, конкурируя на мировом рынке.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух - и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905 - 1907гг. фабрика начала также изготавливать трехрядные хроматические гармоники - "левая по правой (выборные) и ножные басы”. В 1914 году они были удостоены золотой, трех серебряных и бронзовых медалей.
Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую, где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 году самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Г.Чулкова применяется на всех венских гармониках, что является еще одной художественно - стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла. Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй, что, естественно, ограничивало музыкально - художественные возможности инструмента. Создание гармоники с хроматическим строем явилось важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из самых ярких пропагандистов гармоники был тульский мещанин

возможности , он предложил мастеру Л.А. Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в ее отделке использовались древесина кипариса и слоновая кость, а поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация, кожа и перламутр. В одной из комнат

экземпляр изобретенной им хроматической гармоники, сделанной руками

Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. Строй ее по -прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре.
Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической, за что и получила свое название.
"Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.
В середине 80-х годов Х1Х столетия Николай Иванович создает кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в начале 90-х из участников

Белобородова продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В

начатое своим учителем. Скромный тульский бухгалтер стал концертмейстером оркестра, который совершал гастрольные поездки по соседним городам. Впоследствии гармонь с хроматическим строем

"баяном”. Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей - гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут у нас перед первой мировой войной, в 1912-1913 гг.

По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. С именем этого мастера, непревзойденного по части наклепки голосов, связано
производство лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет.
Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для переоборудования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании государственных фабрик. Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве одновременно с конкурсом гармонистов была устроена выставка гармоник, после чего для фабрик установили твердый ассортимент и стандарты производимых моделей гармоник. Качество выпускаемой продукции и ее художественно-стилевые особенности отслеживались на проводимых конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, и жюри определяло на слух качество звучания. При этом неизменно победителями оказывались тульские мастера.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!” И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю. В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония” было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.
Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. Эта продукция вошла в число ста лучших товаров России. ООО «Тульская Гармонь» - один из крупнейших российских производителей баянов и гармоней. Предприятие осуществляет производство язычковых музыкальных инструментов любых игровых возможностей, а также металлодеталей для гармоник, баянов, пианино и аккордеонов.
В двухсотлетней истории развития музыкального инструментария гармоника в Тульском крае за короткий срок прошла огромный путь -от игрушки, издававшей один аккорд, до профессионального музыкального инструмента, сохранив в себе лучшие традиции уникального народного промысла.
В 30-х годах ХХ века была создана первая гармонная фабрика (артель); в 70-х годах XX века предприятие, имевшее тогда название «Производственное объединение «Мелодия», выпускало около 110 тысяч баянов в год.

В 2000 году объединение было выкуплено компанией OST WEST CORPORATION и зарегистрировано как ООО «Тульская Гармонь». Материальные вложения и грамотная политика руководства OWK позволили предприятию значительно увеличить объемы производства.
В настоящее время, благодаря постоянному совершенствованию производственного процесса, ассортимент выпускаемых ООО «Тульская Гармонь» музыкальных инструментов, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, расширился в четыре раза. Сегодня предприятие выпускает около трех тысяч музыкальных инструментов в год, которые звучат в профессиональных и самодеятельных оркестрах, музыкальных учреждениях, в руках музыкантов-виртуозов. Среди заказчиков ООО

«Тульская Гармонь» -ансамбль «Россия» ,

Хор Пятницкого ,

и многие другие.
Одним из важнейших направлений развития предприятия является подготовка и повышение квалификации его работников. На сегодняшний день ООО «Тульская Гармонь» -одно из немногих российских предприятий, готовящих мастеров по изготовлению музыкальных инструментов. Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. В 1994 году ОАО «Мелодия» было награждено в Мехико Международной бриллиантовой

национального института маркетинга предприятие было еще раз отмечено столь высокой наградой. В 1997 году «Мелодия» удостоилась в Швейцарии международной награды «Эртсмейкер» в номинации «За сохранение и развитие интеллектуального кадрового потенциала предприятия в период

награды в номинации «За мудрость и гибкость политики управления». В 1998 году в Мадриде ОАО «Мелодия» удостоено международной награды за качество выпускаемой продукции «Платиновая звезда», а в 1999 году в Париже награждено ХШ Международным призом Европы «За качество». В областном конкурсе 2004 и 2007 годах «Флагман малого бизнеса» ООО «Тульская Гармонь» стало победителем в номинации «Лучшее предприятие года в сфере народных промыслов и ремесел». Предприятие является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Достойно продолжает традиции славных тульских мастеров работники ООО «Тульская Гармонь», в цехах которой создаются новые образцы тульских баянов, отвечающие самым современным исполнительским требованиям, такие, как баяны «Русич», «Русь», «Мир», «Тула» и др.

Как устроена гармошка?
Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд напланочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках(правая или левая), которые соединены между собой мехами. Меха имеют свойство складываться с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.
Следующим этапом в развитии гармони были так называемые двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки. Губная гармошка является прадедушкой современной гармони..

Вслушайтесь в ее звучание

Публикации раздела Традиции

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

«Родимый и далекий» - плач тальянки по-есенински. «Грустный памятный мотив» - у Александра Твардовского. «Поэзия российских деревень» - в поэме «Гармонь» Александра Жарова. Гармошка в России - не просто язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. По традиции ни свадьба, ни проводы в армию, ни обычное народное гулянье без гармошки не обходились. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии. Подробнее об истории гармошки - Наталья Летникова.

География и биография

Фирс Журавлев. Деревенский гуляка (Бобыль-гармонист). 1870–80-е

Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия и, конечно, Россия. Извлекали звуки под давлением воздуха из металлического язычка, вставленного в рамку, в разных концах света. Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в музыкальной истории не сохранилось.

Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. Это работа чешского инженера Франтишека Киршника, жившего тогда в России. В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием - гармоника. По-русски - гармонь или гармошка.

Издают звуки в гармошке планки - металлические рамки с закрепленным металлическим язычком. Чем массивней язычок, тем ниже звук. Крепятся планки при помощи парафина к рейке, установленной на целой системе воздушных каналов. Воздух подается, когда музыкант нажимает на кнопки или клавиши и разводит меха.

Тульская гармонь

Александр Кержнер. Деревенское знакомство. 1969

Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Прямо по соседству с самоварами . В 1820 году первые попытки сделать простые ручные гармоники предпринял оружейник Тимофей Воронцов - в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» - первая в России.

Десять лет спустя его коллега Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке , откуда привез чудо заморское - пятиклапанную гармошку. Сначала мастер скопировал образец, а затем дошло дело и до массового производства.

Добавил колоритных басов двухрядной венской гармонике Геннадий Чулков - по предложению известного гармониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.

В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники туляков - братьев Киселевых получили награды. Именно тульские гармошки полюбились и на родине - за неповторимое камерное звучание. Не подкачала и эстетическая сторона - слоновая кость, кожа, перламутр, затейливая вязь латунной инкрустации. Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства.

Соло и в оркестре

Николай Богданов-Бельский. Сидящие крестьянки и юный гармонист. Не позже 1945

Николай Белобородов организовал сначала кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в конце ХIХ века дело и до первого оркестра дошло - первого в мире оркестра гармонистов. Изобретение Белобородова, придавшее гармони совершенно иное звучание, позволило Петру Ильичу Чайковскому впервые ввести гармонь в состав симфонического оркестра.

Австриец Кальбе просил Николая Белобородова продать патент на изобретение хроматической гармошки, но музыкант отказал. Впоследствии именно гармонь с хроматическим строем назвали баяном.

Николай Белобородов бывал в Ясной Поляне по приглашению Толстого . Лев Николаевич был настоящим поклонником игры на гармонике, и маэстро не раз музицировал по просьбе классика русской литературы.

По всей России

Борис Кустодиев. Гармонист. Деревенская Масленица. 1916

Саратовская и ливенская, вятская и вологодская, бологоевская, тагильская и шуйская, «петроградка» и ливенская. Далеко не полный список видов русских гармошек. Мастеровые делали свои инструменты едва ли не в каждой губернии.

Гармоника елецких мастеров - «елецкая рояльная» стала прообразом аккордеона. Используются не кнопки, а клавиши. «Роялка» никогда не собиралась на фабриках, каждая изготавливалась в единичном экземпляре одним мастером. Звуки строили, сличая со звучанием гармони-образца.

Уже в ХХI веке в Музее народных промыслов Ельца открылась мастерская по ремонту и изготовлению рояльных гармоник. Восстановили производство внуки старых мастеров. А в 2014 году елецкая гармонь 1923 года выпуска прозвучала на весь мир - на церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи.

При народе в хороводе

Федот Сычков. У околицы. Не позже 1958

Под гармошку в России и плясали, и плакали. Переплясы и частушки, импровизации и наигрыши. Русская песня и гармонь - не разлей вода. И сто лет назад, и сегодня. Ни один фольклорный фестиваль без гармошки не обходится.

Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» - в столичной Гнесинке , всероссийский смотр «Играй, гармонь!». А в Архангельске при поддержке Министерства культуры проходит международный фестиваль гармонистов «Сметанинские встречи». Праздник исполнительского мастерства собирает участников из России, Франции, Германии.

«С песней легче воевать!»

Борис Крылов. Играй, гармонь. 1929

Не останавливалось производство гармошек даже в годы Великой Отечественной войны . Тульские мастера решили было, что в тяжелые для страны годы не до музыки. Но армейские буквально забросали тульскую фабрику письмами с просьбами: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» Так гармошка стала боевой подругой и заняла свое место в строю. Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов.

«Гармонь была как сто дивизий, / Что победила ад и смерть!» - писал Александр Твардовский. Звучала гармошка на привалах с военными песнями , поднимала боевой дух раненых в госпиталях. «Теркины-гармонисты и балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках» , - говорится в книге Александра Макушева «Расскажи гармонь».

Музейный экспонат

Владимир Маковский. На бульваре. 1886

Единственный в Туле музыкальный музей - Мемориальный музей Н.И. Белобородова посвящен изобретателю хроматической гармошки и самому инструменту. Главный экспонат - тульская хромка, изготовленная в 1878 году по заказу Белобородова «гармонных дел мастером» Павлом Чулковым. Экспозиция знакомит с действующими фисгармонией и граммофоном. Проводит музей и музыкальные вечера, и занятия для юных любителей музыки.

Всего в мире насчитывается четыре музея гармоник: в Германии, Италии, Америке и России. Музей русской гармоники обладает уникальной коллекцией, собранной за полвека доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. В 1997 году музыкант передал экспозицию в дар городу - более 200 редких видов музыкальных инструментов. В экспозиции воссоздана мастерская русского гармонного мастера.

Можно на недорогом простеньком инструменте, а губную гармошку высокого качества купить потом. При таком подходе дело до покупки гармошки чаще всего не доходит, потому что исполнитель получает полнейшее разочарование в гармошке после игры на некачественном инструменте.

Существует несколько видов губных гармоник:

  • Диатонические (10-ти дырочные);
  • Хроматические;
  • Тремоло;
  • Октавные;
  • Басовые;
  • Аккордовые;
  • Различные гибриды этих гармоник.

Чаще всего аккордовые, басовые и октавные гармошки применяются в гармошечных оркестрах, их очень непросто найти в продаже, поэтому мы не будем делать на них акцент. Лучше обсудим диатонические, хроматические губные гармошки и гармошки тремоло.

Губная гармоника тремоло

У них, как правило, немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга на каждой ноте. Именно благодаря этому достигается эффект тремоло. Эти гармошки располагают звуками только «белых клавиш фортепиано» и не имеют ни одной «черной клавиши». Тремоло можно считать примитивной гармоникой, на ней достаточно быстро и легко можно научиться играть любому человеку с малейшим музыкальным слухом. Однако, ввиду большой нехватки недостающих нот, она очень ограничена в возможностях. Если вы остановите свой выбор на гармошке тремоло, то сможете исполнять только простенькие детские мелодии, русские и украинские родные песни и, вероятно, гимны некоторых стран.

Хроматическая губная гармоника

Она обладает всеми звуками хроматического звукоряда, т.е. всеми «белыми и черными клавишами фортепиано». Хроматической гармонике подвластно воспроизведение сложных классических произведений и даже джазовой музыки. Но при этом неплохо иметь хорошее музыкальное образование, с листа читать ноты и отлично играть на диатонической губной гармошке. Все, кто играет на хроматической гармошке, начинали с диатонической, потому что можно превосходно научиться некоторым приемам (например, бенды или красивое вибрато) именно на диатонической гармошке, не повреждая язычки инструмента.

Она является самой популярной губной гармошкой в мире, на ней можно исполнять любую музыку, в любом стиле. Обладает насыщенным и густым звуком относительно вышеописанных гармоник. Располагает всеми нотами, но, тем не менее, следует овладеть достаточными навыками для игры на данном инструменте. Эту гармонику иногда называют блюзовой, но это совсем не значит, что она предназначена только для блюзовых композиций. Название объясняется тем, что диатоническая гармоника приобрела огромную популярность именно в эпоху становления блюзовой музыки, в которую она, кстати сказать, идеально вписывается.

Язычки губной гармоники

Материал, из которого выполнены язычки губной гармошки, непосредственно влияет на долговечность инструмента. Традиционно используют для своих гармоник медные язычки компании Hohner и Suzuki. Инновационный прорыв в данной области сделала компания Seydel, она стала первой компанией, изготавливающей для своих губных гармоник язычки из стали. Их сложно сломать и они дольше не расстраиваются.

Губные гармоники имеют различную тональность. Если вы относите себя к начинающим гармонистам, то остановите свой выбор на гармошке в тональности «до мажор». Именно на ней вам будет легче и проще овладеть главными приемами и навыками. К тому же, большинство существующих самоучителей записаны для гармошки «до мажор». Приступив к обучению на гармонике этой тональности, вы потом легко будете играть и на всех остальных, более высоких и низких. тональностях.

Проверка инструмента перед покупкой

Если вы приобретаете губную гармонику в специальном магазине музыкальных инструментов, то обязательно спросите специальные меха для губных гармоник. С их помощью «продувают» каждое отверстие на вдох и на выдох, чтобы убедиться в звучании всех нот. Очень важно «продышать» отдельно каждое отверстие. Это может вызвать значительные затруднения, если вы до этого ни разу не играли на губной гармонике. При проверке каждого отверстия на вдох и на выдох, обращайте особое внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках. А это означает, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В этом случае требуйте другую гармошку. Кроме этого, на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармоники, в принципе, это нормально, ничего страшного в этом нет. Но, перебрав несколько гармоник, вы найдете ту, которая не звенит. На губных гармониках тональности «до мажор» никакого звона не должно присутствовать вообще, поэтому самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор –это чистый звук на каждом отверстии.

Губная гармоника не переносит резких колебаний температуры и сырости. Перед игрой рекомендуется нагреть гармошку в ладонях до температуры человеческого тела. Для долгой жизни гармошку следует носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Периодически ее необходимо вытряхивать, удаляя при этом частички грязи и накопившуюся слюну. И тогда гармоника будет долго радовать вас своим звучанием.

Развивайте чувство ритма

Если вы обладаете природным чувством ритма – это хорошо, но это не освобождает вас от работы над ритмическим рисунком произведения. Здесь вам придет на помощь обычный метроном. Кстати, аналоги метронома можно легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, не останавливайтесь и продолжайте осваивать сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.

Губная гармошка очень компакта и удобна для того, чтобы носить ее с собой постоянно. Можно тренироваться в любую свободную минутку, вы почувствуете значительный прогресс и уже через несколько месяцев не узнаете себя.

Развивайте музыкальную память

Начав разучивать мелодию по нотам или табам, попробуйте в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Сыграйте по памяти, вложив свою душу в это произведение. Одновременно вы будете развивать свой музыкальный слух, с каждым разом запоминание будет проходить все легче.

Точное звучание и оригинальная манера игры

Качественный звук и хорошее чувство ритма - главное для мастера! Свою индивидуальность проявляйте в вариациях на тему мелодии, но звучание должно быть безупречным!

Игра виртуозов является лучшим учебником для начинающих исполнителей. С вами всегда должна быть не только гармоника, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их при любой возможности.

Играйте в коллективе

Итак, вы уже достаточно неплохо играете и импровизируете, и вот вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в коллективе требует соблюдения особых правил: необходимо ждать момента, когда можно солировать, не перебивая при этом других исполнителей. Признак мастерства гармониста, который выступает в ансамбле, заключается именно в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже не останетесь в стороне.