Интимные портреты от маши кушнир. Интимный (камерный) портрет (Рокотов,Левицкий)

30.04.2019

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

Фотограф Маша Кушнир не снимает моделей или знаменитостей. Ее герои - чаще всего обычные люди, соседи по подъезду, друзья и близкие, а инструменты - естественный свет и среднеформатная пленочная камера, которая все чаще оказывается там, где и ее владелец.

Это купальня Сечени в Будапеште. Несмотря на то что она является одной из самых известных достопримечательностей города, ходят туда и местные жители. Причем постоянно. Мы приехали чуть ли не к открытию, встретив среди посетителей венгров, играющих в шахматы прямо в бассейне, читающих свежие газеты стариков, накрашенных женщин в жемчугах и вот этого мужчину, который от удовольствия, как видите, даже закрыл глаза.

​Это мои близкие подруги, их обеих я снимала много и часто. Но почему-то никогда вместе. Видимо, зря.

Очень редко встречаю людей, которые умеют двигаться так плавно и грациозно, как будто провели последние десять лет в балетной школе. Тем не менее Вика - одна из них. Что бы она ни делала - сидела на полу в ожидании рейса, бежала марафон или пила чай у себя на даче - все это у нее получается настолько изящно и естественно, что не может не восхищать. Я никогда не прошу ее позировать, и все, что она может от меня услышать, - это команда «Не шевелись!».

Моя знакомая модельер в качестве дипломной работы сшила этот пиджак, ради которого и затевалась фотосессия. Он очень сложный и очень красивый, шила она его почти полгода. Эта фотография сделана минут за десять до конца съемки, когда пиджак уже был сфотографирован со всех ракурсов и можно было наконец сфокусироваться на модели.

Каждый раз, когда я приезжаю в Тель-Авив, я иду в Siciliana - кафе, где продается самое вкусное фисташковое мороженое. На фотографии моя подруга Ира, снятая через витрину заведения с прославленным мной рожком.

Много лет назад мы сидели с друзьями в ресторане, и мимо пробежала длинноволосая армянская девочка лет пяти. Я схватила фотоаппарат и попыталась ее снять, как тут же появился ее папа. Далеко не все родители любят, когда фотографируют их детей, к тому же без спроса, так что я была готова к неприятному диалогу. Но нет, напротив, папа девочки попросил прислать ему фотографии, они ему понравились, и он захотел фотосессию. Так началась наша дружба с Марьяной и ее родителями.

На тяжелую среднеформатную камеру с ручным фокусом довольно сложно поймать момент, и я нередко слышу, что мои фотографии похожи на картины. Но здесь мне хотелось не просто снять красивую девушку, а сфотографировать именно Вику. Я поставила ее в коридоре, встала напротив, навела резкость и начала болтать, пытаясь ее рассмешить. Когда это наконец удалось, получился такой кадр.

Снимать детей на пленочную камеру с ручным фокусом - то еще приключение. Особенно когда их трое, а камер две. Тем не менее эта фотография получилась какой-то очень вневременной и серьезной. Но люблю я ее не за это. Об истинном характере этой девочки лучше всего говорит большой палец левой ноги, который так трогательно уткнулся в ковер.

Продавец в газетном киоске был снят на одолженную у знакомого камеру много лет назад. Я тогда не знала ни одного фотографа, кажется, даже о Картье-Брессоне не слышала. Тем не менее так же, как и он (прошу прощения за такое сравнение), очень много снимала в Париже. Именно в этом городе все и началось.

​Этот кадр был сделан в берлинской Старой национальной галерее. В тот день было мало народу, и мы с другом долго ходили по залам, внимательно изучая картины. В одном из них сидел этот мужчина, совсем один, он смотрел в одну точку и, видимо, слушал аудиогид. Казалось бы, в самой ситуации не было ничего необычного, но в его позе и взгляде, в том, как он сидел на краю скамейки, было столько одиночества и грусти, что не сфотографировать это было невозможно.

Это Лондон, 2012 год. Вокруг полно машин, люди спешат куда-то, нетерпеливо обгоняют друг друга, кто-то нервно смотрит на часы, кто-то - на светофор. И вот зажигается зеленый, все это рассеивается, и откуда ни возьмись появляются эти подружки. Неспешным шагом они переходят дорогу, держа друг друга под руку и обсуждая какие-то важные для их возраста темы. Наверное, так я хотела бы встретить старость.

Очень не хочется рассказывать что-либо про эту фотографию, мне кажется, любые подробности разрушат ее волшебство.

Актера Юрия Колокольникова я фотографировала для «Афиши» в связи с выходом нового сезона «Игры престолов», где он снимался. Чтобы подготовиться к съемке, помню, мне пришлось приехать чуть ли не за полтора часа до встречи. Наверное, по бокалу виски и общему фону кажется, что это был неторопливый разговор за жизнь, а на самом деле на интервью и фотосессию было минут пятнадцать, и после нас Колокольникова ожидала толпа журналистов.

Никогда не снимала беременных девушек и, пока не появились свои дети, вообще старалась избегать подобных заказов. Но этой девушке я отказать не могла. Она должна была вот-вот родить, и я очень волновалась, потому что понимала, что в таком состоянии она находится в первый, а может, и в последний раз в жизни. Очень хотелось передать всю важность и красоту предстоящего события.

По-моему, это парк Пале-Рояль в Париже. Совершенно обычный для этого города сюжет.

В Петру я ехала с двумя или тремя фотоаппаратами, и, кажется, кроме них в мой рюкзак ничего не поместилось. Мы провели в пути в общей сложности одиннадцать не самых приятных в моей жизни часов, только чтобы увидеть этот древний город. Кто бы мог подумать, что любимой фотографией оттуда станут не портреты бедуинов, не склепы или храмы, даже не открыточный вид на всемирно известный мавзолей Эль-Хазне, а вот этот иорданский ослик.

19.07.2013

Чем отличается парадный портрет от комплиментарного? А психологический от художественного? Да и может ли парадный портрет быть, например, психологическим?

Несомненно, все направления даны для упрощения и каталогизации творчества. С одной стороны это верно – чтобы не утонуть в изобразительном океане, нужно строить "лягушатники". Для автора же такое определение бессознательно вгоняет в некие рамки и ограничения. Ведь люди привыкают, что художник работает в одном ключе, а когда вектор его развития немного меняется, это вызывает некоторый резонанс непонимания и публика требует возвращения к истокам. Так ей легче - уже есть определенное понимание. Новое всегда принимают с опаской и неприязнью. Но лишь поначалу. Со временем свыкаются.

Я снимаю девушек и не могу однозначно определить то направление, в котором это делаю. Некое спокойствие придает то, что у меня нет безумных декораций, огромных павильонов и даже реквизита. У меня есть люди. И свет – солнечный или импульсный. В этом плане я абсолютно спокоен – никаких подготовок. Встречаемся в определенное время в определенном месте и работаем. Я снимаю, а девушка... Нет, она вовсе и не позирует – она думает, что позирует.

И все же, почему «интимный портрет»? «Где интим-то?» – спросил однажды у меня мой товарищ. Действительно, где? Девушки не полуголые, позы у них вовсе не шаловливые, да и ведут они себя вполне сдержанно. Откровенный интим здесь разглядит разве что слепой.

Обманули?!

Приведу вам одно «сухое» определение. «Интимный портрет – портрет на камерном однородном фоне, показывающий доверительные отношения между портретируемым и художником». Бинго!

Человек (в моем случае – девушки) – бесконечный источник исследования. Каждая из них невероятно уникальна. Индивидуальный характер, манера поведения, взгляд, стиль общения – ничто не повторяется. Самое главное – вовремя это увидеть и зафиксировать. А чтобы увидеть, нужно к этому подбираться. Индивидуальная девушка – индивидуальный подход. Все просто. Даже слишком.

В конце 19 века Ван Гог был увлечен темой крестьян. Он жил среди них какое-то время и писал картины. Но одно дело просто наблюдать за работой крестьян и потом переносить свои впечатления на холст, а другое – стать одним из них, мыслить, как один из них и чувствовать абсолютно то же. То есть полное внедрение в среду.

У меня очень похожий подход. Я стараюсь быть наравне с девушками, свести все различия между нами к минимуму, понять их стиль мышления, узнать их переживания и волнения. Конечно, задача очень сложная, поскольку мировоззрение женщин совсем другое. И понять его бывает порой невозможно. Что уж говорить о том, чтобы проникнуть в их голову! Это сверхзадача. Но именно такую цель я и ставлю перед собой во время съемки. Если я хочу получить на фотографии девушку, а не «образ девушки», который сложился за время работы, необходимо встать на ее сторону, посмотреть на мир ее глазами и попробовать почувствовать, как чувствует она. Очень важно посмотреть на себя глазами того человека, которого ты снимаешь. Стать одним из «крестьян».

Так уж сложилось, что с девушками мне договориться намного проще, чем с мужским населением. Первые слишком нелогичные, а последние чересчур упрямые. Выбирая из двух зол наименьшее, я остановился на первом и не прогадал.

Каждая съемка – приключение, в течение которого ты пытаешься выяснить, что волнует портретируемого, почувствовать ход его мыслей и уловить то состояние, которое возникает между вами. И все это каким-то образом нужно сохранить на фотографии! И не забыть при этом оставить часть себя, как автора. Другими словами, работа с моделью похожа на лепку из пластилина. Сначала материал довольно тверд и неподатлив, но стоит его немного разогреть, привыкнуть к фактуре и помять в руках, как начинают возникать формы. И остается определиться, в каком направлении дальше двигаться – начать с чего-то привычного, постепенно видоизменяя, или с самого начала двигаться интуитивно, на ощупь, не задумываясь о результате. Последний путь очень интригует – либо откроется что-то новое, либо упрешься в шаблон. Но оно того стоит!

Самое опасное, что может подстерегать на съемке – ваши мысли. Чудовищные, противоречивые, неспокойные мысли. Постоянно в голове будет вертеться какой-то вопрос – так ли стоит модель, верны ли настройки на камере, что мне сказать ей, почему она на меня так смотрит? Этот шум невероятно опасен. Из-за него можно не получить финального кадра, потому что он будет кричать вам – «Ну все, заканчивай! Мы получили что хотели. Быстрее пойдем обрабатывать!» Этот шум будет постоянно поставлять вам новую порцию мыслей, не давая сконцентрироваться на главном – работе с моделью, психологическом настрое и эмоциональной отдаче. Порой это очень сложно – оставить все свои бытовые проблемы дома. Если вовремя не захлопнуть соответствующую дверь в вашей голове – пиши пропало. Фотография строится в вашем сознании, а камера выступает посредником между головой, сердцем и моделью. Освободите сознание, прежде чем делать высказывание. Позвольте сердцу вести вас. Спорить и отвергать будете позже. Было бы что.

Работа с моделью чем-то напоминает работу укротителя. Не иначе! Модели бывают двух типов - активные и пассивные. Первые крайне инициативны, и, вовремя не остепенив их, вы можете потерять штурвал капитана съемочного процесса. Говоря «остепенив», я, конечно, немного утрирую – модель должна почувствовать вашу уверенность и знание того, что вы хотите получить от нее, даже если вы молчите. В противном случае она будет думать, что вы не знаете, чего хотите добиться от нее, тем самым давая ей возможность самой управлять съемочным процессом. Этот путь ведет совсем к другому результату, нежели тот, который вы задумывали. Будьте достаточно смелыми в своей работе и не позволяйте другим управлять вашими мыслями.


Пассивные модели несколько другие. Они чем-то напоминают сою – без вашей начинки кушать ее невозможно. Такие девушки стойко выполняют все ваши требования – они знают, кто главный. Статично замереть, сто раз подпрыгнуть, пять шагов вперед и стойка на голове – лишь бы вы говорили, что надо делать. Вряд ли девушка будет с вами спорить – она знает, что это ее работа.

Нельзя оставить без внимания вопрос света. И здесь я всегда вспоминаю Юрия Норштейна, замечательного мультипликатора и режиссера. Человек, постоянно находящийся в ограничении искусства, создает искусство безграничное!

Однажды он рассказывал, как спустя какое-то время после выхода «Ёжика в тумане» его пригласили в Pixar. Очень уж людям из Калифорнии хотелось узнать, как Норштейн снимает свои мультфильмы, каким оборудованием пользуется и сколько денег в это вкладывает. Он рассказал, показал и даже у них на глазах воспроизвел фрагмент мультфильма. Представляете глаза этих людей, гигантов компьютерной анимации, создавшей "Историю игрушек", когда Юрий Норштейн достал из своего чемоданчика щипцы, кальку и вырезанного из картона ёжика, и начал все это перемещать на столе. Мало того, что ёжик двигался, он еще и был в тумане – калька создавала такой эффект. Удивлению не было предела, ведь от него ожидали чего-то другого, точно не рукоделия. Норштейн был для Pixar первобытным человеком, создающим наскальные рисунки в век компьютерных технологий. Ремесленный художник.

У Норштейна не было дорогущих компьютеров, огромных киностудий и супероборудования. У него были всего лишь щипцы, калька и картон. Это и есть ограничения. Зато у него была мечта – создать мультфильм, в который он мог бы влюбиться. А влюбившись сам, ты влюбляешь в это и других. Это и есть искусство.

В заключение хочу привести цитату одного искусствоведа, Франческо Бонами: «Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать – и кому для этого больше ничего не нужно».

Б удуар - комната, принадлежащая женщине, гардероб или спальня, в целом, нечто такое, куда не всем открыт доступ, что-то очень интимное. Фотография частной, интимной стороны жизни в настоящее время становится одним из крупнейших растущих рынков фотографии в портретном сегменте современного фотобизнеса. Люди хотят показать то, что их заботит, как они работают, живут и желают, чтобы все это выглядело в красивой и стильной форме. При этом времена ярких, глянцевых фотографий, сделанных в высоком ключе, уходят на второй план. Женщины стали разбираться, что из себя представляют фотографии, напечатанные в глянцевых журналах, размещенные в модных блогах и на таких сетевых ресурсах, как Pinterest . Если вы идете в ногу со временем, то уже сейчас должны быть готовы вступить на этот рынок и потихонечку отходить от глянца.

Как часто вам приходится фотографировать профессиональных моделей? Как часто они заглядывают к вам в студию? Правильно, не так часто. Основную массу наших клиентов составляют обычные люди, которые хотят иметь в своих альбомах профессиональные кадры, но при этом совершенно не умеют позировать перед фотокамерой. Задача фотографа- раскрепостить их, заставить почувствовать себя на своем месте. Будучи мужчиной средних лет, я понимаю, какой это трудоемкий процесс. После 25 лет работы в индустрии моды я могу честно сказать, что видел огромное разнообразие типов тел и лиц и,самое главное, характеров людей.

И первое, что я делаю, прежде чем начать фотосессию, знакомлюсь с людьми, рассказываю о себе, показываю свои работы. При этом стараюсь выглядеть как можно больше неуклюже и даже немного по- идиотски. Это решает две проблемы. Клиенты перестают нервничать, начинают вести себя непринужденно, а самое главное, перестают бояться выглядеть глупо. Где- то на подсознательном уровне они понимают, что нет идеальных людей и чтобы получить качественные снимки, необходимо просто расслабиться и быть сам собой. Помните об этом, подобное ваше поведение поможет расслабиться вашему клиенту.

А теперь попробуем рассмотреть основные ошибки при съемке любого портрета неподготовленной «модели».

На этом снимке сильно выделяются белки глаз, да и рука лежит как -то неудобно. Девушка выглядит напряженной, в состоянии дискомфорта. Да еще и бедра слишком полны. Я лично не в восторге от этого кадра.

На следующем кадре девушка опустила руки чуть ниже, повернула голову и глаза в сторону камеры, бедра убрали из кадра и вот что получилось. Вроде бы небольшие изменения, а как поднимается культура снимка и как он становится более привлекательным.

Выбирайте правильный ракурс, ведь он может как улучшить вашу фотографию, так и погубить.

Очень часто клиенты пытаются поднять повыше подбородок, чтобы вытянуть кожу, убрать второй подбородок, в общем, выглядеть более эффектно. Но как обычно это бывает, получается совершенно обратный результат. На следующем снимке модель всего лишь немного подняла подбородок и сразу же проявляется напряженность в фигуре и взгляде, зрителю абсолютно ясно, что девушке совершенно неудобно находиться в этой позе.

Попробуем немного опустить подбородок. Как видно на следующем снимке, с красотой девушки ничего не случилось, но именно этот маленький нюанс придал снимку немного загадки и заставил выглядеть модель расслабленной!

Следите за позицией рук.

Руки – еще одна важная деталь, которая может погубить снимок. Следующий снимок хорош, пока не начинаешь смотреть на руки. Они расположены так, как у футбольного вратаря перед пробитием пенальти. При этом рука сверху выглядит крупнее, чем рука снизу.

Следующий снимок как будто бы лучше. Но все равно как- то неудобно, неказисто выглядит модель в этой позе. Такое ощущение, что одна рука растет не в ту сторону, а вторая только мешает и совершенно ни к месту расположена.

Меняем позу, ближнюю руку освободим, расположив на подлокотнике дивана, что также скроет некоторые детали. А вторую руку расположим вдоль тела, что только подчеркнет плавные линии фигуры модели.

Выходите за рамки стандартного мышления.

Иногда мы так очарованы стоящей перед нами моделью, что обо всем забываем и бездумно жмем на кнопку спуска фотоаппарата. Но что может быть проще, чем выход за пределы нормального мышления. Просто смотрите вокруг себя. Ищите выгодные ракурсы, используйте окружающие предметы.

При съемке следующего кадра я использовал окно, точнее сказать, я фотографировал, стоя за окном. Честно сказать, я долго крутился возле этого окна, с мыслями, как можно выгодно использовать его. Мне хотелось создать что-то необычное. Подобрав экспозицию, я «проявил» отражения на стекле, а потом сопоставил модель и отражения так, что получился потрясающий образ.

Я знаю, что сейчас многие из вас подумали про себя: «…все хорошо, но легко учить, работая с профессиональной моделью…». Да, она настоящая модель, но нередко и модели бывают не идеальны, когда вы впервые видите их. Именно так выглядит моя героиня в обычной повседневной жизни.

Фотограф Кевин Фохт

В чём заключаются различия парадного портрета и комплиментарного? Или психологического и художественного? И может ли парадный портрет нести в себе заряд психологического?

Конечно, все имеющиеся на данный момент направления портрета упрощены, чтобы упорядоченно разнести их в ту или иную категорию портретного жанра. В принципе, это правильно: чтобы не погрузиться с головой в океан изобразительного искусства, нужно предусмотреть мелкие «лягушатники», но для автора подобные определения чреваты подсознательным подгоном своего творчества в рамки, ограничения. А ведь люди привыкают, когда фотограф творит в присущем ему стиле, и когда вектор его сюжетов меняется, это может вызвать у зрителя недопонимание, публика будет просить автора снова вернуться к самому себе.

Я много фотографирую девушек, но при этом затрудняюсь каталогизировать их портреты в определённые категории. Моё творчество нравится мне тем, что у меня нет огромных павильонов, роскошных декораций или даже мало-мальски серьёзного реквизита. В качестве света я использую либо импульсный, либо солнечный, так что минимум подготовки к работе вселяет в меня спокойствие.

Встречаемся в заранее оговоренное время, работаем, девушка позирует, а точнее, она думает что она позирует, она думает что делает это.

Почему же интимный портрет? Где тут интим? Часто спрашивают у меня товарищи мужского пола. Действительно, девушки не полуобнажённые, позы не раскованные, да и выглядят они сдержанно. Может я обманываю зрителя?

Я скажу так: «Интимный портрет – это портрет, созданный на камерном, монотонном фоне, демонстрирующий доверительность отношений между художником и моделью».

Люди, в моём случае это девушки, являются бесконечным кладезем вдохновения. Каждая девушка для меня уникальна. Мне нравится проецировать их манеру, взгляд, стиль общения, улыбки. Ничего этого не увидишь два раза. Главное, вовремя увидеть это и зафиксировать фотокамерой, но чтобы рассмотреть это, нужно постараться, в том числе и расшевелить девушку, то есть действует принцип «индивидуальная девушка – индивидуальный подход». Всё просто.

В своё время, это был 19 век, Ван Гог очень увлекался темой крестьян. Он жил среди них, одновременно питая из их быта темы для картин, но одно дело, наблюдать за определённой категорией людей со стороны, после чего переносить свои заметки на холст, или же стать одним из этих людей, думать как они, чувствовать то же самое. У меня похожий подход. Я стараюсь быть с девушками наравне, сводить все их различия к минимуму, синхронно вхожу в их сообщество, узнаю их переживания, волнения. Задача нелёгкая, учитывая женское мировоззрение, порой понять его бывает невозможно.