Интеллектуальная игра: Молодежь - против коррупции. Урок – игра «город без коррупции» (номинация – внеклассное мероприятие) Деловая игра в рамках противодействия коррупции

08.08.2023

(выступление Шмаковой Н.Ю., зам. директора школы по УВР, на областной педагогической конференции, август, 2011г)

Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции.

Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции одной из самых важных составляющих является школа.

Вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в школе представляются довольно сложными и для своего решения требуют разработки новых методик и подходов.

Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой, так называемой «белой коррупцией».

Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации.

В 2010 году мы в своей школе начали разрабатывать систему антикорупционного образования и воспитания. Большое внимание мы уделяем развитию правовой культуры личности. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому важно не только дать определенные знания детям в этой области, но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их, помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия взаимного доверия и понимания. Результатом таких занятий является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы.

Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.

Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем в содержание не только правовую направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

Итак, исходя из выше сказанного

Цель антикоррупционной деятельности: формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

Основные задачи:

● информировать обучающихся о явлении коррупции;

● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

● формировать навыки уверенного поведения;

● корректировать отношение обучающихся к проблемам

коррупции.

Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать конкретизации изучаемого материала и повышению воспитательного потенциала данного курса.

Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

● информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

● гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,

умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

● культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);

● решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Критерии реализации задач.

В этом плане выделим пять параметров, по которым можно отследить реализацию задач программы «Формирование антикоррупционного мышления у школьников»:

2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету

2.1. сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы - на окончание (так как данная программа реализуется в форме факультатива));

2.2. наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

3. Уровень творческой активности детей

3.1. выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)

3.2. выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к заданиям, которые предлагает учитель).

4. Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание коллажей, выполнение проекта).

5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).

В начале учебного года составляется план работы антикоррупционной направленности в школе. В него включены мероприятия как образовательного, так и воспитательного характера:

Введение элементов антикоррупционного образования в рабочие программы учителей истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

Реализация воспитательной программы программы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в школе (1-11 классы);

Проведение классных часов;

Оформление стендов по данной тематике;

Информирование родительской общественности о деятельности школы;

Нужно отметить, что начинать было сложно. Здесь большим подспорьем оказались книги Качкиной Татьяны Борисовны, которые и стали отправной точкой в нашей работе. Кроме того, Татьяна Борисовна всегда готова оказать личную практическую помощь в решение проблем, возникающих в ходе работы. Создав пакет документов, мы перешли к практической реализации данного проекта.

Было неясно, как воспримут дети введение данного курса. Но когда мы стали проводить занятия с учащимися 9-10 классов, то увидели, что они заинтересованы, идут на контакт, живо участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, даже если она расходится с общепринятой. В ходе первых занятий выяснилось, что дети на самом деле не видят ничего сверх естественного и преступного в коррупции. Это подтверждает выводы, сделанные выше. А значит перед нами на самом деле стоит очень трудная проблема - формирование определенного мировоззрения, неприемлемость решения проблем коррупционным путем. Поэтому к организации занятий мы подходим со всей серьезностью. Это не урок, хотя и многому учит, а значит наша задача в том, чтобы сделать его интересным, но не развлекательным, главное- научить детей анализировать жизненные ситуации, делая правильный выбор не только с точки зрения права, но, главное, морали и нравственности. То есть, мы опять приходим к определениям «хорошо» - «плохо», «добро»- «зло».

Работа на таких занятиях строится следующим образом: информационный блок (рассказ учителя или сообщения учащихся), обсуждение проблемы, а затем - отработка практических навыков через ролевые игры, различные тренинги и т.п. Такие формы работы детям нравятся больше, так как здесь уже опираясь на полученные знания, они учатся преодолевать проблемы, которые в будущем может преподнести им жизнь.

В декабре 2010г на базе нашей школы прошел районный семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно- воспитательного процесса», в ходе которого был дан урок и внеклассное мероприятие по данному направлению.

Конечно, сначала дети стеснялись, но когда дело дошло до тренингов, то ситуация резко изменилась. Здесь они уже попали в привычную для них обстановку, и даже присутствие более 20 совершенно незнакомых учителей не помешали им в них участвовать. При чем не обошлось и без курьезных случаев: дети обыгрывали ситуации исходя из жизненного опыта своих родителей, то есть после проигрывания заданных ситуаций было, что обсудить. Вот здесь учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ненавязчиво переубедить ребенка, объяснить ему его ошибку, постараться убедить его в обратном.

Вот несколько тренингов, которые мы используем на своих уроках.

Например, дать возможность примерить на себя роли людей, даже если их жизненная позиция не совпадает с личной позицией учащихся.

Задача : сосредоточиться на своих эмоциональных переживаниях во время исполнения той или иной роли.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачем», а иначе его просто уволят.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали, пытаясь дать взятку? Был ли у вас другой выбор?

Какой выбор был у того, кому предназначалась взятка?

Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает определенные ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально.

Преимущества ролевой игры :

Помогает ученику выразить скрытые чувства.

Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

Изменяет установки.

Учит контролировать чувства и эмоции.

Недостатки ролевой игры

Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть "серьезным”, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

Упрощения могут вводить в заблуждение.

На игру уходит много времени.

Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

ü Ситуационные, связанные с решением какой - либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой
  • Заключительный

Анализ результатов.

Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

А вот примеры нескольких тренингов:

Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

● одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

● одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;

● одноклассник просит достать для него большую сумму денег;

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

другой - «отказывающегося».

Упражнение «5 шагов отказа».

Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:

● Сразу твердо сказать «нет»;

● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».

«Я согласен с Вами, но…»;

● Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

Игра «Марионетки».

Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

● Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? После упражнения обсудите:

● Приведите примеры.

Если дети затрудняются с ответом, учитель приводит примеры.

Таким образом, применяя игровые технологии на уроках истории в сочетании с другими формами и методами обучения, учитель дает учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога, дискуссии, приобщиться к творческой деятельности, развивать коммуникативные навыки, проявлять способности к моделированию и прогнозированию ситуаций, отстаивать свою позицию, то есть способствует формированию тех качеств личности, которые необходимы каждому гражданину демократического государства. Все вышеперечисленные особенности игры как формы учебного занятия или элемента комбинированного урока делают игру надежной помощницей учителя, желающего добиться качественного обучения детей истории.

Итак, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что занятия по антикоррупционному воспитанию и образованию должны отличаться от урочной деятельности формами и методами проведения. Нужно добиться того, чтобы они не были скучными и однообразными. И тогда цели и задачи. Поставленные в этом направлении станут достижимыми, хотя гарантировать 100% их выполнение невозможно.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сценарий правовой игры для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; -формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения. Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции. Ход игры Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру «Человек и закон», посвященную такому опасному социальному явлению, как Коррупция. (Слайд 1) Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2): «С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон) «Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус) «Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость) «Где говорят деньги, там молчит совесть» К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной. В России коррупция словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой. Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции. Я предлагаю участникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Для вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

2 Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник. Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка 5 баллов. Выполняется задание. А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: пословицы и поговорки о коррупции Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд. Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве. А сейчас настало время подвести итоги первого задания. Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов. Ведущий. Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды) «Коррупция» произошло от лат. corruptio порча, упадок. Коррупция это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Запомните главные признаки проявления коррупции: 1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом. 2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц. 3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

3 Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию? ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка 2 балла. ОТВЕТЫ: низкая заработная плата государственных служащих; незнание законов; желание легкой наживы; частая сменяемость лиц на различных должностях; нестабильное экономическое положение в стране; коррупция как привычка; низкий уровень жизни населения; безработица; неразвитость институтов гражданского общества. Ведущий. Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна Сомали и Мьянма, а самые благополучные Финляндия, Новая Зеландия и Дания. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями: 1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса. Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки по-старому это называется мздоимством. 2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение. ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка 5 баллов. Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

4 Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана. ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления. Слайды. 1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка). 2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство). 3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество). 4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита) 5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство) 6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег) 7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп) 8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата) Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание. Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ. НАКАЗАНИЕ. Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от

5 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей. Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Вывод: Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

6 КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс. Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.


Взяточничество действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение

ПАМЯТКА Коррупционные преступления и предусмотренная за них уголовная ответственность Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество

ПАМЯТКА об ответственности за коррупционные правонарушения Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки и меры административной ответственности Уголовный кодекс РФ: Статья 204. Коммерческий подкуп 1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие

2 3 взятка-подкуп 4 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник был согласен, не

У ВАС ВЗЯТКУ. 2 3 4 5 взятка-подкуп 6 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ КОРРУПЦИИ! Основы антикоррупционной политики Ухтинского государственного технического университета Приказом ректора 1161 от 29 декабря 2012 г. в УГТУ создана комиссия по противодействию

Выдержки из Уголовного кодекса РФ Статья 159.3. Мошенничество с использованием платежных карт 1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием

Классный час На тему: «Коррупция и борьба с ней Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а

Уголовный кодекс РФ (извлечение) от 13.06.1996 63-ФЗ Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления

Уголовная, административная, дисииплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений. В соответствии со ст.1 Фед!ерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности 1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев: - наличие надлежащих

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей

ПАМЯТКА государственному гражданскому служащему по антикоррупционному поведению Поведение, воспринимаемое окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального

Памятка Для муниципальных служащих Об ответственности За коррупционные правонарушения ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (Федеральный закон от 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии

Твое НЕТ имеет значение! Коррупция (от лат. corrumpere растлевать, гнить лат. corruptio подкуп, порча) Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (выгоды), связанной

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных органов,

УТВЕРЖДАЮ Дополнение о внесении изменений к Памятке для сотрудников ТОГБУЗ МЦ МР «Резерв» по вопросам противодействия коррупции, утвержденной 29.01.2016 г. Статья 290. Получение взятки (в ред. Федерального

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных подразделений

Уголовный кодекс УК РФ, Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы

Вместе против коррупции Памятка гражданину Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование

Новое в Уголовном кодексе Российской Федерации С 15 июля 2016 года введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом

12+ «Коррупция кругом», «продажность заела» А ты сам с этой коррупцией уже сталкивался? С этой продажностью хоть раз боролся? Ты же сам ее первый соучастник если видишь и миришься! Веллер М.И. 2 ЧТО ТАКОЕ

Источник получения информации «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь» УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 июля 1999 г.

УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 15 мая 2018 года 09/18 СОСТАВЫ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПАМЯТКА ОБУЧАЮЩИМСЯ И СОТРУДНИКАМ ФГБОУ ВО «ВГУ» ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Цель памятки определить содержание понятий, имеющих отношение к коррупции и её проявлениям, раскрыть сущность правовых

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года ИЗВЛЕЧЕНИЯ Статья 14. Понятие преступления 1. Преступлением

Уголовная и административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 года 63-ФЗ) Преступление виновно совершенное

Преступления против собственности 1. Под хищением в настоящей главе понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи,

Статьи УК РФ, считающиеся коррупционными К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ПАМЯТКА об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического

Министерство имущественных отношений Ставропольского края ПАМЯТКА для граждан «Стоп коррупция» Ставрополь 2016 г. В соответствии со статьей 13 Федерального закона.n"2273-фз граждане Российской Федерации,

Словарь основных терминов и понятий Аномия дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Проявляется в виде ненормативного

Памятка для муниципальных служащих по вопросам взяточничества и применения мер ответственности за получение и дачу взятки Взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги)

Памятка гражданину «Что делать, если у Вас вымогают взятку?» В случае, если у Вас вымогают взятку, необходимо: - вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Государственное и частное взяточничество Природа взяточничества Посредничество во взяточничестве Наказания за взяточничество «Большое количество законов свидетельствует

ПАМЯТКА эффективного менеджера Статья 159. Мошенничество [Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 159] 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем

Профилактика коррупционных правонарушений! В с о о т в е т с т в и и с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. 273-ФЗ: Коррупция это злоупотребление служебным положением, дача

13 июня 1996 года N 63-ФЗ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С изменениями на 28.11.2015 г. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (ИЗВЛЕНИЕ) ОСОБЕННАЯ

Информационная памятка о мерах по предотвращению коррупции «Университет без взяток» Ст.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки,

УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская детская поликлиника 3» города Ставрополя Памятка для граждан об общественно опасных последствиях проявления коррупции

ИНФОРМАЦИЯ по вопросам противодействия коррупции для сотрудников ГПОАУ Амурской области «Благовещенский политехнический колледж» Основные понятия, используемые в настоящей памятке Коррупция: а) злоупотребление

1 Классный час на тему: «Сказать коррупции: нет!» Цель: Привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции. Задачи: Образовательная:

Антикоррупционное просвещение граждан. Согласно Федеральному закону от 25.12.2006 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции", КОРРУПЦИЯ Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,

Приложение к приказу от 2016 УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ «Гимназия 4» Т.В. Шамардина 2016 Антикоррупционная политика МОАУ Гимназия 4» I. Общие положения Антикоррупционная политика МОАУ «Гимназия 4» (далее

Информационный материал для формирования правовых знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов поведения Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая _20_1_6г. _ Пр-983 Москва, Кремль Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Приложение к распоряжению управления образования администрации города Оренбурга от АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА I. ВВЕДЕНИЕ. Антикоррупционная политика

Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

Памятка для граждан об общественно-опасных последствиях проявления коррупции ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных

Статья 159 УК РФ. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, - наказывается штрафом в размере

ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «I?» марта _ Пр-399 _2018 г. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников МОУ СОШ 1 г.о. Звенигород, установленные в целях противодействия коррупции. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

/ 7t> v л с ж" и и (- л / 3 К приказу 95-0 _ от 10.01.2018 УТВЕРЖДАЮ Директор ГАУ СО НСО «Областной комплексный центр согщазщ^юй ад^ггации граждан» «_10_» января 2018г. В.Н. Тарасенко ОЦЕНКА коррупционных

ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции 1. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях

Условия обеспечения информационной безопасности на всех этапах проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и ответственность лиц, привлекаемых к проведению ГИА в 2015 году Кодекс об административных

2 1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики 1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Памятка по борьбе с коррупцией По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных

"Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

Приложение 3 к протоколу заседания Совета директоров АО «КОРЭМ» от «28» ноября 2014 г. 7 Политика по противодействию коррупции и мошенничеству в акционерном обществе «Казахстанский оператор рынка электрической

СБОРНИК положении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения ГКУ «Ставропольвиноградпром» Законодательство Российской

Актуальность темы. В последнее время тема коррупции в России стала очень обсуждаемой. Еще весной 2008 года Д.А. Медведев заявил о том, что борьба с коррупцией становится одной из приоритетных задач. 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, где обозначены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Закон в большей мере сосредоточен на борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе, однако коррупционные явления встречаются и во многих других сферах деятельности, связанных с доступом к различным материальным и нематериальным ценностям.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

Таким образом, данное мероприятие разработано в рамках понимания необходимости антикоррупционного образования учащихся, так как наши студенты – будущие педагоги, которые не только сами должны иметь четкую гражданскую позицию, но им также предстоит воспитывать эту позицию у детей.

Цель: содействие формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции, т.е. формирование антикоррупционной компетентности.

Задачи:
формирование неприятия коррупции, понимания важности антикоррупционной деятельности в сфере образования
воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране, в городе, в образовательном учреждении;
развитие коммуникативной компетентности, умения работать в команде, сотрудничать, договариваться;
правовое воспитание; развитие осознания необходимости соблюдать законы государства.

Организация игры:
В игре принимают участие группы первого курса колледжа. Группа делится на команды по 5-7 человек в команде. Для разделения на команды мы предлагали различные способы: по дружеским контактам (кто с кем хочет работать), случайный выбор (собрать разрезанную на части открытку, выбор цвета, по буквам разного цвета и величины – когда буквы одного цвета и величины складываются в слово, имеющее отношение к теме и т.д. Выбор способа у нас зависел от группы, в какой проводилась игра, ее особенностей).

В игре предусматривается выполнение шести заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов (от 3х до 5). Максимальное суммарное количество баллов — 25.

Игра сопровождается презентацией (Прил.1).

Для объективного судейства приглашается жюри. Баллы, набранные за игру, включаются в общий рейтинг группы (20 баллов за участие, 30 за победу).
Для проведения игры кабинет должен быть оборудован интерактивной доской или компьютером с мультимедийным проектором. Столы в кабинете расставляются так, чтобы можно было организовать групповую работу.

Подготавливаются раздаточные материалы.
По ходу игры ведется протокол с проставлением баллов каждой команде (Прил. 2).

Вступительное слово:
— актуальность проблемы в современных условиях;
— пояснение условий игры,
— представление жюри.

Задание 1
(Прил. 3). Собрать определение:
Определение напечатано на листе формата А4 и разрезано. Для сбора определения выдается конверт, в котором разрезанное определение, лист бумаги формата А4, на который необходимо наклеить получающееся определения, клей.

Задание выдается каждой группе.

Коррупция - (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

Время на сбор определения – 6 минут.
Оценка: Кто сдал первым без ошибок – 4 балла, дальше – убавляется на 0,5 балла.

После того, когда все определения сданы, на экран выводится слайд с правильным определением. Проводится обсуждение, к которому подключаются члены жюри, комментируя сданные работы.

Задание 2. Подготовка выступления на заданную тему.
Согласны ли вы с утверждением: От коррупции рядовому гражданину нет особого вреда. Почему? Докажите.

На обдумывание – 2 минуты.
Оценка: Максимум 3 балла (логическая выстроенность выступления, количество аргументов, самостоятельные примеры, эмоциональность выступления).

В ходе работы мы пришли к выводу, что студенты достаточно активно включаются в обсуждение, поэтому предлагали не только выступить, но и ответить на вопросы, которые после выступления предлагали задать студентам других групп.

Задание 3. Просмотр мультфильма.
Демонстрируется мультфильм Взятка, авторы: Кирилл Засорин и Евгения Кулешова. Мультфильм снят в рамках проекта «Гражданская антикоррупционная инициатива», по заказу Центра Антикоррупционных исследований и инициатив.
Просмотрите мультфильм. Ответьте на вопросы:
О каком коррупционном действии идет речь?
Возможно ли это действие в сфере образования?
Как ему противостоять?

Время на подготовку – 2 минуты. Максимум баллов — 3

Задание 4. Определите, является данное явление коррупционным?
Описаны десять явлений. Ситуации предъявляются последовательно на экране. После предъявления каждой ситуации необходимо решить, является ли данное явление коррупционным и записать это на бланке для ответов. Бланк для ответов – 10 карточек с проставленными номерами заданий – от одного до десяти. В ходе работы мы поняли, что удобно выдать каждой группе карточки своего цвета (для простоты обработки в жюри).

Ответы сдаются в жюри через 30 секунд после предъявления каждой ситуации.
За правильный ответ – 0,5 балла. Максимум баллов – 5.

№ п/п Явление Правильный ответ
1 Чиновник берет деньги от родителей ребенка за то, что обещает содействие в получении места в детском саду Да
2 Учитель начальных классов объявляет на собрании, что если родители заботятся об успешном освоении учебной программы детьми, они обязательно должны приобрести комплект учебников определенного автора Да, если есть связь с этим автором
3 На сайте образовательного учреждения опубликован перечень услуг, оказываемых бесплатно, и тех, за которые предусматривается оплата (с указанием размера оплаты). Нет
4 Педагог предлагает «подтянуть» студента по своему предмету за счет дополнительных занятий По разному, в зависимости от того, предусматривается ли дополнительная плата за занятия
5 Педагог в столовой проходит без очереди Нет
6 Педагог ДОУ на собрании предлагает родителям поблагодарить детский сад, сотрудников за отличную подготовку детей к школе По разному. В зависимости от того, что понимается под благодарностью?
7 Студенты договариваются с педагогом о переносе экзамена на другое время без уведомления об этом учебной части Нет, если не было платы
8 Родители организуют поездку детей на экскурсию, педагог сопровождает детей бесплатно, не платит деньги за экскурсию Нет
9 Студенты преподносят цветы педагогу на экзамене Нет
10 Классный руководитель 7а класса собирает у детей деньги на подарок педагогу, который ведет у детей уроки в этом классе. У педагога в жизни предстоит важное событие (юбилей, свадьба, рождение ребенка и т.п.) Да

После того, как все работы сданы, на экран также выводится таблица с правильными ответами. И пока жюри подводит итоги, проводится обсуждение.

Задание 5 . Установить соответствие
На бланке – две графы. В левой части бланка – определяемые слова, в правой – определения. Необходимо установить соответствие.
На выполнение задания дается 6 минут.
1 слово – 0,5 балла. Максимум – 5 баллов

Название: Игра для школьников 9 класса и студентов первого курса «Что мы знаем о коррупции?»
Номинация: Школа, Методические разработки, Публикации педагогов, Студенты колледжа (1 курс, база 9 классов)
Авторы:
Гусева Елена Анатольевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дубровченко Татьяна Николаевна
педагог-психолог
Место работы: ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Месторасположение: город Рыбинск, Ярославская область

Интеллектуальная игра: Молодежь- против коррупции .

Открытое районное мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции. Участники: Команды городских школ.

Оборудование: Презентация(слайд-шоу) « Молодежь против коррупции»

Цель : разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: Выяснить основные виды юридической ответствен­ности, показать, в каких случаях она может наступить; научить ха­рактеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не­правомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры.

1.1. Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре : Молодежь - против коррупции» Цель нашей игры - привлечь внимание к актуальной, злободневной проблеме - коррупции. Мы должны сегодня вместе выяснить суть, масштабы и последствия коррупции В игре принимают команды 8 школ. Судить нашу игру будет компетентное жюри. Разрешите представить членов жюри………..

За каждый правильный ответ команды будут получать очки в виде конфеток. Выиграет та команда, которая наберет больше всего конфет, которые вы сможете после игры с удовольствием съесть.

Мотивация.

(показ записи видеоблока Президента России –).

2.«…Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Одними посадками проблему не решить, но сажать надо». Д. А. вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!


1.Блок групповой работы. Работа над понятием «коррупция».
Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.
Задание 1 .Объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей и пособий.
2.Объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юридического подхода.
(Ответ 1.Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка " относит его к "книжной" лексике. В "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором – о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. У населения образуется некий "образ", который возникает в сознании сегодняшнего Россиянина, когда он слышит слова "коррупция".
КОРРУПЦИЯ - (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления , выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
2.Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических общественных деятелей, государственных чиновников.) Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

1. 2.Блок групповой работы.
Задание 3.
Защита плакатов (2-3 минуты) Каждая команда получила домашнее задание –нарисо-ать антиоррупционный плакат. Вы должны объяснить смысл вашего плаката, провести его защиту.
С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?

2.1. Блок для работы в группах и конкурс капитанов.

Задание для команд - Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.

Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Например:

Коррупция

Неизбежная непобедимая

Поглощает разрушает искушает

Вечная спутница любого дела

Спрут

2.2 .Конкурс капитанов 2 Пока команды составляют синквейн, Капианы отвечают на тесты. (Презентация).

2.4. Блок групповой работы.
Задание.
Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
Оптимальные причины коррупции ?( 1.Значительный объем государственных расходов .
2. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. 3. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. 4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти.
Трудности преодоления старого наследия. Экономический упадок, Несовершенство законодательства, Неэффективная деятельность власти, Слабость гражданского общества, Субъективный тип политической культуры
(учебник))
Учитель
:
Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус . Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе .
1.5. Блок групповой работы. Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.


1.6. Блок групповой работы.
Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов
4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Субъектами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются :
1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;
3) органы местного самоуправления ;
4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
5) средства массовой информации .
Виды коррупционных правонарушений:
1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями , за которые установлена дисциплинарная ответственность ;
2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность ;
3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;
4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Заключение (пока идет подсчет баллов)

Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории появления коррупции и борьбы с ней.

XIII– первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»).
XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование ИванаIII
XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения
XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили , ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен.
С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
С 1918г . – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
С 1922г . – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т. к коррупция считалась редким явлением.

Цитаты о коррупции
Результаты игры.

Заключение По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе Вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя!

Сценарий проведения деловой игры «Мы против коррупции» - страница №1/1

Сценарий проведения деловой игры

«Мы против коррупции»

Звучит ритмичная музыка на её фоне выходит ведущий.
Ведущий: Угрожает народ революцией –
В жизни много проблем и прорех:
Власть решила заняться коррупцией –
Есть уже в этом деле успех
По нашему короткому вступлению вы догадались, что наша программа посвящена – коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. Вот одно из его определений:

"Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".

Коррупция – это достаточно широкое явление во всем мире. В общественно-политической и социально-экономической жизни оно проявляется в различных формах: давайте сейчас с вами проведём небольшой аукцион СЛОВ связанных с коррупцией. Участника, назвавшего слово последним ждёт небольшое вознаграждение.

(Взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения)

1. Аукцион определений на тему КОРРУПЦИЯ.
Ведущий: Итак, мы с вами определили основные слова, связанные с коррупцией: это Взяточничество, Растрата, Мошенничество, Вымогательство, Злоупотребление служебным положением, Получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, Фаворитизм. А теперь мы просим подняться на сцену по три человека от каждой команды, причём это могут быть не только участники акции, но и ребята из группы поддержки.

Ведущий: Итак – вы рабочая группа, задача, которой за 20 минут сделать плакат в виде коллажа, и дать своё определение, то есть, так как это вы понимаете слову определяющее коррупцию. Например: Произвол – это произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или их дискриминация. У каждой рабочей группы будет своё задание, которое вы прямо сейчас и получите.

(выносится поднос с конвертами, в которых находятся задания)

Ведущий: Задание получено, и вы можете отправляться в фойе, где вас ждут подручные материалы.

(Участники уходят выполнять задание)

Ведущий: Ну, давайте вернёмся к нашей с вами теме – КОРРУПЦИЯ. Мошенничество. Что говорит нам определение этого слова? Мошенничество - это любое поведение, направленное на обман или на одурачивание человека или юридического лица, для собственной выгоды. В простонародье – это называется НАДУВАТЕЛЬСТВО. Что бы это подтвердить я прошу подняться на сцену по одному представителю команды.

(участники поднимаются на сцену им ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ)

Ведущий: Возьмите по одному шарику в руки и по моей команде вы будете их надувать. Кто надует шар самого большого размера, получит вознаграждение. Ваше время 30 секунд. Итак, начали!

Звучит музыкальная фонограмма

По истечению времени, игра останавливается. Если за время у игроков лопаются шары, ведущий говорит, что их мошенничество ЛОПНУЛО! Если все шары остаются целыми, ведущий предлагает разоблачить мошенничество и лопнуть все шары одновременно.
Ведущий: Что ж, с первым заданием все справились, и мы переходим ко второму определению коррупции – Взяточничество. Что является определением этого слова? Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Чаще всего взятки предлагаются в денежном выражении, и мы попробуем с вами сейчас это проиграть.

Приглашаем на сцену по два участника от команды, желательно чтобы это были юноша и девушка.

(участники поднимаются на сцену, им раздают денежные купюры)
Ведущий: Прошу вас встать лицом друг к другу. Как вы уже догадались одному из вас, будут давать взятку. Лицу, который будет давать взятку, выдаются денежные купюры. За время пока будет звучать музыка, ваша задача, быстро спрятать своему напарнику в разные места по одной купюре. Задача ясна? Готовы? Начали!
Музыкальная фонограмма звучит одну минуту
Ведущий: Стоп игра! Итак, один из наших участников получил взятку. А теперь мы поменяем вас местами.(помощники разбивают пары) Следующая задача: выступить в роли правоохранительных органов и найти деньги, которые ваши соперники успели спрятать. Внимание, начали!

4. Игра «Дать взятку!»

Ведущий: Спасибо за участие. Вы на себе испытали, что давать и искать взятки не простая задача.

(участникам раздаются сладкие призы)
Ведущий: Продолжим наши познания в коррупционных деяниях и даём определение слову Фаворитизм. Назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом.

Поскольку все вы здесь объединены одной целью, вас можно назвать родственниками. Мы приглашаем от каждой команды по два участника.

(собираются две команды по 7 человек)

Ведущий: Первый участник является тем самым чиновником, который будет продвигать своих родственников по служебной лестнице. Итак, задача: по сигналу «чиновник» бежит к стулу, обегает его и возвращается в команду. Берёт паровозиком следующего участника и бежит по тому же маршруту. Возвращается и к ним присоединяется следующий участник и итак до тех пор, пока все «родственники» не прибегут к «финишу первыми». Напоминаю, что бежать надо строго паровозиком, не размыкая цепочку. Готовы? Начали.

Музыкальная фонограмма

7. Игра «Собери, команду!»

Ведущий: Первой собрала всех своих родственников команда_______. Получите вознаграждение и проходите на свои места.

(участники проходят на место)

Ведущий: Есть в зале участники, кто ещё не поднимался на сцену? Мы просим командам направить на сцену по одному человеку.

(участники поднимаются на сцену)

Ведущий: В любом учреждении есть тёплое местечко, на которые каждый из карьеристов метит попасть. Давайте проведём такой эксперимент и выясним, кто из наших участников самый шустрый. Пока звучит музыка, все бегают вокруг стульев, как только музыка остановится – нужно занять свободный стул. Участник, которому стула не достанется, выбывает из игры. Задание ясно? Приготовились, начали!

8. Игра «Тёплое место!»

Ведущий: Дорогие друзья, вот так в шуточной, игровой форме мы с вами затронули проблемы коррупции и шуточные «механизмы» борьбы с ней. Но на самом деле коррупция – это большая, нешуточная проблема, которая оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни людей.

Пришла пора пригласить наши рабочие команды, которые пытались по своему объяснить значение форм коррупции. Ребята, мы ждём вас на сцене.

(демонстрация и объяснение плакатов)

Ведущий: Спасибо всем участникам программы «Мы против коррупции»! До свидания, до новых встреч!