Художественная культура индонезии 13 17 века. Голландское проникновении и утверждение на территории Индонезии в первой половине XVII века. Обычаи и традиции Индонезии

04.07.2020

Культура Индонезия считается одной из древнейших и богатейших во всей Юго-Восточной Азии. Основу индонезийской культуры составляет малайская традиция, вобравшая совокупность культур всех племен и народов, населяющих острова Малайского архипелага.

Одной из характерных особенностей культуры Индонезии является ее потрясающее языковое разнообразие - на архипелаге распространены 728 живых языка и диалекта.

С XV в. на первый план вышли традиции ислама, распространяемого правителями Малаккского султаната, взявшего под контроль большую часть Индонезии. Европейские колонизаторы, обосновавшиеся на Яве в XVII-XIX вв., существенно повлияли на архитектуру страны, способствовали появлению крупных городов и формированию современных органов власти.

Национальные особенности Индонезии

В формировании мировоззрения индонезийцев определяющую роль сыграло главенство двух традиционных принципов жизни - принципа взаимопомощи (gotong royong) и принципа общественного согласия (mufakat), достигаемого путем обмена мнений во время переговоров (musyawarah). Религия также оказывает огромное влияние на все сферы жизни индонезийцев, особенно это касается мусульманских норм поведения и традиций, восходящих к древнейшим временам.

Несмотря на то, что современные юридические нормы Индонезии основываются на кодексе законов, принятом еще голландской колониальной администрацией, в стране повсеместно распространены законы «адат», веками регулировавшие жизнь местных деревенских общин.

Для индонезийцев одним из главных жизненных принципов жителей Индонезии заключается в стремлении «сохранить лицо» любой ценой. Этот принцип предполагает не только строгое следование своей социальной роли, но и осуждение таких непристойных (для традиционной культуры) форм поведения в обществе как бурное проявление негативных эмоций (гнев, громкие крики, ругань), неуважение к старшим, ношение слишком открытого наряда или попытки заигрывания с женщинами.

Индонезийский национальный костюм

В Индонезии проживает более 300 этнических групп, каждая из которых имеет свою вариацию народного костюма - начиная от набедренных повязок и перьев, принятых у папуасов и, заканчивая затейливыми нарядами племен минангкабоу и торайя, украшенных богатой вышивкой и бисером. Классический индонезийский костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Ява и Бали.

Центральным элементом традиционного женского костюма в Индонезии является легкая узкая блузка «кебайя», которую носят вместе с юбкой «саронг» (или ее разновидностями «каин» и «додот»), расписанной в красочной технике батик.

Мужской индонезийский костюм состоит из просторной рубашки «баджу», одеваемой поверх саронга, который отличается от женского варианта большим количеством складок. Мужчины-мусульмане в дополнение к этому обычно носят фески «пичи» с вышивкой, а буддист и индуисты - красочные платки.

На Суматре мужчины и женщины традиционно носят саронг поверх штанов - брюк или шаровар.

Искусство Индонезии

Индонезия может похвастаться разнообразными видами традиционного искусства, которые развивались веками и впитывали в себя культурные элементы со всей Азии. Наиболее известными формами классического искусства Индонезии являются танцы и драматические кукольные представления.

Танцевальное искусство существует в Индонезии во множестве форм - от простых ритуальных танцев, исполняемых на праздниках в деревнях, до костюмированных танцевально-театральных постановок по мотивам древних эпосов, восходящих к придворным танцам Бали и Явы. Танцам в Индонезии обычно аккомпанируют музыканты оркестра «гамелан», состоящий из большого количества струнных и ударных инструментов.

Одним из самых ярких представителей индонезийского национального танца является «Кечак» (Обезьянья Песнь Рамаяны) по мотивам знаменитого древнеиндийского эпоса. Действо, в котором участвует большая группа местных мужчин, совершающих синхронные движения под сложные ритмические рисунки, пропеваемые ведущим, напоминает некий мистический ритуал или медитацию, оставляя неизгладимое впечатление на зрителя.

В представлениях традиционного индонезийского театра «ваянг» могут участвовать как живые актеры (в масках - «ваянг тоненг» или без них - «ваянг оранг»), так и куклы-марионетки («ваянг голек»), с большим мастерством изготовленные местными ремесленниками.

Еще одним типом театрального искусства Индонезии являются представления теневого театра «ваянг кулит», ставшие общепризнанным символом этой страны.

Большинство сюжетов театральных постановок взято из масштабных древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», поэтому не удивительно, что, по обычаю, представления длятся от заката до рассвета, требуя от зрителей немалой усидчивости.

Изначально ваянг кулит не имел отношения к театральным представлениям, а был частью ритуала общения островитян с душами предков.

Ремесла Индонезии

Индонезия с древности славилась своими умелыми ремесленниками, работающими в таких направлениях, как резьба по дереву или камню, обработка тканей, работа с керамикой и металлами. Ярким примером мастерства индонезийских ремесленников служит родившееся на острове Ява искусство росписи навощенной ткани «батик». Главные центры производства батика сосредоточены в таких городах Явы как Джокьякарта, Суракарта, Пекалонган и Чиребон.

По всему миру известны такие изделия индонезийских ремесленников, как «крисы» - кинжалы с удивительной формы лезвием, которым приписываются магические свойства. Изогнутые лезвия криса символизируют мифических змей нагов, а украшающие их узоры «паморы» несут на себе древний сакральный смысл.

Культурные события в Индонезии

Ежегодно в Индонезии отмечается множество праздников, многие из которых связаны с религиозными и культурными традициями островного государства, а также с важными государственными датами.

Каждый из более чем 20000 храмов на Бали имеет свой фестиваль.

Главные праздники Индонезии

  • Китайский Новый год «Имлек» (3 февраля) - праздник, связанный с крупным китайским сообществом Индонезии.
  • День рождения пророка Мухаммеда (вторая половина февраля) - для 86% населения Индонезии, исповедующего ислам, этот день является одним из главных праздников в году.
  • Весак или Хари Весак (май-июнь) - день на который пришлось рождение, просветление и смерти Будды буддисты страны отмечают ритуалами очищения в храмах и крупными уличными процессиями.
  • Балийский Новый Год или День Тишины (конец марта - начало апреля) - знаменует начало нового годового цикла по местному лунному календарю. Многие индонезийцы уединяются в своих домах, чтобы провести в молчаливой медитации целый день. В этот день (также известный как «Ньепи») закрываются практически все магазины и многие заведения сферы обслуживания. День, предшествующий Ньепи является отдельным праздником - «Меласти». Он, напротив, посвящен массовым ритуалам подношения добрым духам, совершаемым у водных источников и сопровождаемым массовыми гуляниями.
  • День Картини (21 апреля) - считается индонезийским аналогом Международного женского дня и связан с именем национальной героини Раден Адженг Картини, посвятившей жизнь борьбе за права женщин.
  • Фестиваль искусств на Бали (июнь-июль) - крупнейший фестиваль искусств в Индонезии длящийся целый месяц и включающий музыкальные и танцевальные представления, выставки, ярмарки ремесел, уличные шествия и другие массово-развлекательные мероприятия.
  • Уличный фестиваль Джалан Джакса (июль-август), проходящий на одноименной улице в столице Индонезии считается одним из крупнейших и интереснейших событий такого рода. В этот день целая улица Джакарты превращается в одну веселую ярмарку, сопровождаемую многочисленными представлениями музыкантов, артистов и спортсменов.
  • День независимости (17 августа) - крупнейший государственный праздник Индонезии, главные торжества которого проходят в столичной Джакарте.
  • Ритуал Кесодо (август) ежегодно проходит у одной из красивейших природных достопримечательностей острова Ява - действующего вулкана Бромо. Во время него местные жители бросают в жерло вулкана подношения духу горы, прося у того покровительства.
  • Рамадан (начало 9 месяца исламского календаря) - самый масштабный исламский праздник в году знаменует начало священного месяца Рамадан.
  • Фестиваль Эрау (последняя неделя сентября) - крупный ритуальный праздник племени дьяков, живущих на острове Калимантан.
  • День Жертвоприношения или Идул Адха (десятые сутки мусульманского месяца Зуль Хиджа) - один из самых популярных исламских праздников в году (также известный как Курбан-Байрам) связан с ритуалом ежегодного паломничества в Мекку.
  • Рождество или Хари Натал (25 декабря) - официальный государственный праздник, который известен не только традиционными гуляниями, но и самыми крупными распродажами в году.
  • Новый год или Стаж Бару Масехи (1 января) - общегосударственный праздник, который, в связи с развитием индустрии туризма, набирает популярность у местных жителей год от года.
  • Галунган или Хари Райя Галунган (каждые 210 дней) - один из самых красочных и популярных индуистских праздников на Бали посвящен победе вселенского добра (дхармы) над злом (адхармой). Считается, что на время праздника боги спускаются на землю и принимают дары людей, чтобы через 10 дней вернуться на небо (чему посвящен особый праздник - Кунинган).

Считается, что самые первые жители индонезийского архипелага пришли из Индии или Бирмы. В 1890 году, в Восточной Яве были найдены окаменелости питекантропа (homo erectus), возрастом приблизительно 500 000 лет. Более поздние мигранты ("малайцы") приехали из южного Китая и Индокитая, и начали населять архипелаг приблизительно в 3000 до н.э. Мощные группы, типа буддистской империи Срайвиджая и индусского королевства Mataram, появились на Яве и на Суматре к концу 7-ого столетия. Последнее значимое королевство, основанное индусами, было Majapahit в 13-ом столетии. Последующее распространение ислама на архипелаге в 14-ом столетии вынудило Majapahits отступить в 15-ом столетии к Бали.

Индонезия включает в себя полный диапазон разнообразных обществ и культур. Однако, образование, средства массовой информации и политика национализма, которую во всю проводило правительство, создали определенную индонезийскую национальную культуру. Отличительная кухня Индонезии и ее ремесла, сразу же вынесли ее на международную арену.

Батик, искусство наложения воска на ткань и последующее создание красочных и драматических картин, производится повсюду в Индонезии, а центром этой деятельности является Джакарта на Яве. Другие формы ремесел представлены такими видами, как ikat - ткань специального плетения из разукрашеных ниток; songket - шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями; и крис - художественные работы, часто украшенные драгоценностями. Яванские wayang - марионеточные пьесы и гамелан - гипнотическая музыка, составленная главным образом из ударных инструментов - также популярные артистические формы.

На большинство блюд индонезийской кухни оказали влияние китайцы, но некоторые блюда в Паданге на Суматре, являются действительно исконно индонезийскими. Везде, куда бы вы не путешествовали в Индонезии, вы увидете продавцов закусок, типа картофеля, сладких орехов, бисквитов или фруктов. Рис - основа каждого блюда, он кладется в суп или подается на гарнир, учавствует в салатах и маринадах. Разнообразие тропических фруктов повергло бы в обморок любого продавца зелени из Европы. Это и яблоки со вкусом крема, дурио, гуавы, джак-фрукты, манго, папайя, стар-фрукты и рамбутаны.

Социальные и религиозные обязанности, в течение долгого времени, сформировали специальный кодекс поведения, который называют адат или традиционный закон. Ислам - преобладающая религия архипелага, она немного разбавлена элементами индусского буддизма, адата и анимизма. В Яве есть сотни мест, где сконцентрирована духовная энергия, которую, по поверьям, могут поглощать последователи. Несмотря на длинный колониальный период, попытки миссионеров преобразовать индонезийское население в христиан, ни к чему не привели.

13. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XVII – XIX ВВ.)

13.1. Западноевропейская культура XVII века

Социальные изменения, которые произошли в эпоху Возрождения, подготовили переход западнлевропейского общества к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществлялся через буржуазные революции. В конце XVI века произошла первая буржуазная революция в Нидердандах, в результате которой на севере страны возникла буржуазная республика Голландия, а юг страны, получивший название Фландрия, оказался под протекторатом Испании. В середине XVII века произошла Английская буржуазная революция, в ходе которой был казнен в 1649 г. король Карл I. В этих странах установился новый буржуазный строй. Быстро преодолевались феодальные формы хозяйства, стремительно развивались индустриальное производство и предпринимательство. Все это сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период получил название Новое время.

Однако, в большинстве стран Европы в XVII веке господствовали позднефеодальные отношения, а формой правления был абсолютизм. Образцом такого правления была Франция. Церковь активно противостояла новым веяниям в идеологии и культуре. Движение контрреформации наиболее сильным было в Италии и Испании. Одновременно в Европе получает распространение протестантизм, который стал духовно-нравственной основой Нового времени. Новое мировоззрение сказалось и на религиозных представлениях. Зарождается деизм – представление о Боге как каком-то средоточии разума, Бог перестает быть творцом мира.

Пересматриваются взгляды на общество и государство. Английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) впервые представил государство не как

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

божественное создание, а как результат сознательной деятельности людей. Основной формой правления он считал абсолютную монархию. Свои взгляды он изложил в книге «Левиафан». Нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) развил учение Гоббса о государстве, но высшей формой власти считал демократическое правление и выдвинул идею о праве человека на свободу.

В Новое время начинает стремительно развиваться наука: сначала – математика и механика, затем естествознание. С этого времени наука опирается на наблюдение, опыт, научный эксперимент. В XVII веке начали возникать научные организации – научные общества и Академии наук. Так, в 1635 году была создана Французская Академия, а в 1660 году – Лондонское Королевское общество.

В астрономии Галилео Галилей и Иоган Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическую теорию Коперника, установили законы движения всех тел,

в том числе и небесных. И. Ньютон, Г. Лейбниц и Р. Декарт создали математические методы, позволившие точно определить и рассчитать различные явления. Паскаль, Бойль, Мариотт, Торричелли начали изучение жидкостей и газов, а Декарт и Ньютон начали разработку теории света. Изобретение микроскопа способствовало развитию биологии. Важными изобретениями прикладной науки было изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем.

В XVII веке была открыта Австралия, что завершило эру великих географических открытий.

Развитие точных и естественных наук дало толчок развитию философии, которая развивалась в тесной связи с наукой. Родоначальником английского материализма был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). В своем трактате «Новый Органон» он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

считал обращение к опыту. Философия Бэкона оказала огромное влияние на философию эпохи Просвещения, предложенная им классификация знаний была воспринята французскими энциклопедистами.

В истории западноевропейского искусства XVII век является времен расцвета национальных художественных школ Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Однако искусство этого периода характеризуется и рядом общих черт. Расширение представлений об окружающем мире приводит к отказу от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Теперь на только человек, но и окружающий его мир становятся предметом изображения в литературе и искусстве. В живописи появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, изображение животных, бытовой и исторический жанр. Дальнейшее развитие получает портрет, который возник в эпоху Возрождения. Важным моментом в развитии западноевропейского искусства в XVII веке явилась смена последовательного развития мировых художественных стилей на их параллельное развитие. Если до этого в Европе романский стиль сменился готическим, а затем на смену ему пришел стиль Возрождения, то в XVII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили – барокко и классицизм, которые носят наднациональный характер, и охватывают разные виды искусства. В связи с этим можно наблюдать сочетание этих стилей в разных видах искусства, особенно в архитектуре.

Барокко. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века. Затем барокко получает развитие и в других странах, где были сильны феодальные отношения и католическая церковь Фландрии, Испании, Германии. Он нашел свое отражение в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.

Искусство барокко было направлено на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией и поэтому оно стремилось воздействовать на чувства людей. Однако искусство барокко достаточно противоречиво. С одной стороны,

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

оно прославляло феодальную знать и католическую церковь, а с другой в нем проявлялись новые, прогрессивные представления о безграничности и изменчивости мира, интерес к окружающей человека среде и к природе.

Для архитектуры барокко характерна постройка грандиозных дворцов и церквей, создание городских и парковых ансамблей. Все здания отличались монументальностью и криволинейными очертаниями, интерьеры украшались лепкой, резьбой, позолотой, многоцветной скульптурой, колоннами, живописными плафонами (потолками), которые создавали иллюзию бесконечного пространства.

В XVII веке архитектура барокко получает наибольшее развитие в Риме. Самым тесным образом архитектура была связана со скульптурой, которая украшала фасады и интерьеры церквей, вилл, городские дома, парки, надгробия, фонтаны. В барокко иногда трудно разделить работу архитектора и скульптора. Выдающимся итальянским архитектором и скульптором был Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680 гг.). Главное его творение – колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане, создал в Риме фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Нанова.

В архитектуре Франции, Англии, Германии в XVII – в начале XVIII вв. наблюдалось сочетание барокко и классицизма. Значительными постройками во Франции в XVII века были Лувр (архитектор Перро) и загородная резиденция французских королей Версаль (архитекторы Л.Лево и Ж.Ардуэнг-Мансар). В Англии ведущим архитектором 2 полов. XVII – начала XVIII вв. был К.Рэн. Самое значительное его произведение – собор Св.Павла в Лондоне. В Германии XVII век представлен знаменитыми постройками: Цвингер (или Цитадель) – часть большого ансамбля для праздников под открытым небом в Дрездене; одноэтажный дворец Сан-Суси в Потсдаме. В этих постройках элементы барокко вынесены на фасады зданий.

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Живопись барокко представлена картинами на религиозный, мифологический и аллегорический сюжет, парадными портретами и натюрмортами. В картинах реальность сочетается с фантазией, религиозность – с подчеркнутой чувственностью. Картины барокко отличаются яркостью красок и монументальностью фигур.

Наибольшее развитие живопись барокко получила во Фландрии. Основными заказчиками произведений искусства являлись дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Выдающимся фламандским художником был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг.). Его живопись обладает национальными особенностями. В картинах преобладает жизнеутверждающее начало, отсутствует мистика и экзальтация. Писал картины на религиозный («Водружение креста», «Снятие с креста») и мифологический («Похищение дочерей Левкиппа», «Битва греков с амазонками») сюжеты. Большое внимание уделял портрету («Автопортрет с женой Изабеллой Брандт», «Портрет камеристики», «Елена Фоурмен с детьми»). Творчество Рубенса оказало большое влияние на развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.

Видным представителем фламандской школы XVII века был также Антонис ван Дейк (1599 – 1641 гг.) В его творчестве значительное место занимают картины на мифологический и религиозный сюжет («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна и куропатками»). Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Он пишет портреты прелатов церкви, аристократов, богатых бюргеров. В 1632 г. художник уезжает в Англию и становится основателем школы портретного искусства в этой стране (портрет Карла I на охоте; портрет Томаса Уортона).

В музыку в XVII веке постепенно начинают проникать светские мотивы, возникают новые жакры. В рамках стиля барокко была создана опера. Одну из первых опер написал итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 –

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

1643 гг.). Самое известное его произведение опера «Орфей» (1606 г.), в которой впервые в музые передана глубина человеческих чувств. Стиль барокко просуществовал в западноевропейской культуре до середины XVIII века.

Классицизм. В середине XVII века в Италии возникает новое направление в культуре – классицизм, который просуществовал в западноевропейской культуре до 30-х годов XIX века. В течении этого времени классицизм прошел несколько этапов развития и пережил весьма значительные изменения. В XYII веке этот стиль наиболее ярко проявился в дворянской культуре Франции. Классицизм нашел отражение в архитектуре, литературе и театре, изобразительном искусстве.

Характерной чертой классицизма является обращение к традициям античности и Высокого Возрождения. Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596 – 1650 гг.), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен, и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Они создавали облагороженный мир, идеальные образы. Сюжетом для их произведений служила античная история, мифология и Библия.

Большое развитие в рамках классицизма получили литература и театр. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Во второй половине XVII века начинается новое развитие французского театра. В частности, в 1680 г. возник театр «Комеди Франсез».

Литература классицизма делилась на высокие (трагедия, ода, эпопея) и низкие (комедия, басня, сатира) жанры. Сюжетам «высоких» жанров были мифология, исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мученики за веру. Драматический конфликт трагедий – это борьба между общественным долгом и личными чувствами. Родоначальником

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

классицизма в литературе Франции стал Пьер Корнель (1606 – 1684 гг.), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип» и др. Корнеля считают создателем французского театра. Также известным драматургом этого периода был Жан Расин (1639 – 1699 гг.), который написал трагедии «Андромаха», «Береника», «Федра» и др.

Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и поэтому комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера (настоящее имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673 гг.), знаменитого комедиографа и актера. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра. Создал жанр социально-бытовой комедии, в который высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, скупость, тщеславие. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Известным автором басен был французский поэт Жан Лафонтен (1621 – 1695 гг.), который в своем творчестве опирался на античные традиции (басни Эзопа), использовал так называемый животный эпос. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравнивались с царством кровожадных и хищных зверей. В это время свои знаменитые сказки написал Шарль Перро (1628 – 1703 гг.). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах».

В XVII в. классицизм постепенно начинает проникать в культовую архитектуру. Архитекторов занимает проблема соотношение ансамбля дворца и парка. Наиболее ярко эти идеи воплотились в строительстве Версаля – загородной резиденции французских королей. Для всех построек характерно

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

четкость и геометрическая правильность зданий, регулярная планировка, обращение к античному ордеру.

Основоположником классицизма в живописи был французский художник Никола Пуссен (1594 – 1665 гг.), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиции, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты его творчества. Наиболее известные картины «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года».

В середине XVII века во Франции была основана Академия живописи и скульптуры, которая дала возможность государству управлять искусством. Также важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская Мануфактура Гобеленов, где создавались предметы прикладного искусства: мебель, драгоценная утварь, шпалеры и др.

Реализм в живописи. В XVII веке стиль реализм сформировался только в живописи. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610 гг.). Стремился показать окружающую действительность, стал основателем бытовой живописи и натюрморта в искусстве Италии. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества («Лютнист», «Игроки», «Вакх»). Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет («Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб»), но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись, чем на религиозную.

Наиболее ярко реалистические тенденции проявились в живописи Голландии и Испании. Победа буржуазного строя и кальвинизма в Голландии прервала развитие монументально-декоративного искусства. Но спрос на произведения искусства был очень большим. Заказчиками выступали частные лица и поэтому предпочтение отдавалось небольшим станковым картинам.

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Наиболее популярными жанрами были портрет, в том числе и групповой, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт и изображение животных. Хотя протестантская церковь отвергала религиозную живопись, картины на религиозную тему создавались. Но по сравнению с католицизмом они имели другой характер: мистика вытеснялась реалистической трактовкой сюжета и эти картины сближались с бытовой живописью.

Одним из крупнейших художников-портретистов Голландии был Франс Хальс (ок.1580 – 1666 гг.). В его групповых портретах выражены чувства товарищества, равноправия, свободы («Стрелковая гильдия»). Для индивидуальных портретов характерны демократизм, наполненность жизнью и движение («Смеющийся кавалер», «Цыганка»).

Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта. Его произведения получили всемирное признание. Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606 – 1669 гг.) был живописцем, рисовальщиком, офортистом. Писал портреты («Автопортрет с Саскией на коленях», «Читающий Титус»), групповые портреты («Анатомия доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Синдики»), философско-религиозные и мифологические картины («Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына»). Полное признание творчество Рембрандта получило лишь в XIX веке.

Вдающийся испанский художник XYII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599 – 1660 гг.) был придворным живописцем испанского короля. Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи («Сдача Бреды»).

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два эта­па. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Ку­ликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в ко ом прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерус­скую культуру.

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими за­воевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в ко ых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало рус­ским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, за­жили в ой жизнью. Новые легенды (такие, как, например, “Сказание о невидимом граде Китеже” – городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненави­стного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических ис и­ческих песен. К их числу относится “Песня о Щелкане Дудентьевиче”, ко ая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необхо­димыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену “уставу”, когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точно­стью и жественностью, приходит полуустав – более свободное и бег­лое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали исполь­зовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей дела­лись, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные запи­си стали вестись и в Москве. В период складывания единого государст­ва с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо “говорить по летописцам вины новгородские”, т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так назы­ваемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их – идея общерусского единства, ис ической роли Москвы в государст­венном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной ис ии, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной ис ии. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были ис ические повести. В них рассказывалось о дея­тельности реальных ис ических лиц, конкретных ис ических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть “О битве на Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл ис ических повестей (например, “Сказание о Мамаевом побоище”). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму “Задонщина”, построенную по образцу “Слова о полку Игореве”. Но если в “Слове” описывалось поражение русских, то в “Задонщине” – их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

“Хождение за три моря” (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путе­шествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде – Успен­ский собор (1400) и собор Саввино-С ожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя – создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV – начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Терри ия Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина ко ой достигала 2,25 км, толщина стен – 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллек) в Москва-реку. Со с оны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на ко ую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Ве­ликого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в вы­соту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой “трус” (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальян­ского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зда­нием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Зем­ские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же бы­ла построена Грановитая палата (1487-1491). От “граней”, украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата явля­лась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены ко ого опираются на возведенный в центре массивный че­тырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетиз­мом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими “пробелами” создать эмоцио­нальное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконопис­ные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творче­ством современника Феофана Грека – гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономиче­ским подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского наро­да. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единст­ва и мира между людьми, человечность отразились в произведениях ху­дожника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок созда­ет впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живопис­ной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символи­зируют мысль о единстве мира’и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом По­саде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, ко ым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные дос­тоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, исполь­зование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изо­бражении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше обще­го обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощу­тимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль.

События XVI в. вызвали обсуж­дение в русской публицистике многих проблем того времени: о харак­тере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и ис­ ическое сочинение “Сказание о великих князьях Владимирских”. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди ко ых особо выде­лялся римский импера Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского импера а символы царской власти – шапку- венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: “Мы род­ством от Августа кесаря ведемся”. Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – “третьем Риме”. Здесь ис ический процесс выступал как смены мировых царств. Пер­вый Рим -”вечный город” – погиб из-за ересей; “в ой Рим” – Кон­стантинополь – из-за унии с католиками; “третий Рим” – истинный хра­нитель христианства – Москва, ко ая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной вла­сти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальним государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописа­ние. К сочинениям этого жанра относится “Летописец начала царства”, в ко ом описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказыва­ется необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является “Книга Степенная царского родословия”. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный ле­тописный свод, своеобразную ис ическую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лице­вого свода (“лицо” – изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис ические повести, в ко ых рассказывалось о событиях того времени. (“Казанское взятие”, “О прихождении Стефана Ба ия на град Псков” и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свиде­тельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, – “Домострой” (в переводе – домоводство), ав ом ко ой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии зани­мался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь­скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – “Азбуку”. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского со­бора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним Направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специаль­ности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть поса­да была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд ис иков считает, что название произошло от слова “кита” - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала г на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитек ом Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве воз­вели Земляной вал – 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-с ожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, За­райске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Се­вере (Соловецких островах).

Живопись.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Фера­понтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, ко ых он дости­гал. применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого Тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С разви­тием ремесла и говли, ростом городов связано проникновение в рус­скую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название “обмирщения” культуры (от слова “мирской” – светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специ­ально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Мос­ковской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, спо­собные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению полити­ческих и культурных связей со странами Западной Европы способство­вало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение.

Во в ой половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом еди­нообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня “Букваря ‘ В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведе­ние – Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, ри ики, пиитики, диалектики, философии… до богословия”. Возгла­вили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли рус­ские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Амери­кой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература.

В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Гроз­ного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в ис ической литературе заняли ис ические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказание Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутно­го времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымыш­ленные герои. В “Службе кабаку”, “Повести о куре и лисе”, “Калязинской челобитной” содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в “Повести о Ерше Ер­шовиче” – судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по ис ии. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме со­держался рассказ о совместной ис ии Украины и России, ко ая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской ис­ ии.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просущество­вавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пье­сы на библейские и легендарно-ис ические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Ки­евской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и Церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

Архитектура.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются боль­шой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитек­турных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. много­цветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распро­странение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” – из­разцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украше­ний, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узо­рочьем”, “дивным узорочьем”.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалим­ском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро “Парк культуры”), церковь Рождества Богородицы в Путанках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро “Китай-город”).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и жественную мощь сердца сто­лицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско- шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались деко­ративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось склады­ванием стиля, получившего название “нарышкинского” (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооруже­ны надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мона­стыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях “нарышкинского” барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, ко ые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельство­вало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развива­лась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. “Вось­мым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мас­терами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе “Спас Нерукотворный” хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изобра­жении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с рас­пространением в России портретной живописи – “парсуны” (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на хол­сте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.