Шолохов познакомился с генералом Лукиным в 60-х годах, когда работал над последней, четвертой редакцией своего романа «Они сражались за Родину» (произведение в итоге так и осталось незаконченным, часть черновиков писатель сжег). Михаил Федорович был репрессирован в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной войны обвинения с него сняли и генерала направили на фронт.
В романе это возвращение со слов генерала Стрельцова описывается как помощь опальному военачальнику со стороны маршала Георгия Жукова. Историки подтверждают, что Жуков на самом деле поддерживал Лукина и вместе с другими маршалами – Коневым, Тимошенко и Еременко ходатайствовал перед Брежневым о присвоении Михаилу Федоровичу звания Героя Советского Союза (ходатайство оказалось безуспешным). Но это было уже после войны, в 1966 году.
Шолохова после встречи с Лукиным потрясла судьба генерала – тот, попав в плен, не сломался и не струсил, не стал предателем, как, к примеру, генерал Власов. Кое-что из рассказов писатель и намеревался использовать в своем романе. Об этой знаменательной встрече Шолохова и Лукина в апреле 1965 года писала газета «Известия».
Кировская средняя общеобразовательная школа №5
Образ солдата-патриота в романе М.А.Шолохова
«Они сражались за Родину»
Работу выполнила ученица 10 класса
МБОУ Кировская СОШ№5
Кагальницкого р-на
Ростовской обл.
Агафонова Полина
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
Очкурова Е.Г.
2013год
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поэтому целью моей работы стало формулирование выводов о своеобразии воплощения героизма в романе . А также доказательство, что патриоты – это обычные люди , с их горестями и радостями, недостатками и достоинствами. Михаил Александрович был не только писателем, но и человеком, который прошел Великую Отечественную войну, который видел все события своими собственными глазами, а это не могло не оказать на него впечатления. Именно роман «Они сражались за Родину» позволяет нам наиболее полно и глубоко понять и почувствовать всё то, что произвело на писателя неизгладимое впечатление. Роман писался писателем в три этапа: в 1942-1944, 1949 и 1969 годах. Он является ярким примером патриотизма, любви к Родине, к родной земле, к людям, живущим на этой земле.
В романе многогранно раскрыта судьба трех рядовых людей – Ивана Степановича Звягинцева, Петра Федотовича Лопахина и Николая Семеновича Стрельцова. Эти трое мужчин очень отличаются характерами, но их объединяет одно, пожалуй, самое главное чувство – чувство любви и преданности к Родине и мужская, по-настоящему крепкая, дружба.
Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной от него ушла жена, детей оставил у старой матери. Однако это не мешает ему доблестно сражаться , героически защищая свою Родину. Защищая свою землю и свой народ, Стрельцов был контужен и оглох. Но даже, несмотря на это, он убегает из госпиталя, в котором осталось всего 27 человек. Он говорит: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы… А потом, я просто не мог там оставаться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось
немного… Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно, Петя?»
Петр Лопахин, который является шахтером, очень восприимчивый человек, он очень тяжело переживает гибель героически сражавшегося лейтенанта Голощекова. Он очень ценит дружбу, установившуюся между ним и его товарищами, крайне обеспокоен потерями солдат и героически защищает свою родную землю.
Иван Звягинцев, до войны бывший комбайнером, настоящий богатырь, щедрый и простодушный человек, искренне старается утешить Стрельцова, жалуется сам ему на свою неудачную семейную жизнь. Он всегда поддерживает своих товарищей и не позволяет им упасть духом, говорит, что победа будет за ними.
Все трое героев тяжело переживают события войны, огромные потери, отчаиваются и лишаются смелости идти дальше, но их мужская, настоящая дружба не позволяет им покориться разрушительной силе фашистских захватчиков. Их дружба, вера в победу, любовь и преданность Родине не позволяют им сломиться, они готовы идти до победного конца. Каждый из них делает все возможное , все, что в его силах. Например, Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик. Но каждая неудача, каждая ошибка тяжело воспринимаются и переживаются. Например, Стрельцов при отступлении переживает: «…какими глазами нас провожают жители…». Лопахин тоже переживает это, но отвечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны!». Звягинцев же впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Его душа «затосковала». Он говорит с колосом, как с живым человеком, который так же дышит, видит, чувствует: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом – то от тебя воняет, - как от цыгана…Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал». Любовь к родимой земле настолько сильна, что каждый лик ее видится в каждом колоске, ощущается в дуновении свежего ветерка, звучит в журчании чистого родника… Описания природы в романе неразрывно связаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пулеметчик, упавший между
Шолохов в своем романе очень глубоко и полно передает мироощущение простого русского солдата. Ему очень важно показать, что в процессе испытаний характер человека кристаллизуется, принимает четкие очертания, не окаменевает, но отвердевает. Солдаты в романе не только сражаются. Они напряжены, переживают, волнуются за судьбу своей родной земли, говорят о целях войны , думают о боевых доблестях, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых… Трагическое напряжение перед боем сменяют комические сцены и эпизоды, без которых не обошлось и на войне. Эта глубокая полнота жизни является весьма примечательным качеством романов Михаила Шолохова. И она позволяет писателю истинную меру жизнестойкости народа. Позволяет понять одну очень важную жизнь: Жизнь огромного государства, великой державы связана с каждой человеческой жизнью.
Значительное место в романе занимают батальные картины. Описания сражений пронизаны чувством восхищения перед обыкновенными советскими людьми, совершающими подвиг. Каждый солдат старается сделать как можно больше для судьбы своей родины. Например, умирающий ефрейтор нашел в себе силы метнуть из разрушенного окопа бутылку с горючим. В итоге – подожжен немецкий танк. Подвиг совершил не только Лопахин, подбив самолет и несколько вражеских танков. Подвигом также было и мужественное хладнокровие Звягинцева. Композиционные чередования сцен мирной тихой жизни, короткой солдатской передышки и внезапно вспыхивающих жестоких боев с участием сотен танков, самолетов, минометов очень контрастны и неожиданны.
Роман очень правдиво рассказывает о войне, о товариществе . Неприкрашенная правда о том, как это действительно было. И в ней, среди прочего легко просматривается еще одно: война войной, а солдаты еще едят, спят, ссорятся и мирятся, ухлестывают за молодками во встречных хуторах. Правда о фронтовой действительности – в подробности, случае, бытовой общей картине, суждении героя. Художник дал нам внутренне все состояние
изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боли на операционном столе, мгновение перед смертью…
В этом романе солдаты проявляют, показывают стойкость национального характера. Они смеются не из слабости, не из мысли о том , что война – дело веселое, а потому что душа не сдалась! И не собирается сдаваться. Русский писатель и драматург В.И.Немирович-Данченко так сказал об этом романе: «Соединение громадного героизма с невероятной простотой и юмором – средство, помогающее обнаружиться внутренним силам. Сам сюжет романа таков: История о том, как все вместе устояли, не сломились – вопреки тем жесточайшим обстоятельствам, что обрушивались на отступающую армию. Необыкновенное терпение, выносливость, спокойствие, сила и умение не отчаиваться ни при каких обстоятельствах – все это черты национального характера, героического характера».
Итак,в романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Очень глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит каждого читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах , хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь – подвиг. А также мы поняли, что патриотом может быть каждый человек, который любит свою Родину.
«Они сражались за Родину» - это не только правда войны, это и своеобразное художественное свидетельство веры солдатской. Вера и любовь к Родине позволила русским солдатам устоять.
О романе сам Шолохов высказался так: «В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма… Я считаю, что мой долг, долг русского человека и писателя – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба».
Приложение
Николай ЖУРАВЛЕВ
Произведение относится к разряду самых значительных в творчестве писателя и в качестве основной тематики рассматривает совершение русским народном немыслимого подвига в борьбе против фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны.
Сюжетная линия романа повествует о событиях битвы за Сталинград, являющейся переломным моментом в истории войны, демонстрируя в качестве центральных персонажей трех защитников родины, рядовых солдат.
Героями произведения становятся Петр Лопахин, работающий в довоенное время на шахте, Николай Стрельцов, являющийся агрономом, а также Иван Звягинцев, трудившийся в мирное время на комбайне. Оказавшись в условиях боевых действий на фронте, между тремя разными по характеру и жизненным целям мужчинами завязываются крепкие дружеские отношения, в основе которых лежит истинное патриотическое чувство к своей родной земле.
В образе Николая Стрельцова писатель изображает молчаливого человека, угнетенного отступлениями советских войск, а также переживающего за собственных детей, оставленных у пожилой матери после ухода супруги перед началом войны. Но, несмотря на депрессивное настроение, Стрельцов выражает активное желание сражаться наравне с товарищами, несмотря на тяжелую контузию.
Звягинцев, являющийся добрым, простодушным человеком, поддерживает друга, сочувствуя ему и рассказывая свою историю неудачной попытки построения семейной жизни, при этом Иван с тоской вспоминает мирное время и свою работу комбайнером, тяжело воспринимая горящие поля, в которых огонь от снарядов уничтожает спелые хлебные колосья.
Образ Лопахина представляется писателем в качестве насмешливого, злого на язык, мужика, отличающегося увлечением женским полом и постоянным весельем. Однако балагур Лопахин проявляется незаурядную смекалку, мужество и смелость, бросаясь на уничтожение танков и взятие боевых высот.
Роман «Они сражались за Родину» без прикрас изображает реальную военную действительность, описывая сцены батальных эпизодов, усиливающих сильную эмоциональную атмосферу повествовательного содержания. Кроме того, военную обстановку иллюстрируют и изображения пейзажных природных зарисовок, в которых природная красота представляется кощунственной и чудовищной.
Мастерский талант писателя проявляется в изображении бессмертного героического поведения русского народа в лице рядовых солдат, командиров, простых женщин, детей, стариков, сумевших преодолеть тяготы, невзгоды, жестокость военного времени и дождаться победы над фашистскими захватчиками.
Роман, являющийся сильным реалистическим произведением о военном времени, экранизирован в виде одноименного кинофильма, получившего многочисленные национальные и международные награды.
Великая Отечественная война повлияла на судьбу русского народа. Война показала силу и величие духа русских. Победа над врагами досталась страшной ценой. Вся страна вела войну с немцами. На фронт уходили все, вне зависимости от профессии и национальности. Кроме простых рабочих, тяжесть войны испытали на себе писатели того времени. Многие из них написали о войне множество произведений.
Свое произведение «Они сражались за Родину» Шолохов посвятил войне. В книге автор описывал первые годы ВОВ. Сюжетная линия книги рассказывает о событиях, произошедших в Сталинграде. Данное событие стало переломным моментом во всей истории. Героями романа являются 3 друга, которые защищали переправу через реку Дон. По реке они переправляли советских солдат. У каждого из героев произведения была собственная миссия и чувства. Им пришлось взять в руки оружие и сразиться за Родину.
Одним и героев творения Шолохова является Петр Лопахин, который ранее работал на шахте. Второго героя зовут Николаем Стрельцевым, который был агрономом. А Иван Звягинцев ранее трудился на поле и водил комбайн. Оказавшись на поле битвы 3 разных героев крепко подружились. Их объединяло чувство патриотизма за свою Родину. Автор изобразил Николая Стрельцова как неразговорчивого человека. Стрельцева угнетало отступление советской армии. Он переживал за судьбу своих детей, которых оставил старой матери. Несмотря на полученную контузию и травму головы Стрельцов рвался уничтожать фашистов.
Звягинцев являет простодушным и добрым человеком. Он поддерживал контуженного Стрельцова и рассказывал ему о своих неудачных попытках женитьбы. Герой тосковал по мирным дням, когда работал на поле и собирал пшеницу. Он видел, как вражеские огни уничтожили целые поля поспевших хлебных колосьев. Третьего героя Лопахина автор описал как несерьезного человека, который постоянно насмехался и имел «острый язык». Он любил веселиться и гулять с женщинами. Однако на фронте герой проявил отвагу и мужество, также необыкновенную смекалку. Он бросался на танки и армию фашистов, желая всех уничтожить.
В своем романе автор изобразил эпизоды сражений, которые усиливали эмоциональность содержания книги. Кроме того военная обстановка была приукрашена пейзажем. Роман олицетворяет замысел автора, который заключается в победе над врагами. В лице героев писатель изображает героичность и волю русского народа.
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта
Виконт Мортемар является одним из второстепенных персонажей романа известного русского писателя Льва Николаевича Толстого под названием "Война и мир".
Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.
Рассуждая о великой мечте, целесообразней было бы сравнить её с великой и глобальной целью, так как каждая из них является частью человеческой жизни.
Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался
Произведение повествует нам о трех товарищах-однополчанах, которые вместе в начале войны помогали защищать переправу нашей армии через Дон.
За небольшой украинский хутор была ожесточенная битва. Из наших солдат осталось в живых 117 человек. Измученные бойцы отступали, но одно их оправдывало. Они спасли знамя полка. И вот, наконец, они дошли до маленького села, где расположилась военная кухня. Один из наших главных персонажей Иван Звягинцев отдыхая на привале, разговорился со своим товарищем Стрельцовым о семье.
Николай, никогда так много не говорил, а тут вылил другу всю свою душу. Оказывается, ему изменила супруга, она бросила его с двумя маленькими детьми. Звягинцев тоже стал жаловаться на свою жену. Хоть она и работала в колхозе, все равно очень изменилась, когда стала читать женские романы. Женщина стала просить у супруга, чтобы тот относился к ней вежливо, называл ее ласково, что не нравилось Ивану. Он ведь был простым колхозником, и таким нежностям не научен. Его раздражало, что супруга литературу читала ночью, а днем, не выспавшись, ничего не могла сделать по дому. Дети ходили грязные.
Да и на фронт письма писала такие, что он боялся прочитать своим бойцам, вдруг засмеют. Она использовала такие книжные выражения, что Звягинцеву становилось нехорошо.
Долго Иван рассказывал о своей жизни, а Николай тем временем уснул. Когда пробудился, то услышал ругань Петра Лопахина с поваром по причине горелой каши. Петр по профессии был шахтером, никогда не унывал, любил шутить и верил в свою красоту.
Стрельцов расстраивался по поводу отступления нашей армии на всех фронтах. Простым людям было тяжело объяснять, почему это так происходи. Старики, женщины, дети, оставшиеся в тылу врага, считали наших бойцов предателями. И если он не верил, что они победят фашизм, то Лопахин говорил, что время еще не пришло, наши солдаты, когда обозлятся по-настоящему, то разобьют немецких захватчиков. Наговорившись вдоволь, друзья искупались в реке, хотели наловить раков и поесть их, но им предстоял жестокий бой.
Тяжело им пришлось в этой битве. Каждый сражался до последнего вздоха. Кругом разрывались бомбы, и ничего не было видно, чувствовалось, что небо сравнялось с землей. Возле Николая разорвался снаряд и его контузило. Он видел, как бойцы рванулись в следующую атаку, попытался встать, но не смог. Его потом вскоре нашли санитары и отправили в лазарет.
А наши бойцы опять отступали. Звягинцев, когда шел по дороге, видел, как горят хлебные поля, и он очень переживал, что гибнет такое богатство. А Лопахин шел и пошучивал над немцами.
И вот полк вновь приготовился к новому бою. Во время укрепления окопов Лопахин заметил молочную ферму, где по-быстрому он принес молока, но тут начался наступление немецкой авиации. Во время этого сражения Лопахину удалось подстрелить фашистский самолет, за что получил награду от лейтенанта стакан спиртного для храбрости. Командир предупредил, что дан приказ, биться насмерть.
Не успел лейтенант все это сказать, как началось мощное наступление немцев. Звягинцев все считал, сколько же они отбили атак. Без Стрельцова ему было скучно, ведь Лопахин мог только шутить. Выдержав еще несколько мощных наступлений, Звягинцева ранило. Лейтенант Голощекин умер от тяжелого ранения, и теперь солдатами командовал старшина Поприщенко.
Из трех друзей остался только Лопахин, который шел по дороге и боялся, что их полк расформируют и отправят в тыл. Неожиданно, он видит Стрельцова, но он не слышит друга, так как потерял слух после контузии. А из госпиталя просто сбежал.
Разговорившись, Стрельцов тоже расстроился, что их хотят расформировать. Ведь он хочет воевать. Зато совсем еще молодой солдат Некрасов совсем не прочь уехать в тыл и отлежаться не печи у какой-нибудь женщины. Лопахин разозлился на него, но Некрасов признался, что он страдает лунатизмом. Но Лопахин напомнил ему о его родных, о погибших солдатах, отдавших жизни за Родину. И Некрасов тоже решил остаться.
Полк по распоряжению командования отправляется дальше и останавливается в небольшом хуторе. И тогда, считая себя привлекательным мужчиной, Лопахин решил обольстить хозяйку, чтобы та накормила солдат. Однако, женщина оказалась верной женой, и Лопахину дала отпор. А утром он увидел, что колхозницы приготовили им завтрак. Они же думали вначале, что бойцы бегут с поля боя. Но этот полк, отступал,отвоевывая каждую пядь земли и, сохранив свое знамя.
Полк из 27 человек прибыл в штаб дивизии. Полковник Марченко принял полковое знамя, прошедшее не одну войну и заплакал.
Роман учит нас помнить героизм наших солдат, отдавших жизни за Родину, жить в мире и согласии и не допускать новых войн.
Мать рожала его в муках. На свет появился ужасный, уродливый младенец. Всё детство над ним издевались и насмехались. Однако, несмотря на свой жалкий внешний вид, Ричард был крайне амбициозен, коварен и честолюбив
Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына
Леонид Пантелеев с раннего детства был пристрастен к чтению книг, а в 9-летнем возрасте написал свои первые приключенческие рассказы и стихи.
Люся является обычной ученицей четвёртого класса. В дачном посёлке она знакомится с человекообразным барсуком. Животное говорит, что оно является директором интерната для зверей. Также рассказывает о том, что им в Меховой интернат нужна преподавательница
В одной обычной семье жил мальчик Дима, который очень любил читать. Он прочитал все доступные ему книги, предназначенные для детей его возраста. Мама волновалась, что он обратил внимание уже на книжный шкаф отца.