Гандбол: Техника и тактика игры учебно-методический материал по физкультуре на тему. Навыки и умения

28.08.2023

Выберите гандбол - не пожалеете

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

Начальная стадия обучения

Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.

Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40x20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24x12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).

Рис. 1. Схема спортивного зала

Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, за­крепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.

Стандартный размер гандбольных ворот – 3x2 м. Но так как залы в школе, как правило, имеют размер 24x12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2x1,5 м; 2,5x1,8 м и т.д.

После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.

Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.

Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.

Приобретя гандбольные, а также резиновые мячи меньшего диаметра для тренировки пяти- и шестиклассников, можно приступать к занятиям гандболом как на уроках, так и в школьной спортивной секции.

Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.

Основы техники

Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.

По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.

Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора учителя, например, зависит, что учащиеся будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.

При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.

Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме
(рис. 2).


Рис. 2

Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.

Рис. 3

Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.

Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», у меня появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.

На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.

Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.

Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.

Тактика игры

Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.

Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.

Как показывает моя практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. А когда, например, на зачетном уроке по легкой атлетике кто-то из ребят показывает по прыжкам в длину результат, которого до этого никогда не добивался, то он вопросительно смотрит на меня: как такое может быть, ведь он в прыжках специально не тренировался?

Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу на уроке Вы как учитель выполнили.

Александр МЕДВЕДЕВ,
учитель физкультуры школы № 1948
г. Москва

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Всестороннее развитие спортсмена, его высокий моральный и духовный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость), отличная работоспособность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладеть движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа физической культуры. В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.

Вот почему в физической культуре человека огромное значение имеют спортивные игры. Ведь они характеризуются, с одной стороны, разнообразием развиваемых двигательных качеств, соответствием естественным двигательным способностям человека, а с другой - повышенной эффективностью обусловленной игровой сюжетностью, эмоциональностью.

И среди всех спортивных игр гандбол, пожалуй, в наибольшей мере воплощает их преимущество. Он развивает качества необходимые бегуну, прыгуну, метателю, гимнасту, воспитывает игровое тактическое мышление, силу воли, инициативность, коллективизм и, таким образом, является действенным способом спортивного совершенствования. В организационном аспекте к преимуществам гандбола следует отнести и простоту инвентаря, относительную несложность места выбора игры и его оборудования: её можно проводить и в спортивном зале, и на открытых площадках, в том числе импровизированных.

Поэтому представляется неоправданным, что гандбол по сравнению с футболом, волейболом, баскетболом и другими играми, занимает более чем скромное место в программах учебных заведений. До сих пор ощущается недостаток специальной литературы по гандболу.

Гандбол относится к видам спорта с так называемой конфликтной деятельностью. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Поэтому рассматривая спортивную борьбу команд необходимо с позиций противоборства сторон.

Процесс игры определяется наличием техники, тактики и стратегии. Без этих составляющих спортивное единоборство команд невозможно.

Главным элементом техники, которым во многом определяется тактический план команды - является бросок, так как конечная цель игры - забросить мяч в ворота. С помощью броска достигается результат игры, все остальные приёмы направлены на создание условий для броска. Таким образом, броски мяча в ворота и приёмы противодействия их выполнению относятся к основным средствам игры в гандбол.

Ведущие отечественные и зарубежные специалисты (Е.И. Щилин - 1961 г.; И. Кунст - Германеску - 1969 г.; И.П. Клусов - 1971 г.; А.И. Евтушенко - 1973 г.; Л.В. Неведомский - 1973 г.) считают, что формирование навыков броска у юных гандболистов является одной из основных задач при обучении игры в гандбол.

1. Характеристика гандбола как средства физического воспитания

С момента включения гандбола в программу Олимпийских игр - его популярность в мире резко возросла. Естественно, что увеличение количества команд, претендующих на мировое первенство, обострило конкуренцию в борьбе за медали.

Тенденции, влияющие на прогресс, необходимо рассматривать с двух позиций: прежде всего, большие перемены приносят изменения в правила игры, которые устанавливает международная федерация ИГФ, другим мощным стимулятором являются новые направления в подготовке игроков, которые разрабатывают учёные и наиболее квалифицированные тренеры команд.

Немаловажное значение в процессе физического воспитания имеют игровые виды спорта, в частности, гандбол. В этом плане много внимания уделяется на занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях. Обществу необходимо чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите своего Отечества.

Включение гандбола в программу по физической культуре для общеобразовательной школы не случайно. За это право гандбол боролся долго и завоевал его заслуженно и справедливо. Еще в 1898 году преподаватель женской гимназии датского города Ордруп Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием «Хаандбольд», в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передовая мяч друг другу и, стремясь забросить его в ворота.

Как большинство спортивных игр, новая игра с метанием мяча понравилась занимающимся; начали создаваться команды. Так впервые она появилась в городах Харькове и Львове в 1909 году. Сначала ею пользовались на уроках гимнастики, а по предложению доктора Э. Малы гандбол был применён в харьковских гимназиях как средство физического воспитания молодого поколения. Бывшие гимназисты, перейдя в разряд взрослых, продолжали играть в гандбол. Так создалось ядро взрослых гандболистов.

Гандбол относится к видам спорта с так называемой конфликтной деятельностью. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Поэтому рассматривая спортивную борьбу команд необходимо с позиций противоборства сторон. Игроки в команде объединены общей целью: забросить в ворота противника как можно больше мячей и не пропустить в свои. Отсюда вытекает, что гандбол игра коллективная. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинению своих действий выполнению общей задачи. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, соответственно которой гандболистов различают по амплуа: вратарь и полевые игроки в нападении (центральный, разыгрывающий, полусредний, угловой, линейный) и в обороне - центральный, полусредний, крайний, передний защитник.

Двигательная деятельность гандболистов игре не просто сумма отдельных приёмов защиты и нападения, а совокупность действий, объединённых общей целью в единую динамическую систему. Успех двигательных действий зависит от устойчивости и вариативности навыков, уровня развития физических качеств и интеллекта игроков. Наряду с самыми древними дисциплинами лёгкой атлетики - гандбол как система движений состоит из наиболее естественных двигательных действий, строящихся на базе бега, прыжков и метаний - исторически наиболее древних движений человека. Этим объясняется гармоническое влияние занятий гандболом на физическое развитие организма, это определяет и оздоровительную направленность игры.

Одним из основных преимуществ гандбола является его простота. Эту Иру можно организовать для мальчиков и девочек, как в зале, так и на открытом воздухе. В гандбол играют на площадках различных размеров - волейбольной, баскетбольной, грунт может быть любым; от травяного до асфальтного. Для игры требуется: игровая площадка, мяч и ворота размером 2Ч3 м, обязательная разметка игрового поля очень проста - шестиметровый полукруг перед воротами, в который нельзя заступать, откуда совершаются завершающие атаку броски в ворота.

Исключительно прост и привычен даже для начинающего гандбол в технике исполнения: перемещения шагом и бегом, передачи мяча друг другу, броски в ворота мяча руками. Всё это знакомо и привычно детям с ранних лет. Однако эти простые движения, соединенные вместе, делают гандбол одним из наиболее эмоциональных видов спорта.

Отличительные особенности этой игры - высокая скорость передвижения каждого игрока, быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействия с партнёрами по команде, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации, ведения спортивного единоборства (соприкосновения с соперником, борющемся за мяч). При стремительном переходе в нападение и от нападения к защите своих ворот гандболист совершает до 50 рывков и ускорений, преодолевая при этом до 25% всего покрываемого за игру расстояния. За игру спортсмен высокого разряда преодолевает в среднем расстояние 4000-6500 м. Передвижения на высокой скорости сочетается с ловлей, передачей и броском мяча. Всё это создаёт условия для эффективного физического воспитания, а также для общего развития. За последние десятилетия отмечается значительная интенсификация игры. Это выражается в непрерывной подвижности гандболиста в игре, в повышении скорости передвижения и выполнения приёмов мячом, в улучшении так называемой игры без мяча, в более напряжённой борьбе каждого спортсмена в любом игровом эпизоде. Выполняя двигательные действия, гандболисты перемещаются короткими рывками 2-10 м и 40 м при быстром прорыве. Центральный защитник преодолевает путь (по данным В.И. Изаака) в 730 м, крайний - всего 400 м, в нападении центральный - 890 м, крайний - 540 м, линейный - 480 м. Большую нагрузку получают игроки в количестве применения передач. Центральный и полусредние игроки передают мяч в 2-3 раза чаще, чем крайний игрок, и в 6-8 раз чаще, чем линейный за игру и составляет у мастеров спорта 460 мужчины, 380 женщины - I разряд соответственно 327 и 332. Броски мастера спорта 66 мужчины и 49 женщины, I разряд 52 и 49. Прыжки в нападении МС - 71 и 36, I разряд 63 и 48.

Интенсивность передвижений значительно возрастает с увеличением квалификации команд. Это можно наглядно видеть от величины ускорений и рывков. Соревнования в гандболе проходят без больших остановок времени. Однако двигательная деятельность в гандболе имеет прерывистый характер и представляет собой чередование работы и отдыха в пределах 5 - 20 секунд и может быть охарактеризована как интервальная работа. Зная чередования интервалов работы и отдыха в игре, можно создавать упражнения, по направленности нагрузки моделирующие соревновательную деятельность. Игры в гандбол проходят в высоком темпе. Не менее 50% игрового времени и взрослые, и молодые игроки проводят при ЧСС 180 уд/мин., а в игре с равным противником режим работы сердца гандболиста ничем не отличается от работы лыжника на дистанции. Пульсовая сумма за 60 минут игры у гандболистов и гандболисток составляет 10920 - 9600 ударов у мастеров спорта и у перворазрядников. В гандболе нет деления на нападающих и защитников, и спортсмены постоянно находятся в движении, чем и объясняется высокая ЧСС и соревновательная деятельность протекает не только при околопредельных потреблениях кислорода, но и при высокой мобилизации анаэробных источников энергии. Кислородный запрос не удовлетворяется в процессе деятельности. Игра протекает в анаэробно-аэробном режиме энергообеспечения. Это свидетельствует о том, что в современном гандболе игрокам всех амплуа предъявляются одинаково высокие требования в отношении функциональной подготовленности. Так же необходимо ориентироваться на те свойства, которые имеют наибольшую значимость в гандболе. Есть данные (Э.Г. Мартиросов), что для спортивных игр на первом уровне значимости находятся тотальные размеры тела, состав тела, состояние сводов стопы. На втором уровне - пропорции тела, конституция, удельный вес тела - на третьем - осанка. Наиболее важны те характеристики физического развития, которые отражают влияние гандбола на особенности телосложения и опорно-двигательного аппарата. На основе теоретических и экспериментальных исследований (М.Я. Набатникова) наиболее значительными качествами физической подготовленности спортсменов - спортигровиков являются:

1. Ловкость (координация), взрывная сила, относительная сила;

2. Скоростные качества, скоростно-силовые способности, максимальная сила, специальная выносливость;

3. общая выносливость, гибкость, силовая выносливость;

Этим объясняется гармоническое влияние занятий гандболом на физическое развитие организма. Работа с учащимися предусматривает - укрепление здоровья, закаливание, гармоническое развитие личности, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических привычек, развитие основных двигательных качеств, способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.

Эти задачи необходимо решать на каждом занятии и тренировке, используя элементы спортивной игры - гандбол, что создаёт условия для эффективного физического развития, возможностями разностороннего воздействия на занимающихся.

2. Организация занятий по гандболу в школе

На уроках по гандболу в процессе программного материала за период обучения с IV по XI класс учащиеся могут подготовить и выполнить разнообразные нормативы. Программой по физическому воспитанию предусмотрен следующий расчёт часов: 27 уроков в четверти, 102 урока в год. В итоге учебной работы по гандболу школьники, окончившие XI классов должны знать правила соревнований, расстановку игроков в защите и нападении, права и обязанности игроков, индивидуальные технико-тактические действия в защите, нападении, вратаря, систему ведения игры в нападении и защите, правила предупреждения травматизма; влияние занятий спортивными играми на организм правила проведения разминки с группой на занятиях по спортивным играм.

Иметь навыки и выполнять: индивидуальные технические действия - придвижение в основной стойке (нападающего, защитника, вратаря), ловлю и передачу мяча различными способами, броски в ворота с места и ходу, в прыжке и в падении с различных позиций, отвлекающие действия (финты), взаимодействия с партнёрами, отражение мячей различными способами при игре в воротах, групповые и командные действия в нападении и защите, действия нападающего, защитника и вратаря в учебной, контрольной, календарной игре, правила судейства.

В С Е Г О: 128 часов

3. Организация урока по гандболу

гандбол урок школа упражнение

Уроки по гандболу, как и другие уроки по физической культуре, являются основной формой занятий. Общие учебно-воспитательные цели уроков по гандболу, определяются программой, конкретизируются в системе частных задач при планировании работы на определенный период (четверть, год, этап тренировки). Урок должен обязательно содержать образовательные задачи. Это достигается постоянным разъяснением материала по овладению знаниями, умениями и навыками, использованием комплексов разнообразных упражнений, правильной дозировкой физических и психических нагрузок.

Воспитательные и оздоровительные задачи уроков по гандболу определяются общим планом учебно-воспитательной работы. Это воспитание основных черт личности, физических способностей, укрепления здоровья. Следует помнить, что формальное обучение (бездумное упражнение) не приносит необходимых результатов. Построить урок педагогически грамотно и правильно - значит, прежде всего, наиболее рационально использовать время урока. Важное условие успешного проведения урока - изменение работоспособности учеников в подготовительной, основной и заключительной частях урока, а для этого преподаватель должен правильно разработать структуру урока, которая зависит от его содержания. В уроке может быть несколько самостоятельных подразделов. Например: урок может быть проведён как одно слитное игровое занятие (игра) или в нём решается ряд задач: разучивание ловли и передачи мяча одной рукой, ознакомления с техникой бросков в нападении, проведение упражнений на развитие качества быстроты и др.

Организация урока по гандболу должна начинаться ещё до занятий: это соблюдение порядка в местах переодевания, подготовка инвентаря, выполнения учащимися своих обязанностей, своевременное построение класса перед выходом в зал, площадку, напоминанием учителя о домашнем задании и о предстоящих в уроке состязаниях (подвижных играх, эстафетах и т.д.). Хорошая подготовка урока создаёт положительный эмоциональный фон, способствующий более интенсивной и плодотворной работе.

Урок состоит из трёх частей:

Подготовительной

Основной

Заключительной

В подготовительной части урока первые движения должны быть лёгкими по нагрузке, без предварительной подготовки к ним. Это разновидности ходьбы, бега, подскоки, ОРУ, освоенные в предыдущей работе, заканчивается подготовительная часть упражнениями сходными по координации, динамике и нагрузке с предстоящими действиями в основной части урока.

В основной части урока (не менее 35 минут) решаются наиболее сложные задачи - ознакомление, изучение, совершенствование игровых приёмов. Упражнения, направленные на развитие определённых физических качеств проводятся в такой последовательности - сила, быстрота, выносливость. Эту последовательность можно изменить в целях более высокой работоспособности учащихся. Каждому разделу должна предшествовать своя подготовительная работа. Скоростная подготовка - мышцы ног, бросковая - руки, плечевой пояс, действия с падением - акробатическая подготовка и т.д.

Заключительная часть - обеспечивает постепенное снижение рабочей активности организма. Сюда включается уборка снарядов и инвентаря, ходьба, лёгкий бег, упражнения для отдельных групп мышц, элементы танца, имитационные и другие упражнения. Подводятся итоги урока, объясняется домашнее здание.

Основой полноценного использования всего времени урока, обеспечения его плотности является тщательная подготовка учителя. Учитель должен контролировать выполнения учащимися упражнений. По ходу исправлять ошибки, показывать, помогать в выполнении каких-либо действий, т.е. при бросках, при обыгрывании двух, трёх и т.д. учеников. Так же следить за дисциплиной на уроке, особенно, если это игры, где дети бурно выражают вои эмоции, и в результате чего можно получить травму. Предупреждение травматизма - одна из основных задач организации урока.

В уроке различают общую и моторную плотность.

Общая плотность - отношение полезно затраченного времени ко всему времени урока.

Моторная плотность -отношение времени выполнения упражнений ко времени всего занятия.

Урок должен иметь стопроцентную общую плотность, моторная должна быть оптимальной для физического развития именно данной группы занимающихся.

На уроке по гандболу деятельность учеников организуется фронтально, по группам или посредством индивидуальных заданий фронтально - одновременная работа со всем классом над общим учебным материалом (обычно не сложные действия). Передвижения, ловля, передача мяча, ведение. По группам - ведется, когда необходимо дифференцировать материал или нельзя работать большими группами (броски в ворота). Индивидуальные - при углубленном освоении материала, работа с отстающими, устранение недостатков. Наиболее эффективная форма организации занятий - круговая тренировку - обеспечивающая высокую общую и моторную плотность урока. В круговую тренировку в гандболе включаются хорошо освоенные упражнения, с помощью которых избирательно воздействуют на отдельные группы мышц, совершенствуют технические навыки, физические качества и т.д. В круговой тренировке в основном используется комплекс из 5 - 10 упражнений. Для каждого упражнения готовится место - «станция». Выполняют упражнения одновременно, по сигналу меняются местами. Дозировка строго контролируется (на число раз 30 секунд). Круг может повторятся 2 - 3 раза. Упражнениями на отдельных станциях могут быть: многократное повторение ведения, передачи и ловля, перемещения в стойке защитника, броски, финты и т.д.

4. Примерное распределение учебного материала по гандболу в школе

V класс

Теоретические сведения: правила поведения на занятиях в целях предупреждения травматизма; содержание и основные правила игры.

Основные правила.

Гандболисты стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в ворота команды противника и не пропустить в свои ворота. В каждой команде 12 игроков - 10 полевых и 2 вратаря. Во время игры на площадке находится 7 из них. Пятеро остаются на скамейке запасных, чтобы в любой момент заменить своих товарищей. Замена проводится в центре площадки через «коридор замены» неограниченное количество раз.

Гандболисты могут выступать в форме любого цветов, за исключением чёрного: по правилам соревнований его используют судьи. Во время соревнований спортивная фирма соперников должна быть разного цвета. Цветом отличается и одежда вратарей.

На футболке каждого игрока спереди и сзади должны быть номера.

Игра начинается с центра поля по свистку судьи броском (передачей) мяча в любом направлении. После того как мяч был заброшен в ворота, игру возобновляет с центра поля команда, пропустившая гол. Мяч можно передавать одной или двумя руками и вести одной (или поочерёдно обеими).

В игре можно касаться мяча любой частью тела, за исключением ног ниже коленей. С мячом в руках можно сделать не более трёх шагов, а держать мяч в руках разрешается до 3 секунд.

Броски в ворота производят, не заходя в площадь вратаря. Приземлением в ней после броска по воротам ошибкой не считается.

Во вратарской зоне имеет право играть только голкипер. Он может задерживать и отражать броски любой частью тела, в том числе и ногами.

Если мяч выходит за лицевую линию от полевого игрока атакующей команды или вратаря защищающейся команды, назначается бросок от ворот, и мяч в игру вводит из своей зоны голкипер. Если мяч выходит за лицевую линию от игрока защиты, назначается угловой бросок, который выполняет с угла площадки игрок атакующей команды.

Свободный бросок назначают, если защитник отнял мяч у соперника, когда тот им прочно владел, обхватил руками, удерживал, ударил по ракам, умышленно толкнул, оттеснил в площадь ворот, намеренно бросил в игрока мяч. Розыгрыш мяча производится с места нарушения без свистка судьи. Если нарушение правил совершено ближе к воротам, чем линия свободных бросков, то бросок производится с линии.

7 - метровый штрафной бросок назначается, если игрок защищающейся команды допустил грубость к сопернику в момент броска мяча в ворота, за защиту в площади ворот, вход во вратарскую зону.

За грубую игру и неспортивное поведение судья может удалить игрока с поля до конца встречи. В остальных случаях игрока могут удалять три раза на две минуты. По истечении двухминутного штрафа команда играет в полном составе.

Занимающиеся изучают: стойку игрока и основные перемещения, ведение мяча, ловлю и передачу, бросок мяча в цель.

Последовательность обучения:

- стойка гандболиста и основные перемещения (бег лицом и спиной вперед, передвижения приставным шагом, бег с изменением направления и скорости.);

- ведение мяча на месте, в движении шагом в медленном беге с изменением направления, левой и правой рукой;

- ловле двумя руками и передаче согнутой рукой сверху: индивидуально у стены, в парах, тройках и группах на месте и после перемещений;

- броску согнутой рукой сверху в опорном положении с места и с разбега.

Навыки и умения

Стойка.

Стойка гандболиста является исходным положением для большинства игровых действий - резких выходов на игрока, блокирование нападающего, перемещений приставными шагами, рывков, выпадов, отвлекающих действий, обводки соперника и др. правильная стойка характеризуется следующими внешними признаками.

Ноги слегка согнутых в коленных суставах, туловище незначительно наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах. Центр тяжести равномерно распределён на обе ноги. Взгляд игрока устремлён на соперника или на мяч. Находясь в такой стойке, гандболист должен легко и непринуждённо выполнять перечисленные выше действия в защите и в нападении.

Основную стойку легко усваивают уже на первых занятиях. Тренер выстраивает группу в одну шеренгу, объясняет и демонстрирует изучаемый прием, а игроки повторяют его. Обходя строй, тренер указывает на ошибки каждому игроку.

Для закрепления изучаемого приема игроки перемещаются по площадке в различных направлениях, находясь в стойке гандболиста.

Возможные ошибки:

Игрок стоит «на прямых» ногах;

Центр тяжести перенесен на одну ногу;

Игрок слишком сильно сгибает ноги и туловище.

Необходимо указать на совершенную ошибку и еще раз показать правильную стойку.

Перемещения.

К основным перемещениям гандболиста относят ходьбу и бег с их разновидностями (ходьба и бег спиной вперед), приставными и скрестными шагами, с изменением направления и скорости, а также прыжки.

Техника спринтерского бега на 20-30 м достаточно полно описана в пособиях по легкой атлетике. Поэтому необходимо лишь остановиться на специфике техники остальных перемещений. Так, для быстрого перемещения спиной вперед необходимо время от времени поворачивать голову и контролировать взглядом направление движения; выполняя естественные попеременные махи согнутыми руками, отводить локти как можно дальше назад. Перемещаться приставными и скрестными шагами необходимо в стойке гандболиста. Нельзя выпрямлять ноги в коленях и тем более подпрыгивать между толчками ног. Движения должны быть частыми и без фазы полета: в этом случае спортсмен сохраняет постоянную готовность к выполнению любого другого движения, которого требует изменившаяся игровая ситуация.

В процессе игры указанные способы передвижения применяют в различных сочетаниях, с ловлей и передачей мяча, ведением и последующим броском по воротам, с определенной скоростью и направлением.

Бег с изменением направления считается выполненным правильно, если в ходе стопорящего движения ноги, после которого происходит изменение направления перемещения, стопу ставят на пол на одной линии с воображаемым вектором прежнего направления. В ином случае в биозвене бедро-голень-стопа происходит разложение сил; повышается нагрузка на связки голеностопного сустава, что нередко приводит к травмированию.

Остановка.

В связи с постоянным изменением игровой ситуации гандболисту приходится внезапно останавливаться. Умение быстро погасить скорость позволяет игроку осуществлять дальнейшие действия. Остановку выполняют торможением одной или двумя ногами. В первом случае гандболист резко наклоняет туловище назад, выполняет стопорящее движение прямой ногой, выставляя ее вперед стопой, развернутой вовнутрь, и поворачивается боком (соответственно выставленной ноге) к направлению движения, сильно сгибая при этом другую ногу.

Торможению двумя ногами предшествует прыжок. Он нужен для того, чтобы резко вывести обе ноги вперед и, натолкнувшись, таким образом, на опору, погасить продвижение вперед. Туловище при отталкивании отклоняется назад с поворотом на 45-90°. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, стараясь распределить вес тела на обе ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжать бег в любом направлении.

Прыжки применяются при ловле высоко и далеко летящих мячей, передаче и броске в ворота. Спортсмен отталкивается одной или двумя ногами. Прыжок толчком двумя ногами выполняется с места. Занимающийся быстро приседает, отводит руки назад, энергично разгибает ноги и, делая мах руками вверх-вперед, производит отталкивание.

При отталкивании одной ногой учащийся делает прыжок в основном с разбега. Если скорость не велика, толчковую ногу ставят резко вниз. Если же скорость достаточно большая, последний шаг делают широким. Толчковую ногу нужно ставить перекатом с пятки на носок. Другой ногой, согнутой в коленном суставе, гандболист делает мах вперед-вверх. Приземление должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног.

При обучении перемещениям необходимо каждый прием (бег, остановки, прыжки) осваивать отдельно, затем изучают сочетания приемов в различных комбинациях.

Ходьбу изучают в такой последовательности: обычная, приставным шагом, спиной вперед, в полуприседе, в полном приседе.

Порядок изучения разновидностей бега таков: вначале обычный (в колонну по одному), с изменением направления (с поворотом, зигзагообразно), с изменением скорости (ускорения, рывки), скрестным махом, ритмичный и аритмичный бег, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голеней назад, бег на прямых ногах, бег с «кочки на кочку», бег из различных исходных положений.

Остановку изучают, применяя вначале торможение одной, а затем двумя ногами. Учитель предлагает ученикам выполнить остановку по сигналу при быстрой ходьбе, при медленном беге и, наконец, после ускорений и рывков в различных направлениях. Следует следить, чтобы учащиеся правильно распределяли вес тела после остановки на обе ноги, сохраняя равновесие.

Прыжок изучают, отталкиваясь обеими ногами попеременно, затем на одной ноге, на двух с места и с разбега.

Ведение мяча.

Этот прием применяют в сочетании с ловлей, передачей мяча и обводкой защитника. Используют его, когда партнеры плотно закрыты, и некому передать мяч, а также при быстром переходе от защиты к нападению, если перед игроком с мячом нет никого кроме вратаря защищающейся команды, а расстояние до ворот велико.

В случае беспрепятственного продвижения к воротам нужно применять высокое ведение, а при обводке соперника низкое. Не следует злоупотреблять ведением мяча, чтобы не нарушать взаимодействие игроков в нападении, позволяя сопернику организовать защитные действия, а также не замедлять темп атаки.

Игрок, ведущий мяч, выполняет мягкие толчкообразные движения, сгибая и разгибая руку в локтевом и лучезапястном суставах, и направляет мяч широко расставленными пальцами, чтобы он отскакивал от площадки не выше пояса. В зависимости от скорости продвижения игрока мяч посылают вниз под определенным углом, который определяет угол отскока. Игрок, ведущий мяч правой рукой, выполняет прием справа от себя, чтобы не затруднять свободное продвижение вперед.

Вести мяч можно только один раз. Это значит, что, поймав мяч и выполнив ведение, игрок, снова овладев мячом, может только передать его партнеру или выполнить бросок в ворота. Повторное ведение запрещено.

Возможные ошибки:

Толкание мяча пальцами вместо ударов ладонью;

Несоответствие необходимой скорости перемещения избранной высоте ведения;

При быстром высоком ведении посылание мяча в пол под небольшим углом (близким к прямому), что замедляет скорость бега, а мяч «путается» в ногах;

Выполнение приема на прямых ногах;

Ведение мяча перед собой.

Для устранения указанных ошибок необходимо вернуться к правильному выполнению ведения на месте, в ходьбе и медленном беге.

Методика обучения - ведение мяча:

Стоя на месте (одной рукой, затем поочередно обеими);

В движении шагом (вперед, назад, вправо, влево);

В движении бегом, левой и правой рукой;

В движении бегом с изменением направления и высоты отскока мяча;

Убегая от соперника;

Без центрального зрительного контроля.

Упражнения для обучения ведению мяча:

1. Занимающиеся выстраиваются в колоннах по 3-4 человека напротив друг друга. По сигналу направляющий ведет мяч

по прямой к противоположной колонне и передает его направляющему, после чего занимает место в конце колонны.

Построение. Занимающиеся стоят в колоннах по 3-5 человек напротив друг друга. Между колоннами расставлены предметы (стойки или набивные мячи). По сигналу гандболисты ведут мяч, обводя предметы, передают игроку противоположной команды и занимают место в конце этой же колонны.

Ловля мяча двумя руками и передача согнутой рукой сверху.

Ловля - это прием, который обеспечивает овладение мячом и выполнение последующих действий (передача, ведение, бросок, обманные действия).

Учащийся должен повернуться лицом в сторону мяча, летящего на средней высоте. Прием выполняется из основной стойки гандболиста. Учащийся делает небольшой шаг левой ногой, поднимает правую на носок, переносит вес тела на впереди стоящую ногу, наклоняет туловище вперед, вытягивает руки навстречу летящему мячу, слегка сгибая их в локтевом суставе, кисти и пальцы широко расставлены, но не напряжены и чуть развернуты ладонями книзу, образуя «воронку», несколько большую, чем размеры мяча. Большие пальцы почти соприкасаются под углом 90°.

В момент касания пальцы охватывают мяч и амортизируют, руки сгибаются в локтевых суставах, туловище выпрямляется, вес тела переносится на сзади стоящую ногу, мяч притягивается к груди. Затем его переводят в одну руку, чтобы выполнить последующие действия.Принимая высоко летящий мяч, учащийся должен поставить ноги на ширину плеч. В момент ловли мяча игрок приподнимается на носки, поднимает руки вперед-вверх, обращая ладони вперед-внутрь, широко расставляя пальцы рук и сближая большие. После касания руки сгибаются в локтевых суставах, приближая мяч к туловищу, пальцы обхватывают его, игрок становится на всю стопу и слегка сгибает ноги в коленях. Очень важно, чтобы в момент соприкосновения мяча с пальцами руки находились на одном уровне.

Держание мяча.

Держанию мяча обучают параллельно с ловлей, передачей и бросками. Мяч держат одной и двумя руками. Последнее происходит обычно после ловли, перед ведением, при выполнении отвлекающих действий, после ведения, при борьбе с противником за мяч. Плечи опущены, предплечья выдвинуты вперед и слегка вверх, мяч находится перед туловищем на уровне груди. Пальцы рук широко расставлены и крепко удерживают мяч, ладони слегка касаются его. Наиболее сложным и важным для овладения техникой игры является умение держать мяч одной рукой. Оно позволяет производить с мячом различные имитационные движения, ложные замахи (финт на передачу, на бросок, на ведение) и неожиданно для соперника выполнять различные технические приемы. При этом пальцы руки широко расставлены, большой палец отведен в сторону для захвата мяча. Он должен находиться как можно ближе к другим пальцам, а рука свободно двигаться вперед, вверх, в стороны, за спину и т.д. Техника держания мяча одной рукой зависит от длины пальцев игрока.

У 11-12-летних гандболистов небольшая кисть не позволяет прочно удерживать наибольший мяч, который свободно лежит на ладони и придерживается пальцами. Однако в этом случае затрудняется выполнение различных обманных имитационных движений.

Возможные ошибки:

Пальцы не расставлены широко;

Пальцы не прижимают мяч к ладони;

Отсутствует свободное вращение кистью в суставе.

Обучение приему происходит в следующей последовательности:

1. Имитация держания мяча двумя руками.

2. Держание мяча двумя руками.

Имитация держания мяча одной рукой.

Держание мяча одной рукой.

Свободное вращение руки с мячом.

Удар о пол, ловля и удержание мяча одной рукой.

Упражнения в парах. Одновременное держание и вырывание мяча одной рукой.

Возможные ошибки при ловле мяча:

1. Руки и пальцы выпрямлены и напряжены.

Мяч принимается кистью правильно, но его скорость не амортизируется сгибанием рук к себе.

Мяч ловится захватом ладоней сверху и снизу.

Мяч ловится захватом ладоней сбоку.

Перед ловлей руки непроизвольно разводятся в стороны.

Обнаружив ошибки, следует еще раз показать правильную ловлю мяча и, поставив игрока в 1 -1,5 м от стены, дать ему задание ловить мяч после несильной передачи в стену и отскока.

Возможные ошибки:

Рука при замахе излишне согнута в локтевом суставе (передача броском приближается по структуре к толчку, нарушается точность);

Рука при замахе излишне разогнута в локтевом суставе (на передачу уходит много времени, нарушается точность);

Мяч держится кончиками пальцев либо прижат к ладони;

Выполняя передачу, игрок нарушает двуопорное положение: сначала отрывает от пола сзади стоящую ногу, а затем, стоя на одной ноге, выпускает мяч из руки.

Передача согнутой рукой сверху является основным техническим приемом, позволяющим установить взаимосвязь между игроками, быстро доставлять мяч к ворогам противника, удерживая его и создавая выгодные ситуации для завершающего броска. Передачи различают по направлению полета мяча - продольные, поперечные и диагональные; по длине короткие (до 3-5 м), средние - до 15 и длинные - до 30; по высоте полета мяча нисходящие, средние, восходящие и с отскоком от поверхности площадки.

Данная передача выполняется из основной стойки гандболиста. Передача согнутой рукой сверху содержит три фазы - подготовительную, основную и заключительную.

Если передача выполняется правой рукой, то в подготовительной фазе левая часть туловища повернута боком, в сторону передающей руки с несколько выставленной вперед левой ногой. Ноги слегка согнуты в коленных суставах и расставлены на ширине плеч.

Мяч удерживается пальцами правой руки и отводится назад-в сторону на уровне головы. Угол в локтевом суставе между плечом и предплечьем равен 100-120°. Движение кисти должно несколько опережать движение в локтевом суставе. Одновременно вес тела переносится на сзади стоящую ногу. Левая рука, согнутая в локтевом суставе, находится впереди перед грудью. В этой фазе происходит напряжение и сокращение работающих мышц рук, туловища и ног.

В основной фазе происходит обратное движение частей тела в исходное положение. Одновременно туловище поворачивается вперед вместе с передающей рукой, и вес тела переносится на левую ногу. Рука с мячом, разгибаясь в локтевом суставе, выносится вперед и сопровождает мяч до момента непосредственной передачи кистью. Вперед выносится локоть передающей руки, затем предплечье и кисть. В конце основной фазы кисть должна обогнать локоть.

Заключительная фаза - это момент непосредственной передачи мяча, который отделяется от пальцев и движется по определенной траектории. Выпуская мяч, спортсмен делает завершающее усилие при сгибании кистью, а пальцы как бы продолжают движение за мячом. Левая рука отводится назад-вниз. Вперед выносится правая нога, на которую переносится вес тела.

При передаче в опорном положении применяется несколько способов разбега, где последний шаг может быть обычным и стопорящим.

При разбеге обычным шагом замах и метание выполняют, опираясь на одну ногу. Бросая мяч из опорного положения с разбега со стопорящим последним шагом, занимающийся последовательно тормозит движение ног, туловища и бросающей руки, применяя разбег со скрестным шагом, с подскоком и с приставным шагом.

Как правило, применяют разбег со скрестным шагом. Первый шаг спортсмен делает разноименной ногой, без подготовительных движений для броска. В дальнейшем, отводя руку на замах, гандболист поворачивается боком к направлению разбега и делает второй скрестный шаг, ставя стопу под углом. С постановкой разноименной ноги происходит бросок. Выполнив легким напрыгиванием скрестный шаг, быстро делает третий, стремясь принять устойчивое двухопорное положение.

Разбег с подскоком начинают с одноименной ноги, подскакивают на ней же и делают быстрый шаг другой ногой вперед. Подскок не должен быть высоким. При броске с таким разбегом, перед разгоном мяча, туловище надо отклонить назад больше чем при разбеге со скрестным шагом.

Разбег с приставным шагом начинают с левой ноги, и для завершения второго шага правую ногу приставляют к левой. Далее следует широкий и быстрый третий шаг левой ногой вперед.

Методика обучения: ловля и передача мяча согнутой рукой сверху в опорном положении.

Эти два приема изучаются одновременно. Начинают с освоения разгона мяча. Исходное положение - стоя на правой ноге, левая впереди, правая рука с мячом вверху, туловище несколько повернуто в сторону передающей руки, левая перед грудью. Затем маховая левая рука отводится назад, туловище разворачивается, правая рука выносится вперед, вес тела переносится на левую ногу.

1. Имитация разгона мяча.

2. Имитация разбега.

3. Имитация целостного выполнения передачи мяча.

4. Передача мяча в стену с места (расстояние 6-7 м) и его ловля.

5. Передача мяча в стену (расстояние 6-7 м) с разбега и его ловля.

6. Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 10-12 м лицом друг к другу. Передача мяча в парах после трех шагов.

7. Передача мяча во встречных колоннах со сменой мест.

8. Передача мяча в парах в движении. Занимающиеся построены в две колонны. Расстояние между партнерами - 3-6 м.

Бросок мяча в ворота согнутой рукой сверху в опорном положении.

Бросок согнутой рукой сверху в опорном положении является одним из самых распространенных в гандболе. Как правило, его наносят со средних и дальних дистанций с закрытых позиций. Этим приемом игроки часто производят семиметровый штрафной бросок.

Бросок подобен передаче мяча согнутой рукой сверху, но выполняется с максимальным усилием, Игрок начинает замах под первый или второй шаг, а заканчивает одновременно с последним. Из положения готовности к броску резко разгибает в колене левую ногу (используя реакцию опоры), затем сгибает туловище в поясе, совершая одновременно хлестообразное движение плечом, предплечьем и кистью.

Возможные ошибки:

Те же, что при выполнении передачи согнутой рукой сверху;

Последний шаг разбега очень широкий, игрок как бы «садится» и, как правило, бросает выше ворот;

Отставание замаха и броска от скорости и разбега;

Выполнение замаха и броска круговым движением в плечевом суставе;

Выполнение броска (правой рукой) с забеганием влево при разбеге, в результате чего происходит разложение сил, воздействующих на мяч по правилу параллелограмма.

Броски изучаются в следующей методической последовательности;

1. Формирование представления о данном броске.

2. Имитация броска на месте.

3. Обучения броскам в опорном положении с места на расстояние 6-9 м.

4. Имитация броска в движении после одного, двух и трех шагов.

5. Обучение броскам в движении после одного, двух и трех шагов. Расстояние - 6-9 м.

6. Обучение броскам в ворота в движении после ведения мяча.

7. То же после передачи мяча.

Упражнения для обучения броскам:

1. Занимающиеся выстраиваются в одну шеренгу лицом к стене на расстоянии 6 м и выполняют броски мяча с места согнутой рукой сверху.

2. Игроки располагаются в колонну по одному на расстоянии 6-9 м от ворот. Броски мяча в ворота с места.

3. То же, что упр. 2, но броски с одного, двух и трех шагов в нижние, а затем в верхние углы ворот.

4. То же, но броски через волейбольную сетку и резиновый жгут.

VI класс

Занимающиеся изучают: ловлю и передачи мяча в движении, бросок в опорном положении и в прыжке согнутой рукой сверху; попеременное ведение мяча левой и правой рукой; блокирование бросков при игре в защите; игру вратаря: стойки, перемещения, отражение бросков руками.

Последовательность обучения:

Ловля и передачи в движении: в парах на малом расстоянии, постепенно изменяя количество участников, скорость и сложность перемещений и расстояние между игроками, - в подвижных играх и эстафетах несколькими мячами;

Бросок согнутой рукой сверху в опорном положении: выполнение после ведения мяча и после получения передачи от партнера;

Бросок в прыжке согнутой рукой сверху (изучается обязательно по частям и не менее чем на 8-10 уроках);

Попеременное ведение и блокирование;

Техника игры вратаря: стойки, перемещения в воротах, отражение мячей руками.

Кроме освоения новых приемов на занятиях повторяют ранее изученные, используют их в связках с новыми.

Навыки и умения

Бросок согнутой рукой сверху в прыжке. Этот прием является самым распространенным в современном гандболе. Игрок, овладев мячом, после ведения или после передачи партнера делает шаг правой ногой и ставит на третьем шаге левую (толчковую) таким образом, чтобы носок был направлен в сторону полета, и выталкивается вверх (прыжок); быстро сгибает правую ногу в коленном суставе и выносит вверх в сторону (мах), выполняя рукой замах способом, описанным для броска в опорном положении.

В прыжке гандболист сохраняет вертикальное положение туловища, выносит левую руку, согнутую в локтевом суставе вперед-вверх на уровне груди. Достигнув наивысшей точки прыжка, игрок быстро посылает руку с мячом в сторону ворот, а правой ногой делает движение назад, выпрямляя ее в коленном суставе. При этом быстрым движением опускает правую ногу вниз, поворачивает правое плечо вперед, разгибает руку с мячом в локтевом суставе и заканчивает бросок захлестывающим движением кисти. После броска игрок приземляется на левую ногу, а затем на правую.

Бросок в прыжке выполняют с наклоном туловища или отталкиваясь одноименной ногой. Оттолкнувшись одноименной ногой, спортсмен сгибает толчковую ногу, поднимая бедро, и ею же делает отмах. Для увеличения угла попадания, при атаке ворот с крайней позиции применяют бросок с наклоном туловища вправо. Разбег выполняют обычный, но толчок делают вправо. Отталкиваются левой ногой, а правой выполняют активный мах вперед-вправо. Маховая нога остается согнутой, напряженной до конца броска. Замах производится вверх-назад или в сторону-назад. Приземляется игрок на левую ногу.

Производя атаку ворот с правой крайней позиции, правша для увеличения угла взятия ворот применяет бросок с наклоном туловища влево. Особенностями этого броска являются прыжок влево, резкий наклон туловища в ту же сторону и замах вверх за голову.

Возможные ошибки:

Отталкивание с невыраженным махом правой ноги (наиболее распространенная ошибка);

Излишне длинный прыжок вперед при выполнении бросков поверх препятствия с дальней дистанции;

Невыраженное разгибание маховой ноги вниз при выполнении броска;

Затягивание фазы полета и финального движения рукой «на взлете» перед приземлением;

Слишком быстрое движение рукой - бросок «на взлете».

Обучение броску в прыжке согнутой рукой сверху предполагает использование метода «по частям»:

1. Ознакомление с движением, имитация.

2. Изучение различных видов разбега.

3. Изучение отталкивания.

4. Изучение маха правой ногой (для левшей - левой) в сочетании с отталкиванием от гимнастической скамейки.

5. Изучение отталкивания и маха в сочетании с разбегом одним, двумя и тремя шагами.

6. Изучение поворота и сгибания туловища в поясе во время движения рукой с мячом.

7. Изучение движения рукой и туловищем в сочетании с разгибанием маховой ноги.

Игры и игровые упражнения для обучения и совершенствования техники броска согнутой рукой сверху в прыжке.

Упражнения для обучения броскам согнутой рукой сверху в прыжке:

1. Имитация отталкивания, фазы полета и приземления на толчковую ногу с гимнастической скамейки, что увеличивает время полета и позволяет выполнить все необходимые для разгона мяча движения ногами, мах и приземление.

2. Бросок мяча в ворота. Занимающиеся поочередно становятся на гимнастическую скамейку и выполняют бросок в ворота толчком от скамейки.

3. Бросок с разбега. Отталкивание от гимнастической скамейки.

4. Бросок мяча в ворота. Занимающиеся поочередно становятся на гимнастическую скамейку и выполняют бросок в ворота толчком от скамейки.

5. То же, но толчком перед скамейкой.

6. Броски мяча в ворота после ведения.

7. То же после передачи мяча.

8. То же через волейбольную сетку или натянутый резиновый жгут с расстояния 7-8 метров.

9. Броски в заданные углы ворот (в нижние, верхние).

10. Броски через пассивного защитника.

11. То же через активного защитника.

Блокирование бросков мяча при игре в защите. Этот прием можно выполнить только руками или (что встречается крайне редко) туловищем. Блокирование ногами запрещено правилами.

Блокирование осуществляется в опорном положении и в прыжке, одной и двумя руками.

Броски в прыжке, как правило, блокируются двумя руками в прыжке; опорные броски сверху - также двумя руками. Однако более сложные неожиданные броски: сбоку под руками, с отклоном - часто приходится блокировать одной рукой.

Блокирование выполняют из основной стойки гандболиста, позволяющей сместиться под бросок, или, в случае необходимости, выпрыгнув вверх, оттолкнувшись двумя ногами. Как правило, под мяч подставляют кисти, развернутые ладонями навстречу броску, предплечье, пальцы широко расставлены, большие сведены вместе.

Для успешного блокирования важно «попасть в темп» движения нападающего, т.е. выставить руки (а при необходимости и прыгнуть) именно в момент броска, когда нападающий уже может изменить направление полета мяча. Это - самый сложный элемент блокирования; в основе его успешного выполнения лежит не столько технически совершенное движение, сколько тактическое мастерство, быстрота реакции и внимание гандболиста. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги, опускает руки вниз и принимает положение защитной стойки.

Возможные ошибки:

- «закрывание глаз», неумение управлять естественной реакцией страха;

Попытка блокировать двумя руками броски сбоку, снизу и с отклоном;

При блокировании бросков сверху слишком узкое сведение ладоней друг к другу или, наоборот, слишком широкое их разведение (нормальное расстояние между руками - ширина лица).

Обучение производят в следующей методической последовательности:

1. Имитация блокирования.

2. Блокирование передач мяча, летящего над головой или сбоку от игрока, с малого и среднего расстояния.

3. Блокирование дальних сильных передач с постепенным сокращением дистанции.

4. Блокирование бросков в заранее известных позициях.

5. Блокирование бросков в опорном положении в единоборствах.

6. То же, но в прыжке.

7. «Полные» единоборства с нападающим.

Игры и игровые упражнения для совершенствования блокирования бросков мяча.

Техника игры вратаря.

Наиболее характерными приемами, которые использует вратарь, являются: перемещения в воротах с целью выбора места, основная стойка, парирование мячей, летящих в разных направлениях.

Перемещение в воротах и выбор места. В процессе атаки нападающие, передавая мяч друг другу, заставляют голкипера перемещаться вдоль линии ворот, так как бросок может последовать из любого направления. Перемещения осуществляют при помощи бега, прыжков и (чаще всего) приставных шагов. Чтобы вступить в единоборство с нападающим, голкипер должен, прежде всего, определить исходную позицию в воротах и принять основную стойку для выполнения действий.

Основная стойка. Голкипер стоит в воротах, расставив ноги на 20-25 см, чуть развернув носки наружу, распределяя тяжесть тела равномерно на обе ноги. Ноги слегка согнуты в коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, руки незначительно согнуты в локтевых суставах и вытянуты в стороны ладонями вперед. Взгляд устремлен на мяч. Слегка приподнявшись на носки, вратарь готов к отражению мячей, брошенных из центральных зон нападения. По мере перемещения атаки к углу площадки голкипер продвигается ближе к штанге. При угрозе воротам с правой угловой позиции занимает место у левой штанги таким образом, чтобы левая рука прикрывала ближний верхний угол ворот, а правая, немного согнутая в локтевом супине, обращена в сторону ладонью вперед - страхуется дальнее верхнее и нижнее направление. В случае угрозы с левого угла вратарь занимает описанную выше исходную позицию у правой штанги.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Химический эксперимент как источник познания и средство воспитания. Методика преподавания темы "Основные классы неорганических соединений" в современной школе. Проведение практических занятий, интересных уроков, решение задач и тестов по данной теме.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2010

    Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. Характеристика средств физического воспитания дошкольников: гигиенические и естественные факторы, физические упражнения.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2010

    Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Урок изучения нового материала. Уроки контроля и коррекции знаний. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Система уроков по теме. Зачетный урок. Экскурсия.

    реферат , добавлен 22.05.2007

    Характеристика коммуникативного метода как средства развития компетенции и средства обучения говорению. Подготовительные и речевые упражнения, коммуникативные игры для обучения говорению на уроках английского языка в школе, разработка модели урока.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Спортивные игры как средство физического и нравственного воспитания детей и юношества. Основные качества баскетболиста, упражнения для их развития. Правила отработки техники перемещения и владения мячом в баскетболе: ловля, передача, броски, ведение.

    реферат , добавлен 23.12.2014

    Сущность и анализ реализации здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе. Возрастные особенности учащихся. Пути совершенствования физического воспитания с оздоровительной направленностью в основной школе.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2016

    Характеристика задач физического воспитания, для решения которых используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Обзор методических принципов физического воспитания, форм организации двигательной деятельности ребенка.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Основы системы физического воспитания и история ее становления. Формы организации физического воспитания в школе. Цель и задачи системы физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Формы физического воспитания во внеурочное время.

На уроках по гандболу в процессе программного материала за период обучения с IV по XI класс учащиеся могут подготовить и выполнить разнообразные нормативы. Программой по физическому воспитанию предусмотрен следующий расчёт часов: 27 уроков в четверти, 102 урока в год. В итоге учебной работы по гандболу школьники, окончившие XI классов должны знать правила соревнований, расстановку игроков в защите и нападении, права и обязанности игроков, индивидуальные технико-тактические действия в защите, нападении, вратаря, систему ведения игры в нападении и защите, правила предупреждения травматизма; влияние занятий спортивными играми на организм правила проведения разминки с группой на занятиях по спортивным играм.

Иметь навыки и выполнять: индивидуальные технические действия - придвижение в основной стойке (нападающего, защитника, вратаря), ловлю и передачу мяча различными способами, броски в ворота с места и ходу, в прыжке и в падении с различных позиций, отвлекающие действия (финты), взаимодействия с партнёрами, отражение мячей различными способами при игре в воротах, групповые и командные действия в нападении и защите, действия нападающего, защитника и вратаря в учебной, контрольной, календарной игре, правила судейства.

В С Е Г О: 128 часов

3. Организация урока по гандболу

гандбол урок школа упражнение

Уроки по гандболу, как и другие уроки по физической культуре, являются основной формой занятий. Общие учебно-воспитательные цели уроков по гандболу, определяются программой, конкретизируются в системе частных задач при планировании работы на определенный период (четверть, год, этап тренировки). Урок должен обязательно содержать образовательные задачи. Это достигается постоянным разъяснением материала по овладению знаниями, умениями и навыками, использованием комплексов разнообразных упражнений, правильной дозировкой физических и психических нагрузок.

Воспитательные и оздоровительные задачи уроков по гандболу определяются общим планом учебно-воспитательной работы. Это воспитание основных черт личности, физических способностей, укрепления здоровья. Следует помнить, что формальное обучение (бездумное упражнение) не приносит необходимых результатов. Построить урок педагогически грамотно и правильно - значит, прежде всего, наиболее рационально использовать время урока. Важное условие успешного проведения урока - изменение работоспособности учеников в подготовительной, основной и заключительной частях урока, а для этого преподаватель должен правильно разработать структуру урока, которая зависит от его содержания. В уроке может быть несколько самостоятельных подразделов. Например: урок может быть проведён как одно слитное игровое занятие (игра) или в нём решается ряд задач: разучивание ловли и передачи мяча одной рукой, ознакомления с техникой бросков в нападении, проведение упражнений на развитие качества быстроты и др.

Организация урока по гандболу должна начинаться ещё до занятий: это соблюдение порядка в местах переодевания, подготовка инвентаря, выполнения учащимися своих обязанностей, своевременное построение класса перед выходом в зал, площадку, напоминанием учителя о домашнем задании и о предстоящих в уроке состязаниях (подвижных играх, эстафетах и т.д.). Хорошая подготовка урока создаёт положительный эмоциональный фон, способствующий более интенсивной и плодотворной работе.

Урок состоит из трёх частей:

Подготовительной

Основной

Заключительной

В подготовительной части урока первые движения должны быть лёгкими по нагрузке, без предварительной подготовки к ним. Это разновидности ходьбы, бега, подскоки, ОРУ, освоенные в предыдущей работе, заканчивается подготовительная часть упражнениями сходными по координации, динамике и нагрузке с предстоящими действиями в основной части урока.

В основной части урока (не менее 35 минут) решаются наиболее сложные задачи - ознакомление, изучение, совершенствование игровых приёмов. Упражнения, направленные на развитие определённых физических качеств проводятся в такой последовательности - сила, быстрота, выносливость. Эту последовательность можно изменить в целях более высокой работоспособности учащихся. Каждому разделу должна предшествовать своя подготовительная работа. Скоростная подготовка - мышцы ног, бросковая - руки, плечевой пояс, действия с падением - акробатическая подготовка и т.д.

Заключительная часть - обеспечивает постепенное снижение рабочей активности организма. Сюда включается уборка снарядов и инвентаря, ходьба, лёгкий бег, упражнения для отдельных групп мышц, элементы танца, имитационные и другие упражнения. Подводятся итоги урока, объясняется домашнее здание.

Основой полноценного использования всего времени урока, обеспечения его плотности является тщательная подготовка учителя. Учитель должен контролировать выполнения учащимися упражнений. По ходу исправлять ошибки, показывать, помогать в выполнении каких-либо действий, т.е. при бросках, при обыгрывании двух, трёх и т.д. учеников. Так же следить за дисциплиной на уроке, особенно, если это игры, где дети бурно выражают вои эмоции, и в результате чего можно получить травму. Предупреждение травматизма - одна из основных задач организации урока.

В уроке различают общую и моторную плотность.

Общая плотность - отношение полезно затраченного времени ко всему времени урока.

Моторная плотность - отношение времени выполнения упражнений ко времени всего занятия.

Урок должен иметь стопроцентную общую плотность, моторная должна быть оптимальной для физического развития именно данной группы занимающихся.

На уроке по гандболу деятельность учеников организуется фронтально, по группам или посредством индивидуальных заданий фронтально - одновременная работа со всем классом над общим учебным материалом (обычно не сложные действия). Передвижения, ловля, передача мяча, ведение. По группам - ведется, когда необходимо дифференцировать материал или нельзя работать большими группами (броски в ворота). Индивидуальные - при углубленном освоении материала, работа с отстающими, устранение недостатков. Наиболее эффективная форма организации занятий - круговая тренировку - обеспечивающая высокую общую и моторную плотность урока. В круговую тренировку в гандболе включаются хорошо освоенные упражнения, с помощью которых избирательно воздействуют на отдельные группы мышц, совершенствуют технические навыки, физические качества и т.д. В круговой тренировке в основном используется комплекс из 5 - 10 упражнений. Для каждого упражнения готовится место - «станция». Выполняют упражнения одновременно, по сигналу меняются местами. Дозировка строго контролируется (на число раз 30 секунд). Круг может повторятся 2 - 3 раза. Упражнениями на отдельных станциях могут быть: многократное повторение ведения, передачи и ловля, перемещения в стойке защитника, броски, финты и т.д.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ГАНДБОЛ».

Дата проведения:

Место проведения: спортзал ОСШ№7

Тема урока : Гандбол. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски по воротам. Тактические действия игроков.

Задачи урока:

1. Развивать основные физические качества.

2. Обучить тактическим действиям игроков в защите и нападении.

3. Закрепить технику ловли и передачи мяча, ведения мяча и бросков по воротам.

4. Воспитывать коллективизм, игровое мышление.

ВПЧ – 12 мин .

Построение , приветствие , сообщение задач урока . Ходьба , бег , ходьба упражнения на восстановление дыхания .

ОРУ в движении по кругу:

    И.П. руки в стороны: 1- шаг левой ногой, руки скрестно на плече; 2- шаг правой ногой, и. п;

    И.П. руки в стороны ладонями вниз. На каждый шаг супинация и пронация (вращения);

    И.П. руки впереди прямые. На каждый шаг сжимание и разжимание пальцев рук;

    И.П. руки к плечам: 1- поднять локти вверх за голову: 2- и.п.

    И.П. руки перед грудью, ладони вниз. Ходьба с касанием коленями рук;

    И.П. руки к плечам: 1- мах левым бедром вверх до касания коленом правого локтя: 2- шаг левой ногой: 3-4 – то же правой;

    И.П. полуприсед, руки на поясе: 1-4 – ходьба в таком положении: 5-8 – ходьба обычная руки в стороны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 30 мин .

1. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски по воротам.

Ловля и передача мяча: на месте, в движении, в прыжке.

    ученики строятся в две шеренги, затем по указанию учителя производится передача мяча с места и ловля его двумя руками на месте;

    ученики располагаются по кругу: мяч передается со сменой направления.

Ведение мяча: игрок, ведущий мяч, делает мягкие толчкообразные движения кистью руки и ударяет мяч с таким расчетом, чтобы он отскакивал не выше пояса.

    ученики строятся с интервалом 3-4 м в две шеренги; стоящие в первой шеренги имеют мяч; по сигналу они ведут его одной рукой на месте, потом по прямой линии и обратно, а затем передают мяч во вторую шеренгу;

    две колонны учеников стоят друг против друга, по сигналу направляющий одной колонны ведет мяч в сторону другой и отдает его направляющему этой колонны, а сам становится в конец ее; то же проделывает ученик, получивший мяч.

Броски по воротам:

    ученики располагаются перед линией площади ворот и по сигналу учителя поочередно выполняют броски с места и с шага;

    броски по центру;

    броски под острым углом: по сигналу учащиеся, подающие, передают мяч направляющим и те бросают по воротам.

    Тактические действия игроков.

    Учащиеся строятся в полукруг недалеко от линии ворот и быстро выполняют передачу от игрока к игроку. Последний производит бросок в ворота с места, после чего происходит смена мест на одно.

    Упражнения в парах. Защитники расположены у линии площади ворот, нападающие – напротив них на расстоянии 6-8м. По сигналу нападающие ведут мяч, защитники выходят к линии свободных бросков и блокируют броски. После этого учащиеся меняются местами.

    Учебная игра в гандбол.

Судить по правилам игры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 3 мин .

Построение, итоги урока, уход из зала.