Эстетическая программа классицизма кратко. Классицизм как художественное направление. Н. Буало о классицизме. Европы его влияние было

20.10.2019

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Бордо Город знаменит ансамблями площадей в стиле классицизма (XVIII век)















М.Ф.Казаков. Петровский дворец г.г. Русский классицизм – одна из самых ярких страниц в истории мирового зодчества.


В.И.Баженов. Пашков дом – 1788 г.г.


О.Монферран. Исаакиевский собор – 1830 г.г.




А.Н.Воронихин. Казанский собор – 1811 г.г. И развел собор Казанский руки. Обнимая вечер голубой… И.Демьянов.








Классицизм в скульптуре Верность античному образу. Героические и идиллические композиции. Героические и идиллические композиции. Идеализация воинской доблести и мудрости государственных мужей. Идеализация воинской доблести и мудрости государственных мужей. Публичные памятники. Публичные памятники. Противоречие с принятыми нормами морали. Противоречие с принятыми нормами морали. Отсутствие резких движений, внешних проявлений таких эмоций, как гнев. Отсутствие резких движений, внешних проявлений таких эмоций, как гнев. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Простота, стройность, логичность композиции произведения.








Классицизм в живописи Интерес к искусству античной Греции и Рима. Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения. Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения. Скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитация их мастерства линии и композиции. Скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитация их мастерства линии и композиции. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Поддержка классицизма за счёт финансирования академических учреждений. Поддержка классицизма за счёт финансирования академических учреждений.



Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах

Объективное отражение окружающего мира

Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте

Формирование эстетического вкуса

Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств

Рационализм и логичность в поступках

Рококо – это..

стиль в искусстве 18 века, характерной чертой которого были пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины.

43. Рокайл – это…… главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины и диковинных растений.

44. Маскаро́н -это…. вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас

45. Сентиментализм – это… это направление в литературе и искусстве второй половины 18 века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру, где любовь к человеку и природе лежит на первом месте.

Какое из выдающихся архитектурных сооружений классицизма именуют «Сказочным сном»

Резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.

47. Принципы градостроения в эпоху классицизма:

Создание идеального города с постройками выполненными по единому плану. Городской ансамбль проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре.

48. Почему творчество Н.Пуссена называют вершиной классицизма в живописи?

Н.Пуссен- основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Н.Пуссен

49. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А.Ватто и Ф.Буше

Мир сложных любовных интриг и жизнь на фоне первозданной природы.

Назовите композиторов Венского классицизма.

А – Йозиф Гайдн, Б – Вольфганг Моцарт, С – Людвиг ванн Бетховен

А Б С

51. Симфония – это… (созвучие) произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей, где первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной , которой и определяется

Этико-эстетическая программа

Исходный принцип эстетического кодекса классицизма - подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) - это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.

Идеал художественного языка классицизма - это язык логики - точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство - отвлеченный эпитет.

На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.

Политический идеал классицизма

В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии. Так, на рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе и искусстве сложился новый тип классицизма, новый своим идейным и социальным содержанием по отношению к классицизму XVII в., к эстетической теории и практике Буало, Корнеля, Расина, Пуссена.

Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т.е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу.

Классицизм XVIII-XIX вв. не был однородным явлением. Во Франции героическому периоду буржуазной революции 1789-1794 гг. предшествовало и сопутствовало развитие революционного республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т.д. В противовес этому в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил свой революционный дух и превратился в консервативное академическое направление.

Иногда под непосредственным влиянием французского искусства и событий Французской революции, а в отдельных случаях независимо от них и даже предшествуя им во времени, развивался новый классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре первой трети XIX в.

Одним из наиболее значительных идейно-художественных достижений этого времени было творчество великих немецких поэтов и мыслителей - Гёте и Шиллера.

При всем разнообразии вариантов классицистического искусства в нем было много общего. И революционный классицизм якобинцев, и философско-гуманистический классицизм Гёте, Шиллера, Виланда, и консервативный классицизм наполеоновской империи, и очень многообразный - то прогрессивно-патриотический, то реакционно-великодержавный - классицизм в России являлись противоречивыми порождениями одной и той же исторической эпохи.

Рационализм и нормативизм эстетики классицизма. Классицизм - одно из важнейших направлений искусства. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, живописцев и музыкантов, зодчих, ваятелей и актеров, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера, музыка Люлли, поэзия Лафонтена , парковый и архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.

Классицизм начинает свое летосчисление с XVI века, господствует в XVII, властно и настойчиво заявляет о себе в XVIII и в начале XIX столетия. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Слово "классицизм" (от латинского classicus - образцовый) воплощало устойчивую ориентацию нового искусства на античный "образец". Однако верность духу античности не означала для классицистов ни простого повторения этих античных образцов, ни прямого копирования античных теорий. Классицизм был отражением эпохи абсолютной монархии и дворянско-чиновничьего строя, на котором монархия была основана. Обращение к искусству Греции и Рима, что было также характерным признаком эпохи Ренессанса, само по себе еще не может быть названо классицизмом, хотя оно уже заключало в себе многие черты этого направления.

Согласно кодексам искусства, от художника прежде всего требовалось "благородство замысла". Сюжет картины обязательно должен был иметь назидательную ценность. Поэтому особенно высоко ценились всякого рода аллегории, в которых более или менее условно взятые образы жизни непосредственно выражали общие идеи. Самым высоким жанром считался "исторический", куда входили античная мифология, сюжеты из знаменитых литературных произведений, из Библии и тому подобное. Портрет, пейзаж, сцены реальной жизни считались "малым жанром". Самым незначительным жанром был натюрморт.

В поэзии классицизм выдвигал на первый план рациональную разработку темы согласно известным правилам. Наиболее ярким примером этого является "Поэтическое искусство" Буало - трактат, изложенный в прекрасных стихах и заключающий в себе много интересных идей. Буало выдвигал требование первенства содержания в поэтическом искусстве, хотя этот принцип выражен у него в слишком односторонней форме - в форме абстрактного подчинения чувства разуму. Полную эстетическую теорию классицизма создал Никола Буало (1636-1711). Им в трактате «Поэтическое искусство» обосновывается необходимость соблюдения правил трех единств:

■ места (на протяжении произведения, постоянно);

■ времени (максимально в течение суток);

■ действия (все события подчинены одной сюжетной линии либо

раскрытию главного конфликта).

Однако сами по себе три единства не являются определяющим признаком классицизма.

Н. Буало утверждал, что в теории искусства должна получить свое воплощение абсолютная красота. Ее источником является духовное начало. Прекрасно лишь правдивое искусство, но поэтому оно не может быть простым подражанием природе. Природа и реальная жизнь - непосредственный объект искусства, но оно должно регламентироваться правилами разума.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - это направление в искусстве, литературе и эстетике Западной Европы и России XVII-XVIII вв.

Наиболее отчетливо принципы классицизма получили обоснование во Франции. В литературе - это П. Корнель, Ж. Расин; в живописи - Н. Пуссен, Ш. Лебрен; в архитектуре - Ф. Мансар, А. Ленотр, авторы дворцово-паркового комплекса.

В русской литературе классицизм представлен в творчестве А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Сторонниками классицизма этого направления в архитектуре были М. Ф. Казаков, Д. Ж. Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин.

Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в античной художественной культуре. Для них разум и античность - синонимы.

Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Родиной классицизма являлась Франция, которая была классической страной абсолютизма, при котором неограниченная власть принадлежит монарху, где он выступил «как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества»

Прогрессивная роль абсолютизма оборотной стороной имела усиление эксплуатации крестьян, утяжеление налогового бремени, что приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, жестоко подавляемым королевской властью. Блестящая культура абсолютизма создавалась за счет беспощадного ограбления народа. От наслаждения же благами культуры народные массы были отстранены, ими пользовались лишь высшие слои общества. Социальная база культуры абсолютизма явно сузилась по сравнению с культурой Возрождения. Следует отметить, что по социальному содержанию культура абсолютизма была двойственной: в ней сочетались интересы дворянства и буржуазии.

Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни - начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Всякое проявление личной инициативы, свободы индивида теперь решительно подавляется. Долг - вот главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою долг и выступает как некая отчужденная от индивида сущность. Подчинение государству, исполнение государственного долга - высшая добродетель индивида. Человек-мыслитель уже не как свободное существо, что характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненное чуждым ему нормам и правилам, ограниченное неподвластными ему силами.

Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, которому должен подчиниться индивид и действовать, следуя его велениям и предписаниям.

Этот период характеризуется не только упрочением абсолютистской власти, но и расцветом мануфактуры, чего не знало Возрождение. В мануфактуре уже выявляется калечащее действие разделения труда. Мануфактуры своим широко разветвленным разделением труда разрушают утопическое представление гуманистов о безграничных возможностях универсального и гармонического развития человека. XVII век - эпоха интенсивного развития европейской философско-эстетической мысли. Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон провозглашает объектом познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. В искусстве получают почти одновременное развитие художественные стили барокко и классицизма, а также тенденции реалистического искусства.

Наиболее целостную эстетическую систему сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил французский рационализм Реме Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждения о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть -идея принципиального взаимопонимания.

В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве: художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума; художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру; а главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.

Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее полно изложил правила и нормы классицизма крупнейший теоретик этого направления Никола Буало (1636-1711) в трактате » Поэтическое искусство », который был задуман по образцу «Науки поэзии» («Послание к Пизонам») Горация и завершен в 1674 г.

Поэма Буало состоит из четырех частей. В первой части говорится о предназначении поэта и его ответственности перед обществом. Во второй - анализируются лирические жанры. Причем, Буало почти не касается их содержания, а разбирает лишь стилистику и лексику таких жанровых форм, как идиллия, элегия, мадригал, ода, эпиграмма, сонет. В третьей части сосредоточены основные эстетические проблемы. Важнейшая среди них - соотношение реального факта и художественного вымысла. Для Буало критерием правдоподобного служит не творческая одаренность, а соответствие универсальным законам логики и разума. В заключительной части Буало опять возвращается к личности поэта, определяя свое отношение к ней с этических, а не с художественных позиций.

Основополагающим положением эстетики Буало является требование во всем следовать сюжетам античной мифологии. Между тем, классицизм иначе трактует античный миф: не как вечно повторяющийся архетип, а как образ, в котором жизнь остановлена в своем идеальном, устойчивом облике.

Таким образом, характеризуемый период отличается победой регламентирующего мануфактурного производства, успехами в области точных наук, расцветом рационализма в философии. В этих условиях складывается теория и практика эстетики классицизма.

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? 3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? 4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?