Духовные искания героев романа. «Дорога чести» Андрея Болконского. Сочинение на тему дорога чести князя андрея по роману «война и мир Жизненный путь андрея болконского дорога чести таблица

28.11.2020

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого даёт нам понять, как может измениться человек и его внутреннее осознание долга и чести. Речь идёт об Андрее Болконском. Именно с ним в годы военных эпох 1805-1812 года произошли кардинальные изменения. Среда, в которой он вырос – это дворяне и аристократы, которую впоследствии он отверг и стал отрицать.

Толстой хотел показать в его образе облик декабристов, который очень интересовал писателя. Для этого он рассказывает о «дороге чести» героя романа.

Знакомить нас с князем Андреем Болконским Толстой

Начинает с салона Шерер Анны Павловны. Где герой романа сетует на свою жизнь, которая не приносит ему удовлетворения. Этот молодой, невысокий парень, с красивыми и суховатыми чертами, скучает. Он не понимает того образа жизни дворянина и аристократа, который он ведёт. Это его гнетёт.

Чтобы изменить свою жизнь, сделать её полезной, он отправляется служить в армию. Войну 1805 года он проводит в своих мыслях, где мечтает о славе. Он хочет стать похожим на своего кумира Наполеона. Болконский ценит его сильную личность и решимость в действиях.

Такие мечтания и жажда славы были характерны для многих молодых людей того времени, но Толстой выделяет именно Андрея. Так как его желания связаны не только с его славой, но и со счастьем всех людей вокруг. Этим он отличается от ровесников, желавших пафосной славы и наград.

Свой подвиг он совершит на Аустерлицком поле. Где со знаменем, которое держит в своих руках, Андрей сможет повести за собой солдат. Которые на тот момент уже не ждали ничего и хотели отступать. Болконский получил ранение. В момент, когда он лежит посреди поля, его размышления о том, что мир ничтожен относительно вечности. В этот минуты он полностью отказывается от своей прежней жизни. При этом понимает, что его участь теперь – это жизнь для себя и семьи.

Но семейная тихая жизнь – это не удел для таких кипучих людей, как герой Толстого. Болконский очень тяжело возвращается к привычной жизни. Глотком свежего воздуха в его жизни становится встреча Безухова. Который вернулся из имений в Киеве. Друзья проводят много времени в спорах о народе, смысле бытия, отношениях простых крестьян и дворян. Он произносит фразу, что крепостное право – это растление владельцев собственности.

Когда Пьер Безухов уезжает, Андрей вводит новые правила для своих крестьян в имении, делая их жизнь легче. Но и эта жизнь его не устраивает. Андрей едет в Петербург, но и там он доходит до личного кризиса. На войне он постигает смысл бытия. Он понимает, что истинное человечное предназначение – это служба народу.

Толстой создал героя Болконского, чтобы в нем показать своё отношение к жизни. Он поднимает проблемы, которые имели масштабы общие для всего человечества. Это произведение о силе духа и тяжбах 19 века.

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал, как менялись характеры многих героев произведения. Одним из главных жизненных путей, которым дал характеристику писатель, является так называемая дорога чести Болконского Андрея Николаевича, центрального персонажа романа.

Андрей Болконский и общество

На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!».

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

Битва под Аустерлицем

Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Духовное развитие

Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

В салоне мадам Шерер Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Андрей Болконский Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Аустерлицкое сражение Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Небо Аустерлица С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!"

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

«Новая жизнь» В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Слайд 14

Описание слайда:

Жизнь в деревне Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Возвращение к общественной деятельности Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов".

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

"Война и мир" - самое крупное произведение Л. Н.Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества персонажей выделяются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысл жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы:: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего существовать, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?"

Андрей и Пьер не похожи на гостей салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей- образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, но не находит приложения своим силам. Он чужд светскому обществу, и его начинает серьезно привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в "высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность", он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а далее поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,- все это пробуждает в Болконском заинтересованность к жизни, стремление деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу - хочет приносить пользу Отечеству. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. И ещё разлад - Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но уже не за славой, а оберегать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения - решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх! В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого длительно считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев. Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни. Поэтому роману "Война и мир" суждена долгая-долгая жизнь!