Добро и зло в русских народных сказках. «Добро и зло в русских народных сказках. Просмотр содержимого документа «"Добро и зло в русских народных сказках" »

22.10.2021

    Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

    Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

    Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.

    Слайд «Положительные герои и где они живут»

    Иван-царевич

    Иван-дурак

    Василиса Прекрасная

    Волк, Лиса, Заяц, Медведь и другие.

    Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире. «В некотором царстве, в некотором государстве».

    Слайд «Злые силы и место их обитания»

    Кощей Бессмертный

    Змей Горыныч

    Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»

    Слайд «Иван»

    Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак. Иван, младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…

    Слайд «Василиса»

    Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса - значит царственная. Прекрасная духовно и внешне - высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.

    Слайд «Волк»

    Волк - часто глупый, простоватый, доверчивый.

    Иногда злой, может быть помощником человека.

    Лиса - хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.

    «Медведь»

    Медведь - добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.

    Слайд «Заяц и другие животные»

    Заяц - хитрый, трусливый. Еж - умный, осторожный, находчивый. Жар-птица - мудрая. Мышка - трудолюбивая, добрая. Кот - коварный, предприимчивый.

    Слайд «Кощей Бессмертный»

    Кощей - персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных-помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» - позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей - мертвец, скелет, и потому бессмертен.

    Слайд «Змей Горыныч»

    Змей - популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей - образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч - многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия - воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей - похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины - на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним - один из главных подвигов героя.

    Слайд «Баба-Яга»

    Баба-яга - популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания - избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.

    Слайд «Цвет добра и зла»

    Белый цвет - цвет чистоты, света.

    Голубой, синий цвет - цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.

    Красный цвет - цвет правды, борьбы со злом.

    Зеленый и желтый цвет - цвет надежды, радости.

    Слайд «Цвет зла»

    Черный цвет - цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.

    Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.

    Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы, помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.

    Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

    Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Просмотр содержимого документа
«"Добро и зло в русских народных сказках" »

Добро и зло в русских сказках

Выполнила:

Проценко Настя

ученица 5 «А» кл.

МОУ СОШ №6

Учитель:

Анисимова О.М .


  • Как хорошо, что есть на Земле
  • Сказки чудесные эти!
  • Сказку возьмём, вместе прочтём
  • И про неё пропоём!
  • Пусть живут вечно сказки,
  • Пусть они дарят людям
  • Волшебство, справедливость,
  • Красоту и добро!

  • Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
  • Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
  • Роль добра и зла в русских народных сказках.
  • Понять, чему учат сказки.



Иван простодушен, незлоблив, состадателен. Он борется со злом, помогает слабым, бесстрашный и добрый герой. В начале сказки обычно беден, проходя испытания он получает награду.


Василиса

Василиса наделена мудростью, добрая и трудолюбивая, справедливая и благородная.


Волк – часто глупый, простоватый и доверчивый. Иногда злой, может быть помощником человека.


Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.


Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.


Заяц – хитрый и трусливый.


Еж – умный, осторожный и находчивый.


Жар - птица

Жар-птица – мудрая.


Мышка – трудолюбивая.


Кот – коварный и предприимчивый


Кощей Бессмертный

Кощей – демоническое существо, враждебное людям, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. В конце сказки умирает.


Змей Горыныч

Змей Горыныч многоголовое существо способное летать, извергающее огонь. Похищает людей, осаждает города.


Баба - Яга

Баба-Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. Она хозяйка леса, зверей и птиц.


  • Цвет чистоты, света
  • Цвет неба, воды, жизни
  • Цвет радости
  • Цвет правды, борьбы со злом
  • Цвет надежды

  • Цвет злых сил
  • Цвет нечести

проект
«Добро и зло в Русских народных сказках»
Ученицы 3 «Б» класса
Средней школы № 920
Злобиной Татьяны
Города Москвы.

Сказки любят и дети и взрослые. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо.
Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире. «В некотором царстве, в некотором государстве».
В сказке всегда происходит борьба добра и зла.
Хорошие сказочные
герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.
Сказка «Царевна –лягушка» рассказала о том, как герой добивался победы, добра и справедливости.
Иван-царевич нашёл свою Василису Премудрую. Добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания.
Иван – царевич предстаёт перед нами мужественным и бесстрашным, он не побоялся в одиночку пойти искать свою жену.

Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.
Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные.

Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле.
Во всех сказках Баба Яга - это всегда старуха с костяной ногой.

В некоторых сказках она выглядит устрашающе:
например, в сказке «Царевна- лягушка» мы читаем:
« на печи, на девятом кирпиче лежит Баба Яга костяная нога, зубы - на полке, а нос - в потолок врос».

Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.
В сказке «Гуси – лебеди» Баба Яга является похитительницей детей, пытается их зажарить, она отрицательный персонаж.

По характеру Баба Яга очень злая, хитрая, жестокая, командует нечистой силой. Она всем вредит, создаёт на пути трудности, похищает детей, может посадить героя на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.

Добро и зло в сказках играет очень важную роль, потому что помогает нам уже с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо.
Сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых.
В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит свой народ, уважает старших, родителей.
« Хоть зло сильно - всему вредит, добро на свете победит!»

МУО Тумановская СОШ

р. п. Москаленки 2009

Русская литература всегда стремилась к великой гармонии, к поискам жизни естественной, к разрешению вечных вопросов. Очень важная сторона духовной жизни, духовной сути русской литературы – это литература христианская, православная по своему восприятию мира и человека.

Н. Бердяев отметил эту христианскую сторону русской литературы: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».

Смыкаются литература и православие по одной очень веской причине. Одна из важнейших сторон русской литературы -0 поиск смысла жизни, осознание предназначения человека. Это одновременно и один из главных вопросов философии – вопрос о смысле жизни. Христианство отвечает на него очень определенно – соединение своей жизни с жизнью Бога.

Православие делает удивительный основополагающий вывод: человек сам избирает путь праведности или греха, но, даже согрешив, ты можешь победить зло духовным борением, великим нравственным усилием. Отсюда тот светлый оптимизм русской литературы, проявляющийся в доверии к миру и его сокровенному смыслу.


Самой главной, вечной для каждого человека является тема, которая самая актуальная в наше время: Добро и Зло.

Несколько повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединяет именно эта тема.

Как решает эту тему Н. В. гоголь на страницах повестей «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»?

Какие нравственные уроки из этого можно извлечь?

Повествование в повести «Сорочинская ярмарка» начинается с описания роскошного летнего дня. «Как упоителен, как роскошен летний день в МалоРоссии! …дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю…» . Яркими радостными красками описывает Гоголь и ярмарку – народный праздник. Все спешащие на ярмарку охвачены весельем, радостью, даже в воздухе витает какая-то лёгкость.

Настроение людей усиливается ощущением чего-то хорошего, доброго, что должно с ними произойти.

Но что-то мешает людям безмятежно веселиться, не идёт торговля. Оказывается, ярмарка находится в том самом месте, которое народ называет проклятым. Зло обитает в самом воздухе, зло рядом с людьми.

Зло воплощается в зримый образ. Появляется сам чёрт. Чёрт выглядит несчастным – он изгнан за какие-то проступки из ада и с горя пьёт. У него кончились деньги, поэтому он закладывает красную свитку и совсем исчезает.

Оставшаяся красная свитка вводит жида в искушение: он продаёт её выгодно, проезжему пану. Свитка – красивая, дорогая и редкая вещь, но обладатели красивой свитки несчастливы, потому что она имеет отношение к злу, а то, что имеет отношение к злу, не может принести добро человеку. Обладатели свитки пытались от неё избавиться, но оказывается не так-то просто с нею расстаться. Удалось лишь тому мужику. Который, перекрестившись, изрубил её и разбросал куски по свету. Нечистая сила теряет свою мощь перед святым крестом.

Очень часто зло скрывается под обычной человеческой личиной. В повести Гоголя воплощением зла является мачеха Хивря. Она властная женщина, не любит свою падчерицу, готова обругать любого, кто ей скажет слово поперёк. Да и выражение лица у неё такое, что даёт повод парубкам сказать: «А вот впереди и дьявол сидит». Мачеха Хивря мешает счастью Грицька и Параски, но хитрость парубков и цыгана, использовавших красную свитку, помогают влюбленным соединиться. В конце повести танцующий народ, объединившись, заслонил стеной красивую пару Грицько и Параску от грозных окриков Хиври. Добро, любовь и единение людей побеждают зло.

Повесть заканчивается авторским отступлением. Казалось бы счастливый конец, все радуются, но в этом авторском размышлении звучит грусть: « и тяжело, и грустно становится сердцу и нечем помочь ему». Вслед за автором задумаемся над тем, принесет ли счастье Грицько и Параске их любовь, добытая в нечистом месте, нечистыми способами и с помощью нечистой силы.

Другая повесть «Майская ночь, или Утопленница» продолжает решение темы борьбы добра со злом. Уже в названии этой повести тесно переплетаются реальное и фантастическое. Майская ночь – это ночь чистой, светлой любви двух реальных героев, Левко и Ганы. Утопленница – указание на чудеса.

Действие, описанное в начале повести, происходит вечером. Великолепная природа, окружает двух влюбленных. Они говорят друг другу искренние слова любви. Изумительный пейзаж, чувства героев создают определенную гармонию единства природы и человека. Но Ганну, главную героиню, что-то беспокоит. А беспокоит её дремавший возле леса, на горе, старый деревянный дом и зло, происходящее здесь. Злая мачеха – ведьма решила сгубить падчерицу, превратившись в страшную черную кошку с железными когтями, пыталась её задушить. Отец под влиянием мачехи-ведьмы выгнал родную дочь из дома. Погубила ведьма грешную душу отца, забыл он об отцовских чувствах к дочери, толкнула молодую панночку на самоубийство. « И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем ему помочь».


Из страшного мира предания герои переносятся в реальный мир. И здесь царит зло. Ганна признается Левко: «недобрые у вас люди: девушки все глядят так завистливо, а парубки…» Зависть тоже порождение зла. И очень часто она губит людей, заставляет совершать недобрые поступки. Но Левко и Ганна верили в бога, любили его и знали, что все нечистые духи, воплощающие зло, «полетят стремглав и кучами попадают в пекло», как только бог опустится на землю в Христов праздник. Эта светлая вера помогла им быть вместе.

У Левко есть страшный соперник – родной отец. Он будучи головой, важным лицом на селе, жесток по отношению к людям: « обливает людей на морозе холодною водою», « всегда берет верх и … по своей воле посылает кого ему угодно, ровнять и гладить дорогу или копать рвы».

Родной отец оказывается страшным, злобным человеком. Левко не добиться у отца согласия на брак с ганкой.

Друзья, парубки дурачат голову. Но отец неумолим. Он не понимает и не хочет понять чувств своего сына.

Панночка, утопленница, обещает помочь Левко, если он избавит русалок от ведьмы. Легенда в повести напоминает сказку, в которой зло наказывается и побеждает добро. И как в сказке, в легенду попадает помощник. Им у Гоголя становится герой из жизни Левко. Он добр, отзывчив на чужую беду, сердце его наполняется жалостью и грустью, когда он слушает печальный рассказ панночки.

Но чтобы найти злого человека, надо его узнать. И Левко определяет ведьму по черноте внутри. «Внутри у неё виднелось, что-то чёрное, а у других светилось» . Черная душа – это народный признак отрицательного характера. Когда ведьма бросалась на девушку в игре «В черного ворона», лицо её озарялось злобной радостью – злорадством. Как бы ни маскировалось зло, добрый человек с чистой душой всегда может его распознать и почувствовать.

Левко за свое добро получил в награду любовь. Левко истинный христианин – желает царство небесное панночке, крестит свою спящую возлюбленную.

Заканчивается повесть описанием божественной ночи, величественного покоя, опустившихся на село. «Так же прекрасна была земля…», как прекрасные были чувства Левко и Ганы. Эта благодать создается гармонией, которая всюду: в сказке, в жизни, в природе.

Иной оттенок приобретает решение вечной темы в повести «Ночь перед Рождеством». Рождество входит в повесть через описание рождественской ночи. «Зимняя, ясная ночь наступила. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Рождественская ночь – это не только торжество природы, веселье и радость людей, но и особенно острая в эту ночь борьба добра и зла. Накануне светлого Рождества нечистая сила разгулялась и в последние дни своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей. В небе колдуны, рой духов, пляшущий чёрт, метла. Но в этой повести зло внешне и физически не страшно, а наоборот, смешно и нелепо. Ведьма – мать кузнеца Вакулы – женщина «приятная во всех отношениях». Она крадёт звёзды и прячет их в рукав. Её приятель – чёрт. Он комичен, похож на «немца»: « узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё … мордочка оканчивалась … кругленьким пятачком, ноги были тонки». Он вслед за Солохой схватил обеими руками месяц и спрятал его в карман.

В повести еще есть один образ нечистой силы – это Пацюк. Внешне он смешон, похож на огромную бочку. Для людей Пацюк не опасен: когда-то он был запорожцем, потом стал лечить людей, и они шли к нему за помощью. В отличие от предыдущих повестей, зло данной повести стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести развивается Гоголем тема христианского понимания добра, зла, греха. В ночь перед Рождеством месяц поднялся, чтобы посветить добрым людям. Они выйдут на улицу, будут весело колядовать и славить Христа. Эта ночь последняя для нечистой силы, поэтому особенно остро противостоит добро и зло. Черт крадет месяц, чтобы отомстить Вакуле.

Вакула злейший враг, и все черти его знают. Кузнец был живописцем. Богобоязливый человек, он писал для церкви образа святых и картинку, на которой чёрта изгоняли из ада. Когда Вакула писал картину, черт пытался мешать ему, смешивал краски, но никакие гадости чёрта не смогли смутить душу Вакулы. Так крепко он верил в Бога, так чиста была его душа. Автор делает эту светлую душу Вакулы местом борьбы добра и зла. Безответная любовь к Оксане смутила Вакулу, лишила его веселья в рождественскую ночь, позволила проникнуть самым страшным мыслям – мыслям о самоубийстве, а для глубоко верующего человека – это великий грех. Вакула понимает, что самоубийством он губит свою чистую душу и просит парубков отслужить панихиду. Вакула отказывается от этого страшного решения и отправляется искать помощи у Пацюка: « Пойду, ведь душе все же придётся пропадать». Любовь к Оксане приводит героя в состояние горького разочарования: в горе никто уже не сможет ему помочь, и жизнь без Оксаны не имеет смысла.

Начинаешь сомневаться в том, действительно ли чиста и богобоязлива душа у Вакулы? Он остался тем же набожным человеком и поэтому быстро выскочил из хаты Пацюка, выплюнув скоромный вареник и вытерев губы, вымазанные сметаною. «Что я в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь!» Для Вакулы наблюдать за тем, как Пацюк в голодную кутью есть вареники со сметаной, уже грех и зло.

Чёрт искушает своими речами Вакулу, набивается ему в товарищи. И уже радуется от того, что самый богобоязливый человек, Вакула, готов отдать ему свою душу. «Тут чёрт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аду всё хвостатое племя, как будет беситься хромой чёрт, считавшийся между ними, первый на выдумки».

Но Вакула силён не только физически, но и духовно. Он знает, что со злом, в образе чёрта, надо бороться словом. Божьим и святым крестом. И нечистая сила становится послушной и помогает Вакуле добраться до Петербурга.

В чем сила Выкулы? Он не продал свою душу нечистой силе, смог побороть зло в своей душе и избавить других добрых людей – от чёрта и другой нечисти. У Вакулы душа художника. Во дворце он увидел картину, на которой изображена Пречистая Дева с Божественным Младенцем на руках. Его поразила красота увиденного. Видеть красоту окружающего мира может только человек с чистой душой.

В конце повести Вакула награждается за свою светлую душу искренними чувствами Оксаны. Он нужен людям. Сельчанам без Вакулы праздник не праздник.

В каждом человеке часто соседствует добро и зло. Распознать зло может только человек душевно чистый и чуткий. Бороться со злом нужно силами любви, добра и справедливости. Когда человек постигает красоту окружающего мира, он поднимается к добру.

Конспект занятия: «Добро и зло в сказках»

Цель: Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».

    Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

    Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

    Формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия.

    Орг. момет

Звучит песня «Дорогою добра»
2. Самоопределение к деятельности

О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)

Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)
Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Назовите противоположное слово слову «добро». Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле в сказках».

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки .

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.

3. Работа по теме
Как догадались, что это?

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая.
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка

10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают)
Учитель обобщает ответы детей: «Добро это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит , д ружба , с частье , р адость улыбки, хорошие поступки »

Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Что такое зло? (дети отвечают)
Учитель обобщает ответы детей: «Зло – этовред, б оль, страдание, обида, грубость, драки, злые слова , плохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».

Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка»
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать.

Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
- Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
Пословица - это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»

Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать.
На доске дети собирают три пословицы:

«Жизнь дана на добрые дела»
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
- Как понимаете смысл? (ответы)

- А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
- Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)

Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите,пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

Эти слова всем известны давно,

Видишь - они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Кроссворд
В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.


За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила )

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит )


Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая )

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино )

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух )

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка )

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил )

На интерактивной доске разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО »

– А только ли добрые слова нужны в жизни? (дела)
- Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому» (пословица вывешивается на доску)

«Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (дерево доброты с листочками –правилами доброты) Это дерево даст свои плоды, вырастут новые деревья и, появится целый сад.

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Итог

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Наш сад наполнится «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.

Рефлексия
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

Приложение

Пословицы:

1 - За добро добром и платят
2 - Доброе слово лечит, а злое калечит
3 - Жизнь дана на добрые дела
«Доброе слово и кошке приятно»
«Худо тому, кто добра не делает никому»

Кроссворд
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:

За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила )

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит )

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая )

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино )

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух )

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка )

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил )

«Добро и зло в русских народных сказках»

Добро – это свет, солнечная сторона, все то, что связано со справедливостью, любовью, искренностью, честью и совестью.

Зло – темная сторона, где правит обман и жестокость, эгоизм и предательство, где нет сострадания и любви.

Ещё в далекие времена наши предки придумывали сказки: взрослым на забаву и детям на поучение. В них говорилось о борьбе добра со злом. Мне нравится читать русские народные сказки о волшебстве, и как правило мне в них нравится то, что добро всегда побеждает зло. Главными героями стороны добра в русских сказках обычно становятся отважные воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын, Алёнушка, Василиса Прекрасная, Марья - кудесница и многие другие.

У злых героев тоже большое войско. Это страшная Баба-Яга в ступе, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, Лихо одноглазое, всевозможные злые духи.

Злые герои сказок обладают неприятной внешностью, имеют ужасный характер и вредные привычки.

А добрые персонажи имеют приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

На первый взгляд зло кажется непобедимым, потому что герои сказок очень сильны, хитры и обладают колдовскими чарами. Но добро все равно победит зло!

Добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости.

Ведь бывают ситуации, когда сила, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не одолеть. Положительные герои используют в борьбе против зла смекалку и ум, ловкость.

У героев русских народных сказок самое настоящее доброе сердце и душа они жалеют других и помогают им. Иногда даже дикие звери и птицы, грызуны становятся на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису, маленькая серая мышка Машеньке убежать от медведя, и Настеньке убежать от бабы Яги.

Читая сказки, можно брать пример с поступков положительных героев, стремиться в чем-то, быть похожими на них. Наверное, так русский народ показывал своему народу что хорошо, а что плохо.

Нужно всегда помнить, что всё то что мы даём окружающим рано или поздно вернётся обратно!

Консультация для родителей на тему «Добро и зло в русских народных сказках»