Дама в голубом. Т.Гейнсборо. История одной картины. Тайны дамы в голубом: магия портретов Томаса Гейнсборо Джорж и Луиза Бим с дочерью Сарой

09.10.2021

Гейнсборо Томас

Второй великий портретист 18-го столетия. Гейнсборо характеризуют тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая цветовая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи.

Огромное значение в портретах Гейнсборо имеет пейзаж. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края. Его модели на фоне пейзажа поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество вссегда несколько удлиненным женским фигурам. И парковый пейзаж в этих портретах также лиричен, нежен и утончен, как и его модели.

Живопись Гейнсборо прозрачная, чистая, свежая. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.


Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской



Джорджиана, герцогиня Девонширская, была правнучкой принцессы Дианы, дамой очень свободных нравов. Ее красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды Англии.

Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет!

Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в любовниках был Грэй!

А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз...

Аллея в парке Сент - Джей



Это парк, по аллее которого гуляют роскошно одетые, модные, красивые и не очень, молодые и не очень, женщины и, конечно же, мужчины. Но все же в основном здесь женщины. Скорее всего, они пришли сюда пообщаться, встретить знакомых. Может, кто-то пришел посмотреть, кто в чем одет, каковы новинки моды? А кто-то себя показать. Здесь делятся новостями. Молодые люди незаметно от родителей перебрасываются словами любви. Те, кто постарше, присматривают будущих невест для своих сыновей... И как всегда - Гейнсборо не мог не изобразить рядом с людьми собак - маленьких модных собачек, резвившихся рядом со своими хозяйками.

Церковь святой Марии



Уголок старой Англии - католическая церковь и старый замок в романском стиле. На это указывают массивные толстые стены и башни замка, характерные для романской эпохи, окна церкви, четырехугольная башня, заканчивающаяся высоким шпилем с крестом на конце. Рядом с церковью, как и положено, старый погост - древние надгробья, памятники, редкие прихожане, читающие старые надписи, или посетившие старые могилы далеких умерших родственников. За церковью и замком, вдали - поля. Наступает вечер, небо покрыто темными тревожными облаками. Кладбище спряталось от лучей заходящего солнца и лишь часть старой церкви, некоторые дома горожан освещены их последним светом. Картина написана в скупой гамме коричневых и бежевых оттенков и создает ощущение покоя, стабильности и незыблемости закона - у каждого есть свое место в мире - и у живых, и у мертвых.

Дорога через лес и мальчик с собакой



Здесь художник все свое внимание уделяет пейзажу, а присутствие человека и животных лишь слегка обозначил. Перед нами извилистая дорога, уходящая по склону куда-то вниз. Слева - старый лес (Гейнсборо любил изображать старые, искривленные временем, с обломанными ветвями деревья). Впереди - холмистая панорама и небо - с клубящимися облаками, с собирающимися тучами - скоро будет дождь. Справа малюсенькая речушка. На пригорке уставший мальчик, прилег отдохнуть, может, перекусить, а рядом, как всегда, собака. По дороге уходит корова. Пейзаж вызывает чувство умиротворенности, покоя.

Джон Плампин (1755)



Гейнсборо умел феноменально передавать сходство с натурой на портрете и он сумел этим воспользоваться для своего материального состояния. Случилось так, что он оказался в нужное время в нужном месте, а именно - переехал в курортный городок Бат, кишащий богатыми и праздными бездельниками. И конечно они очень желали увековечить свою персону на полотне. Заказов было много. Вот перед нами портрет портрет такого богатого светского повесы. Прогуливаясь по парку с собакой, он присел к стволу дерева в свободной раскованной позе. Юное лицо его выражает и уверенность, и некую пресыщенность теми удовольствиями, которые предлагает ему богатство. Картина написана в мягких, пастельных тонах, как и все картины Гейнсборо.

Джорж и Луиза Бим с дочерью Сарой


Перед нами аристократическая семья - муж, жена и их дочь Сара. Они гуляют по парку. Джордж что-то увлеченно рассказывает жене, жестом подчеркивая свой рассказ. Жена тихо, про себя, чуть улыбается, скорее всего, она этот рассказ слышала уже много раз. А дочь радуется, что она вместе с родителями и ласково прижимается к юбке матери. Это красивые, образованные и воспитанные люди, принадлежат к аристократическому обществу Лондона. Чувствуется, что между ними царит любовь, уважение и согласие.

Гейнсборо-Дюпон (1770)



Перед нами портрет молодого человека в полуоборот. Пышная грива волос, молодое одухотворенное лицо, взгляд умный, испытующий. Он как бы предупреждает вас, что он - мужчина с характером, Но и самому ему интересно - а кто есть вы? Если предположить, то скорее всего, он человек творческий, может быть, музыкант.

Групповой портрет детей Маршам (1787)


На портрете четверо детей семьи Маршам, изображенные в непринужденной обстановке, в парке - три девочки мальчик. Старшая девочка поддерживает подол платья, а мальчик срывает с дерева орехи и кидает ей в подол. Девочка помладше помогает ей держать орехи. Другая младшая девочка отвернулась, обняв собаку. Почему она отвернулась от других детей и не принимает участия в сборе орехов, возможно, она обиделась на что-то? Рядом с ней еще одна собака - собаки всегда присутствуют на картинах Гейнсборо. Картина полна безмятежного очарования: одухотворенные красивые лица детей, пышная природа, мягкие пастельные тона, характерные тона для полотен художника.

Крестьянская семья возле своего домика


Известно, что Гейнсборо с одинаковым интересом и любовью писал как представителей высшего света Англии, так и людей из народа, крестьян. Глядя на эту картину, невольно кажется, что этот домик расположен в глухом дремучем лесу и как можно здесь жить? Но посмотрите, сквозь стволы деревьев просматривается светлое пространство, значит, там деревня. А здесь, среди старых, искривленных временем и ветрами деревьев, расположен маленький домик, а возле него семья - отец, мать и маленькие дети, причем на руках у матери младенец. Наверно, нелегко живется здесь этим людям, вдали от людей, но почему-то хочется верить, что их окружает тишина, пение птиц, чистый лесной воздух, а главное - красота этого места!

Портрет миссис Элизабет Шеридан


Элизабет Шеридан, в девичестве Линли, обладала прекрасным голосом. Своим пением она очаровала весь театральный Лондон. Кроме того, она обладала несомненной красотой, изяществом и обаянием. В нее влюбился француз. Р.Б.Шеридан и девушка тайком убегает с любимым во Францию. Здесь Элизабет изображена еще не замужем, юная и хрупкая, на фоне пейзажа. На ней светлое воздушно-розовое платье. Портрет очень лирический, светлый.

Мистер и миссис Эндрюс (1750)



Сэр Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого события. Молодая пара написана на фоне неброского пейзажа, вдали простирается их поместье. Стоит теплый осенний день, хлеб убран и уже связан в снопы. Супруг с собакой вернулись с охоты, их встретила молодая жена, и они решили отдохнуть неподалеку от своего имения. Юная супруга расположилась на скамейке, широко разложив светлое пышное, переливающееся атласом платье, из-под которого виднеются светлые туфельки. Выражение лица супруги излишне строгое, может быть, она еще не привыкла к такой ответственности в свои 18 лет - быть женой и боится выглядеть легкомысленной. пусть даже и перед художником. Для картин Гейнсборо очень характерно объединение человека и природы. Как правило, в его пейзажах обычно присутствуют люди, а также неизменно присутствуют собаки, подчеркивающие, как правило, статус человека. И здесь рядом с Робертом - породистая охотничья собака. Картина полна тонкого лирического настроения. Картина написана в мягких, пастельных тонах. Следует все-таки сказать, что вначале художник задумал написать в руках леди Эндрюс перо фазана. которого хозяин принес с охоты, а самого окровавленного фазана положить на салфетку, на дорогое изысканное платье Франсис. Этим художник прозрачно намекнул на кровожадность правящего класса. Но все-таки выполнить задуманное Гейнсборо не решился.

Пейзаж с возвращающимся стадом



Гейнсборо очень любил изображать сельский пейзаж. И всегда в эти скромные сюжеты включал людей и животных. Вот и здесь с пригорка спускается стадо сытых коров, возвращающихся с пастбища. Рядом на земле сидят пастух с собакой и женщина, скорее всего, хозяйка одной из коров. Возможно, она интересуется поведением и самочувствием своей кормилицы. Осенний пейзаж простой и бесхитростный, но очень задушевный, светлый. Краски теплые. золотисто-охристые.

Портрет Джона Хайеса Сент-Лего (1782)


Молодой человек скакал по лесу, остановился, соскочил с лошади и залюбовался природой. А может быть, он заслушался пением птиц? Или, возможно, он не один, и вдали он видит отставшую от него амазонку на прекрасной лошади и с легкой, едва заметной полуулыбкой ожидает прелестницу? В любом случае - это джентльмен, образованный, хорошо одетый, не бедный. Лицо симпатичное, одухотворенное, на нем нет следа надменности, напыщенности, зато видно, что он очень доброжелательный и добрый. Картина заставляет зрителя придумывать свой сюжет, но, возможно, в этом и состоит его задача?

Портрет актрисы Сары Сиддонс (1780)


Гейнсборо изобразил актрису в современном платье в белую и голубую полоску, в огромной шляпе с перьями и с меховой муфтой на коленях. Сара Сиддонс словно ненадолго заглянула в мастерскую художника и присела побеседовать с ним. Лицо актрисы не отличалось тонкостью черт, наоборот, во время работы над портретом живописец ворчал: "Мадам, вашему носу просто нет конца." И тем не менее, перед нами гордый привлекательный профиль. Образ актрисы покоряет внутренней силой, свойственной незаурядной личностью.

Портрет Анны Форд (Позже г-жа Тикнес) 1760


Певица Анна Форд была необыкновенно талантлива: она была очень музыкальна, обладала великолепным голосом, разговаривала на пяти языках. Она мечтала стать актрисой, петь, но отец категорически запрещал ей даже надеяться на подобный шаг. Тогда девушка сбежала в Лондон, где ее очень хорошо приняли. Когда она собиралась дать свой первый концерт, отец попытался сорвать концерт, даже опозорить дочь. Но у него это не получилось, и Анна пела, концерт имел шумный успех.

Портрет Анны, герцогини Камберленд и Стрэтхем (1742)


Из темноты вечернего парка на фоне массивных мраморных колонн выступает величественная фигура красивой молодой женщины в богатом платье с пудреной прической. Она слегка облокотилась на выступ колонны, на который небрежно брошен плащ с горностаевой отделкой, а рядом с ним - непременный атрибут герцогской власти - герцогская корона с фамильным гербом. Художник явно очарован молодой женщиной, он подчеркивает ее достоинство герцогини, лишенное, однако, напыщенности, чопорности, а также несомненную женственность и нежные черты лица.

Портрет Джона Килмори (1768)


Джон Килмори - граф, виконт из Ирландского Пэрства. На фоне пейзажа мужчина среднего возраста, такой же, кажется, кряжистый, как и дерево за его спиной. Он опирается на трость. Лицо простое, парик. Мужчина не выглядит образцом изящества и обаяния, однако вызывает чувство уверенности, основательности, видно, что человек знает себе цену и свое место в этой жизни.

Портрет Джонатана Баттола (1770)


Этот портрет чаще называют "Голубой мальчик". На фоне тревожного неба на земле стоит мальчик в атласном голубом костюме. В сумрачном воздухе вечера он является нам среди трав и камней, как озаренное странным светом видение, как голубое мерцающее сияние. Он стоит твердо, но, кажется, в любую минуту готов взмахнуть шляпой и побежать, иль вскочить на коня и умчать вдаль. Мимолетный свет скользит по складкам камзола. Мальчик сосредоточен, но взгляд его устремлен как бы сквозь нас, дальше, за горизонт. Образ полон мальчишеского озорства, грации и светлой чистоты.

Портрет Элизабет и Мэри Линли (1772)


Перед нами сестры Линли - Элизабет (в замужестве Шеридан) и Мэри. Девушки, как всегда, изображены на фоне природы. Их юные лица привлекают красотой и одухотворенностью. Чувствуется, что сестры дружны между собой. Цвет их платьев контрастирует между собой - мягкий, оранжевый у Мэри и нежный серо-голубой у Элизабет. Картина навевает чувство нежности, лирической меланхолии.

Портрет герцогини де Бофор (1770)


Прежде портрет назывался "Дама в голубом", поскольку до сих пор идут споры, действительно ли это герцогиня де Бофор?

Перед нами прекрасная молодая женщина. Ее глаза смотрят на мир доверчиво и просто, рот по-детски полуоткрыт в полуулыбке. Движение изящной руки, поддерживающей шарф, несколько манерно.

В целом художник рисует образ герцогини естественно и ясно. Картина буквально светится нежными, холодновато-мерцающими красками. Голубыми тонами переливается атласный шарф, накинутый поверх платья, лента на маленькой изящной шляпке и даже пудреные волосы отливают голубым цветом.

Портрет полковника Джона Баллока (1809)


Это портрет английского землевладельца, члена английского парламента, в будущем героя войны.

Герой войны, что отзвучала, полковник из былых времен,

И в славных дней твоих начало уносит память, будто сон.

Пусть вновь война, нельзя иначе, и новый бой, что смерть несет.

А жизни главная задача - скакать во весь опор вперед!

Но это будет чуть позднее, ну а сейчас ты жив пока,

Пусть грусть жестокую развеет лишь счастье, милая рука.

Ведь ты живешь совсем не даром. ты много сделал. все, что смог,

И вот ты рядом с вазой старой, что словно дней твоих итог!

А верная собака снова поднимет на тебя свой взгляд

И средь безумия людского твои глаза на нас глядят!

Погибнешь ты, но будет с нами портрет. где ты стоишь сейчас,

И в сердце возродится память о днях, что скрылись вдаль от глаз.

И ты живой, полковник бравый, для тех. кто видит твой портрет.

Опора трона и державы. в истории все жив твой след1

(Дмитрий Ахрименко)

Речной пейзаж с фигурами в лодке



Уголок леса, речная заводь, сочная зелень, лето...Как всегда, рядом люди и животные - от берега отталкивает шестом лодку, скорее всего, подросток. Молодые люди в лодке, видимо, решили прокатиться по реке. Неподалеку коровы пришли на водопой. Ажурная листва выглядит кружевом на фоне бледного, голубого неба. Стволы старых деревьев клонятся к земле. День теплый, солнечный. хотя здесь, среди деревьев, тень.

Собиратели хвороста


Художник попытался изобразить здесь другую жизнь англичан, отличную от аристократического быта. Трое детей из бедной семьи пошли в лес за хворостом. Старшая девочка держит на руках маленького ребенка. Мальчик, поменьше девочки, собрал несколько веточек и присел отдохнуть. Одежда у детей бедная, штаны у мальчика в дырках. Темное небо, сумрак леса вызывает некоторую тревогу за детей. Но картина все же явно расходится с реальностью жизни. Красивые лица детей вызывают умиление, но не жалость, не сочувствие. Они не измождены, не устали. И если одеть их в другую красивую одежду, мы увидим, что эти дети ничуть не отличаются от детей аристократов.

Утренняя прогулка (1785)


Перед нами возникает гуляющая пара как образец супружеской гармонии и верности. Кажется, мы слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Изысканные наряды, требующая внимания белая собачка - все словно растворено в окружающем их прекрасном мире. Глубокие чувства объединяли сквайра Халлета и его жену. Художник с удовольствием представляет зрителю старинный парк, красивые молодые лица, их наслаждение природой, - все это он выражает в выражениях лиц, взглядах, в благородных движениях рук.

Вид близ деревни Корнард



Очень простой и очень душевный пейзаж. Бугры, поросшие растительностью, старые искривленные от времени, деревья, небольшая извилистая речка, дорога, уходящая вдаль, туда, где предгрозовое небо сходится с землею. На близость к деревне указывают коровы, овцы, пришедшие на водопой, крестьянин с ослом. Кажется, что это место свидания местных юношей и девушек. Вот юноша, возможно, пастух, сидит, ждет, когда его коровы напьются. Рядом стоит девушка, беседует с ним. А может быть, это и не свидание, а девушка шла мимо и остановилась поболтать. Чуть подальше - другая пара - здесь девушка сидит на траве, чуть отвернувшись от молодого человека с ослом, но явно слушает его. Вся картина полна умиротворенности, тишины...Возможно, это затишье перед грозой? Уж очень тревожное небо, вот-вот хлынет дождь, и не пора ли всем побыстрее в укрытие? Как всегда у Гейнсборо, спокойный, неброский колорит картины выдержан в мягких, почти пастельных тонах.

Томас Гейнсборо (1727 - 1788) - известный английский портретист 18 века. Один из самых поэтичных художников, признанный глава английской школы, любимец английских аристократов, наперебой заказывавших ему свои портреты
Сегодня ближе познакомимся с одной из самых знаменитых его работ,которая находится в Эрмитаже ДАМА В ГОЛУБОМ.

Написан около 1780 года, в период наивысшего расцвета его художественного мастерства. Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России).

ЛИЦО НА ПОРТРЕТЕ

По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747). Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении.

ОПИСАНИЕ

Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художнику удалось передать утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.
Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого
Другой искусствовед пишет:

"Передано не столько настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У „Дамы в голубом“ мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Её тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть причёски, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле.Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из лёгких мазков, разнообразных по форме и плотности. Создаётся впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а нарисованы мягким карандашом.

СУДЕБНЫЙ ИСК ЭРМИТАЖА

В 2005 году Ия Йоц, владелица петербургского дизайнерского магазина одежды «Iya Yots», заказала у художника-оформителя стилизованную одноцветную производную работу от картины «Дама в голубом», при этом следовало придать портретное сходство с лицом заказчицы.

Такая работа была выполнена по контракту.Копии изображения далее использовались как декор на входе в магазин и внутри него, в терминах судебного постановления «стала использовать рисунок с целью создания благоприятной атмосферы в том помещении, в котором находится её коллекция»

Суд проходит с переменным успехом. До сих пор нет окончательного решения.
Позиция Эрмитажа остаётся твёрдой. По словам представителя пресс-службы музея: «Чтобы использовать для каких-то вещей наше изображение (зданий, интерьеров или картин), надо просить разрешение Музея. Это закон»

Http://maxpark.com/community/6782/content/3072057

В программе ее нет или я не вижу. НО на экзамене в 2009 она была. И будет тут, уж очень я ее люблю.

Поговорим о творчестве английского художника Томаса Гейнсборо (1727-1788). Выходец из мещанских кругов, девятый по счету ребенок в семье, почти самоучка, Гейнсборо прославился своими портретами британских аристократов. Однако самому художнику больше нравилось создавать пейзажи, поэтому и своих заказчиков он изображал, как правило, на лоне природы . Интересно, что свои пейзажи Гейнсборо рисовал не с натуры, а с искусственных макетов, используя различные натуральные материалы (камни, песок, растения и т.п.). Художник отказывал английским аристократам, желавшим получить изображение их огромных поместий, несмотря на предлагавшиеся большие гонорары, предпочитая воплощать на холсте собственные оригинальные фантазии. Отвлеченное искусство тогда было еще не в почете (мода на искусственные пейзажи пришла лишь в конце XVIII века), поэтому основным источником дохода для Гейнсборо оставались портреты. В пейзажи Гейнсборо включал фигуры людей, а людей писал на фоне пейзажей, поэтому живопись этого художника искусствоведы определяют как пейзажный портрет.
В своем творчестве Гейнсборо пытался отразить гармонию человека и природы. Его манеру отличает романтический дух, музыкальность (художник играл на нескольких музыкальных инструментах), интерес к возвышенному (проявившийся, скажем, в серии горных пейзажей) и сентиментальное отношение к сельской жизни. Художник не пользовался услугами подмастерьев (практика, обычная для той эпохи), мастерски, в частности, изображая драпировки, ткани и кружева.
На портрете, известном как "Дама в голубом" (1777-79; холст, масло, 76x64 см), изображена герцогиня Элизабет де Бофор. В своих портретах Гейнсборо старался передать непосредственное впечатление, "мгновение", раскрывающее сущность конкретного человека. Этой цели Гейнсборо достигал различными методами, например, работая очень длинными (180 см) кистями - чтобы находиться на одинаковом расстоянии от модели и от холста. Важное значение художник придавал игре светотени (отсюда - его эксперименты с "волшебным фонарем": стеклянными картинками, за которыми помещались источники света), в его творчестве находят один из истоков импрессионизма. В портрете Дамы в голубом отразилось все мастерство, накопленное Гейнсборо к тому времени: тонкое исполнение легкими мазками (переход от кожи к легкой полупрозрачной одежде практически не заметен), гармоничное сочетание тонов, выбор непринужденной и свободной позы для модели, искусное изображение ткани, умелая передача лирического настроения и подчеркивание естественной прелести женской молодости. Как пишет известный исследователь И.Долгополов в своей книге "Мастера и шедевры" , "в этой жемчужине творчества Гейнсборо словно сошлись все его мечты о непосредственности, свежести и единственности первичного ощущения натуры". В портрете этой женщины художник показал напряженность ее внутренней жизни, независимость и незаурядность ее характера. Есть гипотеза, что моделью для портрета была "дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Т. Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты" (более подробный рассказ о портрете можно прочитать здесь).
Насколько мне известно, "Портрет Дамы в голубом" - это единственная работа Гейнсборо в России, а находится она в Эрмитаже.

Анализ произведения «Портрет герцогини де Бофор»

просвещение гейнсборо картина

«Портрет герцогини де Бофор» или «Дама в голубом» -- картина английского живописца Томаса Гейнсборо, находящаяся в Государственном Эрмитаже, куда она поступила из собрания А. З. Хитрово по завещанию в 1916 году. Это единственное произведение Гейнсборо, находящееся в России. Картина относится ко второй половине 18 века (около 1780г), была написана в эпоху Просвещения. Работа относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка.

Жанр произведения: портрет.

Сюжет картины: на портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. Ее напудренные, зачесанные вверх волосы уложены в сложную прическу и увенчаны маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. До самых плеч спускаются локоны, на тонкой шее - черная ленточка, с конца которой свисает золотой крестик. Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство.

Техника: холст, масло.

Формат: прямоугольный, 76х64 см

Колорит: Колорит построен на сочетании голубых, серых, розовых и белых тонах, незаметно переходящих один в другой, не создает для зрителя резких контрастов. Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом. Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем. "Портрет герцогини де Бофор" кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака. По свету - контраст светлой фигуры портретируемой и темного фона. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов.

Манера письма: Слой живописи Т. Гейнсборо в этом произведении настолько тонок, что сквозь него просвечивает плетение холста. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами. Свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Например, волнистые, иногда пересекающие друг друга, но в основном параллельные синие, черные и серые штрихи даже позволяют ощутить под налетом пудры живое строение волос. Они слегка натянуты надо лбом и висками, а на пышных локонах их природная упругость чувствуется сильнее. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера.

Ткань платья Т. Гейнсборо написал как бы нарочно беспорядочными мазками, но они передают тонкость материи, послушно следующей за очертаниями фигуры. Удары тонкой кисти были настолько безупречны, что превращали масляную краску в какое-то подобие прозрачной струящейся акварели. Иначе, чем прозрачное платье, трактован плотный шелковый шарф: его толстые складки топорщатся и гнутся, показывая хрусткость ткани.

Употребленные пигменты: голубой, кобальт синий, белила, ультрамарин, краплак красный светлый, умбра, сиена натуральная, сиена жженая, кадмий желтый, охра желтая.

Построение композиции: центральная.

Движение: Тонкая шея, будто не в силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч. Скользящий мечтательный взгляд, очертания розовых губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы... Образ герцогини де Бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений, именно это и делает его особенно живым и чарующим.

Томас Гейнсборо - Дама в голубом (Portrait of a Lady in Blue)

Годы создания - около 1780

холст, масло.

Оригинальный размер - 76×64 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Дама в голубом » (англ. Portrait of a Lady in Blue ) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо. Написан около 1780 года, в период наивысшего расцвета его художественного мастерства. Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747). Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении. Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок».

Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. З. Хитрово́ (1848—1912) для его частной коллекции английской портретной живописи. К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. В 1912 году по его завещанию вся коллекция, включая данный портрет, была безвозмездно передана Эрмитажу, где портрет находится в настоящее время (инв. № 3509). Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено. В Эрмитаж картина поступила в 1912 году. «Портрет дамы в голубом» кисти Т. Гейнсборо - одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Хотя художник не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, но ярче всего он проявил себя как портретист. Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели. Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки, как выдающийся художник Д. Рейнолдс.

Единственная картина английского художника Томаса Гейнсборо, которая находится в России, - это «Дама в голубом»(Portrait of a Lady in Blue). Портрет английской аристократки выставляется в Государственном Эрмитаже, и для многих людей является символом этого музея.

Гейнсборо закончил работу над портретом примерно в 1780 году, в период расцвета его художественного мастерства. До сих пор точно неизвестно, кто изображен на картине, многие исследователи творчества художника склоняются к версии, что это герцогиня Елизавета Бофорт, дочь адмирала Боскауэна. Хотя эта версия не является бесспорной, в искусствоведении часто используют альтернативное название картины «Портрет герцогини де Бофор» (французский вариант титула).

Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», « Портрет Джорджианы» . Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность.

В Эрмитаж портрет попал из частной коллекции егермейстера А.З. Хитрово, который увлекался английской портретной живописью.

«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо.

«Дама в голубом» - единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Вопрос о прототипе является дискуссионным. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве - герцогиня де Бофор.

Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» - пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века. Узкие покатые плечи, стройная шея с грациозным изгибом, напоминающая цветочный стебель, сложная конструкция высокой прически, венчаемой шляпкой с перьями, довольно интенсивный искусственный румянец, использование пудры не только для лица, груди и шеи, но и для тонирования парика - всё это типично не только для Англии Гейнсборо, но и для России второй половины XVIII