Cочинение ««Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»). Все школьные сочинения по литературе Почему Печорин считает себя нравственным инвалидом

04.11.2019

«Самолюбие - это соль жизни», - утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы какие-то сильные эмоции, взрыв чувств, ураган.

Но ведь и для повседневной жизни, для того, чтобы не потеряться в ее беспросветной серости, в лабиринтах ее однообразности, люди нуждаются в постоянном движении, в соревновании. И именно самолюбие подталкивает нас, заставляет постоянно меняться,

Незаметно, но достаточно ощутимо в сравнении с прошлым. Самолюбие не позволяет человеку превратиться в безвольное существо, которому ни до чего нет дела. Самолюбие, безусловно, помогает человеку в достижении цели, в самосовершенствовании.

Но, к сожалению, часто случается так, что человек, какими бы благородными ни были его намерения, из самолюбия забывает о ближних. И тогда такое важное и порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это самое страшное. Гораздо хуже, когда ко всему прочему прибавляется эгоизм.

Именно это низкое, отвратительное чувство является следствием себялюбия, растраченного самолюбия.

«Если ты ее не любишь, то зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение?.. О, я тебя хорошо знаю!» - говорит княжна Вера Печорину в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она действительно прекрасно знала этого человека, до крайности эгоистичного, самовлюбленного и себялюбивого. И она вновь доказывает это в своем прощальном письме: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразно».

Печорин не может любить, это человек, все действия которого направлены лишь на удовлетворение собственных потребностей. Никто не поспорит с тем, что он личность необыкновенная и сильная. Но нужна ли эта сила, когда она лишь для себя и ни кому дарить ее он не желает?

«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так истинно привлекательно», - продолжает изобличать своего возлюбленного княжна. Да, слова эти из ее уст равносильны признанию в любви, но от этого не теряют они своей правдивости. Человек, в ком столько противоречий, ненависти к окружающим, не может быть великодушным, хотя бы потому что у него нет времени думать о ком-то, кроме себя. Такие люди и любить-то не умеют, потому что, любовь - это, прежде всего, самопожертвование, которое возможно лишь при великодушии.

Жизнь его сосредоточена на себе самом, на анализе собственных поступков и самосовершенствовании. Нередко Печорин наблюдает и за другими людьми. Но делая выводы из своих «опытов», этот человек лишь каждый раз убеждает себя, что мало на земле людей достойных. Он не утруждает себя вопросами нравственности. Зачем? Ведь все можно подчинить все разуму и подробному анализу.

«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…» –пишет доктор Вернер в последней своей записке Печорину после убийства Грушницкого. А «героя» нисколько не беспокоит тот факт, что он лишил человека жизни. По крайней мере, на страницах дневника это не находит отражения. Эгоизм его простирается настолько, что, боясь, побеспокоить свою совесть, он вполне спокойно закрывает глаза на свой грех. Без сомнений грех, пусть даже это и была дуэль.

Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча, Лермонтов не только показывает нам сущность его «героя», но также и то, на что эгоизм этот способен: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».

А ведь при встрече со старым другом необходимо было не столько великодушие, сколько человеческая любовь и понимание, тепло души. Нет, Печорин не способен на такие чувства. Его эгоизм убил в нем все это.

«Герой нашего времени» - это повесть о крайне эгоистичном человеке, не способном на нечто человеческое. Печорин изучает людей, словно подопытных животных. И смеется над их слабостями, не понимая, что они-то и есть их главное оружие.

«Я давно уж живу не сердцем, а головою, Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия - пишет Печорин в своем дневника. И возможно, в этом и заключается причина его жесткости и неумения любить и сострадать людям. Человек, не испытывающий элементарного сочувствия к самому себе, не может быть великодушным к другим, потому что себя нисколько не жалеет.

«А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на снисхождение судьбы к его грехам. Он другим не прощал великодушно, ему также не простят.

» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина « ». назвал Печорина младшим братом . В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жилДля какой цели я родился» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. – офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.

Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности»Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» – признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин – эгоист. Еще пушкинского Онегина называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть «на страдания, радости других только в отношении к себе» – как на «пищу», поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин – натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник – не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость – маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы « ».

И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри иВера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».

Роман «Герой нашего времени» Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через два года роман вышел отдельным изданием. В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. «Герой нашего времени» – роман о России, о судьбе и трагедии русского человека.

Конечно, главная роль в романе – это роль Печорина. Из описания Максим Максимовича мы узнаем о Печорине вот что: «Он был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц…» Отсюда мы узнаем о двойственности характера Печорина, о его странностях. Немного позже мы уже видим его портрет.

Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была «маленькая аристократическая ручка». Походка его была небрежна и ленива. Он обладал скрытостью характера. «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные.» У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску «гладкой стали», ослепительный и холодный. Он был очень не дурен и имел одну из тех «оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».

Печорин – «внутренний человек». В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс, неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе, выявляя его трагически вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. В романе ярко выражается эгоистический индивидуализм Печорина. Моральная несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимовичу. Лермонтов выделяет разрушительные процессы, происходящие в Печорине: его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Сопоставляя «героя» эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, – с «естественным человеком» Бэлой и с «простым человеком» Максим Максимовичем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, мы видим не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту главного персонажа. Личности Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, не освобождается от своей индивидуальной ответственности, суда совести.

Ноя 17 2010

«Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской ) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (« и приключения»), а именно человека - его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. Предмет художественного изучения Лермонтова - не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер, - важно, что она предпринята. В этой редакции слово «герой» звучит без всякой иронии и, может быть, прямо намекает на декабристов («герои начала века»); в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, но падающий, конечно, не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

В этом смысле очень многозначителен уклончивый (но, в сущности, достаточно ясный) ответ автора на вопрос читателя о характере Печорина (в конце предисловия к «Журналу»): « - Мой ответ - заглавие этой книги. - Да это злая ирония! - скажут они. - Не знаю». Значит, это действительно отчасти ирония, но адресованная не к «характеру» Печорина, а к тому времени, которое положило на него свою печать. Никаких исторических глав в «Герое нашего времени» нет; есть только намек на то, что «болезнь», сказавшаяся у Печорина в эпизоде с Бэлой, распространена среди молодежи, причем вопрос об этом в самой наивной форме поставлен Максимом Максимычем: «Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, - вот вы, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?»

В ответе автора, признающего, что «много есть людей, говорящих то же самое», есть замечательные слова: «нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». И затем - гениальная по лаконизму историко-литературная справка: «А все, чай, французы ввели моду скучать?» - спрашивает штабс-капитан. «Нет, англичане», - отвечает .

В помощь недогадливому читателю дан комментарий: «Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что был больше ничего, как пьяница». Печорин - не из тех, кто «донашивает» свою скуку как моду или кокетничает ею; об этом ясно сказано в предисловии к «Журналу»: «Перечитывая эти записки, я убеждался в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

По цензурным причинам не мог сказать яснее о прошлом своего , о причинах его появления на Кавказе (для 30-х годов этот край получил почти такое же значение ссылочного района, как Сибирь), о его политических взглядах. Понимающим читателям было достаточно, кроме приведенных намеков, того, что сказано в предисловии к «Журналу»: «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе; в моих руках осталась еще толстая тетрадь, где он рассказывает всю жизнь свою. Когда-нибудь и она явится на суд света; но теперь я не смею взять на себя эту ответственность по многим причинам». Первая среди этих «важных причин» - конечно, цензурный запрет.

Характерно, что Лермонтов поселил Печорина на Кавказе, окружив особой, могучей природой и сделав его, как он сам говорит, «необходимым лицом пятого акта», когда он нужен для развязки «чужих драм». Он в непрерывном движении, и в каждом новом месте его ждет смертельная опасность. «Я приехал на перекладной тележке поздно ночью», - рассказывает Печорин в «Тамани». Не прошло и суток, как он чуть не погиб от рук «ундины»: «Слава богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань». Следующая начинается словами: «Вчера я приехал в Пятигорск»; проходит месяц - и Печорин оказывается перед пистолетом Грушницкого.

Судьба его сберегает («Пуля оцарапала мне колено»), но письмо Веры заставляет Печорина вскочить на коня и гнать его во весь дух в Пятигорск. После этого он едет в Кисловодск, расстается с Мери - и через час курьерская тройка мчит из Кисловодска. Далее Печорин - в крепости у Максима Максимыча («Бэла»), откуда он на две недели приезжает в казачью станицу - и чуть не гибнет от руки пьяного казака. А потом - Петербург, а потом - «Персия и дальше», а потом - смерть по дороге из Персии. Критика правого лагеря имела кое-какие основания удивиться такому беспокойному образу жизни и причислить Печорина к «миру мечтательному» (то есть утопическому).

За всем этим миром сердечных тревог и приключений чувствовались те «страсти», под которыми люди того времени понимали все «деятельные способности» человека. Недаром сам Печорин пришел к убеждению, что «страсти - не что иное, как идеи при первом своем развитии».

Социально-утопические идеи были общеевропейской идеологической основой развернувшегося в художественной литературе XIX века «психологизма». Дело тут было не в психологическом анализе самом по себе (это занятие - не для искусства, а для науки), а в той новой жизненной задаче, которая родилась в итоге общественных потрясений и военных катастроф. Человек стремится к счастью, то есть к удовлетворению своих страстей, к «гармонии».

Так оказалось, что « души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (предисловие к «Журналу Печорина») - боевой лозунг, содержание которого вовсе не ограничивается интимной сферой. Недаром «Герой нашего времени» был сразу воспринят как острый социально-политический . Для такого «личного» романа, каким был задуман «Герой нашего времени», проблема окружения имела особое значение: никто не должен равняться с героем или оспаривать у него первенство, но у него должны быть враги и хотя бы один друг, а кроме того, конечно, в его жизни и поведении со всей силой должен сказаться «недуг сердца» - порывы «пустых страстей», кончающиеся разочарованием или бессмысленной местью. Это было настолько важно и характерно, что чуть ли не каждая повесть цикла должна была содержать какую-нибудь любовную историю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Эгоизм и индивидуализм в романе «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!

“Герой нашего времени” – история одной многогранной души. Это реалистический роман, в котором Михаил Юрьевич Лермонтов представляет жизнь типичного представителя общественности 30-х гг. XIX века. В образе главного героя, дворянина Печорина, сочетаются довольно разносторонние черты характера – любознательность, ум, сила воли, смелость и одновременно эгоизм, черствость, равнодушие, цинизм. Сосуществование в одной душе таких противоречивых качеств и описал в своем социально-психологическом романе М. Ю. Лермонтов.

На первый взгляд,

Молодой офицер Григорий Александрович Печорин предстает перед нами как абсолютно безнравственный человек. Уже в начале романа писатель характеризует героя из уст нескольких второстепенных персонажей, но понять всю глубину его характера удается лишь по мере развития событий. Благодаря монологам героя, в которых тот исповедывается перед самим собой, становится понятно, что душа Печорина намного глубже и сложнее, чем кажется. Автор дает читателю понять, что человека николаевской эпохи не стоит судить только лишь за его поступки. Писатель непрестанно напоминает о незаурядности героя, не давая читателю сформировать какое-то однозначное мнение о нем.

Светская жизнь в обществе тогдашней интеллигенции оказала сильное влияние на Печорина, пресытив и разбаловав его. Печорин оказался невостребованным в обществе, где главной целью в жизни считались развлечения. После подавления восстания декабристов в жизни российского общества действительно настала эпоха опустошенности. Любые смелые и новые идеи преследовались, общественная деятельность не поощрялась, попытки изменить что-либо строго пресекались, поэтому людям только и оставалось, что бездействовать. Но не всех устраивала бесцельная жизнь, проводимая в пороках. В образе Печорина писатель объединил и отобразил настроения образованных дворян того времени. Печорин получил достойное образование, воспитывался в кругах знати, у него был значительный потенциал, а значит, он мог бы сделать многое для общества. Но он ничего достойного не совершил. Всю свою энергию и жизненную силу, которая кипела в нем, Печорин потратил на достижение никому не нужных и бесполезных целей. Более того, поступки персонажа принесли много боли окружающим людям. Несмотря на эгоистичное поведение Григория, в душе он страдает. Для счастья ему нужно было обрести смысл жизни, который так сложно было найти в период застоя, ведь талантливые люди не были нужны описываемой эпохе.

Печорин мог бы служить обществу и творить, но обстоятельства сковывают ему руки, и он не находит своего места в жизни, ощущая себя лишним в ней. В результате мы получаем скрытного, озлобленного человека, который вызывает чувство сожаления. Стоит отметить, что писатель намекает на способность героя к искреннему сопереживанию, к бескорыстным отношениям. Через взаимоотношения с другими людьми автор раскрывает новые грани характера героя, обнажая трагические противоречия между потенциальными способностями Печорина и его поведением. Безысходность сделала Печорина эгоистом, но не его вина в том, что он оказался человеком не своей эпохи.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим...
  2. “Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира...

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.