Группы здоровья детей рекомендации. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка

12.08.2019

Такая область человеческих знаний, как валеология, изучает закономерности проявления, механизмы и способы укрепления здоровья. Существует несколько истолкований понятия здоровья. Это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только, как чаще всего считают, отсутствие болезней и физических недостатков (дефектов).
Физическое здоровье предполагает состояние, при котором имеет место гармония физиологических процессов, высокий уровень механизмов саморегуляции функций и успешная адаптация к различным факторам среды.
Психическое здоровье характеризуется отсутствием в поведении ребёнка неадекватных реакций: оптимальное реагирование на факторы внешней среды, в первую очередь на социальные, соблюдение норм морали.
Социальное здоровье – это деятельное отношение человеческого индивидуума к миру, мера социальной активности.
Естественно, в динамике онтогенеза параметры и показатели здоровья имеют существенные различия, но вместе с тем для каждого биологического возраста, точнее – отдельных этапов онтогенеза, существуют свои среднестатистические нормы и допустимые отклонения от них. В рамках этих показателей для каждого индивидуума, конечно, имеются «свои» нормы и отклонения от них – нормы реакции. Следует учитывать то обстоятельство, что ребёнок – быстроразвивающаяся и меняющая свои физиологические параметры биологическая система, поэтому средние его показатели и норма реакции вариабельны.
Существенно качественным отличием отклонения от норм состояния детей (по сравнению со взрослым) является задержка роста и развития. Как правило, эти процессы сопряжены, хотя наблюдаются и другие варианты, когда динамика ростовых процессов отличается от темпов изменений весовых показателей. Существует мнение, что диспропорции в росте и развитии могут явиться предпосылкой к возникновению ряда заболеваний.
Ю.Ф. Змановский рассматривает понятие здоровья (в применении к растущему организму) как соответствие основных физиологических функций данному возрастному периоду. Это определение можно сформулировать иначе: здоровье – это соответствие паспортного возраста ребёнка его биологическому возрасту. Следовательно, задержка в росте или в развитии детей может рассматриваться как снижение уровня здоровья ребёнка.
В педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья детей:
- Уровень физического развития, его гармоничность;
- Соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;
- Степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к факторам внешней среды и неблагоприятным воздействиям;
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний.
Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику – только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволит объективно оценить состояние здоровья ребёнка.
Условно, в соответствии с результатами оценки по приведённой выше квалификации, детей можно разделить на 5 основных групп здоровья:
1. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
3. Дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации, с сохранёнными функциональными возможностями организма.
4. Дети, имеющие хронические заболевания в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. Дети, имеющие хронические заболевания в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
Вот общий портрет (характеристика) детей, отнесённых к первой и второй группам здоровья.
Например, к первой группе относятся здоровые дети с нормальным психическим и физическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Ко второй группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить переболевших детей, особенно перенёсших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.
Между здоровьем и болезнью существует много переходных состояний. Динамика ранних сдвигов, предшествующих возникновению патологических процессов, возможна при правильной ориентировке в показателях здоровья, отклонений от возрастной нормы.

Комитет не определил предпочтительное агентство, но подчеркивает важность того, чтобы назначенное учреждение осуществляло мониторинг и развитие здоровья детей в качестве основного компонента своего мандата и имело лидирующую руководящую роль в области охраны здоровья детей в департаменте и с государственными и местными партнерами.

Назначенное ведомство должно быть поручено лучше интегрировать существующий портфель обследований здоровья, с тем чтобы выявленные пробелы, особенно связанные с мерами функционирования и потенциалом здоровья, могли решаться стратегически и систематически. Следует разработать стратегии по интеграции мер, а также сравнить и сопоставить данные из существующих обследований. Необходимо предпринять шаги для улучшения мер в области здравоохранения в обследованиях, которые не имеют первичной медико-санитарной направленности, но для которых текущий сбор информации о влиянии на здоровье может быть существенно расширен, добавив скудный набор мер в области здравоохранения.

Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка.

Здоровье — это не только отсутствие болезней и повреждений, но и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, отсутствие заболеваний, достаточная способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность к неблагоприятным воздействиям.

Многие другие федеральные агентства также финансируют услуги или исследования, которые влияют на здоровье детей, включая департаменты сельского хозяйства, образования, транспорта, жилищного строительства и городского развития, торговли, труда и правосудия, а также Агентство по охране окружающей среды. Многие из них также собирают данные о здоровье детей или их влияниях. Координация между этими учреждениями имеет важное значение для сведения к минимуму дублирования, улучшения стандартизации данных, повышения эффективности и обеспечения того, чтобы сбор данных фокусировался на наиболее важных переменных.

Состояние здоровья ребенка исследуется с помощью основных критериев, определяемых во время каждого профилактического осмотра декретированных возрастов. Учитываются следующие признаки:

1. Отклонения в анте-, интра-, ранний постнатальный периоды.

2. Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

Координация и измерение также будут продвинуты, если форум примет широкую концептуализацию здоровья, которая предусматривает разработку новых мер, а не только на основе существующих данных. Определение и модель здоровья комитета имеют несколько важных последствий, особенно в том, как концептуальные, оперативно определенные, разработанные, применяемые и применяемые меры здравоохранения.

Аналогичным образом комитет рассмотрел вопрос о том, как негативное и позитивное влияние на здоровье развивается, объединяется и взаимодействует, чтобы создавать различные уровни уязвимости или обеспечивать больший потенциал и устойчивость здоровья. Комитет также пришел к выводу, что, поскольку профилактика и укрепление здоровья должны быть ключевыми целями системы здравоохранения, более точное определение относительного воздействия положительных и отрицательных влияний, а также их происхождение и сроки, предоставит важную информацию для улучшения направленности на профилактику и здоровье пропагандистские стратегии для оптимизации здорового развития всех детей.

3. Функциональное состояние основных органов и систем.

4. Резистентность и реактивность организма.

5. Наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии.

Комплексная оценка позволяет формировать группы, объединяющие детей с одинаковым состоянием здоровья, с учетом всех вышеупомянутых показателей.

Для удовлетворения этих потребностей система измерения должна пытаться обеспечить сопоставимые показатели воздействия на здоровье и здоровье во времени и на федеральном, государственном и местном уровнях. Сознавая важность широкой многофункциональной системы измерения здоровья, отвечающей за развитие, комитет указал, что меры и подходы к измерению должны быть способны фиксировать изменения в траекториях здоровья отдельных людей и населения и определять важность и чувствительные к времени эффекты и интерактивные воздействия различных факторов на пути развития здравоохранения.

I группа — здоровые дети с нормальными показателями функционального развития всех систем, которые редко болеют (до 3 раз в год) с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеющие существенных отклонений в анамнезе.

II группа — группа риска:

подгруппа А — дети с факторами риска по данным биологического и социального анамнеза;

Это означает, что меры характеристики здоровья или влияния должны быть последовательными и соответствующими на этапах развития и что необходимо предпринимать большие попытки собрать продольную информацию с наибольшей вероятностью получения информации о причинных связях и дифференциальных траекториях.

Известно, что эффекты этих различных факторов накапливаются с течением времени. Известно также, что условия для раннего детства имеют значение для здоровья взрослых. Меньше известно об относительной силе этих влияний, их взаимодействии со временем и их точном влиянии на здоровье. Рекомендация 3: Национальные обзоры воздействия на здоровье и здоровье, такие как Национальный опрос по вопросам здоровья, Национальный опрос по вопросам здоровья и питания, Исследования по дошкольному раннему детству и Национальная инициатива по изучению детей, должны устранить пробелы в том, что сейчас собирается и сообщается чтобы отразить более всеобъемлющую, ориентированную на развитие концептуализацию здоровья детей и его влияние.

подгруппа Б — дети, имеющие функциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, которые часто болеют, но не имеют хронических заболеваний.

III, IV и V группы — дети с хроническими заболеваниями:

III группа — состояние компенсации: редкие обострения хронических заболеваний, редкие острые заболевания, нормальный уровень функций организма;

Особое внимание следует уделить добавлению данных о функционировании и потенциале здоровья. Многие опросы в Соединенных Штатах собирают периодическую медицинскую информацию о детях, в то время как многие другие нерегулярно собирают по крайней мере некоторую информацию, связанную со здоровьем. В то же время ясно, что между собранными данными и определением и моделью здоровья детей и его влияниями остается ряд важных пробелов, включая пробелы, связанные с областями здоровья, этапами развития, диапазоном влияний и субпопуляции.

Особенно заметна нехватка данных о потенциале в области развития и потенциале здоровья, двух из трех областей здравоохранения, сформулированных в этом отчете. Добавление мер, которые собирают данные по этим областям для наиболее полных текущих обследований, станет важным шагом в продвижении к всеобъемлющему подходу к измерению здоровья детей и должно стать приоритетом для новых сборов данных.

IV группа — состояние субкомпенсации: частые (3-4 раза в год) обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания (4 раза в год и более), ухудшение функционального состояния различных систем организма;

В группа — состояние декомпенсации: значительные функциональные отклонения (патологические изменения организма; частые тяжелые обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания, уровень физического и нервно-психического развития соответствует возрасту или отстает от него).

Существующие данные о состоянии состояния здоровья должны анализироваться таким образом, чтобы предоставлять информацию, относящуюся к человеку и популяциям, а не к отдельным заболеваниям. Существует настоятельная необходимость в проектах обследования состояния здоровья, которые более подробно отражают здоровье на разных этапах развития. Как минимум, это связано с различием особых проблем развития младенцев и детей младшего возраста, детей дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста, ранних подростков и старших подростков.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка проводят при первичном посещении ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го года — в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают с основным заболеванием. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.

Данных о детстве в подростковом возрасте особенно не хватает. Понимание созвездия социальных и физических экологических воздействий на здоровье детей в последние годы быстро растет, а также исследование эффективных и надежных методов сбора данных о многих видах влияния в обследованиях. Поскольку воздействие окружающей среды может влиять на здоровье в отношении конкретных и интерактивных способов развития, комитет видит большую ценность в опросах, которые пытаются измерить многочисленные воздействия на окружающую среду.

Таким образом, исследования, направленные на понимание здоровья детей, должны быть стратегически сконструированы и организованы таким образом, чтобы охватить как можно больше влияний, при этом особое внимание было уделено мерам, которые пересекают домены и являются последовательными на этапах развития. Точно так же аналитики должны применять методы, которые исследуют взаимодействия между различными уровнями и типами влияний. Например, комплексные обследования могут включать данные о семейном процессе и характеристиках районов, посредством систематического социального наблюдения и родительского отчета, а также биологических маркеров состояния здоровья и образцов окружающей среды.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых. Для них проводят профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия.

Дети II группы здоровья заслуживают более пристального внимания педиатров, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия могут способствовать переходу детей этой группы в I группу. Детей этой группы наблюдают и оздоравливают по индивидуальному плану, который составляется в соответствии со степенью риска формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности.

Отдельные группы, определяемые расой, этнической принадлежностью, низким социально-экономическим статусом или особыми потребностями, составляют относительно небольшую долю от общей численности населения. Следовательно, опрос, в котором проводится опрос респондентов из общего населения, будет иметь небольшое число респондентов в этих группах. Для этих респондентов достаточно просто перечислить респондентов, чтобы в опросы были включены достаточные числа. Комитет придает большое значение этим усилиям.

Большинство инструментов и мер для оценки здоровья детей стандартизированы для определенного населения, поэтому часто неясно, насколько они надежны и надежны для других групп населения, относящихся к расовым, этническим и классовым. Важно, чтобы опросы учитывали возможные культурные предубеждения, используя меры воздействия на здоровье и здоровье, которые оказались надежными для подгрупп, чьи недостатки в отношении здоровья представляют интерес. По мере разработки новых обследований или мер инструменты и методы управления должны быть проверены на группах, которые представляют основные подгруппы населения для оценки достоверности и надежности.

Дети III, IV и V групп находятся под наблюдением педиатров и специалистов в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения» и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.