Черпать мудрость из прошлого, жить в настоящем, творить будущее. Зная прошлое – легче понимать настоящее и предугадывать будущее Порвать с прошлым

03.11.2019

Академик В. АЛЕКСЕЕВ, директор института истории и археологии Уральского отделения РАН, лауреат Демидовской премии 2006 года (г. Екатеринбург).

Политики и ученые много говорят и пишут о важности опыта прошлого для принятия ответственных решений сегодня. но такие призывы, как правило, не идут дальше политической и идеологической полемики, в то время как практическое решение этой сложной проблемы прежде всего необходимо для России. на протяжении многих столетий наша страна не делала правильных выводов из своих бед, повторяя разные по форме, но однотипные по содержанию ошибки. обычно она пытается ухватиться за “фалды” чужого опыта, не учитывая при этом, насколько такой опыт сможет сослужить службу в специфических условиях России.

УЧИТ ЛИ ЧЕМУ-НИБУДЬ ИСТОРИЯ?

На этот счет было и остается много сомнений. Великий немецкий философ Г. Гегель писал: “Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее”. На этом цитату, как правило, обрывают. Между тем Гегель продолжал: “Каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния... В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего”.

Следовательно, дело не в том, что история ничему не учит, а в том, что в сутолоке спешных решений и “бледных воспоминаний” о прошлом (иначе - плохих знаний) ее поучения не умеют сопоставить с настоящим и будущим.

И действуют здесь как объективные, так и субъективные причины. Главная объективная причина в том, что исторические процессы растянуты во времени и не всегда удается точно соотнести причины и следствия, которые к тому же осложняются особенностями характера исторических деятелей и случайными обстоятельствами. Субъективные же причины - краткость человеческой жизни по сравнению с длительностью исторического процесса и ограниченная возможность людей, недостаточно подготовленных к этому, извлекать уроки из прошлого. А между тем вечно лишь прошлое. И оно может оказаться более существенным для выработки жизненно важных решений, чем сиюминутные коллизии.

По мере усложнения политических и социальных отношений в обществе, на мой взгляд, насущнее становится потребность учитывать исторические корни многих явлений. Поначалу к этому приступали робко. В первой половине XIX века В. Г. Белинский писал: “Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”. Его соотечественник, философ и пропагандист марксизма Г. В. Плеханов в конце того же века более уверенно утверждал: “Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее”. А в ХХ веке испанский философ Х. Ортега-и-Гассет заявил уже со всей категоричностью: “В истории возможно пророчество. Более того, история ровно настолько является научной деятельностью, насколько делает возможным пророчество”.

Ушли в прошлое почти все абсолютистские режимы, творившие свою волю, не оглядываясь ни на прошлое, ни на настоящее, не задумываясь над тем, что некие черты прошлого могут помешать в сотворении будущего. Ныне перед нами - чрезвычайно усложнившийся мир, человечеству приходится считаться со многими осколками прошлой жизни, которые неожиданно дают о себе знать в самых разных проявлениях, нарушая хрупкое равновесие социальной и природной среды.

Теперь взирать на прошлое, “добру и злу внимая равнодушно”, - неблагодарное занятие. Прошлое требуется осмыслить, извлечь из него позитивные и негативные уроки и понять, как оно влияет на настоящее и будущее. Принимая сегодня важные решения, необходимо оглянуться на мощные пласты международно-правовых норм, традиций, менталитета и культурно-религиозных устоев разных народов, наконец, на принципы демократии и прав человека. В противном случае последствия могут быть непредсказуемыми, и Чечня - один из убедительных тому примеров. Вспомним слова выдающегося русского историка В. О. Ключевского, который еще сто лет назад предостерегал: “История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение...”

Тем не менее в истекшем столетии уроками истории пренебрегали практически все. Романовы, проморгавшие ползущую из Европы революцию. Ленин, вознамерившийся построить планетарный коммунизм, когда капиталистический мир в основном уже пережил критическую стадию своего развития. Сталин, уповавший в своих безумных социальных экспериментах на безмерное терпение русского народа (в конечном счете это привело к резкому уменьшению населения страны). Гитлер, устремившийся к несбыточному мировому господству. Брежнев и его сподвижники, неосмотрительно расшатавшие основы системы, которая их питала. И, наконец, власти США, видимо, напрочь забывшие о грандиозном хаосе, сопровождающем падения устоявшихся империй и способном поглотить как побежденных, так и победителей. Изучавшие историю знают, какие катаклизмы вызвал развал Римской империи, как далеко и долго гремело его эхо (нечто подобное происходит сегодня после распада Советского Союза).

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Казалось бы, уже одно перечисление фактов недалекой истории говорит о важности исторического опыта. Однако практика демонстрирует другое. Вероятно, причина лежит в самой гуманитарной науке, которая длительное время подвергалась жесткому идеологическому прессу и заметно отстала от естественно-научных знаний. И если мы хотим, чтобы историческая наука сегодня отвечала требованиям времени, ей необходимо перейти от традиционной описательности к анализу и прогнозу. Только так можно научиться извлекать полезные знания из прошлого и применять их в социальной практике. Но прежде всего поговорим о том, как соотнесутся понятия “историческое знание” и “исторический опыт”. Их нельзя отождествлять. Имея единое объективное основание в реальном историческом процессе, эти категории предполагают различные цели и, следовательно, различные результаты исследования. исторический опыт - это составная часть исторического знания, или, иначе говоря, ретроспективная оценка (с позиций современной социальной практики) прошлого в его отношении к последующему развитию, к итогам этого развития. Такой подход позволяет осмыслить историческую ситуацию не просто как свершившийся факт, а как сложную вероятностную взаимосвязь между возможностью и действительностью, между прошлым и настоящим; исследовать объективно заложенные в историческом процессе альтернативные варианты, позитивные и негативные решения, прогрессивные и регрессивные тенденции, вероятность их проявления в будущем.

Устоявшегося понятия “исторический опыт” не существует (его нередко путают с историческим знанием или сводят к идеологическим штампам). Я бы определил исторический опыт как концентрированное выражение социальной практики прошлого и выявление закономерностей общественного развития, помогающих находить наиболее обоснованные решения проблем современности. Исторический опыт по своей сути многофункционален. Из этого множества выделю три, наиболее актуальные функции: экспертную, компаративную и прогностическую.

1. Экспертная функция - оценка уровня развития государства, региона или человеческого сообщества, необходимая, чтобы понять, насколько названные объекты соответствуют современным требованиям. Эта же функция выявляет оправдавшие себя формы деятельности и неиспользованные альтернативы развития, а также негативные явления. Помогает понять истоки близких и дальних ошибочных решений, различного рода пережитков, тормозящих прогресс. Именно такого рода анализ позволяет сформулировать долговременные тенденции развития, показать причины устойчивости или, наоборот, нарушения сложившихся форм деятельности, проследить реакцию населения на сохранение или уничтожение старых форм и внедрение новых.

2. компаративная функция. Ее задача - сравнивать уровни, пути и методы развития исторических периодов, например существования государств, чтобы выявить и учесть полезный опыт. Такое сопоставление опыта имеет огромное значение, особенно для отстающих стран и регионов.

3. Прогностическая функция исторического опыта тесно связана с двумя названными и вытекает из них. Она наиболее ответственна, сложна и менее отработана на практике.

A, с другой стороны, реальна ли она? Можно ли сослаться на конкретные исторические прогнозы? Можно. Вот некоторые из них.

В 1835 году американец А. Токвиль писал: “В настоящее время существуют на земле два великих народа, которые, начав с различных точек, приближаются, по-видимому, к одной цели: это русские и англо-американцы. Оба они выросли незаметно; и когда взоры людей были обращены в другую сторону, они вдруг заняли место в первом ряду между нациями, так что мир почти в одно время узнал и об их появлении, и об их величии <...>Для одного главное средство действия есть свобода, для другого - повиновение. Их исходные точки различны; и одинаково каждый из них предназначен, по-видимому, тайной волею провидения держать когда-нибудь в своих руках судьбу половины мира”.

Это предвидение сбылось к середине следующего века.

B. И. Ленин на рубеже XIX и XX веков обосновал возможность победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране и подтвердил это Октябрьским переворотом 1917 года и последующими событиями. Почти в то же время другой деятель социалистического движения Г. В. Плеханов доказывал невозможность построения реального социализма в России. И в конечном счете оказался прав. Л. Н. Толстой предупреждал, что если в России рухнет вера, то страна на долгие годы превратится в царство денег, водки и разврата. Так и случилось, когда дважды рушилась вера - сначала в православие и царя, а затем в социализм и коммунизм.

Поражают реалистичностью прогнозы выдающегося русского мыслителя XX века И. А. Ильина. Приведу два примера. Первый - из области внутриполитической, когда он предупреждал: “Если что-нибудь может нанести России после коммунизма новые, тягчайшие удары, то именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании демократический строй. Ибо эта тирания успела подорвать в России все необходимые предпосылки демократии <...>, без которых возможно только буйство черни, всеобщая подкупность и продажность и всплывание на поверхность все новых и новых антикоммунистических тиранов...” Так и случилось почти на всем постсоветском пространстве.

В другом примере, касающемся внешнеполитической области, Ильин акцентировал внимание на том, что посткоммунистическое расчленение России “явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой, гибельные последствия которой человечество понесло бы на долгие времена <...>, в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная”. По его подсчетам, в этом случае возникнет “до двадцати отдельных государств”, не имеющих ни бесспорной территории, ни авторитетных правительств, ни законов, ни суда, ни армии, ни бесспорного национального населения... И в эти водовороты сепаратистской анархии хлынет человеческая порочность: вышколенные революцией авантюристы под новыми фамилиями, наймиты соседних держав, иностранные искатели приключений... “Не умно это, - подводит итог Ильин. - Недальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежности на века. Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ... Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!”

Многое из прогнозируемого Ильиным сбылось. Советского Союза больше нет. Правда, возникло не 20, а 15 отдельных государств, но процесс-то еще не завершился.

ОСНОВА ДЛЯ ПРОГНОЗОВ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В литературе приводятся разные версии - от предсказаний волхвов и юродивых до строгих математических расчетов. Мне представляется, что прежде всего необходимо обратиться к историческому процессу, в ходе которого накоплено множество разнообразных сюжетов и документов, помогающих понять взаимодействие между прошлым, настоящим и будущим. Однако не стоит думать, что исторический прогноз может быть точен до дня и часа или распространяться на многие столетия. Он имеет среднесрочное, вероятностное действие в диапазоне, как правило, определенной исторической эпохи. Задача заключается не в предсказании фантастического будущего, а в попытке поставить на службу обществу исторический опыт прошлого, который необходим для оптимизации человеческой деятельности сегодня и в будущем.

По мнению немецкого ученого К. Ясперса, “лишь история человечества в целом может дать масштаб осмысления того, что происходит в настоящее время”. К такому масштабу трудно приблизиться, но мысль о том, что прошлое в значительной степени определяет настоящее и будущее, верна и исключительно перспективна для прогностики, особенно применительно к России, история которой состоит из множества напластований разных эпох (норманнской, византийской, монгольской и др.), оставивших неизгладимый след в ее судьбе, чувствительный до сих пор.

Закономерности исторических процессов проявляются во многих сферах человеческого бытия. Наиболее универсальны демографические циклы. Выдающийся французский историк Ф. Бродель писал по этому поводу: “Демографические приливы и отливы есть символ жизни минувших времен - это следующие друг за другом спады и подъемы, причем первые сводят почти на нет, - но не до конца! - вторые. В сравнении с этими фундаментальными реальностями все (или почти все) может показаться второстепенным)”.

На основе демографических циклов можно не только глубоко раскрыть прошлую историческую динамику, но и с высокой долей достоверности представить будущую. Такие циклы прослежены на материалах древности, Средневековья и нового времени. На Ближнем Востоке насчитывается более 20 демографических циклов, в Китае - 13, а в Южной и Западной Европе - 8. Представитель французской школы “Анналов” Э. Лабрусс доказал, что завершающей стадией цикла является революция, и проследил это на примере Великой французской революции, а американский ученый Дж. Толстоун детально показал роль перенаселения в серии революций XVI-XIX веков.

Отмеченную закономерность использовали не только в аналитических и прогностических, но и в прагматических целях. Например, чтобы предотвратить революции в Европе после Первой мировой войны (на почве демографических циклов) по рекомендации известного английского экономиста Дж. Кейнса был введен план Дауэса, а после Второй мировой войны - план Маршалла. И тот и другой должны были помочь воевавшим странам скорее вернуться к мирной размеренной жизни.

Во второй воловине ХХ века в условиях демографического взрыва, охватившего третий мир, возникла угроза масштабного голода. В 1972 году был опубликован доклад Римского клуба “Пределы роста”, в котором прогнозировалась неизбежность голода и социального кризиса во многих странах мира. И действительно, из 20 хронически голодающих государств половина стала ареной восстаний и революций. Чтобы ограничить размах революционного движения, голодающим странам была оказана серьезная экономическая помощь, которая в определенной степени стабилизировала положение в третьем мире.

Уральский исследователь С. А. Нефедов применил теорию демографических циклов к России и выявил их влияние на революционные события в ней, в том числе на революцию начала ХХ века. Любопытно, что и Дж. Кейнс, характеризуя трудности перенаселения в Европе накануне Первой мировой войны, писал, что колоссальные потрясения 1917-1922 годов в России, быть может, гораздо более следствие роста населения, нежели деятельности Ленина или заблуждений Николая II. (В годы, предшествующие 1914-му, ежегодный прирост населения России достигал огромной цифры - 2 миллиона человек.)

Обращение к историческим циклам России продуктивно и для учета вековых и четвертьвековых трендов (тенденций). Рубежи последних четырех веков ознаменовались переменами основополагающего свойства. В конце каждого из предшествующих веков развивалась фаза распада, достигающая апогея в десятые годы последующего, а затем наступала фаза возрождения. Рубеж XVII века - Смута, воцарение новой династии - Романовых, - потом национальный подъем. Рубеж XVIII века - неудачное начало Северной войны, реформы Петра I, затем выход на европейскую арену. Рубеж XIX века - нашествие Наполеона, его изгнание, приведшее к лидерству России в Священном союзе европейских государств. Рубеж XX века - поражение в Первой мировой войне, развал империи, кардинальная смена политического режима и постепенный переход к сверхдержаве. Рубеж XXI века - распад Советского Союза, либеральные реформы. Не исключено, что апогеем пятого векового цикла станут десятые годы текущего века, как это случалось в 1610-1613-е, 1708-1709-е, 1812-1814-е и 1914-1917-е годы.

Внутри вековых циклов действуют четвертьвековые, связанные со сменой политических элит, что имеет принципиальное значение при авторитарных режимах. Два последних века убедительно подтверждают эту тенденцию.

1801 год - убийство императора Павла I, вступление на престол Александра I, принципиальные изменения во внутренней и внешней политике государства. 1825 год - смерть Александра I, воцарение Николая I, николаевская реакция. 1855 год - смерть Николая I и восшествие на престол Александра II, отмена крепостного права, буржуазные реформы. 1881 год - убийство Александра II, приход к власти Александра III, контрреформы. 1894 год - смерть Александра III, восхождение на престол Николая II, Первая мировая война, революция в России. 1917 год - отречение от престола Николая II, установление Лениным Советской власти. 1937 год - утверждение сталинской диктатуры, уничтожение ленинской гвардии, активная фаза социалистических преобразований, Отечественная война. 1953 год - смерть Сталина, десталинизация, хрущевские реформы. 1964 год - отстранение от власти Хрущева, приход Брежнева, сверхдержава и застой. 1982 год - смерть Брежнева, горбачевская перестройка. 1991 год - избрание Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР, распад Советского Союза, либеральные реформы.

На протяжении двух последних веков российской истории средняя продолжительность правления каждой элиты колебалась в пределах 20-25 лет (за небольшими исключениями - Александр III, Хрущев, Ельцин). Все перечисленные выше элиты имели ярко выраженное политическое лицо и определяющее влияние на исторические процессы в России. Иначе говоря, при слабых демократических традициях нашего Отечества судьбу страны в основном определяли правящая личность и ее окружение. После Брежнева эта тенденция начала размываться, и теперь стоит вопрос: что будет со страной после 25-летия со времени его ухода, в 2008 году? Тем более, что ориентировочно на это время приходится апогей пятого столетнего цикла российской истории.

ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ

В связи с авторитарностью политических режимов нелишне обратиться к прогнозированию возникновения диктатуры. Еще в 1650 году, во время Фронды во Франции, кардинал Д. Мазарини писал: “Беспорядки, когда они доходят до крайности, неминуемо ведут к утверждению абсолютной власти”. На практике это вскоре подтвердил король Людовик XIV, заявив парламенту: “Господа, вы полагаете, что государство - это вы? Государство - это я!” Опираясь на опыт Цезаря по усмирению Галлии, Екатерина II предсказала появление диктатора в революционной Франции еще до пришествия Наполеона.

Хорошо известно, что большевистская диктатура в России была установлена в результате хаоса, порожденного поражениями в Первой мировой войне и Февральской революцией. Все последующие диктатуры, будь то гитлеровская, пиночетовская и многие другие, возникали в аналогичных условиях. Отсюда вывод: грань между демократией и диктатурой очень тонкая, и весь вопрос в том, как своевременно и правильно уловить ее колебания. Не исключено, что в условиях обнищания значительной части населения нынешней России и острого противостояния политических сил попытка одной из них добиться своей гегемонии может подтолкнуть к диктатуре.

Исторический прогноз требует глубокого знания положения в стране и тенденций развития. В феврале 1914 года далекий от социалистических убеждений член Государственного совета Российской империи П. Н. Дурново в специальной “Записке государю” обосновал тезис, говорящий о том, что в России “всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое”, так как “крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабрикантов”. Именно это и произошло в 1917 году.

В нынешней ситуации крестьянин, помня коллективизацию и раскулачивание, не очень рвется к земле, а рабочий, по некоторым социологическим опросам, думает примерно так же, как и во времена Дурново. Тот же Дурново в той же “Записке.” на основе опыта неудачной войны с Японией и последовавшей за ней революции 1905 года в России с удивительной точностью предсказал развитие событий в стране в случае поражения в войне с Германией: “В побежденной стране неминуемо разразится социальная революция <...>Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению”.

Известны и более широкие исторические параллели, носящие прогностический характер. 25 января 1917 года российский министр финансов П. Барк, выступая на Петроградской конференции Антанты, поведал, что цены в России поднялись в 4-5 раз, намного больше, чем в других воюющих странах. “Если курс рубля не будет поддержан, - утверждал он, - то возможна катастрофа, как во время французской революции”. Во Франции к февралю 1793 года стоимость ассигнации упала до 50 процентов номинала, по стране прокатилась волна голодных бунтов, которая привела к власти якобинцев. Спустя 124 года Антанта не поддержала русский рубль, и через месяц случилось то, что прогнозировал Барк, - произошла Февральская революция. Вообще этапы российской революции, понятые в широкой исторической ретроспективе , напоминают французскую, и не исключено, что России еще придется повторить некоторые из них.

ЗАГЛЯНУТЬ В ПРОШЛОЕ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ

Исторические параллели и компаративный анализ дают представление о том, какими этапами, с какими позитивами и негативами пришли те или иные страны к настоящему. Убедительно это делает К. Ясперс в концепции осевого времени (к нему относятся 800-200 годы до н.э.), в которой он сравнивает синхронность основополагающих исторических процессов в Индии, Китае, Иране, Палестине и Греции. (См. “Наука и жизнь” № - “Осевое время” на плечах гигантов. - Прим. ред.) Эти процессы до сих пор активно проявляются в жизни многих народов, прежде всего в религиях, оказывающих и поныне огромное влияние на все стороны жизни населения планеты.

С таких же позиций посмотрим на последствия великих географических открытий. Испания и Португалия, получившие в результате этих открытий колоссальные богатства, потратили их на фантастическую роскошь, затормозив развитие своих экономик. А вот Англия употребила “колониальные товары” и доходы от них на интенсивное развитие экономики и превратилась в “мастерскую мира”. Англия стала могущественной империей, а Испания и Португалия остались второстепенными государствами. Не случится ли подобное с Россией, когда исчерпаются ее энергоресурсы или упадет спрос на них?

Второй сюжет из области исторических прогнозов связан с важнейшей проблемой перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному и прогнозирования вступления в постиндустриальное. Россия встала на этот путь двумя столетиями позже ведущих западных держав и шла по нему очень медленно и противоречиво вплоть до первой четверти ХХ века. Это привело к значительному отставанию ее от цивилизованного мира. Жестко проведенная в ХХ веке модернизация промышленности и сельского хозяйства такое отставание кардинально сократила. Но процесс прервали либеральные реформы начала 90-х годов, погубившие половину индустриального потенциала страны. Прерванная модернизация опасна противоположными крайностями. С одной стороны, попытками вернуться назад для завершения ранее начатых процессов - это ведет к закреплению архаики. С другой стороны, стремлением любыми путями прорваться в будущее, не гнушаясь никакими средствами, а это чревато радикализмом и экстремизмом.

Такое уже было в России на рубеже XIX и ХХ веков, когда прервалась пореформенная буржуазная модернизация и началась радикальная большевистская. Сегодня наблюдается подобие завершения некоторых ранее начатых процессов. А завтра могут возобладать радикальные.

Пытаясь заглянуть в российское будущее, стоит учитывать национальные традиции и черты характера народа. Широко известна поговорка “русские долго запрягают, но быстро едут”. Свидетельство тому - высокие темпы петровских и сталинских преобразований. Сначала поражения, а потом блистательные победы во многих войнах. Прогресс в России нередко насаждался силой,

Путем революций сверху, чаще более кровавых, чем снизу. Через определенное время они сменялись глубоким застоем. Цена российских преобразований, как правило, очень высока. Об этом свидетельствуют опять-таки эпохи Петра I и Сталина.

Ожидать легких решений российских проблем не приходится, учитывая огромные масштабы страны, трудные природно-климатические условия, постоянный дефицит финансовых ресурсов и другие усложняющие обстоятельства. Здесь придется вспомнить оценку В. О. Ключевского, говорившего: “Природа и судьба вели великоросса так, что приучали его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее - только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу”.

Чтобы вырваться из порочного круга, обрекающего страну на бесконечный кризис, необходим тщательный анализ сочетания новаций и традиций в русской жизни. Не одна реформа и даже революция утонули в трясине нашей “самобытности”. Опять же В. О. Ключевский, характеризуя буржуазные реформы второй половины XIX века, отмечал: “Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу”. Нечто подобное произошло и с последними либеральными реформами. Следовательно, главный вопрос не только в том, какую модель взять для преображения России, а в том, как ее адаптировать к российской действительности.

Задумываясь о перспективах России, нельзя не учитывать бесконечное “раскулачивание”, которое обескровливает экономику. При всей несхожести таких российских явлений, как опричнина, закрепощение, раскрепощение крестьян, коллективизация, национализация, приватизация, у них один общий корень - непрекращающаяся грубая смена формы собственности, которая съедает все накопления общества. Такая же практика “раскулачивания” господствовала и в политической сфере.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Во все времена бедствием для России было чиновничество, “крапивное семя”, как его называли в народе. Если в имперский период чиновники служили определенным классам под их жестким контролем, то теперь они сами превратились в привилегированный класс, никому не подотчетный. В этом отношении страна вернулась едва ли не в постпетровское безвременье, когда в правительственном манифесте от 9 января 1727 года признавалось: “Умножение привилегий и канцелярий во всем государстве не токмо служит к великому отягощению штата, но и к великой тягости народной... Разные управители имеют свои особливые канцелярии и канцелярских служителей, и особливый свой суд, и каждый по своим делам бедный народ волочит”.

Печальные параллели можно провести между уголовщиной начала и конца ХХ века. Временное правительство, выпустив в марте 1917 года из тюрем тысячи заключенных, не подозревало, что значительная часть из них быстро приспособится к новому режиму, вольется в него. Уголовники, признавшие большевиков, врастали в партию и даже в ЧК. Кто не сделал этого, был уничтожен тем же ЧК. Так слилось политическое и уголовное. Часть криминала стала чиновничеством, а часть чиновничества стала криминалом. Эти тенденции проступают подчас и сегодня.

Мои размышления, конечно, не претендуют на ранг прогнозов, но ясно дают понять, что их необходимо учитывать в прогнозировании будущего страны для того, чтобы избежать типичного российского парадокса - “созданное вчера считалось дурным завтра, и создавалось сегодня то, что было уничтожено вчера”.

Разумеется, для прогнозирования перспектив важно не только учитывать преемственность традиций, ориентированных на прошлое, но и перемены, которые несет с собой будущее. Более того, преемственность и перемены надо как-то совместить, понять их взаимодействие, а для этого гуманитарного знания, исторического мышления недостаточно. Нужна история, оснащенная математическим аппаратом, - широкие динамические ряды и математические модели, одинаково хорошо понимаемые как математиками, так и историками, но это уже другая проблема.

История нашей страны многогранна и интересна. И мы, потомки наших славных предков, творивших нашу историю и построивших Великую страну, должны знать её. Любая история таит в себе множество персонажей, у которых есть чему поучиться. С детства, еще в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину», – говорят учителя. А как её любить-то? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что любить свою Родину – значит знать её. Я считаю, что человек, не знающий хотя бы вкратце свою историю, не может называть себя патриотом.

А сегодняшний наш гость – Руслан Темирсултанович Джамбулатов – талантливый молодой историк и патриот. В своем интервью он рассказывает о революции и Гражданской войне, о патриотизме и вообще об отношении к истории, к своим предкам. Нашим читателям будет интересно ознакомиться с его взглядами и оценками.

– Руслан, спасибо, что вы пришли к нам в редакцию, в первую очередь, хочу поздравить вас с успешной защитой диссертации и выходом в свет вашей монографии. Хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов редакции газеты «Ёлдаш».

– Спасибо.

– Тема вашего научного исследования – «Революция и Гражданская война в Терской области (февраль 1917 – апрель 1920 гг.) на материалах Хасав-Юртовского округа и Кизлярского отдела» довольно сложная и интересная. Почему вы обратились именно к ней?

– Я планировал, что продолжу тему своей дипломной работы «Восточный вопрос накануне Крымской войны», она касалась и международного аспекта событий Кавказской войны первой половины XIX века. Но при поступлении в аспирантуру мне была предложена вышеназванная тема, а руководителем был назначен профессор Адиль-Гирей Сагадуллаевич Гаджиев. Приступив к разработке темы, я столкнулся с тем, что несмотря на множество различных очерков, комплексного исследования по истории революции и Гражданской войны по Хасав-Юртовскому округу и Кизлярскому отделу не было. Ранее написанные многочисленные труды по истории революции и Гражданской войны в Дагестане, Чечне и т. д. писались ещё в советский период, носили отпечаток идеологии своего времени.

Вместе с тем, традиционно, учёными подвергались изучению только процессы в крупных политических и промышленно-экономических центрах Северного Кавказа, где формировалось «рабоче-пролетарское движение». В Терской области это были – Владикавказ, Пятигорск, Грозный; в Дагестанской области – Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент. Вместе с тем, исследование же проблем территорий, какими являлись и Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел, оставались в тени. Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел до 1920 года административно находились в составе Терской области. С установлением Советской власти на Северном Кавказе была проведена административно-территориальная реформа, в результате которой Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел поэтапно были включены в состав Дагестана.

– В вашей монографии значительное место отводится вопросам социально-экономического положения в Хасав-Юртовском округе и Кизлярском отделе, с чем это связано?

– Обзор вопросов как социально-экономического положения, так и социально-политической ситуации в регионе, на мой взгляд, более конкретизировано характеризует условия жизни местного населения как накануне революции, так и после Гражданской войны. Надо сказать, что до революции Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел Терской области представляли собой территорию, почти сравнимую со всей Дагестанской областью, по темпам экономического развития они значительно опережали всех своих соседей. Основу экономики обоих регионов составляло сельское хозяйство, садоводство, рыболовство, скотоводство, переработка сельхозпродукции и торговля. Здесь концентрировалось значительное количество сезонных рабочих, которые прибывали в округ и отдел весной и осенью из соседних горских округов Дагестанской и Терской областей.

То, что произошло в период 1917-1920 гг. в России, это радикальная смена не только политического, но и, что особо следует подчеркнуть, социально ценностного уклада общественных отношений более естественно вызревавшего пути перехода от «феодализма» к «капиталистическому» ведению хозяйствования, процесс которого был прерван радикальной попыткой перехода к «социализму». Чем этот «эксперимент» закончился, мы все свидетели начиная с 1991 года.

Рассмотрение социально-экономического положения в первые годы после Гражданской войны, военные события которой имели место и на территориях Хасав-Юртовского округа и Кизлярского отдела, наглядно показывает масштабы разрушения экономики региона и тяжелейшие условия, в которых оказалось местное население.

– Ознакомившись с вашей работой, я узнала много нового. Вероятно, Вам известно ещё немало интересных фактов того времени?

– Честно сказать, вопрос сложный. Событий и судеб много, легче сказать о том, что уже имеется в монографии, это и разгром слободы Хасав-Юрт бандами Узун-Хаджи (в апреле 1918 года), и события, связанные с наступлением армии Деникина и отступлением двух Красных армий через территорию Кизлярского отдела (ноябрь 1918 – февраль 1919 гг.), и разгром бандой абрека Исаева в начале августа 1919 г. станицы Копай (Александрийская), и походы сторонников большевиков на Хасав-Юрт (в августе – октябре 1919 года), и гибель Нухая и Зайнал-Абида Батырмурзаевых и т. д.

– Революция и Гражданская война, и в частности в Дагестане, на ваш взгляд – были закономерностью или случайностью?

– В тот период для Дагестанской области революция, несмотря на текущие проблемы, всё же не являлась изнутри вызревшей проблемой, она была привнесена из внешнего мира. В соседней Терской области ситуация была значительно опаснее, это объяснялось фактически тлевшим противостоянием земельного конфликта между казачеством с одной стороны и горскими народами (в основном это чеченцы и ингуши) с другой.

Корни противостояния между казачеством и горскими народами (чеченцы, ингуши) имели почти трехвековую историю. Как отмечают в своих работах У. Лаудаев, Н. А. Сотавов и другие исследователи истории Северного Кавказа, царизм в ходе проведения политики утверждения своей власти на Кавказе на первоначальном этапе стремился путём создания сдержек и противовесов поставить народы Северного Кавказа под свой контроль. Таким образом, царизм с целью подавления элит народов, в то время фактически контролировавших стратегические территории Северного Кавказа, каковыми являлись князья Большой и Малой Кабарды и Засулакской Кумыкии, по принципу политики «разделяй и властвуй», ряду горских народов оказывали поддержку в их стремлении спуститься с гор и обосноваться в предгорьях и на плоскости Северного Кавказа.

Однако, через столетие с небольшим, российский царизм стал терять рычаги контроля над горскими народами. Сложившаяся обстановка вынудила российские власти на более твёрдые действия в отношении горского населения. Царизм активно стал создавать военизированные казачьи линии и чуть ли не в шахматном порядке ставить казачьи станицы с местными населёнными пунктами. Зачастую новые станицы возникали с переименованием, на месте ранее существовавших местных населённых пунктов, население которых изгонялось за неподчинение или ещё какие-либо провинности. К этому следует добавить, что со второй половины ХIХ века на Северный Кавказ царизм стал активно переселять население из центральных, внутренних регионов империи, в целях обустройства переселенцев выделялись значительные земельные ресурсы. Что также фактически, несмотря на активизацию социально-экономического развития региона, способствовало усилению конфликтогенности проблемы. Надо ещё учитывать, что с вступлением в первую мировую войну, к которой страна не была готова, в России начался и экономический кризис. Это также ослабляло авторитет власти на местах, что выражалось ростом криминогенности.

– В последние годы становится модным, особенно в журналистской среде, новый термин «альтернативная история». Вот в этой связи такой вопрос: что было бы с Дагестаном, если бы не было революции и Гражданской войны?

– В начале ХХ века Дагестан представлял собой смешение феодальных отношений, традиций вольных обществ и нарождающегося капитализма. Наверняка в Дагестане развитие получил бы капитализм.

– Можем ли мы суммарно определить, какую цену заплатил наш народ за революцию и Гражданскую войну?

– Суммарность может определяться в разных категориях, потерь очень и очень много. Если экономику ещё можно возродить, то людей не вернуть.

– Каждый человек перед выбором чего-то в жизни ставит цель, есть ли у вас такая конкретная цель, которую хотели бы осуществить во благо общества?

– Без цели жить невозможно. В любом деле бывает цель на результат. Конечно, живя в обществе, видя то, что происходит вокруг, хочется сделать жизнь (если не в физическом, то в моральном смысле) чуточку лучше.

– Какую оценку вы можете дать новому поколению в нашей исторической науке (прежде всего среди кумыков)? Вы можете назвать имена перспективных, с новыми взглядами историков?

– Наша историческая наука вне сомнений продолжает жить и развиваться. Сегодня приятно сознавать, что научный потенциал не ослабевает. Из молодых перспективных учёных могу выделить востоковеда-арабиста Шамиля Шихалиева, специалиста по истории XVIII века Магомед-Пашу Абдусаламова, исследователя истории медицины в Дагестане Магомедсаида Ибрагимова, молодого специалиста по истории становления и развития кумыкского театрального искусства Написат Акаеву, краеведа Сапиуллу Багаутдинова, исследователя по периоду Кавказской войны Исмаила Ханмурзаева, Юсупа Идрисова и других.

– Что есть для вас патриотизм?

– Как я думаю, патриотизм должен внедряться в сознание человека с детства как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого должно быть осознание причастности не только к своему роду (как проявление уважения к своим родителям, родственникам, старшему поколению, знание как можно большего числа колен своей родословной), но и к истории своего народа, своей земли, к стране, в которой родился и вырос, и готовность в определённых случаях подчинить его интересам свои частные интересы, гордиться достижениями и культурой своей Родины, стараться сохранять её характер и культурные особенности и идентифицировать себя с другими членами народа, учиться грамотно защищать не только личные, но и позиции своего народа.

– Ваши пожелания газете «Ёлдаш» и нашим читателям?

– Газете «Ёлдаш» желаю больших высот, а народу нашему – единства.

Руслан Джамбулатов – газете «Ёлдаш»

Если обратиться к историческим трудам, то прогнозов Вы там не найдете т.к. оные не входят в задачи ученых историков. Другое дело работы неисториков (философов, политологов и проч.) апелирующие к историческому материалу. Они не исследуют прошлое для того чтобы предсказать будущее:) (что, впрочем, бессмыслено), они строят прогнозы исходя из своей современности и лишь выхватывают из прошлого моменты, которые позволяют подтвердить их мнение. Хороший пример этому "Конец истории и последний человек"Ф. Фукуямы. Есть другой случай - обращение профессиональных историков к прогнозированию, как Хейзинги в "В тени завтрашнего дня". Но это эссе, вдохновленное интуицией, предчувствием, но не историческим исследованием.

***

лично я вижу принципиальную разницу между прогнозированием конкретных явлений и комплексным историческим прогнозом. Первый случай касается узкой группы явлений, зависящей от такой же узкой грурпы предпосылок. В другой ветке уже приводились примеры с прокладкой ж/д в Африке или изобретением ноаых видов транспорта. Такой узкий прогноз возможен именно из-за своей узости. Явление а детерминировано явлениями А, В и С. Как только мы переходим к прогнозированию в более широком масштабе, хотябы в рамках определения основных политических тенденций для ближайшего десятилетия отдельной страны, мы получаем слишком много факторов, чтобы просчитать их последствия.

Александр

ПРОШЛОЕ само по себе великО, ибо неизменно (НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ человеку изменить возможно). Это понимали еще наши далекие предки, вводя понятия НАВЬ (ПРОШЛОЕ), ЯВЬ (НАСТОЯЩЕЕ) и ПРАВЬ (БУДУЩЕЕ).
К сожалению, все попытки "объяснить" ПРОШЛОЕ с точки зрения сегодняшнего дня - это не ИСТОРИЯ, это - публицистика, ибо ГЛАВНЫЙ принцип истории как науки - принцип ИСТОРИЗМА: "суди о событиях с точки зрения современника". Тогда и "прОклятые французские короли", и Кромвель, и якобинцы, и Иван Грозный III, и Иван Грозный IV, и т.д. не будут казаться столь проклятыми и грозными. Всему БЫЛО своё ВРЕМЯ! Иначе бы этого просто НЕ БЫЛО!
Именно в этом - ВЕЛИЧИЕ ПРОШЛОГО

Павел

В вопросе на самом деле содержатся ДВА вопроса.
Первый - о возможности использовать знание о прошлом (историческое знание) при принятии политических и управленческих решений. В американских университетах целые курсы на эту тему читают (см., например, интересную книгу Р.Нойштадта и Э.Мэя "Современные размышления. О пользе истории для тех, кто принимает решения" (М.: Ad Marginem, 1999). У нас я знаю только полтора примера - года два назад была такая магистерская программа в РАНХиГС, и вроде бы сейчас есть магистерская программа в РГГУ (правда, по отзывам коллег из РГГУ, довольно халтурная).
Второй - о прогнозной функции науки. История как таковая прогнозами не занимается. Но материалы исторических исследований могут использоваться другими общественными науками при построении концепций, в том числе и претендующих на прогностическую силу.
А вот считать, что "экстремистские течения" - от незнания истории - довольно наивный "просвещенческий" взгляд. Они - от конкретного сочетания исторических условий, соотношения и интересов социальных сил.

по поводу "неизменности прошлого". Да, "прошлое" как "объективная реальность" (то, что было) неизменно. Но "прошлое" как объект нашего познания меняется непрерывно - и потому, что изменяется круг доступных нам источников и методов их анализа, и потому, что меняются те вопросы, которые мы задаём "прошлому" в виде дошедших до нас его остатков - исторических источников. Эпоха Ивана Грозного, например, в представлении современников Карамзина совсем не та, что в нашем представлении (связанном с исследованиями Веселовского, Зимина, Скрынникова, Кобрина и т.д) или (третья версия) в представлении советских людей эпохи позднего сталинизма, сформированном Виппером, Бахрушиным, фильмом Эйзенштейна и романом Костылева.

Инга

К слову сказать, прогнозирование как таковое - неот"емлемая часть нашего восприятия мира, условие осознанного целеполагания, поэтому даже понимая, что предугадать будущее невозможно, мы все равно будем пытаться это делать. Только вот историческая наука тут непричем.

Павел

При чём, но лишь косвенно.
Но есть ещё очень серьёзная проблема - всё более чётко осознаваемая необходимость некоего нового междисциплинарного синтеза, может быть, даже возникновения некой "новой науки" об обществе на базе истории, экономики, социологии. Синтезирующей их и устраняющей присущие каждой из них односторонности. Кстати, преодолевающей постмодернисткий морок.

«“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее” (В.Г. Белинский) День памяти. Печальный, скорбный...»

ОКТЯБРЬ 2012

“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и

предвидеть будущее” (В.Г. Белинский)

День памяти... Печальный, скорбный

день, Ну, а тела - исчезли навсегда,

Когда на целый мир ложится тень Без права переписки, без следа,

Былых времён, жестоких и кровавых, Туда, где только память их достанет,

Под знаками позора или славы. И будет совесть биться неустанно.

День памяти - погибших, павших, жертв, День памяти... А прочие все дни? Что муки, неповинно претерпев, В беспамятстве текут, подчас, они, Сложили головы во рвах, и не отпеты, И возвращают - в страшные те годы, И души их - в раю витают где-то В средневековье, в рабство, в несвободу...

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека. Необходимость знакомства с историей родного края очевидна. Именно это помогает воспитывать истинного патриота, формировать любовь и привязанность к малой родине. Для этого нужно всем нам научиться по-новому, взглянуть на свой город, его улицы, дома, приоткрыть завесу прошлого. Научиться удивляться и восхищаться, сопереживать, хранить память. Мы – граждане своей страны, должны уметь не только ценить духовные и культурные ценности, исторический опыт накопленные человечеством, но и стремиться их умножать, учиться на ошибках прошлого.

История России полна подлинного величия.



Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.

30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий, день боли и скорби людей, переживших страшные времена. Напоминание нам, ныне живущим, о самых зловещих страницах нашей истории.

Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов, и лагерей невидимыми нитями опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек.

Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек. Как ни печально, история нашего города начиналась с лагерей. Нельзя забыть о заключённых, отдавших Норильску лучшие годы своей жизни, а нередко и саму жизнь! Долгие годы о подвиге этих людей умалчивалось. В Норильлаге с 1935 по 1956 годы содержалось более тысяч подданных 22 стран мира.

Историческая справка: Красноярский край был одним из центров системы ГУЛАГ, за годы сталинских репрессий было отправлено в ссылку и спецпоселения 545 тысяч человек 37 разных национальностей. Эта цифра не включает статистику по исправительно-трудовым лагерям, т.к. нет достоверной информации. В данное время на территории Красноярского края проживает около 20 тысяч человек, пострадавших от политических репрессий.

Заключенные Норильлага в экстремальных климатических и бытовых условиях создали город и комбинат на вечной мерзлоте, самый северный на планете. В Норильске находились в заключении и ссылке выдающиеся люди, таланту которых норильчане обязаны всем лучшим в истории города.

Это на их долю выпали самые тяжёлые первые годы строительства комбината, это они в невыносимых условиях возводили заводы, фабрики, рудники, дороги, добывали уголь и руду. Их руками построены самые красивые улицы Норильска - Кирова и Ленинский проспект.

Для учащихся нашей школы были проведены мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий: тематические уроки, классные часы в музее, заседание актива, конкурсная программа «Вперед, в прошлое!», посещение Мемориала.

Злой волей брошенные в лагеря!

Их тяжкий труд преступно позабыт, Их памяти нельзя не поклониться, Но только вьюга плачет здесь навзрыд И мелкий снег позёмкою струится.

–  –  –

Если хочешь быть здоровым – бегай! Если хочешь быть сильным – бегай! Если хочешь быть красивым – бегай! Если хочешь быть умным… Догадались? Правильно! Бегай! В здоровом теле

– здоровый дух. А кто же не хочет быть здоровым? Поэтому с большим энтузиазмом встретили учащиеся школы сообщение об открытии спартакиады, которое состоялось 19 октября в рамках Краевой социальной Акции «Здоровье молодёжи – богатство края». Данная акция проводится в поддержку проведения всемирной Универсиады 2019 года в г. Красноярске.

В этот октябрьский день школьный спортивный зал гудел, словно пчелиный улей.

Раздавались дружные кричалки болельщиков, команды «на старт, внимание, марш!», то и дело звучали чёткие распоряжения организаторов, учителей физкультуры. Ничего необычного в этом вроде бы нет – ежегодная спартакиада, в которой участвуют команды 5 – 11 классов.

С утра даже погода благоволила к спортсменам: солнышко то и дело заглядывало в окна, видимо, желая узнать, как идут дела у наших юных спортсменов. А в зале тем временем кипели нешуточные страсти: проходила эстафета. Хотя правильнее будет сказать, что страсти кипели среди болельщиков. Ведь именно они топали, хлопали, визжали и кричали: «Давай, поднажми!» А среди спортсменов, напротив, царили хладнокровие и сосредоточенность. Ну, разве только чуть-чуть волнение и напряжённость – ребята их старательно скрывали, ведь успех часто зависит от правильного старта: отвлечёшься на собственные эмоции, прозеваешь первые секунды, – и всё! – плакала твоя победа. И ты вместе с ней.

Запыхавшиеся и красные от бега, ребята делятся впечатлениями с друзьями, не скрывая радости победы. Для многих из них спорт – ежедневные занятия. Победили наши ребята или проиграли, мы всё равно ими гордимся, потому что они уже в спорте. Они предпочитают спорт телевизору или компьютеру, дело – безделью. А на соревнованиях победители, по большому счёту, все, потому что каждый преодолевает себя.

Что может быть важнее такой победы?!

Девочки 8А класса и учителя физкультуры организовали флеш-моб.

Ребята с нетерпением всегда ждут это событие, ждут его и педагоги, которые приходят поболеть за своих.

У всех, кто сегодня присутствовал в спортивном зале, останутся хорошие воспоминания, хорошее настроение на весь учебный год. Огромное спасибо хочется сказать всем организаторам спартакиады, учителям физкультуры, судейской команде, за прекрасное мероприятие!

Конечно же, были и победители, и побежденные, но все остались довольны, счастливы, всем было хорошо, потому что получили заряд бодрости, отличного настроения и положительной энергии. Дни Здоровья – это праздники радости, и хочется, чтобы они проводились в школе чаще! Пресс-центр 7 А класса

С ЮБИЛЕЕМ, НОРИЛЬСК

Норильск – город светлой мечты и высокого полёта!

Норильск – мой край родной!

Летом ветер озорной Мчит дорогой пыльной.

Солнце света и тепла Не жалеет летом, Только вьюжная зима Освежит все снегом.

Я люблю мой край родной, Осенью печальной.

Я люблю его весной, Звонкой, величавой.

Расцветай, родной мой край!

Богатым будь, счастливым, Словно маленький мой рай, Будь всегда красивым!

Совсем недавно я прочитала очень интересную книгу, в которой говорилось о том, что во Вселенной всё взаимосвязано, что человек в ответе не только за свои поступки, но и за свои слова и даже мысли!

Ведь мысли человека материальны, при помощи них мы моделируем своё будущее. Приступив к написанию данной работы, я вдруг осознала, какая высокая ответственность лежит на мне – ведь от того, какую картину я сейчас нарисую в своём воображении и запечатлею на бумаге, зависит судьба целого города, а также моя и моих будущих потомков!

Итак, я приглашаю вас, друзья, совершить увлекательную прогулку в прекрасный город Норильск, город светлой мечты и высокого полёта!

Все мы, конечно, разные: оптимисты и пессимисты, романтики и реалисты, юные и не очень….

Но объединяет всех нас одно: мы живём на одной земле, в одном городе, построенном нашими предками. И хотя Норильск ещё молод, история его очень трогательная, богатая не только трагическими, но и радостными событиями. Какой он, этот наш город?

Как отразился он в судьбе каждого из нас? Первой слезинкой от первой неудачи или радостным восторгом первого в жизни успеха? Каким мы хотим видеть его, поседевшего от времени свидетеля истории? Что сохраним и передадим по наследству своим будущим детям?

Тёплым октябрьским вечером, прогуливаясь по Ленинскому проспекту, наблюдая за прохожими, помечтаем об этом! Поделимся своими впечатлениями, воспоминаниями и надеждами на будущее! Пусть наша неуёмная фантазия не знает границ, а творческое вдохновение окрыляет!

Мы не случайно выбрали Ленинский – самая историческая улица Норильска. Если неспешно прогуляться по ней, можно обратить внимание, что дома «сталинской» планировки постепенно сменяются кварталами «хрущевок», а в самом конце Ленинского появляются девятиэтажные здания улучшенной планировки. Смена архитектурных стилей на протяжении одного проспекта – это напоминание о разных эпохах в истории города.

И не все знают, что каждый десятый норильчанин живет на Ленинском проспекте.

Разглядывая здания, мимо которых мы проходим, чувствуем, как сердце начинает стучать, а в голове кружатся воспоминания. Вот улица, по которой я делала свои первые шаги, шла впервые в школу, по ней же я пройду, когда выйду из нее ученицей. Все родное. Этот город словно родитель, который всегда остается любимым и верным.

А многие говорят, что в нашем городе нет ничего интересного. Искали ли то интересное эти люди, знают ли они, чего хотят? Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг, открыть глаза и увидеть, какая красота окружает человека здесь и сейчас! Мы находимся в центре города, и сколько интересного встречаем на своём пути! Музей истории освоения и развития Норильска, который отвечает самым современным требованиям! Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского – самый северный театр в мире, который был основан 6 ноября 1941 года в исправительно-трудовом лагере. Здесь создавалась своя труппа с первоклассными мастерами из Москвы и Санкт-Петербурга. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят даже легенды! Первый дом Норильска, сейчас музей, в котором представлена экспозиция быта экспедиции Николая Урванцева, исследователя Арктики и доктора геологоминералогических наук, открывшего богатейшее месторождение медно-никелевых руд!

Красивые улицы, яркие дома, иллюминация и широкие тротуары - безусловно, это хорошо.

Лучшее же - Люди, особенные люди, проживающие здесь – Норильчане! Поэтому наш город имеет своё лицо и свой характер.

Как здорово возвращаться домой после летних каникул! Выйти на улицу и встретить добрых, благородных, свободных от зависти и фальши людей. Тех, кто не портит свой город, тех, кто относится к другим его жителям доброжелательно и чувствует то же в ответ. И люди здесь отзывчивые, и атмосфера такая домашняя, что кажется, будто бы нежный бутон пышным цветком распускается в сердце.

Наверное, это из-за того, что Норильск не такой уж крупный город, наполненный оживлёнными магистралями, крупными торговыми центрами, ослепляющими своими яркими огнями и вывесками, а наоборот – тихий и спокойный городок, согревающий своим теплом и сердечностью!

Я люблю наш город! У него есть прошлое, настоящее и есть будущее, которое в руках горожан:

женщин-красавиц, мужчин-богатырей, оно в наших руках!

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие. Уверенна, что наш Норильск – город светлой мечты и высокого полёта! Я желаю ему оставаться таким же уютным и приветливым, как сейчас. Ведь именно это его красит, именно это отличает его от других городов, делает индивидуальным. Но ведь это целиком и полностью зависит от всех нас, не так ли? Так давайте же любить и беречь наш родной город!

Лесик Елизавета, 7 А класс Выпуск подготовили: Руководитель школьного пресс-центра Чикильдина Г.И., пресс-центры классных активов 11 а, 7 а, 6 а.

Похожие работы:

«В.Э. Багдасарян С.С. Сулакшин Религиозное и научное познание Москва Научный эксперт УДК 130.3 ББК 87.21 Б 14 Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Б 14 Религиозное и научное познание. - М.: Научный эксперт, 2013. - 344 с. ISBN 978-5-91290-216-1 Вопрос о соотношении религиозного и научного познания насчитывает не одно столетие. В монографии он рассмотрен в том числе на основе новых, не укладывающихся в традиционные представления, эмпирических данных. Проводится сопоставление религии и науки как двух...»

«Введение........................................... 4 Глава 1. История развития кольпоскопии............ ........... 9 Глава 2. Эпидемиология и факторы риска возникновения рака шейки матки. 13 Глава 3. Краткие сведения об анатомии и гистологии шейки матки....... 23 3.1. Сосудистая система шейки матки в норме и при патологии.... 31 Глава 4. Методы клинической и цитологической диагностики заболеваний шейки матки.......»

«Инструкция Пользователя системы «PIB-to-WEB» Оглавление ОNLINE-РЕГИСТРАЦИЯ 1. СМЕНА ПАРОЛЯ 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ 3. ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА СИСТЕМЫ 4. ПЛАТЕЖИ И ПЕРЕВОДЫ 5. Между своими счетами Между своими картами На другие карты в пределах Банка На другие счета за пределы Банка Оплата коммунальных услуг На транзитный счет 2924 в другом банке ШАБЛОНЫ ПЛАТЕЖЕЙ 6. ИСТОРИЯ И СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ 7. РЕГЛАМЕНТ ОБРАБОТКИ ПЛАТЕЖЕЙ 8. 1. ОNLINE-РЕГИСТРАЦИЯ На странице онлайн-регистрации необходимо выполнить...»

«http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000655/ КАРЛ ЯСПЕРС СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ИСТОКИ ИСТОРИИ И ЕЕ ЦЕЛЬ ПРЕДИСЛОВИЕ История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней. Глубина длительной доистории всеобщей основы,по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени времени письменной документации случайны и неполны, число источников растет, лишь начиная с XVI в....»

«1 АКТ государственной историко-культурной экспертизы 1. Дата начала и окончания экспертизы: 12 23 октября 2015г.2. Место проведения: г. Петрозаводск 3. Заказчик экспертизы: ООО «НПФ «ГАМАС» (14.1) 4. Сведения об эксперте:4.1. Фамилия, имя, отчество: Герман Константин Энрикович 4.2. Образование: высшее 4.3. Специальность: историк, археолог 4.4. Наличие степени (звания): кандидат исторических наук (2002г.) 4.5. Стаж работы: 25 лет 4.6. Место работы и должность: ФГБУК «Историко-архитектурный и...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Можно ли научиться предвидеть будущее? Да, безусловно! Узнайте удивительную технику путешествия в будущее!

Путешествия в будущее привлекает многих. Люди всегда смотреть вперед, заходить за грань, знать, как будут развиваться события. И это желание характерно для людей на протяжении всей истории человечества.

Последние научные исследования вместе с древними эзотерическими¹ знаниями говорят о том, что есть только момент «здесь и сейчас», что будущее и прошлое тоже находятся сейчас!

И существует возможность предвидеть будущее осознанно!

С помощью описанного в данной статье вы сможете предсказывать предстоящие события, знать, что будет дальше.

Можно получать информацию как о своей личной жизни, так и о всей планете. А это открывает совершенно другие возможности для вашего роста и благополучия!

Главное требование: особое состояние сознания!

Для того чтобы предвидеть будущее, нужно выйти за рамки времени! Это можно сделать, войдя в особое состояние работы сознания.

Неосознанно люди бывают в нем каждый день: наиболее ярко это проявляется во время засыпания и сразу после пробуждения, когда разум находится в трансе (медитации²). Задача человека — научиться вызывать в себе это состояние, называемое состоянием промежутка, осознанно.

На нашем сайте вы можете найти различные техники, как научиться входить в другие состояния сознания, один из способов указан в примечаниях к данной статье.

Состояние промежутка можно также назвать глубоким трансом, оно нарабатывается путем регулярных тренировок.

Техника, как предвидеть будущее!

1. Практик садится, принимает удобное положение и закрывает глаза.

Помещение, где будет проходить тренировка, должно быть тихим и спокойным. Никто не должен отвлекать от занятия.

2. Человек начинает расслаблять мышцы тела, проходя вниманием каждую группу мышц с головы до ног.

3. Постепенно разум будет расслабляться вместе с телом, практикующий попадет в легкое медитативное состояние. Его задача — уйти еще глубже.

4. Он начинает концентрироваться³ на своем дыхании: не вмешиваясь процесс, просто наблюдает за тем, как происходит вдох и выдох, ощущая каждое движение.

5. Постепенно практик будет засыпать. Ему необходимо сохранить осознанность, не заснуть (для этого нужно концентрироваться на дыхании), постепенно это выведет его в состояние промежутка.

6. Человек мысленно поворачивается налево и входит в густой туман, скрывающий будущее.

6. Войдя в облако тумана, практикующий увидит, что оно состоит из множества событий и линий времени. Здесь необходимо мысленно заявить свой вопрос. Он произносится четко и твердо: «Я хочу узнать, что…»

7. Спустя некоторое время туман времени начнет трансформироваться, расступаться, пока в определенный момент практик не сможет увидеть предстоящее событие, информацию о нем.

8. Когда человек выяснит все, что необходимо, он благодарит время за помощь и просит вернуть его в привычное состояние бодрствования.

9. Облако тумана начнет сгущаться вокруг практикующего. Здесь нужно повернуть направо и идти вперед, возвращаясь в настоящее.

10. Человек создает намерение вернуться в себя, делает несколько глубоких вдохов; сосчитав до пяти, вновь начинать ощущать свое тело.

Секреты состояния промежутка!

Состояние промежутка — это очень глубокий уровень.

Здесь можно совершать путешествия во времени, входить в состояние глубокой медитации. Молитвы, произнесенные в этом состоянии, будут обязательно услышаны Создателем. Настоящие мастера на этом уровне и могут предвидеть будущее!

Для того чтобы освоить описанную методику, нужно набраться терпения и заниматься регулярно каждый день в течение нескольких месяцев. Успех зависит от множества факторов, таких как умение концентрироваться и входить в медитацию, расслабляться и управлять эмоциями.

Самое главное: поймать состояние промежутка! Это станет качественным прорывом в вашей саморазвитии, дающем поразительно быстрые результаты!

Данная практика свяжет вас с Космическим Сознанием. Это даст дополнительную защиту вам и вашим близким. Рекомендуется каждое утро обращаться к Космическому Сознанию, благодарить его и просить направлять вашу жизнь по самому благополучному пути.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эзотеризм - совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках» (Википедия).

² Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин) (