Пьеса «Горе от ума» построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя - это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой человек.
Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они одного возраста и вроде должны быть во многом похожи (все-таки место проживания и общество влияют на человека). Но это не так. Эти два героя так же различны, как, например, огонь и вода. Чацкий «умен, правдив, красноречив». Молчалин же - полная его противоположность. Он лицемер и подхалим. В фамусовском обществе нет людей, к которым он бы ни подлизывался. Молчалин сделает все для того, чтобы заслужить хорошую репутацию. Чацкий хорошо и кратко характеризует этого героя:
Что я, Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
За самого Молчалина говорит его фамилия:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Молчалин любит во всем «умеренность и аккуратность». Он очень покладист не только с окружением Фамусова, но и с самой Софьей. На ее фоне он смотрится очень бесцветно. Все, что Софья попросит, он, как верный слуга, исполняет.
Чацкий очень часто высказывается о Молчалине, даже в его присутствии. Главный герой не согласен со всем, что делает Молчалин. Александр Андреич говорит по этому поводу:
Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
В нем Загорецкий не умрет!..
Чацкий выступает за гласность, а не за безмолвие. Он отказывается вторить мнению старого поколения. Чацкий выступает как представитель будущей России. Молчалин - всего лишь один из представителей фамусовского общества. Его заповеди: «во-первых, угождать всем людям без изъятья» и «в мои лета не должно сметь свои суждения иметь».
Чацкий влюблен в Софью, но, к сожалению, прошлого не вернешь. Но Чацкий, в отличие от Молчалина, любит бескорыстно и искренне.
Отношение к делам и к службе у двух героев тоже различно. Чацкий требует не смешивать «веселье или дурачество с делом». Он никогда не станет преклоняться перед людьми старого порядка: «Служить бы рад - прислуживаться тошно».
Молчалин, следуя своим неизменным традициям, преклоняется перед старшими, что бы они ни утверждали. Конечно, тут не обойтись без подхалимства. У него нет своих мыслей ни в делах, ни в обществе, ни в любви. Он призван подчиняться другим. Чацкий считает так:
Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.
Чацкий считает, что и на службе он занимает незаслуженное место.
Но сколько бы в этих двух людях ни было недостатков и достоинств, Чацкие и молчалины никогда не переведутся в обществе. Есть люди, имеющие свое мнение, но, к сожалению, есть и люди, всю жизнь подчиняющиеся другим.
Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1824 году. По причине обличительного содержания произведения оно было опубликовано лишь в 1833 году, да и то выборочно. Лишь в 1862 полноценная комедия увидела свет. В своем произведении автор пожелал высказаться о том, что у него наболело за столько лет созерцания лицемерства и подхалимства окружающих людей. Комедия «Горе от ума» - это противостояние умного, думающего, с активной жизненной позицией, открытого и честного человека с гнусными, подлыми, безнравственными людишками, заботящимися лишь о богатстве и чинах.
Верный пес Фамусова, друг сердечный Софьи, подхалим, лицемер, безродный чиновник, главный антагонист Чацкого - вот кто такой Алексей Степаныч Молчалин. Характеристика центрального персонажа комедии показывает типичного представителя на которого свое растлевающее влияние оказала крепостническо-чиновничья мораль. Молчалина еще с детства учили раболепствовать, угождать всем вокруг: начальнику, хозяину, дворецкому, собаке дворника в конце концов, чтобы ласковою была.
Характер персонажа полностью раскрывает говорящая сама за себя фамилия. В основном Алексей Степаныч молчит, терпит унижения, крики, пусть даже и несправедливые упреки. Он прекрасно понимает, что безродному чиновнику не прожить в этом черством и циничном обществе без поддержки власть имущих людей, поэтому и угождает всем вокруг, пытаясь ни с кем не ссориться, для всех быть хорошим, и у него это превосходно получается. Автору комедии грустно от того, что общество кишит вот такими героями, умеющими, где нужно, смолчать, погладить собачку влиятельной леди, сказать комплимент, поднять платок и за все это получать формальные награды и чины, в реальности оставаясь слугами.
Секретаря Фамусова характеризируют разные персонажи комедии: Чацкий, София, Фамусов, Лиза. Кто-то о нем отзывается как о скромном, красивом, тихом и несмелом человеке, готовом терпеть все унижения и упреки. Некоторые герои произведения догадываются о его низкой душонке, и лишь единицы видят истинное лицо Молчалина.
Софья видит в Алексее Степаныче выдуманный образ: «за других себя забыть готов», «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Девушка думает, что Молчалин застенчиво себя ведет, потому что он по натуре скромный, не подозревая, что это лишь одна из его масок. «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием своим обезоружит, от доброты души простит», - рабская покорность Алексея говорит о его определенной жизненной позиции, предполагающей смолчать, перетерпеть, но не ввязываться в скандал.
Истинное лицо Молчалин раскрывает перед Лизой: «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Только ей секретарь рассказывает о своих истинных чувствах к Софье. О двуличности и мелочности Алексея догадывается и Чацкий: «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…» Краткая характеристика Молчалина показывает, что его безмолвие вовсе не проявление глупости. Это четко продуманный план получения выгоды.
Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство - это главные персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с». Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.
Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице - именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».
Проблема бюрократии - это один из главных вопросов, рассматриваемых в комедии «Горе от ума». Характеристика Молчалина дает читателю представление о новом типе чиновников начала XIX века. Они с Фамусовым относятся к миру бюрократов, но все же не похожи друг на друга, потому что принадлежат к разным векам. Барин является пожилым богатым человеком со сложившимся мнением и состоявшейся карьерой. Алексей Степаныч еще молод, поэтому ходит в мелких чиновниках и только карабкается по карьерной лестнице.
В XIX веке появился новый тип российского бюрократа, отказавшегося от заповедей «отцов». Именно это показывает характеристика Молчалина. «Горе от ума» - это рассказ об общественно-политическом конфликте, выражающем положение общества. Как бы там ни было, но Молчалин все же принадлежит к фамусовскому окружению, и точно так же, как и его начальник, восхищается чинами и богатством.
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин - секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо - подлое, двуличное, трусливое.
Чацкий - это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.
Нарицательным обозначением лакейства и подлости стал Грибоедовский герой Молчалин. Характеристика персонажа показывает, что Алексей Степаныч с самого детства запрограммировал себе в голове план, как выбиться в люди, составить карьеру, добиться высокого чина. Он пошел по своей дороге, не сворачивая в стороны. Этому человеку абсолютно безразличны чувства других людей, он никому не протянет руку помощи, если это невыгодно.
Сквозь всю комедию «Горе от ума» протянута тема бюрократии, которую в XIX веке поднимали многие писатели. Чиновничий аппарат государства все разрастался и превращался в серьезную машину, перемалывающую всех бунтарей и работающую так, как выгодно ей. Грибоедов в своем произведении показал реальных людей, своих современников. Он ставил себе цель высмеять определенные черты человека, показать всю трагичность общества той эпохи, и у писателя это отлично получилось.
Как-то по Москве разнесся слух о том, что Александр Грибоедов Университетский профессор Фома Эванс, встревоженный этим известием, решил навестить писателя. В свою очередь, Грибоедов рассказал своему собеседнику историю, случившуюся с ним на одном из балов. Ему надоели выходки общества, восхваляющего какого-то француза, обычного болтуна, ничего примечательного не сделавшего. Грибоедов не сдержался и высказал окружающим все, что он о них думает, а кто-то из толпы выкрикнул, будто писатель немного не в себе. Александр Сергеевич оскорбился и пообещал создать комедию, героями которой станут те незадачливые злопыхатели, обозвавшие его сумасшедшим. Вот так и появилось на свет произведение «Горе от ума».
Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.
В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.
Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обществу принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с уверенностью можно отнести Чацкого.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, душевную пустоту, борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, позорит шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.
Молчалин молод, ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.
За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвестный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он готов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.
Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.
Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».
Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии - «Горе от ума».
Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.
А. А. Чацкий | А. С. Молчалин | |
Характер | Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. | Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. |
Положение в обществе | Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. | Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет. |
Образованность | Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование. | Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование. |
Место в сюжете | Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет. | Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума. |
Род занятий | Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии. | Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой. |
Отношение к любви | Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой. | Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность. |
Отношение к Софье | Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней. | На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв. |
Отношение персонажей друг к другу | Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае. | Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное. |
Социальные воззрения | Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками. | Уважает и полностью приемлет существующий строй. |
Отношение к службе | Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит. | Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно. |
Речевые особенности | Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи. | Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности. |
Персонаж в финале | Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой. | Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу. |