Баян история инструмента для детей. Баян - народный инструмент проект (1 класс) на тему. Типы баянов и аккордеонов

31.08.2021

Я.Ф.Орланский-Титаренко с баяном конструкции Стерлигова. Осень 1907 г

Наталья Вороненко,заведующая отделом «Музея русской гармоники Альфреда Мирека», кандидат
педагогических наук, член ИКОМ ЮНЭСКО(2008 г.).

В 2007 в нашей стране и за рубежом прошло большое Количество концертов, фестивалей и конкурсов, посвященных 100-летию русского баяна. Этому событию были посвящены научно-практические конференции. И это не случайно. Несмотря на большую изученность этой темы, ученые до сих пор не могут дать окончательный ответ, когда и кем был изобретен баян. Это объясняется тем, что в различных странах мастера приблизительно в одно и тоже время изобрели различные конструкции концертной хроматической гармоники с готово-выборным аккомпанементом в левой руке, охватывающим все гармонические тональности по кванто-квинтовому кругу. В мировой практике конструкция подобного аккомпанемента впервые была применена еще в архичембалах (клавесинах)

«Итальянский след»

Подобный аккомпанемент, используемый в гармонике, был запатентован в 1897 году известным итальянским мастером-изготовителем и владельцем фабрики гармоник Паоло Сопрани. Он впервые в Европе изготовил и запатентовал левую клавиатуру с валиковой механикой для получения различных готовых аккордов с помощью одних и тех же 12 хроматических звуков. Она соответствовала, по сути, той , которая используется и по сей день. Клавиатура была изготовлена известным итальянским мастером Маттиа Беральди, работавшим на фабрике Паоло Сопрани. В этом же патенте была впервые представлена конструкция трехрядной кнопочной правой клавиатуры, создателем которой (по данным французского исследователя Пьера Монишона) был итальянский мастер Раймондо Питанези. Модель этого инструмента была представлена впервые на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Мирвальд и Чулков

Однако Паоло Сохрани не был первым, кто представил инструмент с правой клавиатурой соответствующей конструкции баяна московской системы. Значительно раньше его в 1891 году инструмент с такой клавиатурой был изготовлен К. Мирвальдом в Германии.

Приблизительно в это же время, по данным доктора искусствоведения, профессора А. Мирека, известный тульский гармонный мастер Павел Чулков проводил эксперименты над созданием -сначала однорядной, затем двухрядной и трехрядной. Гармоника была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году. Павел Чулков лично играл министру В.И. Тимирязеву на сконструированном и изготовленном им трехрядном хроматическом инструменте.

Баян П.Стерлигова

Надо сказать, что в то время инструмент не носил названия «баян» ни в нашей стране, ни за рубежом. Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы.

Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П.Е. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я.Ф.Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия.

Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян». Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году.

Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники. Отличались от европейской и конструкция клавиш (они имели форму лопаточек и были заимствованы у ), и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы.

Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.

Готово-выборный баян С.Новикова

Почти одновременно с мастером Стерлиговым над разработкой и совершенствованием баяна петербургской системы работал мастер Сергей Захарович Новиков. Его инструменты считались наилучшими по качеству и были самыми дорогими. В 1912 году им был сконструирован уникальный готово-выборный баян с тремя клавиатурами, правая клавиатура была съёмной. По желанию артиста он мог пользоваться либо готовой клавиатурой (с басами и готовыми аккордами), либо выборной (одиночные звуки как и в правой клавиатуре). Такой баян позволял играть произведения мировой классики. Оригинал готово-выборного баяна, изготовленного в 1912 году мастером С.З.Новиковым, выставлен в экспозиции .

Развитие баяна после 1930-х годов

С 1930-х годов в России начинает совершенствоваться баян московской системы. Пик популярности этого инструмента приходится на послевоенные годы. Огромный вклад в его усовершенствование внесли известные московское мастера — В.А.Колчин, Н.Д.Косоруков, Ю.К.Волкович, А.А.Сизов. Они стояли у истоков самого известного российского многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», который по праву считается звездой первой величины среди концертных инструментов во всем мире.

Совершенствовалось создание концертных инструментов и в Туле. Здесь были созданы прекрасные моготембровые концертные инструменты «Мир» и «Русь», очень полюбившиеся российским и зарубежным исполнителям.

Несмотря на то, что современные московские баяны были созданы на основе баянов европейской системы, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что они обрели истинно российский национальный характер. Благодаря усилиям талантливых мастеров российские инструменты приобрели свой неоспоримый театральный колорит, и это отличает их от инструментов европейского производства.

Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

Баян – русский, традиционный инструмент, это ручная гармоника хроматического типа, иногда его еще называют мини орган - из-за своего могучевого, немного похожего звучания. Музыкальный инструмент, имеет несколько рядов круглых кнопок справа (обычно это 3 или 5-рядные) – для игры отдельными нотами, а также имеется клавиатура слева. Инструмент изготовлен по типу , поэтому слева чаще всего можно наблюдать так называемые «готовые аккорды» с басами, хотя в некоторых случаях имеется переключатель – на игру более низкими нотами, чем справа.

Существует всего два типа левой клавиатуры:
  • готовая (басы и аккорды уже подготовлены) - обычно это идеальный вариант для новичков и часто с таких начинают в музыкальных школах - обычно это 3-рядные ;
  • готово-выборная (тут уже есть сложные переключатели) - часто это 5-рядные .

Баян активно используется различными музыкантами и занимает важное место в составе оркестра народных русских инструментов . В музыкальной школе, училище, консерватории есть соответствующие классы.

Конструкция

Баян – один из самых совершенных клавишных пневматических инструментов , имеющий 12-ступенчатый строй, выполнен в равномерно-темперированном ключе. Состоит инструмент из двух частей, которые соединены мехом, так называют камеру, служащую для нагнетания воздуха. На поверхность наклеены целлулоидные накладки, а меховая камера оклеивается гранитолевым составом, картоном, укрепляется металлическими скобами, уголками из хромированной стали. Количество клавиш на правой клавиатуре может варьироваться от 51 до 61. На левом корпусе расположены мелкие кнопки, их может быть до 120. Плечевые ремни позволяют удерживать инструмент на весу и при этом контролировать движение меха.

Чем отличается баян от аккордеона? - почти все тоже самое, только у последнего с правой стороны как клавиатура фортепиано, в остальном все тоже самое.

Металлические язычки, которые называют голосами, являются звукообразующими элементами и настроены в унисон. Рамки с язычками называют планками, целиком устройство называется резонатором. Громкость зависит от амплитуды колебания язычка, также интенсивность можно контролировать во время исполнения музыкальной композиции: нужно сильней надавить на мех или интенсивней. Также может быть варьироваться размер резонаторных камер, материалов, профили голосов и много других нюансов. В результате получается, что каждый инструмент уникален, нет двух одинаковых баянов.

Звучание и строй

Баян обладает довольно широким диапазоном и насыщенным звучанием , поэтому может солировать, то есть играть без аккомпанемента. Наверное, благодаря этой универсальности он стал популярен не только на отечественном пространстве и за рубежом. Соперничать инструмент может разве что с аккордеоном, где вместо кнопок на правой клавиатуре клавиши, некоторые музыканты находят это более удобным, но единого вектора тут нет – и пока что оба инструмента востребованы. Баян имеет класс : пневматический язычковый инструмент; строй : равномерно-темперированный.

Девчонки играют также легко как и мальчики:

История происхождения

Первым запатентовал инструмент похожий на современный баян – Г. Мирвальд , немец из Баварии, он улучшил конструкцию классической ручной гармоники, пришедшей в Европу с Востока; это был 1891 год. Дебют не заинтересовал его коллег в Германии, зато в России его модификация была принята с восторгом. Система была трехрядная, кнопочная, правая клавиатура, диапазон был расширен до 4-х октав. Были представлены готовые мажорные и минорные созвучия.

В Москве стали изготавливать подобные инструменты в XX веке: Ф. Захаров, П. Ватутин и др. Правая клавиатура была усовершенствована, был применен валиковый механизм, были испробованы гнутые рычажки, которые показали себя с наилучшей стороны. Трехрядные модификации, которые были выписаны выше, стали изготавливаться на фабрике в Туле – «Братья Киселевы».

Название «баян»

Название инструмент получил благодаря древнерусскому сказителю, которого звали Боян, он упоминается в летописях, например в «Повести временных лет». С конца XIX века стали появляться диатонические гармоники, которые стали называть баянами. Отличается инструмент унисонной настройкой язычков, ведь у аналогов они настроены «в розлив». Также использовалось такое называние «кларнетные гармонии».

Баян Стерлигова

В Санкт-Петербурге жил известный мастер П. Е. Стерлигов, который занимался настройкой и изготовлением различных музыкальных инструментом, в том числе духовых. Однажды он получил заказ на изготовление гармонии для музыканта Я. Титаренко, который на своих афишах уже стал применять название баян. Говорят, что это связано с тем, что на судостроительном заводе в это время изготавливался одноименный крейсер. Мастер придумал использовать дублирующий басовый ряд, такая раскладка стала называться «петербургской» или «ленинградской». В 1913 году мастер изготовил баян с двумя рядами басовых кнопок, который был максимально похож на современный. Более удобная раскладка стала называться «московской». Эстафету приняли мастера братья Генераловы. В настоящее время большой популярностью пользуется , который отличается не только превосходным звуком, но и высокой надежностью, долговечностью, так как изготовлен качественно.

Производители и марки

Перечислим распространенные виды отечественных баянов, чаще всего можно встретить классический «Юпитер», производится в Москве, существует модификация для детей, весит 10 кг, имеет 5 рядов и 2 голоса, не имеет регистров. Также можно встретить инструменты следующих фабрик: «Красный партизан» (Санкт-Петербург), Тульская гармонь, «АККО» (Воронеж), Кировская фабрика, Ростовская – также производят баяны различных марок.

Посмотрите в нашем интернет-магазине: ,

Видео

Слушать баян

Микс (MIX)

Озвучка фильмов

Электронный

Электронный2 - глубок-модернизированный

Девушка профессионалка в метро

Народные песни под баян

1. Микс - Смуглянка

2. Парни красиво поют - ты скажи ромашка, ты скажи Наташка, любит ли любимая моя...

3. Популярная сборка

4. Некоторые сами обучаются - самоучки - Хвастать милая не стану

5. Частушки

6. Белые розы


Газарян С.С. История возникновения и развития баяна и аккордеона


В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то, особым образом, приобретали совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой .

Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И a клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.


Год рождения – 1822-й

Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.

Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.

А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем и преувеличивать его заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану . Он усовершенствовал её и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном . Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.

Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается, что с него-то все и началось. А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а на инструменте Демиана были только кнопки.

Однако подождем уточнять эти вопросы – они требуют отдельного разговора, и мы к нему скоро вернемся. А пока посмотрим, как гармоника попала в Россию.

Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов , поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова , а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев – Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.

Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить.

А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.

Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян .

Источник информации: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.

Примечание. Некоторые исследователи утверждают, что нет совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру – Кириллу Демиану .

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Баян – народный инструмент

Выполнил:

Чернышов Максим,

ученик 1 «В» класса

МБОУ «Ребрихинская CОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха,

Руководитель:

Слободчикова Ольга Георгиевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха

Ребриха 2014

Введение

  1. Рождение звука
  2. История возникновения баяна
  3. Какие бывают баяны

Выводы

Источники

Актуальность

С самого детства я очень люблю музыку и всегда пою. Моя мама предложила мне пойти в музыкальную школу учиться игре на баяне. Я нисколько об этом не пожалел! Очень полюбил этот инструмент. Но в последнее время все меньше детей желают учиться игре на этом инструменте, считая это немодным и несовременным.

Когда же появился баян? Почему он так называется? На эти и другие вопросы я хочу ответить в своей работе.

Цель работы:

Исследование истории возникновения баяна

Задачи:

  1. узнать, когда и как появился баян;
  2. выяснить происхождение названия «баян»;
  3. познакомиться с видами баянов;
  4. показать значение музыкального образования в моей жизни.

Время исследования:

март 2014 года.

Баян – «душа русского народа»

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит любимый народный музыкальные инструменты. У украинцев это бандура, у молдаван – скрипка, у белорусов – цимбалы, а у русских – балалайка, и конечно же, баян.

Неповторимее звучание – вот что привлекает в баяне исполнителей и слушателей. Баян звучит в камерных концертах, различных ансамблях, и оркестров русских народных инструментов, в оркестрах баянистов и т.д. Он желанный гость как на концертной эстраде, так и во дворцах культуры, в сельском клубе.

«Баян – боец» называли его в годы Великой Отечественной Войны. Он звучал на привалах, в землянках. Баян скрашивал суровое время. Снимал усталость, придавал силы, вдохновлял на боевые подвиги.

Именно баян называют «Душой русского народа»

Рождение звука

Баян состоит из трёх частей: Правый полукорпус, левый полукорпус, меха.

А как рождается звук? Покажу это наглядно. Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать её страницы губами и подуть между них - тетрадка "запоёт". Сожмём губы сильнее и будем продолжать дуть - тетрадка "запищит" тоненьким голоском, ослабим губы - звук будет более низким. Почему возникает звук? Потому что бумажные страницы создают звуковые колебания воздуха. Примерно так же под напором воздуха из мехов звучат и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне.

История возникновения баяна

Баян относится к группе инструментов – гармоник, а давным - давно за два – три тысячелетия до н. э. в Китае получил широкое распространение деревянный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых трубочек, в каждой из которых был миниатюрный, свободно колеблющийся язычок. Это ШЭН – духовой музыкальный инструмент, далёкий предшественник гармоники.

Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер Христиан Бушман изобрёл губную гармонику, а затем ручную. Первые ручные гармоники имели всего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала.

А вот баян, разновидность гармоник появился на свет в 1907 году.

Своим появлением баян, обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. По заказу знаменитого гармониста Орланского - Титаренко он переделал гармонь в новый модный инструмент - баян. Первыми баяны начали делать мастера из Москвы и Тулы.

Этот инструмент назвали в честь русского сказителя и певца Бояна, персонажа из поэмы Слово о полку Игореве. А вообще Боян это славянский языческий бог музыки и поэзии.

Какие бывают баяны

Баян бывает трёхрядный, пятирядный.

Есть электронные баяны, с очень мощным звучанием, похожим на звук органа! Некоторые современные баяны с помощью переключателей можно настроить на звуки оркестра.

Значение музыкального образования в моей жизни

  1. Игра на баяне приносит радость мне и окружающим.
  2. Благодаря учебе в музыкальной школе у меня появилось много друзей.
  3. Выступая на концертах, я учусь владеть собой, проходит страх перед сценой.
  4. Занятия в музыкальной школе дисциплинируют меня, учат планировать свое время.
  5. Игра на баяне развивают быстроту реакции, интеллект, память, мышление. Ведь процесс игры на баяне состоит из трёх видов работ. Я должен отслеживать и координировать каждый вид: играть правой рукой, играть левой рукой и левой рукой разжимать и стягивать меха. Это всё не синхронные действия.

Интересные сведения об инструменте

  1. Только в России этот инструмент называется баяном. А во всем мире это аккордеон.
  2. Он вобрал в себя и объединил звуки многих инструментов: клавесина, органа, флейты и др.