Апостол стефан первомученик. Святой апостол первомученик и архидиакон стефан. История и описание иконы

04.03.2024

Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т.е. первым диаконом. В скором времени диаконы кроме помощи бедным стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами.

(память 27 декабря и 2 августа по старому стилю, 9 янв. и 15
авг. по новому)

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т.е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.

Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т.е. первым диаконом. В скором времени диаконы кроме помощи бедным стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея.

В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона, слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями.

При этом присутствовал юноша именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.


Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны.

Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

В IV в. нетленные мощи святого первомученика Стефана были обретены. Вот как это произошло. Однажды пресвитеру Лукиану явился в сонном видении благолепный муж, назвавший себя Гамалиилом, и повелел ему испросить у архиепископа Иерусалимского Иоанна благословение на открытие находящихся в земле мощей первомученика Христова Стефана, его, Гамалиила, с сыном Авивом и Никодима. Лукиан, проснувшись, не решился следовать этому видению, не зная, от Бога ли оно. Пресвитер пребывал в посте и молитве, ожидая указания свыше.

Гамалиил снова явился во сне Лукиану, упрекая за промедление. Так продолжалось до трех раз. Тогда пресвитер поверил видению и, возблагодарив Бога, отправился в Иерусалим к архиепископу Иоанну. Архиепископ прослезился от радости и благословил Лукиана на поиски... Как только открыли был гроб первомученика Стефана, земля потряслась, послышалось ангельское пение и благоухание наполнило всю пещеру. Собралось множество народа - и все больные от мощей Стефана получали исцеление. Святыню с честью доставили в Иерусалим.

Прошли годы. Из Константинополя в Иерусалим прибыл благочестивый муж по имени Александр, служивший в царском синклите, с женой своей Иулианией на поклонение святым местам. Здесь он и умер, а перед кончиной завещал жене положить его тело в ковчеге, по всему подобном раке Стефана, к которому он имел горячую веру, и поместить его рядом с ковчегом первомученика. Иулиания исполнила завещание мужа, но впоследствии замыслила возвратиться в Константинополь.

Не желая расставаться с дорогим для нее прахом, она испросила у императора позволение перевезти тело мужа с собою в Константинополь. Но по воле Божией ошиблась. Во время путешествия из Иерусалима в Константинополь многие знамения и чудеса открыли Иулиании, что она везет не тело мужа, а мощи Стефана; однако благочестивая женщина усмотрела в этом Промысел Господень. Когда она плыла на корабле, поднялась страшная буря, угрожая потопить его. В это время зримо для всех явился Стефан и сказал: «Не бойтесь: я с вами». Святой сделался невидим, и буря прекратилась. Ночью над мощами Стефана являлся необыкновенный свет, из ковчега исходило благоухание. Во время путешествия от мощей угодника Божия совершились многие исцеления.

В Константинополе Иулиания немедленно сообщила императору и патриарху о случившемся. Все исполнились радости. Патриарх со всем клиром, сопровождаемый громадными толпами народа, отправились к пристани в сретение мощей первомученика Христова. С честью изнесли святыню с корабля, возложили на колесницу царскую и повезли к царским палатам с пением псалмов и песнопений церковных, причем от нетленных мощей произошли многочисленные исцеления и чудеса. Во время этого торжественного шествия святой Стефан чудесно указал место, где должны быть положены его мощи - там император и повелел поставить каменную обширную церковь в его честь.

Перенесение мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь празднуется Церковью 2 (15) августа.

После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой. Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян. 2: 42–47; 4: 32–34).

Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов : Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая (Деян. 6: 1–6).

Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику.

Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф. 10: 19), вложил в его уста пламенную речь. Диакон напомнил жестокосердным иудеям о неизменной благости и долготерпении Божием к Его народу и о том, что Господь, верный Своему завету с патриархами, всегда приходил на помощь избранным Своим. Многими чудесами, знамениями, победами, обетованиями, великими откровениями, явленными Моисею на Синае и в пустыне, – на протяжении всей истории Израиля Бог всеми силами стремился оторвать избранный Им народ от привязанности к тварному миру и отвратить его от идолослужения. Но народ продолжал упорствовать. Даже когда на землю явился Спаситель и Искупитель, во исполнение обетований, данных патриархам, и предсказаний, произнесенных пророками, иудеи по-прежнему оставались необрезанными сердцем и все так же упрямо не желали ходить путями Духа Святого: «Как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7: 51–52).

Сердце Стефана было при этом до того исполнено благодати Божией, что весь облик его стал подобен ангельскому, из уст лились богодухновенные слова, а на его лице отобразилось небесное сияние, какое Сам Господь явил в день Своего преображения (см.: Мф. 17: 6; Лк. 9: 29). Видя Стефана облеченным в столь неотразимую славу и подобным небесному ангелу (см.: Деян. 6: 15), судьи иудейские пришли в ярость. А перводиакон, подняв глаза к небу, воочию узрел Господа во всем сиянии Его славы, которая будет явлена в конце времен, и воскликнул: «Вот, я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 56). Не в силах стерпеть этого свидетельства прославления Христа как одного из Пресвятой Троицы и Его телесного вознесения на небо, разгневанные иудеи закрыли себе уши и, набросившись на Стефана, вывели его за городские стены и побили камнями.

Святой мученик встретил смерть с радостью и душевным спокойствием, почитая для себя счастьем последовать примеру Учителя. Каждый брошенный в Стефана камень был подобен ступени, возводившей его к созерцанию вечной славы Христовой, которую он успел засвидетельствовать еще при жизни. Непрестанно призывая имя Господне, святой Стефан при своем последнем издыхании успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60, ср.: Лк. 23: 34).

Украсив Церковь драгоценными жемчужинами своей крови, святой Стефан первым ступил на путь в Небесное Царство, проложенный Страстями Господа Иисуса Христа. Своей добровольной смертью за правду святой первомученик стал сопричастником нетленной небесной славы. Явленная же святым Стефаном совершенная любовь к Богу и ближнему, побудившая его простить даже своих палачей, сделала его одним из первейших друзей Божиих. К заступничеству мученика прибегают все те, в ком горит желание также ступить на стезю мученичества и достойно пройти ее до конца. Они ведомы созерцанием сияющего лика первомученика Стефана, свет которого соединяется со светом Вифлеемской звезды.

Мощи его, погребенные благочестивыми людьми, были обретены в 415 году в Кафаргамале священником Лукианом, которому было видение, а затем перенесены в Иерусалим. Там они упокоились в церкви, построенной в честь святого императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего. Впоследствии драгоценная святыня была перенесена в Константинополь, а частицы мощей святого первомученика Стефана быстро разошлись по всему христианскому миру .

Слово «диакон» происходит от греческого глагола διακονεῖν, что значит «служить» – не в смысле службы вышестоящему лицу, но как подражание Христу, добровольно ставшему слугой всех в Своем воплощении (см.: Лк. 22: 27; Ин. 13: 14). Христианское служение является выражением братской любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).

Обретение мощей св. Стефана (415) празднуется 15 сентября, а их перенесение в Иерусалим и затем в Константинополь – 2 августа.

28.08.2013 2 4434

Христианство известно тем, что за время его существования образовалось большое количество легендарных и реальных защитников веры, которые были канонизированы и причислены к лику святых. Почти все святые и мученики приняли насильственную смерть от рук язычников или иноверцев. Первым в ряду христианских мучеников стоит архидиакон из Иерусалима Стефан.

Осмерти мученика Стефана нам известно куда больше, нежели о его рождении и жизни. По противоречивым сведениям, Стефан происходил из «эллинистов», то есть из евреев, живших за пределами Иудеи.

Знаменитый родственник

О Стефане принято говорить, что он приходился родственником Савлу - гонителю христиан, а позже знаменитому апостолу Павлу. Савл, как мы знаем, был родом из киликийского города Таре, происходил из колена Вениаминова и родился в семье фарисеев, имел римское гражданство. Очевидно, что и Стефан принадлежал к тому же еврейскому роду и тоже имел римское гражданство, а если учесть возраст Савла и Стефана, то они могли приходиться друг другу кузенами или дядей и племянником.

Во всяком случае, Стефан тоже был из вполне обеспеченной семьи еврейского священника, родился 25 ноября 10 года до нашей эры, рос послушным и любознательным мальчиком и получил достойное образование. Родным языком он считал греческий. В Житиях также упоминается, что Стефан отправился в странствие по Палестине и завязал знакомство с Иоанном Крестителем, а потом услышал проповеди Иисуса и ими увлекся, и это настолько не понравилось его отцу, правоверному иудею, что тот выгнал Стефана из дома.

С этой поры Стефан странствовал за Иисусом и даже был с тем в момент казни, стоя в отдалении и беззвучно плача. Вообще, если верить Деяниям апостолов, казнь Иисуса оказала на Стефана такое воздействие, что свою дальнейшую жизнь он тесно связал с зарождающейся христианской церковью и с Иерусалимом. Во всяком случае, он жил в общине евреев, вернувшихся на землю предков из греческих городов. Этих евреев называли «эллинистами», поскольку родным для них был греческий язык. Кроме «эллинистов» в Иерусалиме жили также и «местные» христиане.

Между двумя общинами шла постоянная и ожесточенная война. Ссорились, видно, из-за любого пустяка. Ссорились так, что апостолам пришлось ввести в протоцеркви христиан посты диаконов, которым вменялось следить за неотложными бытовыми надобностями в пище или средствах и за тем, чтобы не возникало скандалов и ссор. Всего диаконов назначили семь, Стефан - как главный среди них - назывался архидиаконом. Эту должность он занял по праву, поскольку по своей природе был миротворцем. И с его помощью порядок среди христиан стал восстанавливаться, но тут скандал возник между самим Стефаном и иудаистами. И для архидиакона он завершился смертью.

Побитый камнями

Стефана обвинили в том, что он богохульствовал в иудейском храме. Причем обвинителями оказались не иерусалимские евреи, а «эллинисты», то есть представители диаспоры, осевшие в Иерусалиме. Что же такого сказал Стефан, что его тут же потащили в суд? А он просто повторил слова Иисуса о храме, который тот обещал построить в три дня, и Стефан вдобавок еще пояснил, что речь идет о «нерукотворенном» храме, чем смертельно оскорбил иудеев, поскольку признал, что синагога - храм «рукотворенный».

В то время «рукотворенным» храмом было принято именовать языческие капища и идолов. Конечно, для христианина Стефана синагога была рукотворенным храмом хотя бы потому, что была возведена из камня. И он мог теперь сколько угодно доказывать, что имел в виду под «нерукотворенным» храмом «храм духа», - его слова, да еще произнесенные в синагоге, звучали святотатственно.

Стефан решил все мирно урегулировать. Он, как ученый человек, начал свою защиту с пересказа всей истории еврейского народа и дошел от Авраама до Соломона. Да еще попутно помянул пророка Исайю и его высказывание, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Эффект от такой защиты был обратным. Стефана должны были признать виновным. Но это не значило, что его должны были казнить. Его могли просто изгнать из Иерусалима.

Тем более что случай со Стефаном был в ряду противостояния двух вер не первым и не последним. Многие христиане тайно завидовали богатству и мощи синагог, поскольку сами храмов еще не имели. Но Стефан, очевидно, впадал иногда в религиозный экстаз. И вот, стоя перед судом, он вдруг вскинул руки и стал всем рассказывать, что видит перед своими глазами: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».

Этого было достаточно. Мало того, что он назвал синагогу капищем, попутно обвинил самих судей в убийстве Праведника (Иисуса), так еще и озвучил собственное нечестивое видение, то есть осквернил своими словами слух всех собравшихся. Суд не успел вынести никакого решения - ни справедливого, ни несправедливого. Толпа верующих, и до этого-то зажимавшая уши, чтобы не слушать Стефана, теперь взревела, схватила несчастного, выволокла прочь из храма и забила камнями в долине Иосафатовой за городом.



Хотя суд мог назначить таковую казнь, и это было явлением традиционным, но убийство Стефана было стихийным проявлением ненависти. Впрочем, ненавистью этой толпы умело управлял молодой человек, который еще не стал апостолом - некто Савл. Именно в сцене казни Стефана впервые и появляется в Новом Завете будущий апостол Павел - родственник, который, вероятно, весьма недолюбливал Стефана. Уж не Савл ли и был инициатором этого трагического судебного разбирательства?

Становление святым

Тело убитого Стефана оставили на месте казни, надеясь, что природа и дикие звери быстро сделают свое дело. Но тело и через день оставалось нетронутым, и это был признак праведности. При жизни со Стефаном дружил иудей Гамалиил, который понемногу присматривался к христианству. Узнав о смерти друга, он послал своих людей забрать его тело и похоронить на своей земле, не убоявшись даже обвинений в сочувствии христианам, на которых после этой казни обрушились гонения правоверных евреев.

Посланные за телом принесли мертвого Стефана, Гамалиил отнес друга в пещеру и положил его в гроб. Позже он принял христианскую веру и завещал похоронить себя рядом со Стефаном. В той же пещере удостоились погребения его друг Никодим, тайно исповедовавший христианство, и сын Гамалиила. Все это произошло в первом веке нашей эры. И только в пятом столетии набирающей силы христианской церкви срочно потребовались святые и мученики. Тут-то и вспомнили о Стефане, который по праву должен был занять среди них первое место.

Где эта могила - не знал никто, пока однажды, в 415 году, пресвитеру Лукиану из церкви, расположенной рядом с этой пещерой, не открылось видение. Среди ночи он услышал голос, который ему и сообщил, что могила первого мученика находится совсем недалеко и нужно бы мощи этого мученика отдать церкви. Голос также сообщил, что он и есть Гамалиил, учитель и друг апостола Павла.

Услышав про апостола Павла, Лукиан медлить не стал. Он срочно отправился в Иерусалим и сообщил все архиепископу, а тот велел извлечь святые мощи и перенести их в Сионскую церковь. Позже часть мощей Стефана из этой церкви была перевезена императрицей Евдокией в Константинополь, где и находилась долгое время. Евдокия велела для хранения мощей в Иерусалиме построить церковь, посвященную мученику, - базилику Святого Стефана.

Другую часть забрал в Испанию Павел Орозий, христианский теолог, но до Испании он так и не добрался, и мощи оказались разбросаны по разным городам Северной Африки, где с тех пор утвердился культ святого Стефана. В Средние века мощи святого растащили по кусочкам. Где оказался локоть, где палец, где ступня, где десница, а в Бурже под алтарем кафедрального собора хранится даже сосуд с кровью Стефана. Палец святого оказался даже в нашей Киево-Печерской лавре. Никто не считал, сколько частей тела архидиакона Стефана стали святыми реликвиями. Но можем вас заверить - их намного больше, чем положено иметь человеческому телу.

Николай КОТОМКИН

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры. Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.

Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима (Витторе Карпаччо, 1514, Лувр)

Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое. Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений. Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».

После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением. «Вот, — громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, — я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана.

В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего — Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией. Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Апостол и архидиакон Стефан в 34 году после Р. X. первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет.

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19).

После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Честное тело его лежало без погребения сутки и день: но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его.

Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры .

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана . Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.

В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Тропарь
Подвигом добрым подвизался еси, / первомучениче Христов и апостоле, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, / венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.

Величание
Величаем тя, / страстотерпче святый Стефане, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа претерпел еси.

Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев , живших за границей, т. е. вне Святой Земли . Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи . Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов , главы VI-VIII.


Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев . Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея . В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.



В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого , стоящего одесную Бога» (Деян. VII, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл , которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».

Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около года. По выражению мученика III века Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие » .

Мощи и почитание

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) .

Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем , около года, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия , а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа . Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры .

Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ ямсе претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефана

Молитва первомученику Стефану

Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.
Кондак первомученика и архидиакона Стефана

Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.


Тропарь первомученика и архидиакона Стефана

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси, вопия:// Господи, не постави им греха сего.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана

Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.

Ин тропарь апостола, первомученика и архидиакона Стефана

Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Величание
Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.