Актуальные вопросы развития вооружения и военной. Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире. Информационная работа в ходе боевой подготовки

15.02.2024

Геополитическое положение Российской Федерации

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообще­стве остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны евро­пейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеоб­разным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предо­пределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

Понимание базовых национальных интересов России и основных ин­струментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно - политических отношений. Сегодняш­няя глобальная военно - политическая обстановка характеризуется сочетани­ем двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных эко­номических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных ре­шений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенден­циями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

Россия последовательно выступает за создание такой системы междуна­родных отношений, в которой значение военной силы будет минимизирова­но и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе междуна­родных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успеш­ной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния поли­тического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенден­цией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования но­вых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешне­политических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных Сил , приобретают новые глобальные тенденции:


Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабиль­ность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных опе­раций по применению силы вне традиционных военно-политических орга­низаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформиро­ванных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современ­ной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важ­ными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об ис­пользовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических инте­ресов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполи­тической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международ­ного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмыс­ленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтра­лизации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности воо­руженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных уча­стников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Непра­вительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к активному участию в основных межгосудар­ственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безо­пасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют Процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отноше­ний, а также традиционных межгосударственных организаций.

Строительство Вооруженных сил Российской Федерации является одной из важнейших задач, решаемых государством в рамках организации обороны нашей страны . Вопросы современного состояния Российской армии, направления ее дальнейшего развития являются объектом пристального внимания и предметом для активного обсуждения не только в российском обществе, но и в зарубежных странах.

На характер и масштабы проводимых мероприятий по развитию Вооруженных сил оказывает непосредственное влияние складывающаяся военно-политическая обстановка в мире, которая в современных условиях приобретает все более непредсказуемый и взрывоопасный характер. Снижается порог применения военной силы и грань между войной и миром. Демонстрация или применение военной силы становятся наиболее действенным инструментом в политике.

В этих условиях обеспечение национальной безопасности государства приобретает все более сложный и комплексный характер и затрагивает вопросы стратегического сдерживания, предотвращения региональных конфликтов, борьбы с терроризмом, завоевания информационного превосходства и многое другое. Это подтверждается событиями в Северной Африке, Центральной Азии, Украине, Ближнем Востоке и вокруг Корейского полуострова.

Укрепление спецназа – одна из приоритетных задач военного строительства .

С учетом этого наращивание боевых возможностей Вооруженных сил Российской Федерации является одной из ключевых задач руководства государства. Вооруженные силы, безусловно, должны быть готовы и способны обеспечить отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории в любых условиях складывающейся военно-политической обстановки.

За последние годы руководством страны проведена масштабная работа по оздоровлению Вооруженных сил, по выводу их на уровень, который позволяет обеспечить военную безопасность России в современных условиях. Она носила разноплановый характер и затрагивала все аспекты жизнедеятельности армии и флота. Анализ полученных результатов подтверждает правильность избранного курса.

Строго в мировом тренде

Полностью оправдали себя решения по созданию межвидовых группировок войск на стратегических направлениях, а также Войск воздушно-космической обороны. Важным практическим шагом стало формирование соединений и воинских частей постоянной готовности. Они в полном объеме готовы решать задачи по боевому предназначению. Существующая структура Вооруженных сил Российской Федерации на данный момент обеспечивает эффективное управление войсками (силами) при выполнении задач в мирное и военное время.

Как известно, в настоящее время в состав Вооруженных сил РФ входят :
— центральные органы военного управления;
— три вида вооруженных сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот;
— три рода войск вооруженных сил – Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска;
— а также войска (силы), не входящие в виды и рода войск Вооруженных сил.

Следует отметить, что развитие вооруженных сил любого государства – это непрерывный процесс, который осуществляется постоянно и имеет общемировую практику. Аналогичные преобразования происходят в вооруженных силах ведущих зарубежных стран – США, Германии, Франции, Великобритании, Китая. Меняется мир, экономические и политические условия, создаются новые образцы вооружения, военной и специальной техники и, как следствие, меняются вооруженные силы, совершенствуется их организационно-штатная структура, состав, количественно-качественные показатели, система подготовки, обучения и комплектования.

Соответственно и мы должны с учетом анализа всех факторов и условий (прогноза развития военно-политической обстановки, изменений характера вооруженной борьбы, направлений развития вооруженных сил ведущих иностранных государств, социально-экономических, демографических факторов) определить вектор военного строительства и задать целевые установки по количественно-качественным характеристикам Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в течение 2013–2014 годов провел серию совещаний в городе Сочи с руководящим составом Минобороны России и представителями ОПК по вопросам состояния и перспектив развития Вооруженных сил. На этих совещаниях были определены основные направления дальнейшего развития армии и флота. Наиболее актуальные вопросы были рассмотрены на заседании Совета безопасности Российской Федерации 5 июля 2013 года. Обозначены основные направления совершенствования военной организации государства на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, в том числе направления развития Вооруженных сил.

Что предстоит сделать

Основными направлениями являются:
– развитие стратегических ядерных сил;
– наращивание боевых возможностей межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;
– совершенствование системы управления Вооруженных сил;
– повышение эффективности системы воздушно-космической обороны;
– оснащение войск современным вооружением и военной техникой;
– совершенствование военной инфраструктуры;
– повышение эффективности подготовки войск (сил);
– решение социальных вопросов военнослужащих и членов их семей.

Первоочередной задачей для Минобороны России является обеспечение приоритетного развития стратегических ядерных сил . Основу стратегических ядерных сил составляют Ракетные войска стратегического назначения, оснащенные ракетными комплексами стационарного и мобильного базирования. В рамках реализации государственной программы вооружения спланировано перевооружение РВСН на перспективный ракетный комплекс стратегического назначения , обладающий повышенными возможностями по преодолению глубокоэшелонированной противоракетной обороны. К 2021 году доля современных образцов ракетного вооружения в РВСН будет доведена до 100%.

Морские стратегические ядерные силы, включающие подводные лодки стратегического назначения Северного и Тихоокеанского флотов, постоянно несут дежурство в пунктах базирования и районах боевого патрулирования. К 2021 году в состав морских СЯС планируется включить семь новых ракетных подводных лодок стратегического назначения.

В части авиационных стратегических ядерных сил до 2021 года запланирована модернизация всего парка стратегических бомбардировщиков, а также разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации и авиационных средств поражения нового поколения.

Следующей задачей является совершенствование межвидовых группировок войск военных округов с учетом самодостаточности их состава по боевым и обеспечивающим соединениям, а также поддержание необходимого уровня их боевой способности . Мероприятия развития будут направлены на повышение огневой мощи, мобильности и автономности соединений, совершенствование систем разведывательно-информационного обеспечения. Особое внимание будет уделено повышению возможностей подразделений специального назначения.

До конца 2020 года спланировано оснащение соединений и воинских частей перспективными образцами вооружения и военной техники, в том числе беспилотными летательными аппаратами, роботизированными комплексами и боевой экипировкой военнослужащего. На вооружение поступят новые системы реактивной и ствольной артиллерии с увеличенными дальностью и точностью поражения целей. Все ракетные бригады Сухопутных войск планируется перевооружить на современный .

Повышение эффективности систем вооружения будет реализовываться за счет применения нанотехнологий, альтернативных видов топлива, метательных зарядов, защитных материалов, обеспечивающих снижение заметности и увеличение защитных свойств образцов вооружения.

Развитие соединений и воинских частей Военно-морского флота будет направлено на наращивание боевого потенциала за счет приема в боевой состав многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок новых проектов, кораблей дальней и ближней морских зон, вооруженных высокоточным оружием. Особое внимание уделяется Арктике. На основе Северного флота планируется создать межвидовую группировку войск и сил, отвечающую за военную безопасность в Арктическом регионе .

С включением в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя приняты дополнительные решения по повышению боевых возможностей Черноморского флота. На территории полуострова Крым планируется иметь межвидовую группировку войск и сил, способную гарантированно обеспечить военную безопасность в этом важном для России регионе .

Основу вооружения корабельных сил ВМФ на период до 2020 года составят высокоточные крылатые ракеты большой дальности, гиперзвуковые крылатые ракеты. На вооружение кораблей поступят роботизированные средства различного назначения, в том числе автономные необитаемые аппараты. После 2020 года планируется создание перспективных боевых кораблей, глубоководных морских систем нового поколения, развертывание в районах военно-морских баз роботизированных систем для выполнения комплекса задач противоминного и противоподводно-диверсионного обеспечения, а также мониторинга подводной среды.

Смещение акцентов вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу обуславливает необходимость наращивания боевых возможностей системы воздушно-космической обороны страны . Ее основу составляют Войска воздушно-космической обороны, авиационные соединения и соединения противовоздушной обороны военных округов. На их вооружение поступят перспективные радиолокационные станции системы предупреждения о ракетном нападении и зенитные ракетные комплексы с повышенными боевыми возможностями.

Интенсивная боевая учеба идет в войсках практически непрерывно и буквально во всех подразделениях.

Повышение боевых возможностей авиационных соединений и воинских частей предусматривается путем переформирования существующих авиационных баз в авиационные дивизии, авиационные полки и бригады армейской авиации, которые планируется размещать с учетом перспективной системы базирования авиации . Будет создана единая система зенитного ракетного оружия, автоматизированная радиолокационная система и перспективная автоматизированная система управления авиацией и ПВО. Станет возможным перехват боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов.

Кроме того, предполагается завершить формирование сплошного радиолокационного поля по границам России во всем диапазоне высот . Количественный и качественный состав орбитальной группировки космических аппаратов различного назначения позволит Вооруженным силам в полном объеме решать задачи информационного обеспечения действий группировок войск (сил) в части разведки, связи и боевого управления.

В перспективе на вооружение войск поступят средства обнаружения и распознавания целей на новых физических принципах.

Планируется развитие системы средств выведения космических аппаратов, обеспечивающей независимость космической деятельности Российской Федерации от иностранных государств.

Повышение боевых возможностей Воздушно-десантных войск для оперативного выполнения задач по пресечению кризисных ситуаций предусматривается за счет увеличения состава соединений и воинских частей и оснащения их современными вооружением и военной техникой.

Оборонный потенциал возрастет многократно

Повышение уровня боевой мощи Вооруженных сил в значительной степени зависит от роста качества управления ими. Поэтому задача по созданию перспективной системы управления и единого разведывательно-информационного пространства Вооруженных сил Российской Федерации является для нас приоритетной.

В целях совершенствования системы управления Вооруженными силами, а также военной организацией государства в целом в соответствии с решением президента РФ с 1 апреля 2014 года начал функционировать Национальный центр управления обороной Российской Федерации . Сеть аналогичных центров развертывается на региональном и территориальном уровнях в военных округах, объединениях и соединениях. Для обеспечения работы центров создается многоуровневая система автоматизированного управления и формируется единое информационное пространство. В перспективе создаваемая система охватит все звенья управления Вооруженными силами, а также позволит скоординировать усилия всех министерств и ведомств, участвующих в обороне Российской Федерации.

К 2021 году мы должны создать перспективную автоматизированную систему управления Вооруженными силами и объединенную автоматизированную цифровую систему связи.

В новой АСУ на каждом уровне в реальном масштабе времени будет автоматически формироваться и отображаться фактическая обстановка. На основе анализа постоянно обновляемых данных система должна в короткое время (часы, минуты) предлагать командующему (командиру) несколько возможных вариантов действий войск и огневого поражения.

За счет интеллектуальной поддержки, сокращения цикла управления, повышения информированности командиров и штабов планируется повысить боевой потенциал войск на 30–40%. После 2020 года предусматривается наращивание возможностей системы управления за счет интеллектуализации программного обеспечения, интеграции в нее перспективных образцов ВВСТ, в том числе роботизированных.

Повышение боевых возможностей Вооруженных сил напрямую связано с их оснащением современными образцами вооружения и военной техники . Для решения этой задачи в рамках реализации государственной программы вооружения в период 2014–2020 годов планируется закупить более 650 самолетов и около 1 тыс. вертолетов, в соединения Сухопутных войск и Военно-морского флота ожидается поступление более 5 тыс. единиц вооружения и военной техники и более 70 современных боевых кораблей и многоцелевых подводных лодок.

Учитывая возрастающую роль и значение высокоточного оружия, до 2021 года планируется увеличить число носителей средств высокоточного оружия большой дальности в четыре раза, а крылатых ракет большой дальности различного базирования – более чем в 30 раз . В целях совершенствования системы разведывательно-информационного обеспечения спланировано поэтапное оснащение Вооруженных сил комплексами с беспилотными летательными аппаратами различной классификации. Планируется закупить более 4 тыс. БПЛА различного назначения . В целом реализация государственной программы вооружения позволит к концу 2020 года довести в Вооруженных силах долю современных образцов вооружения и военной техники до 70–100%.

Особое внимание уделяется созданию перспективной системы базирования войск. Спланировано создание (реконструкция) военных городков с современной социально-бытовой инфраструктурой.

Для новых видов вооружения и военной техники предусматривается построить около 100 объектов , в том числе для размещения ракетных комплексов «Искандер», ракетных подводных лодок стратегического назначения, аэродромов, радиолокационных станций различного назначения и других объектов инфраструктуры.

К 2016 году планируется обустроить более 300, а к 2020 году – все имеющиеся военные городки . На их территории предполагается построить свыше 3 тыс. различных объектов. Это казармы, парки боевых машин, столовые, а также учебные, спортивные и бытовые сооружения.

В целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике в ближайшие годы планируется восстановить аэродромы и причальные сооружения на островах и побережье региона.

Современные вооружение и военная техника, новые формы и способы ведения военных действий требуют соответствующего уровня подготовки органов военного управления и войск (сил).

Новые подходы к подготовке войск

В настоящее время планирование мероприятий боевой подготовки осуществляется таким образом, чтобы каждый учебный год заканчивался проведением бригадных тактических учений применительно к задачам по предназначению. Для повышения качества боевой подготовки в плановом порядке осуществляется обновление ее учебно-материальной базы.

В течение 5 лет спланировано создать в каждом военном округе по одному межвидовому центру подготовки, сформировать современные горный, наземный и морской авиационные полигоны, обустроить более 110 полигонов и учебных комплексов. Предусматривается оснастить современными техническими средствами обучения около 200 соединений и воинских частей. Для этого будет закуплено более 230 тренажеров и 460 комплектов полигонного оборудования.

В целях распространения передовых методов обучения военнослужащих, совершенствования их боевого мастерства в Вооруженных силах восстановлена система состязательности. Внедренные в практику подготовки войск конкурсы по воздушной выучке летных экипажей объединений Военно-воздушных сил «Авиадартс», а также Всеармейские (международные) соревнования танковых взводов и экипажей «Танковый биатлон» вызывают большой интерес в обществе.

Для объективной оценки состояния Вооруженных сил будет продолжена практика проведения внезапных проверок боевой готовности войск (сил) . Это позволяет получать объективную картину состояния армии и флота, оценивать их возможности по выполнению задач по предназначению и самое важное – оперативно реагировать на выявленные в ходе проверок недостатки.

Новые подходы к подготовке и применению войск определяют требования к деятельности военно-научного комплекса. Его работа должна быть направлена на выполнение задач по научному обеспечению обороны государства. Основные усилия планируется сосредоточить на наиболее наукоемких и актуальных направлениях, к которым относятся развитие сил стратегического сдерживания и системы воздушно-космической обороны, разработка робототехнических комплексов военного назначения, создание перспективной телекоммуникационной инфраструктуры Вооруженных сил, а также средств информационной борьбы.

Для обеспечения этой задачи завершается создание единой базы научных знаний, в которую войдут все имеющиеся и ожидаемые результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в области обороны. Особое внимание уделяется подготовке научных кадров и укреплению потенциала научно-исследовательских организаций, восстановлению престижа и статуса военного ученого, а также созданию эффективной системы подготовки исследователей и развитию научных школ.

В течение 2014–2015 годов в условиях сложной демографической обстановки в стране предстоит решить задачу поддержания укомплектованности Вооруженных сил личным составом на уровне 95–100% . Решение этой проблемы предусматривается за счет увеличения количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов). До 2021 года планируется иметь более 500 тыс. военнослужащих этой категории. В приоритетном порядке ими укомплектовываются должности по эксплуатации сложного и дорогостоящего вооружения и военной техники, плавсостав ВМФ, боевые подразделения ВДВ, специального назначения и сержантский состав.

Особое внимание уделяется социальному аспекту развития Вооруженных сил . Будет продолжена реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа и привлекательности военной службы. Планируется завершить формирование пакета социальных гарантий военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. В ближайшее время предполагается полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильем и перейти на единовременные выплаты денежных субсидий военнослужащим для покупки квартир. В плановом порядке создается фонд служебного жилья.

Определены меры по патриотическому воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи . В целях популяризации военной службы и повышения ее престижа значительное место отводится культурным мероприятиям. Среди них уже ставшие популярными международные военно-музыкальные фестивали «Спасская башня» и «Амурские волны», Всероссийский фестиваль народного творчества «Катюша» и многие другие.

Продолжится практика ежегодного проведения Спартакиады Минобороны России между суворовскими военными училищами и кадетскими корпусами по военно-прикладным видам спорта. Воссоздается сеть культурно-досуговых учреждений Вооруженных сил.

Для открытого и конструктивного взаимодействия с гражданским обществом планируется издать книгу о Вооруженных силах Российской Федерации, завершается создание фундаментального многотомного труда «Великая Отечественная война 1941–1945 годов».

Выполнение этих задач позволит Вооруженным силам Российской Федерации занять достойное место в числе передовых армий ведущих государств мира. При этом они будут способны гибко реагировать на изменения внешне- и внутриполитической обстановки в новых и перспективных формах и способах ведения военных действий с учетом современных и прогнозируемых вызовов и угроз национальным интересам Российской Федерации.

/Валерий Герасимов, НГШ ВС РФ, первый зам.министра обороны РФ, генерал армии, nvo.ng.ru /

В настоящее время особо быстрыми темпами развивается процесс информатизации судебной системы, который является одним из главных направлений реформы судебной деятельности. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Гусев рассказал порталу ГАРАНТ.РУ об актуальных тенденциях развития информационно-технического обеспечения отправления правосудия на современном этапе.

Александр Владимирович, подводя итоги прошедшего 2017 года, расскажите, пожалуйста, о последних значимых результатах развития единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей за этот период и о ближайших планах на 2018 год?

Из наиболее значимых результатов 2017 года в первую очередь следует отметить, что с 1 января 2017 года граждане России впервые с помощью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" получили возможность подавать юридически значимые иски в электронном виде, а также получать из суда юридически значимые документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

С начала 2017 года по состоянию на середину ноября 2017 года гражданами на сайтах федеральных судов общей юрисдикции было активировано более 110 тыс. личных кабинетов с использованием общегосударственного сервиса Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), подано более 200 тыс. юридически значимых документов в электронном виде. Модернизирована подача исков в электронном виде и в федеральные арбитражные суды, с 2017 года подаваемые документы также стали юридически значимы. В обоих случаях с 2017 года заявитель посредством личных кабинетов, расположенных на официальном сайте суда в сети Интернет, может получить юридически значимое решение суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В качестве ближайшей перспективы рассматривается обеспечение технической возможности подачи документов в электронном виде для судебных участков мировых судей. Основная сложность здесь заключается в законодательном разграничении полномочий между Судебным департаментом и региональными органами исполнительной власти в вопросах нормативно-распорядительного и материально-технического обеспечения работы мировых судей. Судебным департаментом уже разработана концепция интеграции судебных участков мировых судей в единое информационное пространство ГАС "Правосудие", в настоящее время проходит апробация предложенных организационных подходов и отдельных программно-технических решений в ряде пилотных регионов.

Другим приоритетным направлением является обеспечение возможности электронного взаимодействия юридическими лицами как через официальные сайты судов через сервис личного кабинета юридического лица, так и с использованием Единой системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ).

Александр Владимирович, расскажите о результатах работы по обеспечению автоматизированного межведомственного взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации с использованием СМЭВ? Что еще следует улучшать (совершенствовать) в этом направлении?

Работы по разработке и развитию сервисов СМЭВ активно ведутся.

На данный момент разработаны следующие сервисы межведомственного взаимодействия в электронном виде:

  • электронный сервис взаимодействия с ФССП России;
  • электронный сервис взаимодействия с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах;
  • электронный сервис взаимодействия с Росреестром. Вышеуказанные электронные сервисы проходят опытную эксплуатацию и готовятся к внедрению.

Также ведутся разработки новых сервисов СМЭВ:

  • электронный сервис взаимодействия с ФНС России;
  • электронный сервис предоставления сведений об исполнительных документах;
  • электронный сервис направления сведений о признании информации запрещенной к распространению в Роскомнадзор.

Судебным департаментом в целях эффективного взаимодействия в рамках реализации отдельных положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " ", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ " ", Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 " ", Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации " заключено соглашение с ФНС России.

В результате заключения указанного соглашения Судебный департамент осуществляет взаимодействие с ФНС России по вопросам реализации положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в электронной форме с использованием СМЭВ.

Расскажите о том, как идет на данный момент апробация отечественных программных решений на основе бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом?

Пробуем отечественные решения на основе программного обеспечения с открытым кодом системы управления базами данных PostgreSQL в части модернизации интернет-сайтов федеральных судов.

Каковы перспективы развития системы ГАС "Правосудие" в части модулей взаимодействия с истцами и заявителями?

Для истцов и заявителей в части электронного правосудия в ближайшее время будут доступны такие сервисы, как информирование участников процессов об изменении статуса поданных обращений (заявления, ходатайства, жалобы) посредством рассылки уведомлений на электронную почту и SMS-сообщений на мобильные телефоны операторов сотовой связи Российской Федерации.

В личном кабинете заявителя будет реализована возможность расчета госпошлины при подаче исковых заявлений с возможностью формирования платежной квитанции по форме ПД-4, а также возможность электронной оплаты госпошлины.

Ведутся постоянные улучшения в части доработки сервиса для взаимодействия с истцами и заявителями.

Александр Владимирович, расскажите о работе по обеспечению возможности получения доступа к сервисам судебной системы Российской Федерации через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ)?

Работы по выводу сервисов судебной системы Российской Федерации на ЕПГУ активно ведутся. Определены первые сервисы для вывода на ЕПГУ – это сервис "Получение информации о подсудности гражданских и административных дел судам" и сервис "Подача процессуальных документов в суд" (заявления, жалобы, представления, исковые заявления, административные исковые заявления и иные документы в электронном виде).

На заседании Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Минкомсвязи России дано поручение в срок до 1 декабря 2017 года внести в Правительство РФ проект изменений в федеральные законы, направленные на обеспечение возможности размещения информации о деятельности органов судебной власти Российской Федерации на ЕПГУ.

Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) субъекты права имеют возможность получить доступ к сервису "Электронное правосудие" в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" на сайте суда для дальнейшей подачи в суды общей юрисдикции документов в электронном виде по правилам, предусмотренным , в том числе в форме электронного документа, утверждённым , в том числе в форме электронного документа, утвержденным .

Александр Владимирович, насколько, на Ваш взгляд, повысилась в последнее время доступность информации о деятельности судов?

На официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов Судебного департамента в сети Интернет обеспечена постоянная (круглосуточная) доступность информации для пользователей, доработано программное обеспечение вышеперечисленных интернет-сайтов, поисковые механизмы для совершенствования доступа к получению информации.

На сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента внедрено специальное программное обеспечение "Счетчик обращений "Спутник" и выполнена регистрация в системе "Спутник Аналитика"; обеспечена поддержка рабочих мест пользователей в органах Судебного департамента, подключенных к закрытой части ресурса сетевого справочного телефонного узла (ССТУ.РФ), реализующих задачу предоставления информации о результатах рассмотрения обращений на ресурсе ССТУ.РФ.

Для реализации потребности граждан, общества в свободном доступе к информации, касающейся правосудия и деятельности судов, функционируют официальные сайты судов.

В настоящее время проведена значительная работа по технологическому совершенствованию работы арбитражных судов, в том числе и в вопросах функционирования сайтов арбитражных судов. На сайтах федеральных арбитражных судов размещен функционал всех используемых систем автоматизации судопроизводства, позволяющий фиксировать все события, сопровождающие прохождение судебного дела от его поступления до рассмотрения по существу. Обеспечена постоянная (круглосуточная) доступность информации, содержащейся на официальных сайтах. Совершенствуется программное обеспечение и информационное наполнение интернет-сайтов (версия для мобильных устройств), улучшаются поисковые механизмы.

Доступность информации обеспечивается также посредством предоставления, как участникам процесса, так и лицам, не являющимся лицами, участвующими в деле, права фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены процессуальным законодательством (письменная форма, аудиозапись, фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода судебного разбирательства), и создания судами равных условий для реализации такого права.

Кроме того, в целях обеспечения надлежащего доступа к правосудию в судах широко используются системы аудиозаписи судебных заседаний. Созданы условия для работы системы видеотрансляции судебных заседаний.

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных задачах, стоящих перед Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и судами общей юрисдикции в настоящее время? Какие трудности возникают в процессе их реализации на практике?

Принятые 23 июня 2016 г. федеральные законы № 190-ФЗ " " (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) и № 209-ФЗ " " (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) поставили перед Судебным департаментом ряд задач, для решения которых необходимы большие финансовые затраты.

Наиболее острыми проблемами являются необходимость оборудования помещений для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в каждом из 2290 судов районного звена, а также недостаточность бюджетного финансирования на составление списков кандидатов в присяжные заседатели.

После вступления в силу названных федеральных законов ежегодно районными судами и гарнизонными военными судами с участием коллегии присяжных заседателей могут рассматриваться около 16–17 тысяч дел (среднее значение количества дел соответствующей категории за последние годы по данным статистической отчетности).

В связи с этим необходимо отметить, что независимо от фактического количества уголовных дел, которые будут рассматриваться районными судами и гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей, закон диктует необходимость создания надлежащих условий для рассмотрения указанной категории дел в каждом без исключения суде данного звена судебной системы.

Иной подход к решению указанного вопроса неизбежно повлечет нарушение конституционных гарантий, закрепленных в , согласно которым никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, а обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Особенности порядка участия присяжных заседателей в отправлении правосудия, установленные процессуальным законодательством, должны строго соблюдаться при разработке и реализации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и помещений судов как при строительстве новых зданий судов, так и при проведении перепланировки, перепрофилировании (смены функционального назначения) существующих помещений.

Несоблюдение требований в том или ином суде содержит значительные риски нарушения уголовно-процессуального закона, что является безусловным основанием отмены судебного решения.

Изложенные обстоятельства диктуют необходимость оборудования в каждом районном суде и гарнизонном военном суде как минимум одного зала для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, для чего требуется дополнительное финансирование из федерального бюджета.

Данная позиция была обоснована Судебным департаментом еще на стадии подготовки и рассмотрения законопроекта о введении института присяжных заседателей в судах районного звена, однако Минфином России поддержана не была.

Учитывая сроки, установленные законодательством для введения суда присяжных в судах районного звена, объем работы по перепланировке помещений и созданию необходимых условий для рассмотрения указанной категории дел, отсутствие дополнительного финансирования, Судебный департамент вынужден был проводить эти работы в 2017 году в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на проведение капитального ремонта зданий судов.

Несмотря на отсутствие дополнительного финансирования на оборудование в районных судах и гарнизонных военных судах залов судебных заседаний для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, необходимые мероприятия по оборудованию в районных судах и гарнизонных военных судах помещений для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей проводятся во всех субъектах Российской Федерации. Осуществлены закупки и заключены государственные контракты на приобретение мебели, в том числе барьеров (кафедр) для присяжных заседателей.

По вопросу финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели (далее – переданные полномочия по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели) необходимо отметить следующее.

В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение переданных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

При этом согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ " " (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) представления о необходимом для работы соответствующих судов субъекта Российской Федерации числе кандидатов в присяжные заседатели вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее – председатели областных и равных им судов).

Правовым основанием предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для финансового обеспечения полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации является .

Однако предусмотренные законодательством гарантии независимости и неприкосновенности не предполагают абсолютную "информационную изоляцию" присяжного заседателя. Доступ присяжного заседателя к информационным ресурсам, новостным лентам и иным источникам информации законом в настоящее время не ограничивается.

Проводится ли работа по обеспечению судей служебным оружием? Как данный вопрос регламентирован на законодательном уровне?

Работа по обеспечению судей служебным оружием проводится органами внутренних дел Российской Федерации на основании Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 15-ФЗ " " (далее – Закон № 15-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1575 " ".

Cудья, желающий получить оружие, может обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника органа внутренних дел по месту нахождения суда с представлением документов, удостоверяющих его личность, должностное положение и место жительства, а также медицинское заключение об отсутствии у него противопоказаний к владению оружием по форме, установленной Минздравом России.

Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимается начальником органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Согласно судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном . Вместе с тем обеспечение судей служебным оружием в компетенцию Судебного департамента не входит.

21 апреля 2017 года Военный институт МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с ВЭС ВКС (Вневедомственный экспертный совет по вопросам Воздушно-космической сферы) провел II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы развития вооружения, военной и специальной техники войск противовоздушной и противоракетной обороны, Космических войск Воздушно-космических сил».

В работе конференции приняли участие более 90 человек, в том числе более 30 студентов и аспирантов Университета, более 30 сотрудников Военного института и Университета, более 30 представителей внешних организаций: ЦВСИ ГШ ВС РФ, ВАГШ МО РФ, ВА ВКО им. Г.К. Жукова, ФГБУ «46 ЦНИИ» МО РФ, ФГУП «18 ЦНИИ» МО РФ, НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ, НИЦ (г. Тверь) ЦНИИ ВВКО МО РФ, ФГБУ ГНИИЦ РТ МО РФ, 3 научная рота Космических войск ВКС, ОАО «НПК «НИИДАР», ОАО «Системы прецизионного приборостроения», АО МЦСТ, ФГБУН «Институт динамики геосфер РАН», ОАО «ГПТП «Гранит», ВЭС ВКС.

С приветствием к участникам конференции обратились первый проректор - проректор по учебной работе Борис Падалкин и исполнительный директор ВЭС ВКС, кандидат военных наук, действительный член Академии инженерных наук имени A.M. Прохорова, профессор Академии военных наук РФ Игорь Косяк. В ходе работы конференции было заслушано 27 научных докладов и сообщений, в рамках которых коллективно обсуждены результаты и задачи подготовки специалистов для НИУ МО (д.т.н., доцент, профессор Старчак С.Л., ВИ МГТУ им. Н.Э. Баумана) с учетом:

перспектив создания и развития информационных средств ВКС (д.т.н., с.н.с. Якубовский С.В., НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ и их имитационно-тренажерных комплексов (Бугаев В.С., ОАО «НПК «НИИДАР»; Мушкарин Е.Ю., Кабардинский А.Ю., к.т.н. Мещеряков В.Д., ВИ МГТУ им. Н.Э. Баумана; Дидковский С.В., ВА ВКО им. Г.К.Жукова);
перспектив развития отечественной вычислительной техники «Эльбрус» (Горшенин М.В., АО МЦСТ), современных методов разработки и испытаний программного обеспечения (к.ф.-м.н. Соколов А.П., РК-6 МГТУ им. Н.Э. Баумана; Яропов Д.В., НИИЦ (г. Москва) ЦНИИ ВВКО МО РФ);
результатов разработки и использования математических моделей сложных образцов ВВСТ ВКС и условий их применения (д.т.н, профессор Козлов С.И., ФГБУН ИДГ РАН; Самодов И.О., ФГБУ «46 ЦНИИ» МО РФ; Васенков С.В., Кузнецов Т.В., Яковчук Е.А. 3 научная рота КВ ВКС; Поздняков А.Ю., Седов М.Е., МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Участники конференции отметили научную и практическую значимость результатов исследований ряда проектов, выполненных студентами Университета:

Баюш Анна Анатольевна (группа ЮР-44) «Перспективы развития космических субботников и правовые коллизии»;
Биюшкина Татьяна Сергеевна (группа СМ2-121), Зайцева Александра Андреевна (группа ПС2-101) «Космический комплекс технического обслуживания»;
Полянский Владимир Витальевич (группа РЛ2-64Б), Перфильев Сергей Сергеевич (группа ИУ8-104), Вернигор Никита Александрович (группа РЛ2-89) «Имитационный комплекс для исследований эффективности функционирования ОЭА КА КСг»;
Куликов Андрей Валерьевич, Муратов Владислав Игоревич (группа ИУ8-83) «Обеспечение безопасности внешнего периметра сети АСУ предприятия».

Эти студенческие проекты рекомендованы для представления на конкурс НИРС Университета, конкурс научных работ студентов, проводимый ВЭС ВКС, а также на Всероссийский инновационный молодёжный научно-инженерный форум «Политехника».
Доклады участников будут опубликованы в сборнике научно-методических материалов конференции.

Как и любой социальный институт государства, Вооруженные Силы испытывают на себе все катаклизмы общественно-политического и социально-экономического характера, переживаемые Россией в последние десятилетия. В связи с этим существенно обострился и требует оперативного решения ряд социальных проблем.

Во-первых , состав Вооруженных Сил ныне пока ещё не отражает структуру населения страны. В современной Российской Армии до 90% призывников - выходцы из семей, чье положение резко ухудшилось за время реформ: работники государственных предприятий, сельского хозяйства, городской интеллигенции и служащих.

Служба в армии и на флоте стала уделом социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения. Как и на заре создания рабоче-крестьянской Красной Армии, происходит формирование Российской армии по классовым признакам. А к чему приводит столкновение классово разнородных сил, история демонстрирует массу примеров.

Во-вторых , налицо снижение качественных характеристик призывного контингента. Можно говорить о социальной деградации прибывающего пополнения. Это прежде всего проявляется в ухудшении здоровья, снижении уровня образования, культуры, нравственно-психологических качеств. Серьезной проблемой стали алкоголизм и наркомания, а физическая пригодность призывного контингента упала до предельного уровня. Все это следствие ухудшения генофонда нации.

Таким образом, налицо ситуация, при которой институт, функционально призванный защищать все общество, комплектуется самыми слабыми и непригодными для службы в армии.

В-третьих , произошло резкое снижение положительной мотивации молодежи на военную службу.Количество «отказников» увеличивается. Снижение престижа военной службы в общественном мнении прежде всего связано с разбалансировкой процесса боевой учебы, «дедовщиной», выполнением армией «полицейских функций», ведением боевых действий в горячих точках, в том числе внутри страны, деградацией кадрового состава, плохим материально-техническим обеспечением Вооруженных Сил.

Как показывают результаты социологических исследований, в качестве основных причин нежелания служить в армии и на флоте называются: негативные явления во взаимоотношениях между военнослужащими, проходящими службу по призыву; осознание своей второсортности в связи с необходимостью заниматься таким непрестижным делом, как военная служба; отсутствие интереса к военной профессии и освоению воинских специальностей; опасения за свою жизнь и состояние здоровья.

В-четвертых, оказались незавершенными реформирование системы комплектования и структуры Вооруженных Сил. Еще в 1992 г. юридически была определена принципиальная возможность альтернативной службы граждан России, а в 1996 г. подписан Указ Президента о переходе с весны 2000 г. на комплектование Вооруженных Сил исключительно на контрактной основе.

Однако и ныне в Российской армии проходят службу как военнослужащие по призыву, так и военнослужащие, заключившие контракт. Как определяется в Военной доктрине России, совершенствование системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, будет происходить с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По мере создания необходимых социально-экономических условий, будет увеличиваться доля военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров. Безусловно, нынешний порядок комплектования Вооруженных Сил будет совершенствоваться.

Главной целью формирования оборонного сознания является понимание социальной значимости и объективной необходимости вооруженной защиты своей страны от посягательств на нее извне. При этом важно исходить не из чувства классового антагонизма, а из гуманных общечеловеческих ценностей. Не образ врага, не ненависть должны вести личность к добросовестному и честному выполнению своего воинского долга, а любовь к Родине, чувство внутреннего сопереживания вместе со всеми соотечественниками за ее судьбу.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что знание даже самых известных событий российской истории сейчас демонстрируют не более 10% юношей призывного возраста. Труды Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева — тех, кто ближе стоял к прошлому страны и обладал высочайшим историческим и литературным талантом, возвращенные народу памятники русской старины, реставрируемые древние крепостные валы, величественные храмы, где благословлялись ратники на бой и где они клялись не жалеть «живота своего» во имя Отечества, мемориальные знаки, шедевры зодчества и архитектуры, созданные умелыми руками искусных мастеровых, — все это еще раз напоминает о славном былом: героическом и трагическом, о таланте, благородстве и милосердии.

Исключительно важно донести до сознания молодежи глубинный смысл традиций чести, благородства и собственного достоинства, свойственных русскому офицерскому корпусу.

В-шестых , данные ежегодного мониторинга социально-экономического положения военнослужащих фиксируют факт некоторого повышения жизненного уровня семей кадровых военнослужащих. Более двух третей офицеров оценивают свое материальное положение как посредственное.

Повышение уровня денежного содержания военнослужащих не столь заметно обеспечивают рост их материального достатка, не компенсируют повышение цен на основные продукты питания. Семьи кадровых военнослужащих практически балансируют на грани далеко не высших стандартов прожиточного минимума.

Напомним, что к концу последнего десятилетия XX в. в российском обществе сформировалась ситуация, когда около четверти семей офицеров и почти половина проходящих военную службу по контракту семей прапорщиков (мичманов), сержантов и рядовых оказались за критической чертой бедности (индекс уровня жизни меньше единицы), а семьи женатых молодых офицеров и семьи офицеров и прапорщиков (мичманов) из четырех и более человек влачат поистине жалкое существование.

В-седьмых , до недавнего времени уровень материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, интенсивность и продолжительность маневров, учений, морских походов пагубно сказывались на уровне профессионализма военнослужащих, размывая в их сознании понимание необходимости поддержания высокой степени боеготовности войск (сил) в современных условиях.

Такое положение подрывало интерес военнослужащих к освоению современной военной техники, являющийся одним из ведущих мотивов не только служебной деятельности, но и формирования личности. По мнению военнослужащих, недостаточное материально-техническое снабжение, устаревшая военная техника и вооружение, утрата веры в необходимость и престижность ратного труда явились источниками социального напряжения в армии. До 70% офицеров и прапорщиков заявляли о том, что подразделения, в которых они служат, не способны выполнять боевые задачи.

В-восьмых , возникшее противоречие между привнесенной извне идеей индивидуализма и внутренней коллективистской природой российской военной общности приобрело весьма острый характер. Произошла значительная ценностная переориентация военнослужащих.

Либеральная идея с ее индивидуализмом, жестко сопряженным в сегодняшних условиях с крайним эгоцентризмом, оказалась одним из основных негативных факторов, воздействующих на Вооруженные Силы России. Процесс индивидуализации сознания, весьма болезненно проходящий в обществе, для армии стал одной из причин ее деморализации.

Мотив «защищать Отечество и ради этой цели выполнять свой долг» вытеснялся перспективой достижения высокого материального положения. Резкая смена прежних общесоциальных и собственно армейских ценностей на новые, весьма неясные по своему содержанию и направленности, привели к растерянности, порождению апатии, нигилизма личного состава. Ликвидация прежней воспитательной системы в армии серьезно усугубила проблему.

Происходящие процессы прямо сказываются на воспитании молодежи. Падает авторитет офицерского состава, исчезает образец для подражания в виде человека в военной форме, сосредоточивающий в себе лучшие качества гражданина, такие, как патриотизм, бескорыстие в служении Отечеству, мужество, смелость и отвага. По данным военных социологов, профессия офицера сейчас находится во второй половине списка из 60 наиболее престижных профессий с рейтингом популярности в 3,5 балла из 10.

Под влиянием внешних обстоятельств происходит очевидное понижение статуса офицерской профессии. Причем это затрагивает и заставляет круто менять свои жизненные планы даже тех, кто, казалось бы, связал свою судьбу с армией. Ежегодно до трети выпускников военных учебных заведений под разными предлогами увольняются из Вооруженных Сил, а в течение трех лет оставляют службу почти половина молодых офицеров. И только четверть оставшихся намереваются служить хотя бы до получения права на пенсию.

В-девятых , размывание позитивных ценностных ориентации у личного состава приводит к асоциальному поведению, чрезвычайным происшествиям, росту преступности.

По целому ряду причин объективного и субъективного порядка система сдерживающих норм и этических принципов в армии и на флоте начала давать серьезные сбои, которые привели к вспышке насилия и издевательств как в сфере формальной (командной) иерархии (избиение начальниками подчиненных), так и внутри неформальных структур (издевательства и глумление над солдатами первого периода службы со стороны лиц более ранних сроков призыва). Усилению опасности в этих крайне негативных процессах способствовали резкое снижение уровня общей культуры и образования в обществе.

Аргументом, подтверждающим, что это именно так, выступает состояние армейской и флотской преступности. Ежегодно военными судами рассматривается около десяти тысяч преступлений. При этом, по оценкам военных юристов, растет число тяжких, наиболее опасных преступлений. Наметилась тенденция увеличения групповых преступлений, умышленных убийств. Становится все больше корыстных преступлений, участились случаи группового расстрела своих сослуживцев солдатами и сержантами.

Российские Вооруженные Силы столкнулись с исключительно опасными явлениями, которые разлагающе воздействуют на все ступени армейской структуры.

Коррупция, злоупотребление властью, коммерциализация служебных отношений, взяточничество приобрели невиданные ранее масштабы в высших звеньях военной элиты. Это случилось потому, что забыт древний принцип: государство может быть прочным, если «военный человек — это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям».

Эти негативные явления подрывают единство военнослужащих и гражданского персонала военной организации, способствуют ослаблению коллективистских начал, снижают мотивацию служебной и трудовой деятельности.

Не случайно поэтому в перечне основных направлений развития военной организации государства наряду с военно-политическими, военно-стратегическими и военно-экономическими также содержатся и мероприятия социально-гуманитарного характера:

Осуществление комплекса государственных мер по повышению престижа военной службы и военной профессии;

Создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;

Совершенствование и развитие системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил и других войск;

Развитие более тесного взаимодействия органов военного управления с государственными органами и общественными организациями.

«Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020г», принятая Министерством обороны, является одним из важнейших документов по военному строительству Вооруженных Сил. Но, если бы она имела статус федерального закона, то обладала бы большей политической и юридической силой, выражала волю не только государства, но и учитывала мнение граждан России.

Программа обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем трещит по швам. Выполнение программы переносится на более поздние сроки. Одна из причин - до недавнего времени Минобороны занимало позицию, основанную на том, что лучше купить больше квартир меньшей площади, по низкой цене, чем крупно-метражные благоустроенные квартиры. В результате такой политики военного ведомства на балансе Минобороны скопилось 135 тыс. незаселенных помещений. При этом в списках очередников на жилье числятся почти 130 тыс. семей военнослужащих.

Минобороны не дает полных данных по построенным, но пустующим квартирам для военнослужащих. По данным Счетной палаты, таких квартир насчитывалось более 72 тыс. В основном их незаселенность семьями офицеров объяснялась отсутствием необходимой коммунальной и культурной инфраструктуры, нежеланием людей в погонах жить «в чистом поле», а также задержками со сдачей построенных домов в эксплуатацию. В Минобороны по состоянию на 1 октября 2011 года в стадии незавершенного строительства числилось 775 домов на общую сумму 109,6 млрд. руб. При этом в январе 2012 года количество построенного и введенного в эксплуатацию, но незаселенного жилья составило 59,6 тыс. квартир.

В жилищной очереди стоит чуть более 60 тыс. военнослужащих. Таким образом, даже уже построенного жилья должно было бы хватить на всех нуждающихся в них семей офицеров и прапорщиков. Но этого не происходит. Жилье Минобороны построило совершенно не там, где хотели бы жить защитники отечества. По данным Общественной палаты, в настоящий момент более 60 тыс. офицеров находятся в распоряжении Минобороны, поскольку не могут уволиться, так как не имеют жилья. Квартир много, а селиться в них никто из служивого люда не хочет. Кто за это ответит? Но ответа на этот вопрос пока не получено.

Проблемы с обеспечением жильем военнослужащих связаны с системными просчетами руководства Минобороны. Обеспечением квартирами очередников в военном ведомстве параллельно занимаются четыре структуры. Снять проблему мог бы специальный уполномоченный орган, который взял бы на себя координацию вопросов обеспечения военнослужащих жильем. Поступают многочисленные жалобы, связанные с непрозрачностью системы распределения жилья в Минобороны, а также с большим числом ошибок в реестре учета бесквартирных военных.

Переход к контрактной армии отодвигается на неопределенный срок, а добровольный призыв сталкивается с трудностями в сфере подготовки полностью годного к военной службе приписного контингента, который не превышает 37%, хотя 10 лет назад он был равен 50%.

С укрупнением и ликвидацией отдельных высших военно-учебных заведений, «огражданиванием» большинства учебно-научных и научно-исследовательских подразделений вузов встал вопрос о дальнейшей работе в сфере военной науки и образования большой группы преподавателей, которые до настоящего времени занимали военные должности. При сокращении военных должностей высвобождается большое количество высококвалифицированных преподавателей, имеющих научные звания и степени. Большинству из них из-за потерь в оплате труда приходится уходить в гражданские учебные заведения.

Средний возраст оставшихся преподавателей стремительно увеличивается, отсутствует пополнение научных рядов молодыми специалистами, что может в конечном итоге негативно сказаться на учебном процессе. Ликвидация факультетов, осуществляющих подготовку военных педагогов, отсутствие набора в адъюнктуру загоняют эту проблему в тупик.

Анализируя прошедшие 20 лет со дня образования Российской Федерации процесс реформирования современных Вооруженных Сил можно заметить, что само развитие государства, модернизация, формирование его армии происходят крайне неравномерно. Это во многом зависело и зависит от экономического развития страны, а также от меняющегося мирового порядка. Задачи, поставленные перед армией в конце XX - начале XXI вв., устарели и в настоящее время должны быть пересмотрены.

Складывается впечатление, что у руководства Министерства обороны нет четкой, до мельчайших подробностей изученной и продуманной программы формирования нового облика Вооруженных Сил. Нельзя не отметить, что многое за последние годы сделано и делается для Вооруженных Сил, но еще надо много сделать.

Модернизацию прежних Вооруженных Сил, формирование современной модели их нового облика необходимо проводить не только на основе мирового опыта, исторического опыта самого русского государства, но и на основе современных научных знаний и методов. Надо исследовать, формировать модель Вооруженных Сил России как систему, используя системный подход через системный анализ, что позволит привести и саму систему (модель) в работоспособное состояние, и на ее основе построить современные Вооруженные Силы.

Сама идея проста и проверена временем. Если рассматривать армию как искусственную, замкнутую, с некоторыми закрытыми элементами систему, то, модернизируя каждый в отдельности её элемент, учитывая при этом внутренние связи между ними, влияние одного элемента на другой, можно в итоге получить слаженную, боеспособную модель, по которой и будет формироваться современная армия.

Элементов (подсистем) в данной системе может быть значительное количество. Основными можно назвать следующие: организационно-штатная структура; оперативно-стратегическое построение; социальная структура вооруженных сил; техническая оснащенность; система военно-служебных отношений; система общественных организаций внутри вооруженных сил; система военного образования и переподготовки; система военного управления; система материально-технического обеспечения; система социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Согласно системному подходу к изучению любой организации, на систему действуют внешние факторы (входы). К ним как раз можно отнести финансирование, комплектование, нормативно-правовые акты государства в военной сфере, контроль гражданского общества над Вооруженными Силами и т.д. Изменение действия этих внешних факторов кардинально изменяет саму систему (модель Вооруженных Сил). К примеру, недостаточное финансирование (вход, внешний фактор) не позволяло до настоящего времени провести коренные изменения в Российской армии, а демографический фактор серьезно влияет на призыв в армию, его способ, и в итоге на обученность, образованность и социальное положение военнослужащих.