Академия навсегда. Балет большого театра продолжит свои юбилейные гастроли в лондоне "лебединым озером" Биография Маргариты Шрайнер

03.11.2019

Российская балерина, театральная актриса.

Биография Маргариты Шрайнер

Маргарита Шрайнер родилась в Москве. Она рано полюбила танцевать. В балетную школу девочку привела мама, заметившая талант дочери. Маргарита получила танцевальное образование в Московской государственной академии хореографии. Позже Шрайнер училась на педагога-хореографа.

В 2010 году Маргарита получила I премии Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира». В 2016 английский журнал Dansing Times назвал Шрайнер балериной месяца. В 2017 году то же издание включила Маргариту в список самых многообещающих балерин года.

В 2011 году девушка начала работать в труппе Большого театра. В ее репертуаре такие роли как Амур в «Дон Кихоте», Коломбина в «Щелкунчике», подруга Сванильды в «Коппелии», Сильфида в «Сильфиде», Мари в «Щелкунчике», Фея Сапфиров в «Спящей красавице». Начиная с 2016 года Маргарита начала получать ведущие партии.

Творческий путь Маргариты Шрайнер

В 2018 году Маргариты сыграла роль Сванильды в фильме-балете «Коппелия », поставленном на музыку Лео Делиба . Ее партнерами по сцене стали

Живи, а то хуже будет

Торжественно объявляю: я снова люблю "Сильфиду" в БТ. И Маргариту Шрайнер. А теперь - подробности.
Я считаю, что дебют Шрайнер в "Сильфиде" вышел поразительно удачным. Больше того: мне кажется, это лучшая из виденных мною Сильфид в БТ. С датскими сравнивать не буду, это другое дело и другая постановка, и другая школа, но так, между нами говоря, Сильфида-Шрайнер и Джеймс-Гуданов сегодня прекрасно бы смотрелись и в постановке Хюббе. Может быть, даже лучше, чем в постановке Кобборга, более традиционной, но менее глубокой, менее драматичной. Сегодня мне даже казалось, что Шрайнер и Гуданову эта традиционная постановка чуточку узковата, что ли. Но как бы то ни было, они были прекрасны.
Маргарита Шрайнер меня покорила с первой же вариации. Это было настоящее дитя эфира - очень тоненькая, воздушная, грациозная, нежная, лукавая, лиричная, почти невесомая девочка ("о, девочка, не думая, резвясь, себя бездушной массе ты вручила" - это о ней, об этой сильфиде). Воплощенная мечта, le rêve, видение, сотканное из снов Джеймса. Она порхала, почти не касаясь земли, и чудилось, что Джеймс действительно не может ее поймать, не может к ней прикоснуться, она летит мимо его рук, как ветер. И при каждом ее появлении у меня сердце замирало, как будто я сама была Джеймсом. Ну нельзя было в нее не влюбиться, она была такой прелестной, такой беспечной и легкой, такой юной - даже рядом с сестрами-сильфидами она казалась поразительно юной. И танцевала она изумительно. Возможно, были технические погрешности, возможно, не все получилось идеально, и в одном месте (второй акт, после па-де-де, когда она пересекала сцену в grand jete) она немного поскользнулась, но справилась, не растерялась. А еще она чудесно мимировала - очень четко, очень точно и осмысленно, не смазывая пантомиму, просто наслаждение было смотреть на ее "говорящие" руки. И умирала так трогательно, прощалась с Джеймсом, и когда он прижимал к губам ее руки, она склонялась и в отчаянии приникала щекой к его волосам, в последний раз ощущала живое тепло перед смертью. И еще - она душераздирающе, как птичка из сетей, рвалась из шарфа, которым опутал ее Джеймс, и из его объятий, она чувствовала, что его прикосновения смертельны, может быть, более ядовиты, чем сам шарф, но ничего не могла поделать, вырывалась, когда уже было слишком поздно.
Джеймс Дмитрия Гуданова затмил для меня Джеймса Вячеслава Лопатина. Это не в обиду Лопатину, он тоже очень хорош Джеймсом, но Джеймс Гуданова кажется мне интереснее как образ: он более меланхоличен, странен, печален, хоть в первом акте изо всех сил старается не выделяться, вести себя "как все". Так что чудится, будто и на Эффи он женится, чтобы быть таким, как все, потому что надо, иначе неприлично, все нормальные люди женятся. И когда, просыпаясь, он видит сильфиду, он даже не кажется чересчур пораженным, нет, он как будто предчувствовал, что она появится, предчувствовал, что что-нибудь случится, что-нибудь такое, что освободит его от брака, от благополучной тихой жизни, от предначертанной судьбы. И вот эта тихая меланхолия, это смутное притворство Джеймса - роднят его, по-моему, с Джеймсами из постановки Хюббе. Этот Джеймс тоже мог бы быть скрытым гомосексуалом, не созданным для брака, но и не знающим, как иначе жить, не имеющим ни сил, ни храбрости пойти против заведенного порядка вещей. Он очень вежлив, этот Джеймс первого акта, очень сдержан и воспитан, и его резкость по отношению к Мэдж, его ревность к Гурну - не кажутся искренними, он ведет себя так, как должен вести себя, но в нем как будто нет ни настоящего раздражения, ни настоящей ревности. И лишь с Сильфидой он сбрасывает маску "хорошего мальчика", становится свободнее и счастливее - хотя его природная сдержанность, его деликатность остаются при нем. Во втором акте он как будто впервые в жизни начинает дышать, а не цедить воздух по капельке, и танцует намного легче, чем в первом акте. Сольную вариацию первого акта Гуданов станцевал очень чисто, но очень сдержанно, не пытаясь затмить Гурна, не пытаясь произвести впечатление на Эффи. Он не забывал себя в этом танце, не отдавался танцу. Во втором акте первую свою вариацию в па-де-де он тоже провел чисто, легко, но сдержанно, а потом вдруг будто понял наконец-то, почувствовал, что здесь он свободен - и вторую и третью вариации и коду станцевал самозабвенно, "полетно" и счастливо, сам - почти как сильфида.
И все равно, несмотря на эту вспышку счастья, у Гуданова получился странный Джеймс, с предчувствием неминуемой трагедии, что ли. В сцене смерти Сильфиды он как будто был и не очень удивлен, не потрясен ее смертью. Когда она, ослепшая, шла к нему, протянув руки, он смотрел на нее так, словно знал, что этим все и кончится, знал, что ему не удастся поймать свою мечту. И еще он знал, что теперь он - следующий, что жить он тоже не будет. Не было такого сокрушительного отчаяния, как у многих виденных мною Джеймсов, а только почти спокойное осознание того, что это случилось, что иначе и быть не могло. И в следующей сцене он бросал на землю свое обручальное кольцо, возвращенное Сильфидой, и вступал в последнее противостояние с Мэдж без настоящей злости, а точно поторапливая собственную смерть - и не для того, чтобы соединиться с уплывающей в небо Сильфидой, а для того, чтобы просто перестать быть, чтобы исчезнуть.
И такому Джеймсу, пожалуй, нужна была бы другая Мэдж - или другой Мэдж. Да, вот, пожалуй, этому Джеймсу очень бы подошел Мэдж в исполнении Себастьяна Клоборга - нервный, интеллигентный, хрупкий и злой. Сам Джеймс в исполнении Гуданова - тоже довольно нервный, интеллигентный, рафинированный, и не сказать чтобы злой, но и не очень добрый. Вместе они могли бы составить интересную пару. Но это из разряда несбыточных мечтаний, проще поймать сильфиду, чем осуществить такую постановку.
Ну и об остальных персонажах надо сказать пару слов. Сегодня все были в ударе, кордебалет, на который я фыркала после мартовского спектакля, был прекрасен и в первом, и во втором актах. Очаровательна была первая сильфида Дарья Хохлова, да и все остальные сильфиды тоже были сегодня сильфидами, а не истощенными скучными девицами, как в марте. Совершенно покорила меня девочка, танцевавшая с Гурном в свадебной пляске (Мария Подрядова): она с первого появления обращала на себя внимание и умилительно восхищалась Гурном, когда он танцевал свою вариацию. Прям глаз с него не сводила, улыбалась и чуть только в ладоши не хлопала. Такая душенька. Гурн тоже оказался лучше, чем я ожидала: вместо заявленного Дениса Савина (которого я видела в мартовском спектакле и не слишком высоко оценила) поставили Юрия Баранова. В "Жизели" он был не очень убедительным Илларионом, но Гурн у него получился лучше: неглупый, красивый, очень влюбленный в Эффи, по-своему очень выразительный. Правда, вариацию свою он станцевал, на мой вкус, тяжеловато. Но Гурну это простительно. А еще ему очень подходила Эффи - Анна Леонова, тоже земная, трезвая и взрослая, как он сам. Эх, все-таки роль Эффи в постановке Кобборга, по-моему, сама по себе не очень выигрышная. В постановке Хюббе и Эффи, и Гурн раскрываются лучше и интереснее. Но даже в кобборговской постановке хорошие актеры могут сделать из ролей Эффи и Гурна что-нибудь интересное. Анна Леонова очень хорошо провела финал первого акта: она не плакала картинно, а просто была полностью опустошена, почти раздавлена предательством Джеймса. И во втором акте она соглашалась выйти замуж за Гурна обреченно и безрадостно, эта свадьба свершалась против ее воли, она покорялась судьбе, предсказанной Мэдж. Когда Гурн обнимал ее, Эффи не обнимала его в ответ, ее лицо было все таким же потерянным и печальным. Правда, во время свадебного шествия она уже немного оттаяла: видно, Гурн сумел убедить ее в искренности своей любви. И еще интересно, что Анна, мать Джеймса, тоже принимавшая участие в шествии, радовалась не меньше всех остальных гостей. Может, она тайком считала, что Эффи ее Джеймсу - не пара?
Ну и наконец - Мэдж Геннадия Янина. Сегодня Янин играл очень злую Мэдж, настоящую безжалостную ведьму, с первого же взгляда проникшуюся к Джеймсу живой неприязнью. Никаким кокетством, никакой красотой тут и не пахло, это была жилистая злюка с копной седых волос, наводившая ужас на всех вокруг. И ей, этой Мэдж, нравилось, что все ее боятся и отшатываются, она упивалась этим страхом (может быть, ее еще дополнительно раздражало то, что Джеймс ее не боялся, не было в нем ни страха, ни настоящего отвращения к ней). Но должна признать, что сцену гадания Янин сегодня провел несколько небрежно: он очень смазанно, нечетко мимировал, поэтому было практически не разобрать, кому он предсказывал богатство и процветание, а кому - любовь. Но как бы то ни было, Мэдж в его исполнении откровенно наслаждалась, предсказывая Гурну и Эффи счастье - в обход Джеймса. И в целом Мэдж сегодня была хороша, Янин не забыл свои фирменные фишечки: и волшебный шарф он "варил" из старой драной тряпки, и сильфидины крылышки доставал из-за корсажа и бросал на землю в финале, и вообще присутствовал на сцене, не терялся. Но для меня его Мэдж сегодня так и не стала третьим главным персонажем, чуточку уступила Сильфиде-Шрайнер и Джеймсу-Гуданову. Интересно, поставят ли их еще раз когда-нибудь в один состав?
Ну вот, кажется, обо всем самом главном рассказала. И еще раз: Маргарита Шрайнер - изумительная Сильфида. Теперь точно буду на нее ходить. И здорово, что ее стали продвигать: она мне очень понравилась в "Пламени Парижа", она мне страшно понравилась сегодня в "Сильфиде", посмотрим, что будет дальше.

Сегодня был последний спектакль сезона. На Новой сцене давали четырехактную "Свадьбу Фигаро". А двумя днями ранее...

В ресторане отеля "Метрополь" состоялось неформальное закрытие или правильнее сказать закрытие в неформальной обстановке 241 сезона.
Кстати у меня он юбилейный.)))

Красиво оформленный зал.

На столах всевозможные вкусности.


На "Станции рыбной" предлагали фаршированную щуку, осетра.


Лосось, запеченную в чем-то вкусном.

Всевозможные соусы. Форель и печеный картофель.

На "Мясной станции" можно было отведать курочек и всевозможное мясо.

Я остановилась на нежнейшей баранине.

А еще были потрясающие грузди со сметаной и луком. Оторваться не могла.

Их, как и что-то крепкое алкогольное подавали на "Станции солений и хреновухи"

А в это время, в соседнем зале начался концерт.

Куда я собственно и отправилась.

Артисты оркестра Большого театра.

В центре зала уютно расположилась барная стойка.
Шампанское, вино, коктейли и многое другое.

Все сверкает, блестит и переливается.

Название коктейля не помню, но вкусно. Я же в этот вечер изменять себе не стала. Красное, сухое.

Слово Владимиру Георгиевичу Урину.

И небольшой фрагмент фильма о том, каким же был этот 241 сезон.

Затем на сцену вышли представители балета и оперы.

Вернее сначала оперы.

А затем балета. Кстати, одна из представительниц вновь пришедшей в театр молодежи на сцену не вышла.

Балет выходил на подмостки дважды. Второй раз мне удалось заснять лишь финал их танца.

И поклоны.

На сцене - Полина Гагарина. Но...

Вышла она не одна. Вместе с ней появилась солистка балета Ангелина Карпова.
И... спела дуэтом с Гагариной.

А тем временем артисты балета и хора позировали друг другу и проходящим мимо коллегам.

Игорь Цвирко и Маргарита Шрайнер

Между тем на сцене появилис "Ленинград" и Шнур.

Все экраны: телефонов и фотокамер обратились на сцену.

Правда некоторые, предпочитали Шнуру селфи Романом Абрамовичем.

Но основная масса гостей безусловно наблюдала за происходящим на сцене.

«Миллионы Арлекина» в хореографической редакции Юрия Петровича Бурлаки
исполняют учащиеся выпускного и старших курсов училища
© Алексей БРАЖНИКОВ/МГАХ, фото

Плох тот выпускник школы суперменов, который посчитает цель достигнутой. Прилежный ученик знает: величие сверхчеловека – всего лишь пик, с которого открываются новые горизонты.

Сюжет сезона прост: вот школа, вот ее воспитанники, вот выпускники, вот их работа, вот их педагоги.

Начнем издалека, с новой исполнительницы Лизы в «Тщетной предосторожности». Традиционно эту роль в школьном спектакле исполняет кто-либо из учениц выпускного курса. Показывают «Тщетную» на сцене Большого да еще на «академических» гастролях. Так и нынче: балет Григоровича смотрела Греция, смотрели мы. Главную партию вела Рита Шрайнер, воспитанница Ирины Сергеевны Прокофьевой. Кому как, но мне лучше не надо: Маргарита показала себя чуткой артисткой, пластичной в передаче смены настроений достаточно гротескной роли. Тут мало кто справится с материалом без специальной подготовки: не перехлестнуть сложно. Правда, и в прошлом году обе Лизы были хороши. Каждая по-своему, но каждая – без пережима. Что характеризует уже не столько лично исполнительниц, сколько школу. Стиль Московской академии хореографии. Техника оттачивается всю жизнь, а вот основы артистизма какими заложит воспитание, такими они и останутся. Если в основе образа будут сдержанность и мера, то красота не уйдет со сцены.

Красоты в академии хватает. Чистая форма – это то, что дает нам московская балетная школа даже тогда, когда учащиеся не стремятся к вершинам. Данный выпуск был приятен и мил. Удовольствие от экзамена ничем не омрачилось. Кроме одного. Когда говорят, что балет – искусство красоты, что только ради нее мы ходим в театральные залы, то имеют в виду по настроению разное. Порой красота связана с эфирностью танцовщицы и ее грациозностью. Порой, напротив, с женственностью, телесностью, незыблемыми канонами расовых идеалов античного наследия.

Неверно, что академии неведом данный идеал. Просто не всегда его носитель достигает сцены. Опыт не оправдавшихся в прошлом ожиданий горек для зрителя, для экзаменационного – вдвойне. Красавицы, случается, исчезают. Пока же идеал балерины формируется в массах около девочек с длинными руками и ногами, худеньких, воздушных, романтичных, ну, в общем, вы поняли: вокруг таких, как Рита Шрайнер. Не криминал: мне Маргарита по вкусу. И всегда «по настроению». Особенно в «Жизели».

Маргарита Шрайнер и Артемий Беляков

Вот мы и подобрались к выпускным концертам МГАХ, где Рита и Артем Беляков исполняли па-де-де второго акта эталонного романтик-балета. Конечно, весь концерт из них одних не состоял. Программа была в главном новой, одной из удачнейших за последние годы.

Открылся занавес, и в сдержанно-классическом, традиционном для школьных концертов убранстве сцены Большого театра развернулся первый шедевр «утренника» (следуя хронологии, я начинаю с первого из двух концертов): «Классическая симфония» Леонида Лавровского на музыку Сергея Прокофьева. Не успели насладиться – поклоны, занавес.

Второе отделение принесло разнообразие. Подчеркнувшее драматургическую основательность программы. Академия показала все, на что способны ее питомцы. Современная хореография, народно-сценический танец, классика; дети, воспитанники училища, студенты исполнительского факультета, русские, иностранцы. Покинула сцену Шрайнер – под колосники взлетел Окава Коя в гопаке. Зритель, который в курсе народоведения империи, почувствовал себя на каком-нибудь празднике Забайкальского казачьего войска.

Завершала концерт сюита из балета «Миллионы Арлекина» в хореографической редакции Юрия Бурлаки. Премьера. Докладываю: крайне удачная!

Были и иные удачи в концерте, особенные. Одну я назвал: Маргарита Шрайнер в образе Жизели. Легка, нежна, прохладна, не-мертва: в общем, Рита взяла все, что требуется взять исполнительнице для того, чтобы зрительный зал замирал в священном оцепенении, – не станем забывать, что «Жизель» – триллер. Удивлюсь, если в будущем сезоне не увижу Риту на сцене Большого театра.

Другая удача и неожиданность – участие студентов исполнительского факультета МГАХ и артистов ГАБТ Анжелины Воронцовой и Дениса Родькина. Пара исполнила па-де-де из третьего акта «Лебединого озера». За два года мое отношение к Анжелине прогрессировало от «невообразимо хороша» до «невыразимо прекрасна», что не означает, что у девушки нет проблем. Есть, ее первое выступление в концертах академии оценили выше чем второе, но на ошибки ей укажут педагоги. Не все дебюты (а я, кажется, не пропустил ни одного в сезоне) прошли гладко, но все запомнились. Особо хороша была ее Магнолия в «Чиполлино». Про появление пары Родькин–Воронцова в этом спектакле будут слагать легенды: «квалифицированных зрителей», надежных свидетелей торжества, в зале, как назло, было немного.

Анжелина царственна, ее ведет здоровый инстинкт хищницы, ее природная грация поражает, о девушке говорят как об «идеале балерины Марины Тимофеевны Семеновой». У нее широкий, но экономный жест, ее движение – полет пули, реализующей себя в кратчайших траекториях, а кто скажет, что путь пули краток? Лина – услада тех, кто идет в балет за женственностью в ее экстремальном, гибельном воплощении. Ее мало всегда, но для гармонии в мире должны сосуществовать и Воронцова, и Шрайнер.

Школа предлагает обеих.

Я люблю школу. Я люблю ее ректора, Марину Константиновну Леонову. Я люблю дух закрытых учебных заведений, воспитывающих каждодневной тренировкой тела и духа суперменов. Не за это ли воспитание поколений отдала Марина Константиновна свою «Душу танца» номинации «Мэтр»? И получила взамен не только приз журнала «Балет», но и нашу приязнь, восторг простецов, приходящих в концерты балетной школы за сверхчеловеческой красотой.

© Алексей БРАЖНИКОВ/МГАХ, фото
☼♫

ПРИМЕЧАНИЯ . Текст статьи воспроизводится по «Литературной газете» за №6326 или, для простоты, по «ЛГ» за №24 от 2011/06/15 (см. здесь) с некоторыми изменениями и добавлением нескольких фотографий. Все фото предоставлены Московской государственной академией хореографии.

ЛОНДОН, 29 июля. /Спец. корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Свою "визитную карточку" - "Лебединое озеро" П.И. Чайковского - представит сегодня британским зрителям балет Большого театра России. Этим легендарным спектаклем знаменитая московская труппа продолжит свои юбилейные гастроли на сцене Лондонского Королевского театра Ковент-Гарден, где ровно 60 лет назад состоялись первые в истории балета Большого театра зарубежные гастроли.

Нынешние гастроли, которые на сайте принимающей стороны названы "бриллиантовыми", открылись в понедельник, 25 июля, балетом Людвига Минкуса "Дон Кихот". Успех был настолько феерическим, что против него не смогла устоять даже известная своей щепетильностью и крайней взыскательностью британская критика, по достоинству оценившая искусство московских танцовщиков. Высший балл - пять звезд - выставила спектаклю влиятельная Financial Times.

Рецензию в этой газете опубликовал авторитетный балетный критик Клемент Крисп, который был свидетелем гастролей балета Большого театра 60-летней давности. В своей статье о балете "Дон Кихот" он не скупился на похвалы в адрес абсолютно всех участников спектакля, завершив текст дифирамбом в честь всего коллектива, назвав его "великолепной труппой в самом своем истинном проявлении".

Отважный дебют

Балет "Дон Кихот" станцевали в Лондоне четыре вечера подряд, причем, с разным составом исполнителей. А завершился этот блок спектаклей в минувший четверг сенсацией: в главной партии - в роли Китри - выступила дебютантка - юная артистка балета ГАБТ Маргарита Шрайнер.

"Политика руководства Большого театра в лице генерального директора Владимира Урина и нового руководителя балетной труппы Махара Вазиева как раз ориентирована на выдвижение новых звезд", - сказала в интервью ТАСС пресс-атташе ГАБТ Катерина Новикова. Она отметила, что практика выявления перспективных солистов проводится и в Москве, и на гастролях, подтверждением чему стало выступление в партии Китри бывшей артистки кордебалета Маргариты Шрайнер.

"Считаю, что молодой танцовщице выпала честь и огромная удача дебютировать в главной партии одного из лучших балетов классического репертуара на сцене престижного Королевского Ковент-Гардена, и Маргарита Шрайдер справилась с этой ролью достойно", - заявил ТАСС гендиректор ГАБТ Владимир Урин.

Такого же мнения придерживается и уже упомянутый ведущий английский балетный критик Клемент Крисп, который присутствовал на спектакле, состоявшемся в минувший четверг. По его словам, "у дебютантки большой талант и потенциал". Он также отметил, что Маргарите Шрайнер достался замечательный партнер Артем Овчаренко, который проявил себя "потрясающим актером и танцовщиком". Критик также не скрыл, что пребывает в "совершенном всторге от кордебалета Большого театра".

Новое испытание

Сегодняшний балет "Лебединое озеро" также предполагает интригу. Главные партии в этом спектакле исполнят ведущие солисты ГАБТ Ольга Смирнова и Денис Родькин. Они же открывали гастроли балета Большого театра, выступив в главных ролях в "Дон Кихоте", за что и удостоились высшей оценки британской критики. Теперь артистам предстоит держать новый экзамен перед английскими рецензентами.

К месту будет добавить, что "Лебединое озеро" входило в программу самых первых зарубежных гастролей балета Большого театра 60-летней давности. На сей раз этот хореографический шедевр на сцене Ковент-Гардена покажут восемь раз. В числе исполнителей главных партий, кроме Ольги Смирновой и Дениса Родькина, значатся Светлана Захарова, Анна Никулина, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Семен Чудин, Руслан Скворцов. Предстоит и очередной дебют: одна из исполнительниц партии Одетты-Одиллии Юлия Степанова впервые выступит в спектакле Большого театра, ее партнером в роли принца Зигфрида станет Артем Овчаренко.

В дальнейшей афише московской труппы - "Пламя Парижа", "Укрощение строптивой" и "Корсар". Выступления балета Большого театра на сцене Ковент-Гардена продлятся до 13 августа.