А роман молодая гвардия. Молодая гвардия фадеев. Расследования по роману

03.11.2020

Город Краснодон (бывший рабочий поселок) расположен на востоке Украины, на границе с Россией. Он стал известен благодаря фактам, связанным с молодежным партизанским отрядом, который начал свою деятельность во время немецкой оккупации. После освобождения Краснодона в 1943 году и публикации повести писателя Александра Александровича Фадеева в 1945-м этот город приобрел очень широкую популярность. Книга эта называется "Молодая гвардия". Краткое содержание ее поможет читателям узнать судьбу комсомольцев, которые защищали свою Родину во время Великой Отечественной войны.

Как все начиналось, или Знакомство с персонажами

В июле 1942-го группа девушек, среди которых Ульяна Громова, Валя Филатова и Саша Бондарева (все они - недавние выпускницы средней школы горнодобывающего села Первомайское), резвятся на берегу реки. Но их беспокоят звуки бомбардировщиков, летающих над головой, и отдаленный гул артиллерии. Каждая из девушек утверждает, что если начнется эвакуация, она останется и будет бороться с немецкими захватчиками. Вдруг взрывы сотрясли землю.

Девушки выходят из леса и видят дорогу, забитую военным и гражданским транспортом. Комсомолки спешат в деревню. Ульяна встречает Любу Шевцову, которая сообщает, что советские войска отступают. Принято решение взорвать завод, спешно эвакуировать документы и оборудование. Некоторые партийные работники, во главе которых - лидер местных партизан Иван Проценко, остаются в поселке, остальные жители также эвакуируются.

Эвакуация и знакомство с Сергеем Тюлениным

Так начинается произведение "Молодая гвардия". Краткое содержание первых глав знакомит читателя с основными участниками всех дальнейших событий. Здесь же возникают такие персонажи, как комсомолец Виктор Петров и Олег Кошевой. Идет описание эвакуации, во время которой немецкие бомбардировщики атакуют колонну беженцев.

А в это время в Краснодоне сотрудники больницы стараются разместить раненых солдат, которые находились в госпитале, по домам местных жителей. Возвращается домой после строительства обороны и рытья окопов Сергей Тюленин, семнадцатилетний парень, который стал свидетелем нападения нацистов на Ворошиловград.

Когда он понял, что войска Красной Армии обречены, собрал винтовки, револьверы и боеприпасы, после чего закопал их у себя на заднем дворе. Дальнейшее краткое содержание романа Фадеева "Молодая гвардия" расскажет о вторжение в поселок немецких войск и о действиях населения, оставшегося в Краснодоне.

Вторжение немецких оккупантов и реакция местных жителей

Нацисты прибывают в Краснодон. Сергей следит за их подходом. Немецкий генерал барон фон Венцель занимает дом Олега Кошевого, в котором остались его мать и бабушка. Другие рубят кусты жасмина и подсолнечника по всему поселку, не оставляя никакого прикрытия для возможного противника. Они селятся в местных жилищах, пьют, едят и горланят песни. Около сорока раненых советских бойцов, которые остались в госпитале, жестоко расстреляны.

Сергей Тюленев и Валя Борщ спрятались на чердаке своей школы, чтобы шпионить за врагом. Они наблюдали за немецким штабом, который расположился прямо напротив здания школы. Сергей в эту же ночь раскапывает несколько бутылок с зажигательной смесью у себя во дворе и поджигает штаб.

Так книга "Молодая гвардия", краткое содержание которой описывает отдельные события Второй Мировой войны, уже с первых страниц знакомит читателя с героическим персонажами. Комсомольцами, которые, несмотря на свой юный возраст, не побоялись противостоять нацистским захватчикам.

Возвращение Олега Кошевого и дальнейшее противостояние

С какими событиями будет знакомить дальнейшее краткое содержание? "Молодая гвардия" - это не только название произведения. Это и комсомольская подпольная организация, которая образовалась в Краснодоне. А начинается все с возвращения в поселок Олега Кошевого. Он знакомится с Сергеем Тюлениным, и вместе ребята начинают искать контакт с подпольем, чтобы убедить партизан, что им можно довериться, несмотря на юный возраст.

Ребята принимают решение собрать все оружие, которое может еще оставаться в степи после сражения, и надежно спрятать. Более того, собираются создать собственную молодежную организацию. Филипп Лютиков, который был секретарем райкома, вскоре привлекает к подпольной работе многих комсомольцев, среди них Олег Кошевой и Сергей Тюленев. Так образовалась "Молодая гвардия". Роман, краткое содержание которого рассказывает читателю о членах этой организации, и был назван в ее честь.

Не все оказались отважными комсомольцами

Далее в романе описываются сражения партизанского отряда во главе с Проценко. Вначале все проходит хорошо, но через некоторое время бойцы попадают в окружение. Выделяется специальная группа, которая должна обеспечить отступление отряда. В ней находится Стахович. С чем теперь познакомит читателя краткое содержание?

"Молодая роман, в котором, к сожалению, присутствуют не только образы отважных комсомольцев, защищающих свою Родину и близких от немецких оккупантов. Были и такие, кто не находил в себе достаточно мужества дать отпор. В их числе оказался и комсомолец Стахович, который струсил и сбежал в Краснодон. А там обманул, сказав, что его послал штаб для организации Следующим предателем становится председатель Фомин. В районе идут аресты членов партии. Многих из них нацисты казнили, закапывая в землю живыми.

Активная деятельность организации

Любовь Шевцова, также состоящая в организации "Молодая гвардия" (краткое содержание романа уже упоминало ее имя), незадолго до этих жестоких арестов была отправлена подпольной организацией для прохождения специальных курсов. Очень яркая и симпатичная девушка теперь легко налаживает необходимые для подпольщиков контакты с нацистами, а также добывает важные сведения. Так начинают разворачиваться самые главные события романа "Молодая гвардия".

Книга, краткое содержание которой лишь поверхностно рисует перипетии жизни молодежи во времена ВОВ, очень подробно рассказывает о каждом герое-молодогвардейце и его трагической судьбе. Благодаря активным действиям комсомольцев были расклеены листовки, повесили Игната Фомина, сдавшего своих односельчан. Затем были освобождены военнопленные Советской Армии.

Молодежная организация состояла из нескольких групп. Каждая отвечала за поставленные перед ней задачи. Кто-то нападал на автомобили, передвигающиеся с группами нацистов, другие атаковали машины-цистерны. И был еще один отряд, который действовал абсолютно везде. Возглавлял его Сергей Тюленев. Хотите знать, как обстояли дела дальше? Предлагаем вам краткое содержание.

"Молодая гвардия" или Неосторожные действия комсомольцев

Вот и подходит к трагическому концу действие романа. Произведение "Молодая гвардия" Фадеева А. А. рассказывает в своих заключительных главах о неосторожном поступке членов организации, который послужил причиной многочисленных арестов и смертей. Перед Новым годом комсомольцы наткнулись на машину с подарками для немецких солдат. Ребята решили распродать их на рынке, подпольщикам нужны были деньги. Так полиция вышла на их след.

Начались аресты. Лютиков немедленно отдал приказ, чтобы все члены "Молодой гвардии" уходили из города. Но уйти удалось не всем. Стахович начал выдавать своих товарищей под пытками немецких солдат. Были арестованы не только молодые комсомольцы, но и взрослые подпольщики. Олег Кошевой взял всю вину за действия организации на себя и до последнего молчал о главных руководителях, несмотря на те пытки, которым подвергался.

Последние страницы замечательного произведения

Чем же заканчивается произведение, которое написал Фадеев А. А. ("Молодая гвардия")? Краткое содержание по главам рассказало читателю практически обо всех основных событиях, связанных с комсомольской организацией. И осталось добавить только несколько слов о том, что благодаря мужеству и отваге многих комсомольцев немцы так и не узнали, что главой подпольщиков был Лютиков.

Молодогвардейцев жестоко избивали и пытали. Многие уже даже не чувствовали ударов, но продолжали молчать. А затем полуживых, измученных бесконечными издевательствами заключенных убили и сбросили в шахту. А уже пятнадцатого февраля на территории Краснодона появились советские танки. Так закончился известный роман Фадеева о мужестве и отваге молодых комсомольцев этого города.

Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли детские дома и сады, стада скота, грузовики, беженцы... Но переправиться через Донец они уже не успели: к реке вышли части немецкой армии. И вся эта масса людей хлынула обратно. Среди них были Ваня Земнухов, Уля Громова, Олег Кошевой, Жора Арутюнянц.

Но не все покидали Краснодон. Сотрудники госпиталя, в котором осталось более ста неходячих раненых, размещали бойцов по квартирам местных жителей. Филипп Петрович Лютиков, оставленный секретарём подпольного райкома, и его товарищ по подполью Матвей Шульга тихо осели на явочных квартирах. Комсомолец Сережа Тюленин возвратился домой с рытья окопов. Случилось так, что он принял участие в боях, сам убил двух немцев и был намерен убивать их впредь.

Немцы вошли в город днём, а ночью сгорел немецкий штаб. Поджёг его Сергей Тюленин. Олег Кошевой возвращался от Донца вместе с директором шахты № 1-бис Валько и по дороге попросил его помочь связаться с подпольщиками. Валько и сам не знал, кто оставлен в городе, но был уверен, что найдёт этих людей. Большевик и комсомолец договорились держать связь.

Кошевой вскоре познакомился с Тюлениным. Ребята быстро нашли общий язык и выработали план действий: искать пути к подполью и одновременно самостоятельно создавать молодёжную подпольную организацию.

Лютиков тем временем для отвода глаз стал работать у немцев в электромеханических мастерских. Пришёл в давно знакомую ему семью Осьмухиных - звать на работу Володю. Володя рвался на борьбу и порекомендовал Лютикову для подпольной работы своих товарищей Толю Орлова, Жору Арутюнянца и Ивана Земнухова. Но когда речь о вооружённом сопротивлении зашла с Иваном Земнуховым, тот сразу стал просить разрешения привлечь в группу и Олега Кошевого.

Решающее совещание произошло в «бурьяне под сараем» у Олега. Ещё несколько встреч - и наконец все звенья краснодонского подполья замкнулись. Образовалась молодёжная организация, названная «Молодой гвардией».

Проценко в это время был уже в партизанском отряде, который базировался по ту сторону Донца. Вначале отряд действовал, и действовал неплохо. Затем попал в окружение. В группу, которая должна была прикрывать отход основной части людей, Проценко в числе других направил комсомольца Стаховича. Но Стахович струсил, удрал через Донец и ушёл в Краснодон. Встретившись с Осьмухиным, своим товарищем по школе, Стахович сообщил ему, что сражался в партизанском отряде и официально послан штабом организовать партизанское движение в Краснодоне.

Шульгу моментально выдал хозяин квартиры, бывший кулак и скрытый враг Советской власти. Явка, где скрывался Валько, провалилась случайно, но полицай Игнат Фомин, проводивший обыск, сразу опознал Валько. Кроме того, в городе и в районе были арестованы почти все не успевшие эвакуироваться члены большевистской партии, советские работники, общественники, многие учителя, инженеры, знатные шахтёры и кое-кто из военных. Многих из этих людей, в том числе Валько и Шульгу, немцы казнили, закопав живыми.

Любовь Шевцова загодя была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она закончила военно-десантные курсы, а затем курсы радистов. Получив сигнал, что должна ехать в Ворошиловград и связанная дисциплиной «Молодой гвардии», доложила о своём отъезде Кошевому. Никто, кроме Осьмухина, не знал, с кем из взрослых подпольщиков связан Олег. Но Лютиков отлично знал, для какой цели Любка оставлена в Краснодоне, с кем связана в Ворошиловграде. Так «Молодая гвардия» вышла на штаб партизанского движения.

Яркая внешне, весёлая и общительная, Любка вовсю заводила теперь знакомства с немцами, представляясь дочерью шахтовладельца, репрессированного Советской властью, а через немцев добывала различные разведданные.

Молодогвардейцы принялись за работу. Они расклеивали подрывные листовки и выпускали сводки Совинформбюро. Повесили полицая Игната Фомина. Освободили группу советских военнопленных, работавших на рубке леса. Собирали оружие в районе боев на Донце и крали его. Уля Громова ведала работой против вербовки и угона молодёжи в Германию. Была подожжена биржа труда, и вместе с ней сгорели списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. На дорогах района и за его пределами действовали три постоянные боевые группы «Молодой гвардии». Одна нападала преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами. Руководил этой группой Виктор Петров. Вторая группа занималась машинами-цистернами. Этой группой руководил освобождённый из плена лейтенант Советской Армии Женя Мошков. Третья группа - группа Тюленина - действовала повсюду.

В это время - ноябрь, декабрь 1942 г. - завершалась битва под Сталинградом. Вечером 30 декабря ребята обнаружили немецкую машину, гружённую новогодними подарками для солдат рейха. Машину обчистили, а часть подарков решили сразу пустить в продажу на рынке: организации нужны были деньги. По этому следу и вышла на подпольщиков давно искавшая их полиция. Вначале взяли Мошкова, Земнухова и Стаховича. Узнав об аресте, Лютиков немедленно отдал приказ - уходить из города всем членам штаба и тем, кто близок к арестованным. Следовало прятаться в деревне или пытаться перейти линию фронта. Но многие, в том числе Громова, по молодой беспечности остались или не смогли найти надёжного убежища и вынуждены были вернуться домой.

Приказ был отдан в то время, как под пытками Стахович стал давать показания. Начались аресты. Уйти смогли немногие. Стахович не знал, через кого Кошевой осуществлял связь с райкомом, но случайно вспомнил связную, и в итоге немцы вышли на Лютикова. В руках палачей оказалась группа взрослых подпольщиков во главе с Лютиковым и члены «Молодой гвардии». Никто не признался в своей принадлежности к организации и не показал на товарищей. Олег Кошевой был взят одним из последних - нарвался в степи на жандармский пост. При обыске у него обнаружили комсомольский билет. На допросе в гестапо Олег сообщил, что являлся руководителем «Молодой гвардии», один отвечает за все её акции, а потом молчал даже под пытками. Врагам не удалось узнать, что Лютиков был главой подпольной большевистской организации, но они чувствовали, что это самый крупный человек из захваченных ими.

Всех молодогвардейцев страшно били и пытали. У Ули Громовой на спине вырезали звезду. Полулёжа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: «Крепитесь... Все равно наши идут...»

Лютикова и Кошевого допрашивали в Ровеньках и тоже пытали, «но можно сказать, что они уже ничего не чувствовали: дух их парил беспредельно высоко, как только может парить великий творческий дух человека». Все арестованные подпольщики были казнены: их сбросили в шахту. Перед смертью они пели революционные песни.

15 февраля в Краснодон вошли советские танки. В похоронах молодогвардейцев принимали участие немногие оставшиеся в живых члены краснодонского подполья.

Пересказала

Молодёжной подпольной организации под названием «Молодая гвардия » (1942-1943), многие члены которой были казнены немецкими военными.

Большинство главных героев романа: Олег Кошевой , Ульяна Громова , Любовь Шевцова , Иван Земнухов , Сергей Тюленин и др. - реально существовавшие люди. Наряду с ними, в романе действуют и вымышленные персонажи. Кроме того, автор, использовав известные ему имена фактически существовавших юных подпольщиков, наделил их литературными чертами, характерами и действиями, творчески переосмыслив образы этих персонажей.

Существуют две редакции романа.

«Молодая гвардия» было вторым по издаваемости произведением детской литературы в СССР за 1918-1986 годы: общий тираж 276 изданий составил 26,143 млн экземпляров .

История создания

Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году. [ ]

Сразу после окончания войны Фадеев взялся за написание художественного произведения о Краснодонском подполье, потрясенный подвигом совсем юных мальчиков и девочек, старшеклассников и недавних выпускников местной школы.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных оккупантами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро, вследствие чего содержал массу неточностей и ошибок, которые самым серьёзным образом позднее сказались на судьбах многих реальных живых людей упомянутых на страницах романа. Впервые книга вышла в свет в 1946 году .

Вторая редакция романа

Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете «Правда », органе ЦК КПСС , и, предположительно, от самого Сталина .

В биографии писателя приводятся слова Сталина, сказанные, согласно одной из легенд, Фадееву лично :

Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали ещё идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге - могла.

Фадеев сел переписывать роман, добавив в него новых персонажей-коммунистов, и в 1951 году вышла вторая редакция романа «Молодая гвардия».

Значение книги

Книга была признана необходимой для патриотического воспитания подрастающего поколения и вошла в школьную программу, что сделало её обязательной для прочтения. До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная история организации. Героев фадеевского романа посмертно награждали орденами, в их честь назывались улицы разных городов, проводились митинги и сборы пионеров , клялись их именами и требовали жестокого наказания виновных предателей.

Далеко не все события, описанные автором, происходили на самом деле. Несколько человек, являющиеся прототипами персонажей, представленные в романе предателями и вследствие этого обвиненные в предательстве в реальной жизни, настаивали на своей невиновности и были позднее реабилитированы. .

Фадеев пытался объяснить:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

По воспоминаниям выжившего молодогвардейца Георгия Арутюнянца Фадеев говорил ему:

Вас, конечно, прежде всего интересует вопрос, почему в романе кое-где нарушен историзм, возможно, совмещены роли отдельных героев, а некоторые совсем не показаны...

Нет, нет, вы не смущайтесь, - отреагировал на выражение моего лица Александр Александрович, - Это вопросы естественные. Многие из ребят, кого вы так близко и хорошо знали, могли оказаться в книге связанными с событиями, в которых они не участвовали, и, наоборот, не оказаться там, где они были на самом деле. Все это может вызвать у очевидцев этих событий недоумение. Но вот послушайте, что я вам скажу...

Очень хочу, чтобы вы правильно поняли меня, - говорил Александр Александрович. - Я не мог и не ставил перед собой задачу описать историю «Молодой гвардии» день за днем или эпизод за эпизодом. Это сделают потом историки, не оглядываясь на роман. В образах молодогвардейцев мне хотелось показать героизм всей советской молодёжи, её огромную веру в победу и правоту нашего дела. Сама смерть - жестокая, страшная в пытках и мучениях - не смогла поколебать духа, воли, мужества юношей и девушек. Они умирали, удивляя и даже пугая врагов. Такова была жизнь, таковы факты. И это должно было стать лейтмотивом романа...

Перед вами я не открою секрета, - продолжал Александр Александрович, - если скажу, что глубоко полюбил этих простых, замечательных ребят. Меня восхищала в них непосредственность, искренность, неподкупная честность и верность своему комсомольскому долгу. Потому-то кое-кого я написал такими, каким хотел бы видеть в жизни. Я был поражен Сережей Тюлениным, Любой Шевцовой, я полюбил Олега, Улю, Земнухова. И знаю, что, обобщая отдельные черты своих героев, я этим самым делал как бы шаг в сторону от истории, пусть небольшой, заметный только вам. И все-таки шел на это сознательно...

Расследования по роману

После распада Советского Союза исследования подпольного движения в Краснодоне были продолжены:

В 1993 году в Луганске прошла пресс-конференция специальной комиссии по изучению истории «Молодой гвардии». Как писали тогда «Известия» (12.05.1993), после двух лет работы комиссия дала свою оценку версиям, почти полвека будоражившим общественность. Выводы исследователей сводились к нескольким принципиальным моментам. В июле-августе 1942 года после захвата немцами Луганщины в шахтерском Краснодоне и окружающих его поселках стихийно возникли многие подпольные молодёжные группы. Они, по воспоминаниям современников, назывались «Звезда», «Серп», «Молот» и т. п. Однако ни о каком партийном руководстве ими говорить не приходится. В октябре 1942 года Виктор Третьякевич объединил их в «Молодую гвардию». Именно он, а не Олег Кошевой, согласно выводам комиссии, стал комиссаром подпольной организации. Участников «Молодой гвардии» было едва ли не вдвое больше, чем признавалось позднее компетентными органами. Воевали ребята по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, как было отмечено на пресс-конференции, в конечном счете привело к провалу организации.

Сайт «Молодая гвардия» приводит массу интересных материалов, документов и свидетельских показаний, в том числе оставшихся в живых людей-прототипов фадеевских персонажей, с целью выяснения действительной роли в событиях многих людей, которые были описаны в книге как предатели, и того, кто на самом деле руководил организацией.

Фадеев Александр

Молодая гвардия

Александр Александрович Фадеев

Молодая гвардия

Часть первая

Часть вторая

Послесловие Веры Инбер. Подумай обо всем этом!

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Пусть эта книга будет твоим верным товарищем.

Герои ее - твои сверстники. Если бы они жили сейчас, они были бы твоими друзьями.

Береги эту книгу, ее написал хороший человек - для тебя.

И все равно, как ты получил ее: в подарок от школы или от родителей, или сам заработал деньги и купил на свою первую получку, - пусть она будет всегда с тобой. Она поможет тебе вырасти настоящим гражданином нашей великой Родины.

Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе!

Штыками и картечью проложим путь себе...

Чтоб труд владыкой мира стал

И всех одну семью спаял,

В бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!

Песня молодежи

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние... Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, - человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная... А это ее отражение в воде, - даже трудно сказать, какая из них прекрасней, а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков - желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, - у людей таких и красок и названий-то нет!..

Так говорила, высунувшись из ивового куста на речку, девушка с черными волнистыми косами, в яркой белой кофточке и с такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде.

Нашла время любоваться! И чудная ты, Уля, ей-богу! - отвечала ей другая девушка, Валя, вслед за ней высунувшая на речку чуть скуластое и чуть курносенькое, но очень миловидное свежей своей молодостью и добротой лицо. И, не взглянув на лилию, беспокойно поискала взглядом по берегу девушек, от которых они отбились. - Ау!..

Ay... ay... yy! - отозвались на разные голоса совсем рядом.

Идите сюда!.. Уля нашла лилию, - сказала Валя, любовно-насмешливо взглянув на подругу.

И в это время снова, как отзвуки дальнего грома, послышались перекаты орудийных выстрелов - оттуда, с северо-запада, из-под Ворошиловграда.

Опять... - беззвучно повторила Уля, и свет, с такой силой хлынувший из глаз ее, потух.

Неужто они войдут на этот раз! Боже мой! - сказала Валя. - Помнишь, как в прошлом году пере" живали? И все обошлось! Но в прошлом году они не подходили так близко. Слышишь, как бухает?

Они помолчали прислушиваясь.

Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую, как ее нагрело солнышко, как она вкусно пахнет, - мне делается так больно, словно все это уже ушло от меня навсегда, навсегда, - грудным волнующимся голосом заговорила Уля. - Душа, кажется, так очерствела от этой войны, ты уже приучила ее не допускать в себя ничего, что может размягчить ее, и вдруг прорвется такая любовь, такая жалость ко всему!.. Ты знаешь, я ведь только тебе могу говорить об этом.

Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу.

У Вали глаза были светлые, добрые, широко расставленные, они с покорностью и обожанием встречали взгляд подруги. А у Ули глаза были большие, темнокарие, - не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками, из самой, казалось, глубины которых снова струился этот влажный сильный свет.

Дальние гулкие раскаты орудийных залпов, даже здесь, в низине у речки, отдававшиеся легким дрожанием листвы, всякий раз беспокойной тенью отражались на лицах девушек.

Ты помнишь, как хорошо было вчера в степи вечером, помнишь? - понизив голос, спрашивала Уля.

Помню, - прошептала Валя. - Этот закат. Помнишь?

Да, да... Ты знаешь, все ругают нашу степь, говорят, она скучная, рыжая, холмы да холмы, и будто она бесприютная, а я люблю ее. Помню, когда мама еще была здоровая, бывало, она работает на баштане, а я, совсем еще маленькая, лежу себе на спине и гляжу высоко-высоко, думаю, ну как высоко я смогу посмотреть в небо, понимаешь, в самую высочину? И мне вчера так больно стало, когда мы смотрели на закат, а потом на этих мокрых лошадей, пушки, повозки, на раненых... Красноармейцы идут такие измученные, запыленные. Я вдруг с такой силой поняла, что это никакая не перегруппировка, а идет страшное, да, именно страшное, отступление. Поэтому они и в глаза боятся смотреть. Ты заметила?

Валя молча кивнула головой.

Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат - и еле слезы сдержала. А ты часто видела меня, чтобы я плакала? А помнишь, когда стало темнеть?.. Они всё идут, идут в сумерках, и все время этот гул, вспышки на горизонте и зарево, - должно быть, в Ровеньках, - и закат такой тяжелый, багровый. Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как поступить... Что-то грозное нависло над нашими душами, - сказала Уля, и мрачный, тусклый огонь позолотил ее очи.

А ведь как мы хорошо жили, ведь правда, Улечка? - сказала Валя с выступившими на глаза слезами.

Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! - сказала Уля. - Но что же делать, что же делать! - совсем другим, детским голоском нараспев сказала она, заслышав голоса подруг, и в глазах ее заблестело озорное выражение.

Она быстро сбросила туфли, надетые на босу ногу, и, подхватив в узкую загорелую жменю подол темной юбки, смело вошла в воду.

Девочки, лилия!.. - воскликнула выскочившая из кустов тоненькая, гибкая девушка с мальчишескими отчаянными глазами. - Нет, чур моя! взвизгнула она и, резким движением подхватив обеими руками юбку, блеснув смуглыми босыми ногами, прыгнула в воду, обдав и себя и Улю веером янтарных брызг. - Ой, да тут глубоко! - со смехом сказала она, провалившись одной ногой в водоросли и пятясь.

Девушки - их было еще шестеро - с шумным говором высыпали на берег. Все они, как и Уля, и Ваяя, и только что прыгнувшая в воду тоненькая девушка Саша, были в коротких юбках, в простеньких кофтах. Донецкие каленые ветры и палящее солнце, будто нарочно, чтобы оттенить физическую природу каждой из девушек, у той позолотили, у другой посмуглили, а у иной прокалили, как в огненной купели, руки и ноги, лицо и шею до самых лопаток.

Как все девушки на свете, когда их собирается больше двух, они говорили, не слушая друг друга, так громко, отчаянно, на таких предельно высоких, визжащих нотах, будто все, что они говорили, было выражением уже самой последней крайности и надо было, чтобы это знал, слышал весь белый свет.

Он с парашютом сиганул, ей-богу! Такой славненький, кучерявенький, беленький, глазки, как пуговички!

А я б не могла сестрой, право слово, - я крови ужас как боюсь!

Да неужто ж нас бросят, как ты можешь так говорить! Да быть того не может!

Ой, какая лилия!

Майечка, цыганочка, а если бросят?

Смотри, Сашка-то, Сашка-то!

Так уж сразу и влюбиться, что ты, что ты!

Улька, чудик, куда ты полезла?

Еще утонете, скаженные!..

Они говорили на том характерном для Донбасса смешанном грубоватом наречии, которое образовалось от скрещения языка центральных русских губерний с украинским народным говором, донским казачьим диалектом и разговорной манерой азовских портовых городов - Мариуполя, Таганрога, Ростова-на-Дону. Но, как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах.

Улечка, и зачем она тебе сдалась, золотко мое? - говорила Валя, беспокойно глядя добрыми, широко расставленными глазами, как уже не только загорелые икры, но и белые колени подруги ушли под воду.

Осторожно нащупывая поросшее водорослями дно одной ногой и выше подобрав подол, так что видны стали края ее черных штанишек, Уля сделала еще шаг и, сильно перегнув высокий стройный стан, свободной рукой подцепила лилию. Одна из тяжелых черных кос с пушистым расплетенным концом опрокинулась в воду и поплыла, но в это мгновение Уля сделала последнее, одними пальцами, усилие и выдернула лилию вместе с длинным-длинным стеблем.

Молодец, Улька! Своим поступком ты вполне заслужила звание героя союза... Не всего Советского Союза, а скажем, нашего союза неприкаянных дивчат с рудника Первомайки! - стоя по икры в воде, вытаращив на подругу округлившиеся мальчишеские карие глаза, говорила Саша. - Давай квитку! - И она, зажав между колен юбку, своими ловкими тонкими пальцами вправила лилию в черные, крупно вьющиеся по вискам и в косах Улины волосы. - Ой, как идет тебе, аж завидки берут!.. Обожди, - вдруг сказала она, подняв голову и прислушиваясь. - Скребется где-то... Слышите, девочки? Вот проклятый!..

Исторический и художественный анализ романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»

Выдающимся прозаическим произведением военных лет и одним из лучших произведений всей советской литературы является роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Уже тогда, когда главы романа в 1945 г. печатались на страницах «Комсомольской правды» и журнала «Знамя», и после его выхода отдельной книгой, и в первом своем варианте и во втором (1951) роман «Молодая гвардия» вызвал глубокий интерес миллионов читателей. Все интересно в этом романе: и история его создания, и художественный метод автора, сочетающий документальную достоверность с полетом поэтической мысли и философской глубиной.

Мысль о создании произведения, которое было бы посвящено деятельности героической комсомольской молодежи г. Краснодона, подсказал писателю Центральный Комитет комсомола (в мае 1943 г.). В творческой доработке романа исключительное значение имели выступления партийной печати с указанием на недостатки его первого варианта.

Закономерно, что именно А. Фадеев взялся за создание произведения, в основу которого были положены реальные подвиги и события из истории деятельности партийного партизанского подполья и комсомольской организации «Молодая гвардия» в г. Краснодоне. Живой опыт писателя, в юности участвовавшего на Дальнем Востоке, в Приморье, в подпольной партизанской борьбе против американо-японских интервентов, делал близкими А. Фадееву подвиги Лютикова, Проценко и «молодогвардейцев». Писательский опыт А. Фадеева, накопленный им в ходе Отечественной войны, также подвел его к теме «Молодой гвардии».

В 1941--1943 гг. в «Правде» было напечатано более десяти очерков и корреспонденции А. Фадеева с фронтов Отечественной войны. В них мы найдем и зарисовки подвигов советских воинов, и описание фашистских зверств. Первый военный очерк Фадеева был посвящен героям партизанской войны. В очерках А. Фадеева мы встречаемся с тем же принципом изображения реальных людей, который впоследствии был положен в основу романа «Молодая гвардия». Это принцип не внешней «беллетризации», а всестороннего раскрытия духовного мира описываемых людей, их идейного и психологического облика.

Роман «Молодая гвардия» предваряет также очерковая повесть «Ленинград в дни блокады». Автор назвал ее «Из дневника». По силе впечатления, которое производит эта очерковая повесть, ее можно поставить в ряд с другими литературными свидетельствами тех, кто пережил дни ленинградской блокады, потрясающие зимы 1941--1942 и 1942--1943 гг.

Так накапливались, формировались впечатления художника в годы Отечественной войны. И, наконец, все это, прекрасное и трагическое, вылилось, словно одним дыханием, в романе «Молодая гвардия». Было бы совершенно неправильно объяснять успех романа «Молодая гвардия» лишь его темой. Не только заражающая сила подвига «молодогвардейцев» одухотворила произведение Фадеева. Этот роман расширил и обобщил значение того, что было сделано советскими людьми в Краснодонском подполье. В героях «Молодой гвардии» Фадеев показал близкое и общее всем советским людям.

Советские люди свято чтут память юных краснодонцев. Наша молодежь видит в них образец патриотического служения Родине, воспитывается на их примере. И в этом большая заслуга А. Фадеева, создавшего своим романом поэтический памятник «молодогвардейцам». Немного можно найти в истории литературы примеров, когда художник силою своего слова дает словно новую жизнь реальным историческим героям. Мать Олега Кошевого Елена Кошевая писала: «Мое сердце переполнилось чувством большой материнской гордости. Роман Фадеева безукоризненно прекрасен, правдив». В этом же духе писали автору родные Володи Осьмухина: «Володя выведен так, как будто он рос и жил на Ваших глазах».

По объему введенного материала и охвату затронутых вопросов роман А. Фадеева -- это не только произведение о партизанском подполье, но и обо всем советском обществе. В нем представлены люди разных профессий: шахтеры, партработники, учителя, врачи, инженеры, колхозники, солдаты и офицеры. Охватить жизнь как можно многостороннее -- вот что составляет характерную сторону романа А. Фадеева, определяет его содержательность и многогранность. Идейная сила и обаяние книги Фадеева заключаются в том, что вопреки трагическому сюжету, вопреки мучительным страданиям, которые выпали на долю героев, вопреки их гибели роман «Молодая гвардия» звучит оптимистически, показывая моральную победу советских людей, их превосходство над теми, кто свою судьбу связал со старым, собственническим строем.

Весь стилистический строй романа подчинен показу возвышенного и прекрасного, которое является господствующим началом в жизни советских людей, в их идеалах и устремлениях. Идея возвышенного и прекрасного, торжествующая в романе, нашедшая тонкое выражение в его стиле, по-разному запечатлена то в одном, то в другом герое, но источник ее один. Этот источник -- прекрасный советский человек, коммунистическая этика, поэзия любви к Родине. В выражении внутренней красоты и человечности советских людей А. Фадеев прибегает к приемам лирическим, и патетико-эпическим.

Эмоциональную, экспрессивно-лирическую атмосферу романа с его драматическим сюжетом создают и авторские отступления, выдержанные в традиции Гоголя, и высокий слог, и поэтические гиперболы, и живописующие, красочные эпитеты, романтические метафоры, нередко построенные на контрастных сопоставлениях, и вся ритмико-синтаксическая структура фразы с многочисленными повторами, риторическими фигурами, градациями, создающими особую приподнятость всего повествования. Общую романтическую окрашенность придает роману подбор словесных образов, связанных с полетом птицы, с вольным орлом, орлиным взмахом крыльев, орлиным сердцем и т. д. «Мой орлик» называет своего сына -- Олега Кошевого-- мать. «Бог дал тебе крылья?,-- говорит Уле Громовой ее подруга. Выражение глаз у Ули -- это выражение глаз летящей птицы. Материнские руки сравнивает писатель с птицами, об орлином сердце говорит он в одном из своих лирических отступлений. В этих отступлениях звучит голос автора, подымающийся местами до торжественной патетики.

«Ах, если бы никогда больше не переступал он порога этого дома! Если бы навеки осталось в сердце это слитное ощущение музыки, юности, неясного волнения первой любви!»-- говорит Фадеев о Кошевом в минуту его тяжелого разочарования в любимой девушке. В поэтический гимн превращается лирическое отступление, посвященное рукам матери, трудовым, бережливым, умелым рабочим рукам советской женщины: «... Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались!.. Я целую чистые, святые руки твои...»

Лиризм в различном стилистическом выражении преобладает в первых частях «Молодой гвардии». Роман открывается поэтической сценой, в которой дан образ девушки «с черными волнистыми косами», с «прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами», девушки, которая любуется жемчужной белой лилией, отраженной в темной воде. Этот зачин вводит читателя сразу в атмосферу высокой поэзии, того миролюбивого чистого мира, в котором живут герои романа. Черная туча, охватившая полнеба, придвигается с запада. Но здесь пока еще все залито солнцем. Художник и то и другое видит и показывает одновременно. И щемящее чувство прихлынувшей любви к тому, что вот-вот будет смято и разрушено, выливается на страницы романа. Отсюда и это любование окружающим, это обилие оценочных эпитетов, отсюда задушевная интонация автора, который смотрит на своих героев глазами, полными любви.

Чем ближе к концу, тем все более строгим становится весь стиль повествования, почти освобождаясь от лирического аккомпанемента. Сами факты, простое изложение событий, нарастание драматической напряженности, которую Фадеев искусно подчеркивает концовками глав, -- все это тяготеет больше не к лирическому, а эпическому стилю (за исключением конца романа, связанного с трагической гибелью молодогвардейцев).

Эпическая интонация возникает всякий раз, когда автор хочет подчеркнуть масштабность, историческую значительность событий. Отсюда -- исторические параллели то с величественными трагедиями древних, то с великим переселением народов, то с фактами русской истории.

Фадеев изображает множество сцен и трагических, и радостных, и лирических, и пафосных, в которых наша жизнь предстает резко отличной от всего того низкого и бесчеловечного, что характеризует собственнический мир, звериный мир фашизма.

Фадеев воссоздал прекрасный облик своих героев. Писатель широко развернул их идейные горизонты, связав их интересы с интересами родного Донбасса, всей Советской страны. Автор сумел простыми и точными словами обрисовать шахтерский город, его дома, постройки, учреждения, школы, палисадники, улицы, парк с акациями и вишнями. Он вывел своих героев в бескрайнюю донецкую степь, затем развернул картину отступления, наконец,-- величественного наступления сталинградских войск. Фадеев перенес на страницы романа суровость донецкого края и его красоту.

Бережно собрав на месте события, драгоценные детали из жизни подпольной организации, ознакомясь с документами, расспрашивая родных и близких, писатель на основе богатого материала создал замечательные, точно высеченные из камня фигуры молодогвардейцев.

Та поэтическая, целомудренная дружба, иной раз переходящая в юношескую влюбленность, которая связывает этих героев,-- залог их силы, их коллективной спаянности. Это уже не просто школьная дружба, а дружба «по общности мысли», «по организации», по крови, которую каждый поклялся пролить «во имя освобождения Родины». Создавая образы своих юных героев, Фадеев показывает своеобразие каждого из них -- порывистого, смелого Сережку Тюленина, серьезного, спокойного «профессора» Земнухова, вдумчивую Ульяну Громову, рассудительного, трезвого Жору Арутюнянца, веселую, талантливую «Любку-артистку». И при всей несхожести характеров этой молодежи, для которой подвиг становится нормой поведения и исторической закономерностью, всех этих чудесных юношей и девушек объединяет моральная честность, душевная чистота, монолитность чувств и стремлений.

Большие трудности представляла работа над образом Олега Кошевого. Во втором варианте романа более всего углублен именно этот центральный образ произведения. Из рассказов матери писатель пришел к выводу, что Олег был меньше всего похож на своих сверстников. Он отличался скромностью, застенчивостью и даже известной замкнутостью. Одаренный, высоко интеллектуальный, культурный юноша, он привлекал всех своим духовным богатством.

В то же время в первом варианте романа А. Фадеев приписал Кошевому не свойственные его возрасту черты взрослости за счет недостаточного показа руководства молодежной организацией со стороны подпольного партийного штаба. «Правда» в статье ««Молодая гвардия» в романе и на сцене» указала на эту ошибку писателя:

«Партийная организация по сути дела целиком выпала из романа А. Фадеева. Автор не сумел проникнуть в жизнь и работу партийных подпольных организаций, изучить ее и достойно показать в романе. Но можно ли, не греша против действительности, против правды исторической и, стало быть, художественной, показать полностью комсомольскую организацию в отрыве от партийной? Нет, это невозможно. Такой пробел неизбежно поведет к ошибке. Так случилось с романом Фадеева» (1).

Образы коммунистов оказались в первом варианте романа нетипичными. Не была раскрыта писателем и связь деятельности подпольщиков Донбасса с освободительной борьбой всего народа, его вооруженных сил.

В переработанном варианте Фадеев исправил эти ошибки. Образы руководителей большевистского подполья -- Лютикова, Проценко, Баранова -- заняли в новом издании романа «Молодая гвардия» центральное место. В образе старого рабочего Лютикова показан прирожденный воспитатель, терпеливо пестующий молодежь, умеющий быть и строго требовательным и заботливо внимательным. В нем воплощена сила партийного и жизненного опыта. Лютиков действует отважно и осмотрительно. Он -- подлинная душа подпольной организации «Молодая гвардия». Оставаясь тщательно законспирированным, работая для вида у немцев, Лютиков говорит молодогвардейцам: «Надо дать понять каждому своему человеку, что за всеми нашими делами партия стоит». «Особенностью Лютикова, как и вообще этого типа руководителей,-- говорит о нем писатель,-- было неразрывное сочетание слова и дела. Умение претворить всякое слово в дело, сплотить совсем разных людей именно вокруг важного дела и вдохновить их смыслом этого дела и было той главной чертой, которая превращала Филиппа Петровича Лютикова в воспитателя совершенно нового типа. Он был хорошим воспитателем именно потому, что был человеком-организатором, человеком-хозяином жизни».

Проценко -- тип большевистского руководителя большого масштаба. В нем А. Фадеев воплотил черты несгибаемого коммуниста, бойца, принципиальность которого отражается в каждом его поступке, и в государственных делах, и в отношениях с женой Катей. Проценко показан человеком, глубоко и правильно разбирающимся в людях. Именно он предупреждает молодогвардейцев о Стаховиче, как о человеке, струсившем один раз, который может струсить еще и значит предать всех. В Маше Шубиной, подруге жены, Проценко угадал настоящего человека и помог ей найти свое место в общей борьбе с ненавистными оккупантами. Коммунист и патриот, твердый и умелый командир партизанского отряда -- таким предстает Проценко, полный душевного обаяния.

Большую галерею героев «Молодой гвардии», представляющих истинно человеческий, советский мир, А. Фадеев противопоставляет другому миру -- фашизму. Фашисты и предатели выведены в романе как «нелюди». Так, например, о кулаке Игнате Фомине, бывшем при Советской власти «человеком-невидимкой» и ставшем при немцах полицаем, Фадеев пишет: «...из всех людей, населявших город Краснодон, Игнат Фомин был самым страшным человеком, страшным особенно потому, что он уже давно не был человеком». Так же точно и гитлеровцы -- генерал фон Венцель, штурмфюрер Штоббе, вахмайстер Балдер, гестаповец Фенбонг и другие -- изображены в духе традиции М. Горького, развитой еще в романе «Мать» и особенно в его публицистике. Этот принцип типизации отрицательных героев позволяет широко пользоваться гротеском, пародией, памфлетом.

Все повествовательные элементы, образующие словесную ткань романа, изобразительные приемы, принципы композиции подчинены главной идее произведения: трагического столкновения низменного с возвышенным, наконец, идее победы прекрасного.

А. Фадеев стремится к всестороннему воспроизведению духовного мира человека, его переживаний, его восприятия действительности. Все это вплетается в общее настроение романа, насыщенного ощущением высокого и трагического, любви и гнева. В этом романе советская литература достигла значительной вершины, с которой по-новому открываются творческие возможности, заключенные в социалистическом реализме. Сочетание исторической документальности с величайшей обобщенностью, реализма в изображении характеров и событий с романтической окрыленностью характеризует «Молодую гвардию», в которой очень отчетливо ощущается традиция героической эпопеи Гоголя «Тарас Бульба».

Роман «Молодая гвардия», как в свое время «Разгром», обозначил собой новую ступень в развитии метода советской литературы, а также и новый этап в творчестве А. Фадеева.

Роман произвел неизгладимое впечатление не только на советского читателя. Он перешагнул и за рубежи, был переведен на многие иностранные языки. Героические образы «Молодой гвардии» стали воодушевляющим примером самоотверженной борьбы против империалистической реакции для трудящихся всего мира, которые учатся на примерах жизни юных краснодонцев и их старших товарищей мужеству и стойкости.