А.И. Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. Образ и характеристика ивана тимофеевича в повести куприна олеся сочинение Что привлекает ивана тимофеевича в олесе

13.10.2021

Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.

В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

Иван Тимофеевич и Олеся

Встреча с Олесей становится для героя светом во мраке бесконечных скучных дней (она ему погадала на картах и предсказала судьбу). Девушка сразу привлекает внимание Ивана Тимофеевича, как личность незаурядная, кардинально отличающаяся от любого, с кем ему приходилось общаться ранее.

Он стремиться понять, как в глуши, без грамоты и этикета мог вырасти такой тонкий, чуткий и тактичный человек. Как можно объяснить то, что в глазах местного населения эта девушка воплощение зла? На деле её такт и мягкость даст сто раз фору любому из крестьян или крестьянок грубых и неотёсанных по своей натуре. Почему религиозно воспитанные люди искренне боятся и ненавидят милую и добрую Олесю, которая в ответ не питает к обидчикам злобы и не желает никому ничего плохого?

Задаваясь этими вопросами, главный герой всё ближе узнаёт прелестную лесную жительницу, привязывается к ней и начинает осознавать, что разлука станет для него невыносимой мукой.

Он искренне желает свататься к Олесе, увезти её с собой в город и прожить долгую совместную жизнь. Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины.

Страстное желание приручить чудо природы сыграло с Иваном Тимофеевичем злую шутку. Желания, местами похожие на глупые капризы, необдуманные поступки и эгоизм главного героя привели к трагедии. И трагедия эта безвозвратно отразилась на судьбах самого героя, бедной девушки и воспитавшей её бабушки.

Олесю он потерял навсегда. На память ему остались лишь красные бусы, горечь сожаления и бесконечное чувство вины за причиненную боль самому невинному из существ на земле.

Что сказали карты об Иване Тимофеевиче

Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете...

Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на себя наложить захотите… Такое у вас дело одно выйдет… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого‑то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет еще через много лет, а вот в этом году… Я не знаю, уж когда именно, – карты говорят, что очень скоро… Может быть, даже и в этом месяце <...> Падает вам большая любовь со стороны какой‑то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами…

Иван Тимофеевич является главным героем и повествователем рассказа «Олеся». Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения. Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то влиять или изменить. Главный герой относится к русской интеллигенции позапрошлого века, он очень внимателен ко всем людям. Очень придирчив.

Писателю удалось показать своего героя читателям на распутье двух дорог. Когда читаешь повесть, появляется двоякое отношения к герою, с одной стороны мы оцениваем как положительного персонажа, но в то же время появляются отрицательные черты. Он очень умный и образованный человек, но скука побеждает этого человека, он не знает чем себя увлечь. В это время он находится в Полесье, и его бездействие приводит к беде.

Главный герой никогда не обсуждал личную жизнь людей, но своими рассказами и нравоучениями он пытается научить общество чему-то полезным. Иван Тимофеевич, лечил людей, занимался репетиторством и даже хотел сотрудничать с местной властью. Но у него настолько тонкая душа, что ему это все скучно. Нужно больше волнения и адреналина. Он готов на крайности, собирается познакомиться с ведьмой, которая жила в тех краях.

Очень хорошо описывает героя жительница леса Олеся. Она говорила, что жизнь его очень несчастливая, наполнена огорчениями и разочарованиями. Но Олеся тонко подметила, что Иван Тимофеевич, очень начитанный человек, знает множество отраслей наук, но он пожелал соединить не соединяемое. Он любил делать подарки девушкам. Однажды герой спросил у нее. Что она хочет получить в подарок, на что девушка попросила сходить с ней в церковь. Для нее это был бы самый лучший поступок. Но он знал, что девушки нельзя туда идти. Он бежал за ней, умолял, падал на колени, просил ее, что бы она туда не шла. Но не удалось убедить девушку, за что она и понесла расплату.

Наш герой очень мягкая натура. У него отсутствует сила воли, человек слабохарактерный, он не любит, когда ему руки целуют, и когда очень близко приближаются. Любит держать людей на расстоянии. Говорят, что от судьбы не убежишь, вот и Иван Тимофеевич не старался от нее убежать, тем самым погубив юную девушку. Радует одно, что в данной ситуации герой себя не оправдывает и где-то глубоко в душе даже корит себя за это.

История Ивана Тимофеевича

Смена обстановки всем нам необходима время от времени для того, чтобы отдохнуть, набраться новых впечатлений. Вот и Иван Тимофеевич едет на Полесье. Иван Тимофеевич очутился в полесской глубинке по долгу службы и с надеждой собрать фольклор для своих литературных начинаний. В реальности же всё оказалось не так радужно: полешуки на контакт не шли, он был для них чужаком, обучить их грамоте также не вышло.

Единственным развлечением стала охота. И вот однажды заблудившись в лесу, барин встречает прекрасную Олесю. Красивая, дружелюбная, с бархатистым живым голосом девушка словно пленила Ивана Тимофеевича. Встречи влюблённых в лесу были для барина словно бальзам на душу.

Девушка, как и её бабка Мануйлиха, умела хорошо гадать. Гадание же Олесе предвещало беду от встреч с Иваном Тимофеевичем. Девушка чувствовала слабохарактерность барина, но её даже это не остановило.

А у барина действительно силы воли не было: дела до конца доводить не умел, бросал все свои начинания на пол пути (попытка обучить грамоте полешуков), слова расходились с его поступками, хотя и словам своим хозяином он не был.

Время шло. Отношения с простыми крестьянами лучше не становились, отношения с Олесей продолжались. Хоть и был Иван Тимофеевич умным, интеллигентным, добрым, но даже со своими мыслями разобраться не мог.

И Олесю принять такой какой она была тоже не мог. Иван Тимофеевич и вовсе ставит перед выбором девушку: или он или её колдовство. Время понадобилось ему и для того, чтобы осмелиться сделать Олесе предложение руки и сердца.

Согласившись девушка обрекла себя на верную гибель. Барин чувствовал, что поход Олеси в церковь явно ничем хорошим не закончиться, но не сделал ничего чтобы спасти её от позора. Иван Тимофеевич осмелился заглянуть к ней уже после случившегося. Униженная, больная, испуганная Олеся.

Так трусость, слабость, страх барина смогли погубить молодую девушку. Куприн не осуждает Ивана Тимофеевича, а наоборот сочувствует ему потому, что несмотря на всё, но барин понимает свою вину и ответственность за случившееся, но исправить уже ничего нельзя, образ удивительной Олеси останется лишь в памяти.

Сочинение 3

Иван Тимофеевич является интеллигентным, родившимся в городе, также он начинает писать рассказы. Оказавшись в одной местности под названием полесье, он пытается найти различные былины для того, чтобы начать свое творчество.

Обсуждение личной жизни других людей никогда не вызывало положительных эмоций у Ивана Тимофеевича. Но на протяжении всего рассказа, нельзя утверждать только из-за того, что он пытается каждого чему-то да научить. Он совмещал то, что нельзя: лечил больных людей, занимался репетиторством и старался дать людям хоть какое-то образование. Но ему очень скучно заниматься всем этим, ему хочется получать от жизни максимум адреналина и незабываемых чувств.

Однажды барин узнают о существование ведьмы, которую зовут Мануйлиха. По рассказам, она обитает рядом с болотами. Иван Тимофеевич заинтересовался этим случаем. Конечно, он не верил в какие-то явления, которые могли происходить не из мира сего, но ему хотелось познакомиться с ней. Такая встреча скоро получилось. Будучи на охоте, главный герой заблудился и набрел на дом той самой ведьмы. Выглядела старая женщина, как подобает настоящей ведьме. Незваного гостя, она приняла очень плохо, но за монету пообещала погадать. Как выяснилось через некоторое время, у злодейки оказалась и внучка, с такими же способностями. Звали её Алёной, но прозвали её Олесей за свои поступки. Девушка была невероятно красива, Иван не мог налюбоваться ей. Она запомнилась ему настолько, что не мог забыть её образ.

Иван был человеком добрым, но эта доброта исходила не от чистого сердца. Олеся поняла ль этом сразу, но уже не смогла ничего сделать. Барин не был ответственным и не довёл ни единого дело до ума. Единственный пример можно привести, от которого станет все ясно: Иван Тимофеевич пытался обучать крестьян грамоте, о быстро заканчивал благодаря тому, что они не блистали своим умом. Олеся собралась в церковь, и беда была неминуема, но главный герой не решился предотвратить её. Хоть этот человек и был откровенным и отзывчивым, но все же сердце не позволяло ему открываться людям.

Герой данной повести является очень нежной натурой, вследствие чего он показывает свою слабохарактерность. Он погубил бедную девушку, не пытаясь даже сделать что-то для того, чтобы исправить ту страшную ситуацию, которая произошла в конце повести. Но читатель может понять, что Иван не оправдывает себя и даже ругает себя за произошедшее, ведь сам понимает, что все зависело только от него.

Вариант 4

Куприн - русский писатель, который рос без отца, и начинал свою творческую деятельность в Москве. После смерти отца, он с мамой переехал туда. Там окончил военное училище и стал заниматься переводом иностранных работ. Позже стал увлекаться написанием собственных произведений, которые попали в местные журналы. Благодаря этому, писатель набирал популярность среди местных жителей, и это дало толчок к написанию рассказа «Олеся».

Наиболее ярким персонажем данного произведения стал Иван Тимофеевич. Этот интеллигентный человек, имел яркие черты характера, и правильный склад ума. Несмотря на это, герой рассказа пессимистично относиться к протекающей жизни, в своём спокойствии, такие люди не способны стать правителем в обществе, и что – то изменить в себе или окружающих. Его утомляло даже то занятие репетиторством, которым он порой любил заниматься больше всего. Он даже пытался лечить людей, но это не утешало его натуру ко всему происходящему. Душа персонажа хотела грандиозных перемен в жизни. Его попытки найти общих друзей в правительстве увенчались скукой, и это толкнуло его на решительный шаг – изменить свою жизнь поездкой на Полесье.

Благодаря данному переезду, автор смог показать образ главной героини Олеси, которую встретил Иван Тимофеевич, заблудившись однажды в лесу. Олеся, была красива и привлекательна. Истоки этого знакомства идут из увлечений персонажа к охоте. В охоте, Иван Тимофеевич смог побыть наедине с природой и с самим собой.

В этих событиях рождается привязанность главных героев друг к другу. Несмотря на то, что Олеся имела способность гадать и владеть внеземными силами, она решилась стать супругой Ивана Тимофеевича. Мать героини, всячески объясняла, что этот брак ей не нужен. Сам же герой рассказа, не имея «твёрдого» слова, каким то образом повлиял на девушку, и привёл в разочарование её хрупкое сердце. В таких событиях Олеся остаётся одна, и её бывший супруг в силу своего вялого склада ума, не может ни чего изменить. Его безразличие к жизни, губило всё на своём пути. Автор в некой мере даже жалеет персонажа. Украсив его образ добротой и отзывчивостью к людям, он никогда не пытается довести своё дело док конца. В итоге остаётся полным неудачником. В глубине души, он ругает себя, и понимает что не вилах что – то изменить, его безразличие затянуло его в омут неудач, из которого уже не выбраться.

Данная работа автора, ярко выражает поступки людей, которые не «хозяева» своего слова. Куприн очень красиво выражал самооценку главного героя, что поучительно повлияло на общество. Только благодаря этому произведению, многие читатели увидели сущность пессимизма в человеке, к чему он приводит, и что с этого получается.

Несколько интересных сочинений

    Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

  • Сочинение Береги природу 6, 7 класс с числительными цифровыми фактами рассуждение

    В наше время, когда промышленность развивается с огромной скоростью, охрана природы является неотъемлемой частью жизни. Растут города, а вместе с ними увеличивается количество заводов, различной техники и множество того, что загрязняет экологию

  • Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение

    Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек

  • Герои произведения Разгром Фадеева

    Фадеевский «Разгром» стал детищем, написанным в послеоктябрьские годы, где были свежи воспоминания о войне самого автора.

  • Главные герои произведения Недоросль Фонвизина

    Одной из героинь данного произведения является жестокая женщина помешица, которая била и унижала крестьян, а также своего слабохарактерного мужа, никого не любящая, кроме своего сыночка

Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни. Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его могла бы быть более результативной, но сделать ее значимой он не способен.

Такие герои в русской литературе начались еще с легкой руки Гончарова. Его Обломов перевернул представления об интеллигенции России 19 века. И Иван Тимофеевич из купринской «Олеси» ничуть не лучше. Он, конечно, не лежит на диване, но его пассивные желания имеют такую же разрушительную силу, как лень Василия Обломова. Когда нужно действовать решительно Иван Тимофеевич только вопрошает: «А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь!» . А ведь женщине, которой адресован этот вопрос и которую он искренне и горячо любит гораздо тяжелее, чем ему в ту минуту.

Александр Куприн как-то сумел нарисовать для читателя своего героя на грани между положительным к нему отношением и презрением. Грамотный, умный мужчина, который относится к слову «благородный» и производным от него, как к чему-то неприятному и постыдному: «Во всех ее движениях, в ее словах,… есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова)…» , он от скуки не знает чем заняться во время вынужденного пребывания в Полесье. Это и приводит к беде.

Никого не осуждая и не высмеивая, Иван Тимофеевич пытается народ лечить, рассказы писать, уроки давать и даже делает попытки наладить взаимоотношения с представителями местного общества. Однако человеку тонкой душевной организации хочется настоящего, интересного и волнительного. Он готов, пренебрегая рекомендациями, познакомиться с местной ведьмой. Для чего ему это нужно, сам сказать не в силах. И здесь полностью проглядывает в каждом поступке, жесте русский интеллигент, описание которому так точно и ярко дала жительница леса Олеся: «Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь» .

Права Олеся оказалась во всем. И судьба у героя Куприна не счастливая, и поменять он ее не смог или не захотел. Но самое главное, что Иван Тимофеевич, умный и начитанный, тонко подмечающий мельчайшие детали, вдруг пожелал соединить несовместимое. Как можно было получить такой подарок от Олеси, как ее желание сходить в церковь? Как можно было, столько времени общаясь с ней и уже начиная чувствовать как она, не прислушаться к себе! «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь» . Но не сделал этого Иван Тимофеевич. А расплатилась за все сполна невиновная Олеся.

Такая мягкость натуры, слабохарактерность и какое-то извечное чувство русского человека покорности судьбе дополнены Александром Куприным едва уловимыми замечаниями о том, что не любит его герой, когда ему руку целуют. Более того, он сам пишет: «… я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…» . Подмечает автор, что жалеет Иван Тимофеевич первого пропойцу в Переброде Ярмолу, точнее, даже не его самого, а многочисленную семью: «Меня останавливало только чувство жалости к его огромной нищей семье, которой четыре рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голода» .

Не убегая от судьбы, он фактически губит бедную девушку, косвенно являясь причиной ее испытаний. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что себя в этой ситуации он не оправдывает. Все повествование, написанное легким, местами ироничным слогом, ведется от лица главного героя. Иван Тимофеевич красочно передает свои эмоции и мысли. Любя искренне Олесю, он признает, что для него все же важнее условности. В данной ситуации мнение света: «…Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…» .

Как хотелось бы, чтобы роман Ивана Тимофеевича с Олесей завершился бы как у Владимира Высоцкого с Мариной Влади, которая стала знаменитой после роли главной героини в одноименном фильме по повести Куприна:

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени,
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, Богатства духовного мира героев и причин, Обусловивших трагичность их судеб (По повестям А. И. Куприна)

Жить - Так жить,

Любить - Так уж влюбляться.

В лунном золоте целуйся и гуляй,

Если ж хочешь мертвым поклоняться,

То живых тем сном не отравляй.

С. Есенин

Открываешь собрания сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в его произведениях жизнь бьет ключом. Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях "Поединок", "Гранатовый браслет", "Олеся" он затрагивает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения объединяют общие черты, самая главная из которых - трагичность судеб главных героев. Кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила "доброго, но только слабого" Ивана Тимофеевича. Героям повести "Олеся" суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такую развязку обусловили многие причины, зависящие как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть была написана в 1898 году. Главный герой Иван Тимофеевич - барин, которого судьба забросила в глухую деревушку Волынской губернии, где он жил в старом помещичьем доме вместе со слугой. Именно после его рассказа о местной ведьме Мануйлихе герой знакомится с Олесей - ее внучкой. Куприн не вдавался в описание главного героя, поэтому о нем мы знаем мало. Зато образ главной героини автор показал великолепно.

Олеся - красавица-дикарка, она выросла в глуши лесов, в избушке на болотах, после того, как ее бабушку вместе с ней выгнали из деревни за колдовство. По словам Куприна, в девушке не было ничего похожего на местных девчат. Олеся отличалась добротой, свежестью ума, способностью на глубокое чувство.

Сразу же после знакомства между ней и Иваном Тимофеевичем завязывается дружба. Девушка все больше проникалась доверием к частому гостю, а он много узнает об Олесе. Она рассказала ему, что гадала на него, но не хотела открывать, что выпало: "Пожалуйста, не просите... Нехорошо вам вышло". Гость не поверил, а Олеся сказала: "Вот когда мои слова сбудутся, вы меня тогда вспомните". Ведь не знал он, в отличие от девушки, что предсказание сбудется.

Итак, герой стал частым гостем в избушке. У него с Олесей вошло в обыкновение, что она провожала его до Ириновского шляха. По дороге у них завязывался интересный разговор. Именно по тому, о чем они говорили, можно судить о богатстве их духовного мира. Олеся расспрашивала его обо всем, что ее волновало, она обладала свежим воображением. Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным, но девушка охотно принимала все, что говорил гость. Барина поражали способности Олеси: "Знаешь, что меня удивляет в тебе, Олеся? Вот ты выросла в лесу, никого не видавши. Читать ты, конечно, тоже много не могла... А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни". "О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью". Но однажды отношения между ними изменились. Олеся больше не провожала гостя, они ни о чем не говорили. Несколько дней Иван Тимофеевич не был в избушке по болезни, но когда пришел, Олеся снова была ему рада. "На этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и такая сияющая улыбка любви..." В этот день Олеся призналась в любви, предсказание стало сбываться. Девушка знала, что будет несчастна, как все обернется, но пошла на это: "Я думала, что можно уйти от судьбы. Теперь мне все равно, все равно... Потому что я люблю тебя". А слова: "Я никогда не попрекну тебя, ни к кому ревновать не стану..." В этом выражается глубокое, бескорыстное чувство девушки. Каким же сильным должно быть это чувство, чтобы ради него потом быть несчастной: "... кажется, все бы на свете отдала, лишь бы с тобой хоть минуточку еще побыть. Пусть, думаю, что будет, то будет, а я своей радости никому не отдам". Ваня, так она его называла, тоже боялся, но он любил ее. Почти целый месяц продолжались их встречи, но приближалось время отъезда. Ваня не мог сказать любимой это, поэтому оттягивал время. Тогда Иван Тимофеевич предложил ей выйти за него замуж. Ему было все равно, что она незаконная, простая, необразованная девушка. Между ними произошел разговор о церкви. Дело в том, что Олеся не была крещеной и в церковь нельзя ей было ходить, так как она считалась ведьмой. Девушка не соглашалась, но вслед ему сказала: "... знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь приятное... ты бы очень был доволен, если бы я когда-нибудь пошла в церковь?" На это она шла ради него! У Вани было смутное влечение сердца отговорить ее, но он не послушался его. С этого момента их отношения неумолимо приближались к трагической развязке. "Олеся переломила свою боязнь и пришла в церковь. Иван Тимофеевич узнал от одного человека, что на площади перебродские девчата поймали ведьму, окружили ее, хотели вымазать дегтем, избили, но ей чудом удалось убежать. Когда бежала, то выкрикнула угрозу. Ваня примчался в избушку, где сидела ст&руха Мануйли-ха у кровати больной Олеси. Он заплакал, а она утешала его: "Не будем же плакать, пока мы вместе, давай хоть последние дни проведем весело". Девушка сказала, что им с бабушкой надо уехать, так как она погрозилась людям: "А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут... все мы будем виноваты...", потому что были уже такие случаи. Олеся послушалась судьбы: "Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?" Они простились. Опасения героини оправдались. Ночью пошел сильный град, который побил жито у селян. Иван поехал предупредить женщин об опасности, но когда он приехал, их уже не оказалось. Герою самому нужно было уезжать, так как о нем громада кричала недоброе.

Итак, мы видим, чем закончилась любовь героев. Но все-таки, какие же причины обусловили трагичность их судеб?

Во-первых, герой сам виноват. Он оказался слабым, не нужно было вообще ему идти в эту избушку, не надо было встречаться с Олесей. Послушался бы он того, что сказали карты. Но в конце концов он мог забрать ее с собой туда, где бы их не знали. Может, если бы Ваня послушал сердца и не позволил Олесе пойти в церковь, никто бы Ее Не тронул. Олеся тоже знала, к чему могут привести их отношения, но продолжала встречаться с ним. Еще в этой трагедии виноваты люди, их темнота, забитость, страх перед ведьмами и колдунами.

А как захватывает нас сюжет повести "Гранатовый браслет", где показана рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо! Любовь чистая, безответная, бескорыстная, "сильная как смерть". Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Для Желткова жизнь - это любовь. Вмешались в его чувства, оскорбили их - значит, унизили его достоинство. Князь Шеин, муж Веры Николаевны, - добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюбленному в его жену. Он понимает, что на его глазах развернулась "громадная трагедия души", и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам маленького человека. Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: "Да святится имя Твое". Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.