А. Грибоедов «Горе от ума». Анализ монолога Чацкого «А судьи кто? Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума А судьи кто чем вызван данный монолог

30.10.2019

Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку своим современникам. Себя самого автор ассоциирует с главным героем - Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень большую роль в идейном смысле комедии. Во всем произведении представлено шесть монологов, и каждый из них с новой стороны характеризует героя и развивает сюжет.

Один здравомыслящий человек на 25 глупцов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, насколько этот отрывок отличается от обычных речей героев. Высказывание главного персонажа выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть ли не самым важным во всем произведении, потому что в нем выражается развитие общественного конфликта, и появляется идейный смысл всей комедии.

Писатель создал определенную в которой данный отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» говорит о том, что он по своей идейно-художественной роли намного «шире». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от своих противников. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» - спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в основном касается не их, а все «фамусовское общество».

«Смех сквозь слезы»

Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех сторон его окружают глупцы, и в этом заключается беда главного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общего языка не с отдельными личностями, а со всем консервативным обществом. Реплики главного героя не делают его смешным, комичную ситуацию, скорее, создает Скалозуб своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель сочувствует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже переходит в драму.

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что подобную речь можно было произносить только на закрытых заседаниях тайных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К сожалению, Александр Андреевич об этом не догадывается, поскольку последние годы странствовал и пребывал далеко от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, поэтому он произносит свой монолог перед глупцами, которые не хотят, да и не могут его понять.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Крылатые выражения из "Горя от ума". Афористичность комедии А. С. Грибоедова
  • Сочинение на тему "Чацкий - победитель или побежденный?". Анализ и выводы
  • Отношение Чацкого к крепостному праву. Пьеса "Горе от ума". Грибоедов
  • Отношение Чацкого к службе, к чинам и богатству. Характер главного героя пьесы "Горе от ума" А.С. Грибоедов

Все интересное

Как критический отклик на комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» создает Иван Александрович Гончаров «Мильон терзаний». Краткое содержание статьи - глубокий социальный и идейный анализ этого произведения.…

Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение…

Пьеса "Горе от ума" - известное произведение А. С. Грибоедова. В процессе его создания автор отошел от классических канонов написания "высокой" комедии. Герои в "Горе от ума" - неоднозначные и многоплановые образы, а не карикатурные персонажи,…

События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться движение декабристов. Появляются два противоборствующих лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян…

Проблемы ума в "Горе от ума" затрагиваются в первую очередь, о чем нам подсказывает само название. При написании этой комедии Грибоедов задался целью показать положение здравомыслящего, умного, неравнодушного к родной стране и судьбам людей молодого…

Смысл названия комедии «Горе от ума» было бы заманчиво выразить в одной короткой, лаконичной, хлесткой фразе. Но вряд ли это возможно осуществить именно таким образом. Поясним сказанное.Поиск идеи «Горя от ума»Драматургия…

Комедия «Горе от ума» скоро уж 200 лет как является украшением репертуаров многих театров. Все помнят цитаты Чацкого. И все знают, кто ее написал. Дипломат и поэт Грибоедов, статский советник. Для более полной характеристики этой…

«Горе от ума» - одно из самых известных и цитируемых произведений русской литературы. О нем написаны десятки статей и монографий, осуществлено огромное количество постановок.«Бессмертные» афоризмыОднако сбылось предсказание…

В названии комедии А. С. Грибоедова присутствует такое слово, как «горе», предупреждающее читателей о тяжелых событиях, которые могут произойти. Однако, вспомнив, что это комедия, те, кто держит в руках книгу, успокаиваются.Такого рода…

Отношение Чацкого к крепостному праву. Пьеса "Горе от ума". Грибоедов

Осенью 1824 года уже окончательно была отредактирована сатирическая пьеса «Горе от ума», которая сделала А. С. Грибоедова русским классиком. Много острых и больных вопросов рассматривает это произведение. В нем речь идет о…

В драматическом произве-дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста-новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это-го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2) становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об-щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:

Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея! Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини-мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы-вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра-дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф-ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас-положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа-мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на-стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище-ты», царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! <…>

Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли-чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не-соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та-кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа-ление:

И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям; Движенья связаны, и не краса лицу; Смешные, бритые, седые подбородки! Как платья, волосы, так и умы коротки!..

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог-лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде-ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом. Материал с сайта

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс-лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором…

В этом же монологе получает развязку и любовный конф-ликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неве-дении относительно выбора Софьи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ монолога чацкого не образумлюсь виноват
  • «А судьи кто? - За древностию лет…» анализ монолога
  • разборка монологов чацкого
  • сочинение на монолог чацкого в той комнате
  • анвлиз заулючительного моголога чадского

Урок-практикум по литературе в 9 классе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Цели урока:

Познавательный аспект:

  1. Усвоить монолог в единстве формы и содержания.
  2. Повторить основные умения по анализу языка в стихотворном произведении.
  3. Научиться по речи распознавать характер человека.
  4. Обучить формированию собственного мнения о герое.

Развивающий аспект:

  1. Развивать ключевые компетенции и внимание.
  2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать.
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательный аспект:

  1. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
  2. Формировать у учащихся морально-ценностные качества.

Задачи урока:

  1. Развивать умение работать с текстом художественного произведения, умение грамотно проводить комплексный анализ текста.
  2. Развивать представления учащихся об экспрессивных возможностях разных синтаксических конструкций.

Ход урока.

  1. Вводная часть.

Беседа с классом:

  1. К какому литературному направлению относится комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (Классицизм)
  2. Что вы знаете о классицизме?
  3. Почему комедия А.С.Грибоедова относится именно к этому направлению? (Правила классицизма в области драматургии)
  4. Найдите признаки классицизма в комедии.
  5. Как развивается сюжет с момента появления А.Чацкого в доме Фамусова? (Явление 7:

а) Встреча героя с Софьей (он раздражен и огорчен)

б) Встреча с Фамусовым (Чацкий еще более разочарован)

Вывод : не прошло и часа, как Чацкий произносит монолог: «И точно начал свет глупеть…»

  1. Как раскрывается образ главного героя в этом монологе? (В нем говорят неудавшиеся амбиции, он ненавидит «век минувший», обвиняет «век покорности и страха», раболепство).
  1. Чтение монолога «А судьи кто?» и задания к тексту:
  1. Обратите внимание на синтаксический строй речи А Чацкого (Односоставные предложения, 4 риторических вопроса)

а) Что такое риторический вопрос? (Вопрос, не требующий ответа)

б) Почему Чацкий задает эти вопросы и сам на них отвечает? (Уверен в том, что на них ему никто не ответит)

в) Назовите виды сложных предложений в этом монологе.

г) Как характеризуют эти предложения героя? (Умный, образованный, начитанный)

д) Какова композиция монолога? (Первая половина – о старом поколении, вторая половина – о новом поколении)

е) Сколько частей в первой половине монолога? (Две части)

ж) Сколько частей во второй половине? (Две)

Вывод: Чацкий обладает стройной речью, умеет мыслить логически. Он хороший оратор.

  1. О ком мы узнаем в монологе «А судьи кто?» и что узнаем? («Судьи» - консерваторы, враги свободы, взяточники, казнокрады, безнравственные люди. Их надо судить.)
  2. О ком говорит Чацкий в первой части второй половины монолога? (Двоюродный брат в деревне, брат Скалозуба)

Вывод: честно служащие Отчизне люди все-таки есть, но их мало.

  1. Как к этим людям относятся представители старого поколения? (Боятся их, не понимают)
  2. О чем говорит Чацкий в конце монолога? (О мундире, который укрывал «их слабодушие, рассудка нищету»)
  3. Как характеризует Чацкого такая логика построения монолога? (Честный, бесстрашный, ненавидит старый мир)
  4. Как герои комедии характеризуют Чацкого(«Остер, красноречив, он славно пишет, переводит»)
  5. Где в монологе «А судьи кто?» самые большие паузы? Как они обозначены в тексте? (Между половинами каждой части монолога. Они обозначены тире, запятыми, двоеточием)
  6. Какие средства художественной выразительности мы находим здесь? (Метафора, метонимия, гипербола, ирония, сарказм)
  7. Приведите примеры метафоры.
  8. Что такое метонимия?
  9. Найдите примеры иронии, переходящей в сарказм. («Вот наши строгие ценители и судьи»)
  10. Приведите примеры эпитетов. (Негодяев знатных, подлейшие черты и т.д.)
  1. Творческое задание по группам:

1-я группа: дайте характеристику образа А.Чацкого, используя текст монолога «А судьи кто?»

2-я группа: определите стиль монолога (публицистический), найдите признаки стиля, используя доказательства к ним из текста монолога.

  1. Заключительная часть урока.

Ребята, сегодня вы убедились в том, что к тексту художественного произведения нужно относиться вдумчиво и внимательно. При таком подходе всегда можно собрать нужный материал к сочинению.

Запишите задание на дом . Самостоятельно проанализировать, использую материалы урока, монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть» (Действие 2-е, явление второе)


Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

1.1. Кто из героев пьесы Горе от Ума кажется вам наиболее привлекательным и самым отталкивающим? почему? 2. Какие страницы пьесы вызвали смех, а

какие - волнение?

3.3. Почему комедия названа "Горе от ума"?

Помогите написать сочинение по литературе, на одну из этих тем: 1.Конфликт 2-ух эпох в комедии Горе от ума 2.Тема просвещения в комедии

Горе от ума

3.Проблема ума в комедии Горе от ума

4.Чацкий и молчилаин (сравнит.характеристика)

5.Мой любимый персонаж

Написать сочинение на любую из тем по произведению "Горе от ума": 1."История жизни Молчалина"; 2."Достойна ли Софья

любви Чацкого";

3. "Молчалины блаженствуют на свете!";

4. "Герои комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" в современном мире".

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Комедия «Горе от разума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много увлекательных и принципиальных тем, отдал оценку своим современникам. Самого себя создатель сравнивает с основным героем – Александром Чацким, конкретно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи в большинстве случаев звучат в монологах персонажа. Они играют очень огромную роль в идеологическом смысле комедии. Во всем произведении представлено 6 монологов, и любой из их с новейшей стороны охарактеризовывает героя и развивает сюжет.

Один адекватномыслящий человек на 25 болванов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, как этот отрывок отличается от обыденных речей героев. Выражение головного персонажа выходит далековато за рамки ситуации, в какой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть не важнейшим во всем произведении, так как в нем выражается развитие публичного конфликта, и возникает идеологический смысл всей комедии.

Писатель сделал определенную речевую ситуацию, в какой данный отрывок разъясняется с психической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» гласит о том, что он по собственной идейно-художественной роли намного «обширнее». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от собственных врагов. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» – спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в главном касается не их, а все «фамусовское общество».

«Хохот через слезы»

Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех боков его окружают болваны, и в этом заключается неудача головного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, что Александр Андреевич не может отыскать общего языка не с отдельными личностями, а со всем ограниченным обществом. Высказывания головного героя не делают его забавным, комичную ситуацию, быстрее, делает Скалозуб собственной реакцией на ответ Чацкого. Читатель соболезнует Александру Андреевичу, в данном случае комедия уже перебегает в драму.

Противоборство обществу

Анализ монолога Чацкого гласит о том, как трудно человеку прижиться в обществе, в каком царствуют другие настроения и идеи. Грибоедов в собственной комедии предупредил читателей об конфигурациях, произошедших в кругах декабристов. Если ранее вольнодумцы могли расслабленно выступать со своими речами на балах, то сейчас реакция ограниченного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в согласовании с новыми правилами.

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, что схожую речь можно было произносить лишь на закрытых заседаниях потаенных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К огорчению, Александр Андреевич об этом не додумывается, так как последние годы странствовал и пребывал далековато от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, потому он произносит собственный монолог перед болванами, которые не желают, ну и не могут его осознать.