2 что же такое хлестаковщина. «Хлестаковщина» как нравственное явление. Несколько интересных сочинений

08.03.2020

Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Появление комедии "Ревизор" в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокимиСам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизорКажется, ничего. Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных. Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, "что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве... " Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее.


Понятие "хлестаковщина" появилось благодаря известной комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор", главным героем которого являлся мужчина средних лет Иван Александрович Хлестаков. Именно благодаря ему и появилось это понятие. Иван Александрович был жаден, скуп, а так же любил соврать и приукрасить. Нетрудно догадаться, что "хлестаковщина"- это люди, склонные к лицемерию, вранью, лести, и, конечно, к эгоизму, так же, как и наш герой. Такие люди, как правило, лжецы, для них важно материальное состояние и внешность.

Таким образом, "хлестаковщина"- это нечестные и лицемерные люди, любящие расхаживать по светским компаниям и мероприятиям, так же они довольно хитры, и умеют пользоваться ситуацией, хотя внутри они пусты (по моральным качествам). Названия этого обобщающего понятие произошло от фамилии главного героя. С помощью своей убедительной лжи он заставляет трепетать местных чиновников, перед ничем не значащей персоной. Хлестаков не обладает, как таковым, умом и внушительностью фигуры, но даже при этом получил неожиданный успех. Этот образ стал типичным. В этих людях Гоголь показал извечные проблемы России.

Обновлено: 2017-01-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя «Ревизор». Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда местные чиновники наперебой пытаются Хлестакову предложить деньги, он удивлён. Но, поняв, в чём дело, решает повернуть ситуацию в свою пользу. С помощью лжи эта «фитюлька» выдаёт себя за «значительное» лицо, заставляет трепетать всех чиновников. А в конце пьесы спокойно удаляется, оставив в дураках всех чиновников вместе с городничим. Но ведь он не одинок в своей лжи. «Всякий хоть на минутку… делался или делается Хлестаковым». Это прослеживается в каждом герое пьесы. Городничий мечтает о ряпушке и корюшке, которых он будет есть в Париже. Как это похоже на суп, прибывший из Парижа для Хлестакова. А вспомните монолог Городничего о том, как ему везде на станциях дают лошадей, а «все дожидаются: все эти титулярные… » А он обедает где-то у губернатора. И вдруг этот монолог прерывается много говорящим «… а там - стой, городничий! » Не напоминает это вам монолог завравшегося Хлестакова? «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю… графы и князья. » И вдруг: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж… » Посмотрят на себя настоящих и Хлестаков, и Городничий - и давай сочинять опять. А монолог слуги Хлестакова Осипа - ещё один вариант вранья. Прислушаемся к его словам: «… житьё в Петербурге лучше всего. Жизнь тонкая: театры, собаки тебе танцуют. » На улице Осипу кричат: «Почтенный! » Ох, как это напоминает хлестаковское: «Вон, говорят, Иван Александрович идёт! » Осип стал в чём-то в душе похожим на своего хозяина. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде. » «Всякий хоть на минуту… делался или делается Хлестаковым». Хлестаковщина растлевает неотвратимо каждого. Это порождение российского общества, в котором царили жадность, ложь, лицемерие, трусость, чинопочитание. Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. Это ложь, фразёрство, себялюбие, инфантилизм, желание пустить пыль в глаза. Это и манерность, и простодушный эгоизм. И опасно это явление тем, что может скрываться под достаточно привлекательной личиной.

Конспект урока литературы в 8 классе по теме:

«Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»

Цели:

1.Прививать интерес к комедии.

2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине».

3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.

Задачи:

Отработка навыка словесно-логического обобщения.

Развитие критического мышления, творческого воображения учащихся.

Воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.

Прогнозируемые результаты:

знают характеристику персонажей, особенности использования художественных приемов для создания образов героев;

умеют выделять художественные особенности комедии; определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации по теме урока, учебная литература и художественный текст, иллюстрации.

Тип урока

личностно-ориентированный

Вид урока

урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью

Ход урока.

1. Организационно-мотивационный этап

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!

Здравствуйте, ребята и гости! Я рада встрече с вами и хочу пожелать всем хорошего настроения и плодотворной работы!

Я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя. (слайд 2)

А как известно, в театр необходим билет. В качестве билетов предлагаю ответить на вопросы.

(Слайды 3-14)

2. Этап актуализации опорных знаний

1.Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра -пьеса.

2.К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)

3.Назовите жанр этого произведения (комедия).

4.Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)

5.Пояснения для постановщиков спектакля и актеров. (ремарки)

6.Речь одного человека в художественном произведении (монолог)

7.Момент наивысшего действия в пьесе (кульминация)

8.Пьеса делится на части. Как называются эти части? (Действия)

9.Разговор двух или нескольких лиц (диалог)

10.Событие, завершающее действие (развязка)

11.Столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц (Конфликт)

12.Фраза собеседника в разговоре (Реплика)

Молодцы! С заданием справились.

3.Сообщение темы и целей

Перед нами комедия Гоголя «Ревизор», и все мы не только внимательные зрители, но и строгие критики. (слайд 14)

Первое знакомство с автором и комедией состоялось на прошлом уроке. А сегодня нам интересен образ главного героя комедии – образ Ивана Александровича Хлестакова. Однажды Н.В.Гоголь в письме другу писал: (слайд 15) « Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». Что имел ввиду Гоголь? А прав ли писатель? Мы постараемся понять. А пока все жители городка Н в страшном смятении. Внимание на экран.

Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (слайд 16)

4.Работа по теме

Аналитическая беседа

Кого боятся чиновники? (слайд 17)

Кто такой ревизор? Я просила дома найти толкование слова.

Ревизор - это инспектор, контролер, аудитор, проверщик. Лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследуя деятельность какого-либо данного учреждения или чиновника.

И почему жители городка испугались ревизора?

Ревизор может проверить работу чиновников, разоблачить их мошенничество, даже написать жалобу выше и наказать. Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.

Есть такое выражение «рыльце в пуху…» Что означает? Каким образом это относится к чиновникам?

Почему чиновники решили, что это ревизор, ведь его никто никогда не видел?

(слайд 18)

Увидели в трактире его подозрительные взгляды, бегающие глаза, наблюдательность за всеми. Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора».

Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Каким образом Хлестаков оказался в этом городке и задержался?

О каких качествах героя сразу можно сказать?

Безответственность, несерьёзность, транжира и мот

Кто подтверждает характеристику?

Слуга Осип.

(Зачитывают текст -действие 2-е, явление 1-е)

" Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…"

Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет?

Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса.

Без цели в жизни, серьёзных намерений, благородства, нравственных качеств, истинных чувств.

Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»? «Хлестаков» произвёл хлесткое впечатление своим поведением и речью на окружающих.

«Говорящие» фамилии создают впечатление о лицах, которым принадлежат.

Какие фамилии встретились?

Судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Мы получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.

Не только фамилии помогают раскрыть образ. Герои драматических произведений раскрываются в речи, в поступках.Какова речь Хлестакова с окружающими?

Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно, он не может правильно изложить свои мысли, его слова эмоциональны и резки. Показывает свою высокую значимость.

Как разговаривает со слугой?

В обращении Хлестакова к своему слуге бросается в глаза барская манера говорить, грубость, высокомерие. Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед, повелительный тон сменяется на более мягкий.

Какими качествами наделён?

В этом эпизоде раскрывается двуличие, притворство, лицемерие Хлестакова.

Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». (Д. III, явл. 6.)

Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».(слайд 20)

Каков актёр? Какие качества раскрываются? (слайд 21)

Нахальный, легкомысленный, дерзкий, хвастается тем, чего не имеет, пытается показать своё высокое положение, сочиняет умело и быстро, врёт без остановок. В этой сцене очень ярко раскрылись такие черты характера Хлестакова, как болтливость, зазнайство, хвастливость, глупость, тщеславие.

В чём комизм сцены?

Хлестаков настолько заврался, что верит сам в свои выдумки! Забывает свои слова и старается выкрутиться. Он смешон. Он пьян от своих слов. Хлестаков одержим стихией речи.

Как воспринимают его в обществе?

Его положение в обществе растёт, все в полном восторге от него и вместе с тем растёт панический страх чиновников.

На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (слайд 22)

Цель жизни молодого человека выражена в его словах, каких? «ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия...» Какие цветы срывал он в этом обществе? (слайд 23)

Понимая, что все его боятся и принимают за высокопоставленного человека, он этим пользуется и издевается, смеётся над чиновниками. В этих явлениях от сцены к сцене в динамике показаны бесцеремонность, фамильярность, наглость, глупость, изворотливость, беспечность, двуличие Хлестакова. В отношениях к женщинам он проявляет себя как подлец.

Но все верят ему? Почему все верят Хлестакову?

Страх руководит ими. Они боятся не согласиться с ним или усомниться в его словах –это одна причина. А другая - все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их.

Высота сана затмевает любые человеческие качества. Всех манит шикарная жизнь в большом городе, высокий статус в обществе, величие и полная безнаказанность. Вранье Хлестакова просто заражает, как болезнь. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде». Гоголь вводит новое явление-«хлестаковщина» (слайд 24)

Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчемности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Именно этими чертами характера отличался главный герой комедии Гоголя – мелкий чиновник Хлестаков. Разве он одинок в этом мире?

Этими качествами наделены все чиновники и их окружение.

В Хлестакове отражаются все пороки чиновничьей власти. Какие эти пороки?

Обман, ложь, взяточничество, казнокрадство, хвастовство, невежество, лихоимство, лесть, чинопочитание, угодничество, глупость, произвол, тщеславие, карьеризм, двуличие.

Это понятие очень прочно прижилось в нашей литературе. Хлестаковщина приобрело широкий социальный и психологический смысл.

Что же такое Хлестаковщина?

Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества.

Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина», болезнь, которой заражаются люди.В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

5.Итог урока.

Хлестаковщина свойственная многим людям и в наши времена. Некоторые любят показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле, и поставить себя выше всех, хвастаться тем, чего нет, и конечно, могут очень красиво врать.

Таким образом, мы отвечаем на поставленный вопрос в начале урока – прав ли Гоголь - Хлестаковым бывает рано или поздно каждый из нас? (слайд 25)

Особо хлестаковщиной грешат те, кто высот не достиг, трудолюбием не обладает, талантов не имеет, а мечты имеет огромные и похвастаться не забывает.

Все мы разные, никто не идеален. В каждом есть пороки. Иногда мы совершаем ошибки, за которые стыдно. Но если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки, признается в своих ошибках, и постарается их исправить, то не всё потеряно. Мы сможем измениться и сделать свою жизнь добрее и чище. И я вам всем этого желаю-гоните из себя хлестаковщину!

6.Домашнее задание

(слайд 26)

В качестве домашнего задания предлагаю составить синквейн с ключевыми слова на выбор-Хлестаков, Хлестаковщина.

7.Рефлексия.

Урок окончен, я благодарю вас за работу! Встаньте, ребята! сделаем жизнь чуточку добрее, поднимем настроение и улыбнёмся друг другу. (слайд 28)

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Спасибо за внимание!


Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья. Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».

С немыслимыми размерами предстаёт и богатство Хлестакова (сфера материального положения): в ход идёт болтовня о шикарном бельэтаже, каждодневных балах с европейскими посланниками, супе, привозимом из Парижа, и арбузах – по семисот рублей штука. У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они текут потоком, одна другой глупее и абсурднее. Безобразие получается ещё и по причине налёта светскости, некой столичной ауры, которую гость старается распространить вокруг себя, в первую очередь, ради восторга дам. Ради их же благосклонности молодой человек не может удержаться от вранья уже в рамках культуры и искусства. На Анну Андреевну и Марью Антоновну производит колоссальное впечатление, что Хлестаков написал и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и «Фрегат Надежды» Бестужева-Марлинского, и энциклопедический журнал «Московский телеграф».

Никакого различия между этими вещами герой не усматривает и «получает» сорок тысяч рублей от Смирдина за правку статей. Оригинал же «брат Пушкин» с Хлестаковым на короткой ноге.

Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. Невозможность противостоять ей продиктована внутренним трепетом перед «персоной в чине», но не только этим. Сознание, которое постоянно вступает в сделку с совестью и считает это в порядке вещей, не может распознать явной абсурдности ситуации, потому как с точки зрения честности – в состоянии абсурда находится постоянно. Причём природа этого абсурда отнюдь не метафизична, она рукотворна и может быть устранена, если бы не считалась нормой жизни. Разумную «напраслину» на эту норму могут возводить только «вольтерьянцы».

Гоголь своей комедией хотел не только собрать воедино всё дурное, но и показать, что такое явление, как хлестаковщина, побеждается только смехом. Серьёзное отношение к ней может вызвать отчаяние, суровое порицание – оттолкнуть тех, кого она коснулась, и только смеховое начало способно развязывать узлы и находить пути к обновлённой жизни.

Тест по произведению